Дело № 2-2656/2022
УИД 44RS0001-01-2022-002609-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кострома 25 августа 2022 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Шершневой М.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.Д., с участием заявителя ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об установлении факта, имеющего юридическое значение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об установлении факта проживания по адресу: <адрес>. Требования мотивировала тем, что в связи с пожаром, случившимся <дата> по адресу: <адрес>, пострадавшим от этого пожара выплачивается материальная помощь в соответствии с п. 1.1. Постановления администрации г. Костромы от <дата>№. Для выплаты материальной помощи, как собственник одной из четырёх квартир дома на <адрес>, она обратилась в администрацию г. Костромы, однако письмом № от <дата> начальник управления финансов администрации г. Костромы ФИО2, в материальной помощи ей отказал в связи с регистрацией в другом городе, просит установить факт её проживания в г. Костроме.
Истец в судебном заседании пояснила, что просит установить факт её временного проживания на территории г. Костромы по адресу: <адрес> период с 2019 по 2022 год. Дополнительно пояснила, что ранее постоянно проживала на территории г. Костромы, состояла в общественной организации "Комитет матерей", была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в <дата> и ранее работала в г. Костроме в торговом тонаре продавцом. В настоящее время преимущественно проживает в Московской области в г. Королеве по месту регистрации по адресу: <адрес>, где, с её слов, проживает и её супруг, состоит в г. Королев на учёте в Пенсионном фонде, обращалась там за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства, но периодически приезжает в г. Кострому на некоторое время. Проживала в принадлежащей ей квартире по адресу: <адрес> ранее постоянно, с <дата> по январь 2020 года, в 2020 году приезжала в Кострому примерно два раза в год, жила около двух недель, в 2021 году также. В 2022 году она постоянно проживает в Костроме. Так как её квартира сгорела, то она либо арендует жилье, либо проживает у своих знакомых. Установление данного юридического факта необходимо ей для получения финансовой помощи из бюджета г. Костромы, предусмотренной постановлением администрации г. Костромы от <дата>№. Полагает, что она относится к категории временно проживающих на территории г. Костромы в связи с работой, так как в последние годы она приезжала в г. Кострому, проживала в принадлежащей ей квартире, в том числе для того, чтобы нянчить внуков, заниматься их воспитанием, что, по её мнению, также считается неофициальной работой. Оформлять временную регистрацию по месту пребывания в принадлежащей ей квартире в г. Костроме не считает необходимым.
Представитель заинтересованного лица - администрации г. Костромы в судебном заседании не участвует, извещались надлежащим образом. В письменном ходатайстве полагали требования не подлежащими удовлетворению в связи с отсутствием регистрации ФИО1 в г. Костроме и наличием регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>. Просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - управления финансов администрации г. Костромы в судебном заседании не присутствует, в письменном отзыве просили рассмотреть дело без своего участия, указали, что заявителем не представлено доказательств невозможности получения постоянной либо временной регистрации по месту жительства в г. Костроме, полагали заявление не подлежащим удовлетворению. Дополнительно пояснили, что порядок предоставления жителям г. Костромы финансовой помощи, утвержденный постановлением администрации г. Костромы от 14.01.2014 № 27 устанавливает правила предоставления из бюджета г. Костромы финансовой помощи гражданам РФ, постоянно или преимущественно проживающим на территории г. Костромы, а также временно проживающим на территории г. Костромы в связи со службой, учебой или работой. Согласно п. 1.3 Порядка предоставления финансовой помощи финансовая помощь предоставляется жителям г. Костромы один раз в течение календарного года в случае необходимости осуществления социально значимых расходов, понесенных в течение двенадцати месяцев, предшествующих обращению об оказании финансовой помощи. Таким образом, полагают, что поскольку повреждение имущества ФИО1 произошло <дата>, у заявителя есть 12 месяцев со дня несения социально значимых расходов на оформление регистрации по месту пребывания либо по месту жительства в помещении, поврежденном вследствие пожара, а также на обращение за оказанием финансовой помощи.
Выслушав объяснения заявителя, показания свидетелей, которые подтвердили, что заявитель ранее жила в г. Костроме, в последние годы периодически приезжает в Кострому, нянчит внуков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 264, ст. 265 и 267 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций; суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов; в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Установление факта временного проживания в период с <дата> по <дата> по адресу: <адрес>, необходимо заявителю ФИО1 для реализации права на получение финансовой помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьи 2 и 3 Федерального закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливают, что регистрация осуществляется, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства (ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены, в частности, из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных доказательств.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 в период с <дата> по <дата> была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, с <дата> по <дата> - по адресу: <адрес>, с <дата> по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.
ФИО1 является пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, региональной социальной выплаты в ГУ – ГУ ПФР №6 по г. Москве и Московской области.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит ФИО1 на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
По сведениям Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Костромы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области <дата> по адресу: <адрес> произошёл пожар. В результате ликвидации пожара в <адрес> была пролита <адрес>, принадлежащая ФИО1
<дата> ФИО1 обратилась с заявлением к главе администрации г. Костромы ФИО3 с заявлением об оказании ей финансовой помощи в связи с поджогом дома, расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> администрацией г. Костромы в лице управления финансов ФИО1 отказано в предоставлении финансовой помощи, в связи с отсутствием оснований для её предоставления, предусмотренных п. 1.3 Порядка предоставления жителям города Костромы финансовой помощи.
Порядок предоставления жителям города Костромы финансовой помощи, утвержденный постановлением администрации г. Костромы от <дата>№, устанавливает правила предоставления из бюджета г. Костромы финансовой помощи жителям города Костромы.
Согласно п. 1.3 Порядка предоставления финансовой помощи финансовая помощь предоставляется жителям города Костромы один раз в течение календарного года в случае необходимости осуществления социально значимых расходов, понесенных в течение двенадцати месяцев, предшествующих обращению об оказании финансовой помощи, в том числе расходов, связанных с повреждением или утратой имущества вследствие пожара, стихийного бедствия, иной чрезвычайной ситуации или происшествия на территории г. Костромы.
В указанном Порядке определены лица, которые отнесены к жителям г. Костромы и которым может быть оказана финансовая помощь из бюджета г. Костромы по их заявлениям: это граждане РФ, постоянно или преимущественно проживающие на территории г. Костромы либо временно проживающие на территории г. Костромы в связи со службой, учебой или работой.
Из представленных заявителем доказательств, вопреки доводам ФИО1, следует, что ни к одной из указанных категорий граждан она не относится.
Для установления факта её постоянного, преимущественного проживания на территории города Костромы либо временного проживания по адресу: <адрес> связи со службой, учебой или работой, суд полагает представленных заявителем доказательств недостаточно.
С учётом наличия права собственности на квартиру, расположенную на территории г. Костромы, доказательств невозможности получения постоянной или временной регистрации в г. Костроме заявителем не представлено.
Из исследованных судом доказательств усматривается факт временного пребывания ФИО1 по указанному ею адресу, но не в связи с работой, на что указывает заявитель и чего требует Порядок предоставления финансовой помощи жителям города Костромы, утвержденный постановлением администрации г. Костромы от 14.01.2014 №27, а по личным вопросам. То обстоятельство, что истец приезжала заниматься воспитанием внуков в принадлежащую ей квартиру в г. Костроме указывает лишь на факт её временного пребывания в г. Костроме. Однако это, как и регистрация заявителя в качестве индивидуального предпринимателя в период с <дата> по <дата>, наличие медицинской карты в г. Костроме, в котором зафиксировано одно обращение за медицинской помощью <дата>, не имеет юридического значения при разрешении вопроса о признании права на получение финансовой помощи на основании Порядка предоставления жителям г. Костромы финансовой помощи, утвержденного постановлением администрации г. Костромы от 14.01.2014 № 27.
Таким образом, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований об установления факта временного проживания ФИО1 в связи с работой на территории г. Костромы по адресу: <адрес> приведенный выше период, поскольку заявителем не представлено достаточных доказательств, позволяющих с достоверностью установить данный юридический факт.
Доводы ФИО1 о том, что в 2019 году, периодически в 2020 и 2021 годах, в 2022 году она фактически проживала по указанному адресу опровергаются представленным ею паспортом гражданина Российской Федерации, согласно которому она была зарегистрирована по иному адресу, избрав место проживания по своему усмотрению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об установлении факта её временного проживания на территории города Костромы в связи с работой оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца на апелляционное обжалование и может быть обжаловано в Костромской областной через Свердловский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.А. Шершнева