Дело № 2-29/2020 (УИД 37RS0022-01-2019-002356-09)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи: Орловой С.К.,
при секретаре: Силантьевой В.В.,
с участием:
представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионных прав,
у с т а н о в и л :
ФИО3 обратилась в суд с иском, измененным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчику по тому основанию, что последним незаконно отказано ей в досрочном назначении страховой пенсии по старости «в связи с отсутствием необходимого страхового стажа».
Требования обоснованы тем, что 05.04.2017 г. истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением одосрочномназначении ей страховойпенсиипо старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, приложив к заявлению соответствующие документы, подтверждающие наличие педагогического стажа более 25 лет. Однако, решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области от 28.06.2017 г. ей отказано вдосрочномназначении страховойпенсиипо старости «в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы». В исчисление педагогического стажа ей не были включены, в том числе, периоды ее работы:
- с 01.03.1995 г. по 07.06.1999 г. вдолжностивоспитателя в муниципальном учреждении «Центр интеллектуальных возможностей и способностей развития ребенка № 192» г. Иваново, переименованном 24.10.1996 г. в муниципальное унитарное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192»;
- с 03.09.2007 г. по 23.11.2010 г. в должности воспитателя-педагога по ИЗО на 0,5 ставки и воспитателя-педагога по конструированию на 0,5 ставки в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка-детский сад № 192», переименованном 10.11.2009 г. в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192»;
- с 24.11.2010 г. по 11.08.2014 г. в должности воспитателя-педагога дополнительного образования, с 01.01.2012 г. – в должности воспитателя по ИЗО в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 1», переименованном 08.09.2011 г. в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1».
С решением ответчика истица не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее конституционное право на пенсионное обеспечение. В спорные периоды работы истец осуществляла педагогическую деятельность, фактически изменялось только название дошкольного заведения, все функции данного дошкольного учреждения, в том числе, и трудовая функция заявителя, оставались неизменными. Ссылаясь на эти обстоятельства, истица просит включить вышеуказанные периоды в специальный страховой стаж периоды ее работы:
- с 01.03.1995 г. по 07.06.1999 г. вдолжностивоспитателя в муниципальном учреждении «Центр интеллектуальных возможностей и способностей развития ребенка № 192» г. Иваново, переименованном 24.10.1996 г. в муниципальное унитарное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192», за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 15.08.1996 г. по 19.08.1996 г.;
- с 03.09.2007 г. по 23.11.2010 г. в должности воспитателя-педагога по ИЗО на 0,5 ставки и воспитателя-педагога по конструированию на 0,5 ставки в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка-детский сад № 192», переименованном 10.11.2009 г. в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192»;
- с 24.11.2010 г. по 11.08.2014 г. в должности воспитателя-педагога дополнительного образования, с 01.01.2012 г. – в должности воспитателя по ИЗО в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 1», переименованном 08.09.2011 г. в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1»,
а также обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 05.04.2017 г.
Истица ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель истицы ФИО1 суду пояснила, что исковые требования истицы поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просит их удовлетворить. Госпошлину, уплаченную истицей за рассмотрение настоящего дела судом, представитель истицы не желает взыскивать с ответчика.
Представитель ответчика – УПФР в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановской муниципальном районе Ивановской области ФИО2 суду пояснила, что исковые требования не признает в полном объеме, поддержав доводы представленных возражений на иск. Просит в удовлетворении иска отказать.
Более подробно позиция представителя ответчика изложена в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмет спора, МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 192» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Кроме того, из данного заявления также следует, что ФИО3 действительно с 03.09.2007 г. по 23.11.2010 г. работала в должности воспитателя-педагога по ИЗО на 0,5 ставки и воспитателя-педагога по конструированию на 0,5 ставки в МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 192», переименованном 10.11.2009 г. в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192». На протяжении всего периода работы в дошкольном образовательном учреждении, вне зависимости от смены наименования, ФИО3 была занята воспитательной работой с детьми в возрасте 3-7 лет, должностные обязанности исполняла в полном объеме. Указание ее должности как «воспитатель-педагог по ИЗО деятельности, воспитатель-педагог по конструированию» на ее функциональные обязанности как воспитателя не повлияло. Представитель третьего лица полагает, что при фактическом выполнении ФИО3 должностных обязанностей по профессии воспитатель, истица не может быть ограничена в правах на пенсионное обеспечение при решении вопроса о назначении ей пенсии по старости, поэтому третье лицо считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмет спора, МБДОУ «Детский сад № 1» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеются письменные пояснения по иску, из которых следует, что просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Кроме того, из данных пояснений также следует, что ФИО3 действительно с 24.11.2010 г. по 11.08.2014 г. работала в должности воспитателя-педагога дополнительного образования, с 01.01.2012 г. – в должности воспитателя по ИЗО в МДОУ «Детский сад № 1», переименованном 08.09.2011 г. в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1». ФИО3 в полном объеме выполняла свои должностные обязанности, которые по сути не отличались от обязанностей воспитателя-педагога, но дополнялись выполнением обязанностей по занятию с детьми ИЗО деятельностью, истица была занята воспитанием детей в возрасте 3-7 лет. Штатное расписание с указанием на наименование должностей «воспитатель-педагог по ИЗО деятельности», «воспитатель-педагог дополнительного образования» утверждалось Управлением образования администрации г. Иваново, и не подлежало изменению детским дошкольным образовательным учреждением. Наименование должности не повлияло на выполнение функциональных обязанностей ФИО3, она фактически выполняла обязанности воспитателя. Поэтому третье лицо считает, что исковые требования истицы подлежат удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 05.04.2017 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Согласно решению ответчика№от28.06.2017 г.истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от28.12.2013 г. №400–ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с не выполнением основного условия для досрочного назначения страховой пенсии по старости - наличие требуемого специального стажа работы. На основании документов, приложенных к заявлению, продолжительность льготного стажа уБелой Н.В. составила 14 лет 1 мес. 6 дн. вместо требуемого стажа 25 лет.
В специальный стаж работы по основаниям, указанным представителем ответчика не включены, в том числе, периоды ее работы:
- с 01.03.1995 г. по 07.06.1999 г. вдолжностивоспитателя в муниципальном учреждении «Центр интеллектуальных возможностей и способностей развития ребенка № 192» г. Иваново, переименованном 24.10.1996 г. в муниципальное унитарное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192»;
- с 03.09.2007 г. по 23.11.2010 г. в должности воспитателя-педагога по ИЗО на 0,5 ставки и воспитателя-педагога по конструированию на 0,5 ставки в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка-детский сад № 192», переименованном 10.11.2009 г. в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192»;
- с 24.11.2010 г. по 11.08.2014 г. в должности воспитателя-педагога дополнительного образования, с 01.01.2012 г. – в должности воспитателя по ИЗО в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 1», переименованном 08.09.2011 г. в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1».
Основанием невключения указанного периода в стаж является отсутствие в Списке наименования учреждения и должности.
Статьей7Конституции РФ установлено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам гражданина и гарантируется статьёй39 КонституцииРоссийской Федерации.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии Федеральным законом № 400-ФЗ от28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ). Изменение условий и норм установления, а также порядок выплаты страховых пенсий осуществляется на основании внесения изменений в указанный Федеральный закон.
Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Еще одним условием для назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 вышеуказанного Федерального закона, является наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. С учетом переходных положений в 2017 году ИПК должен быть не менее 11,4.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на 31.12.2001 г.
В соответствии с пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список N 781 и Правила N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее по тексту - Список N 463);
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Статьей 9 Закона РФ "Обобразовании" установлено, что в Российской Федерации реализуютсяобразовательныепрограммы, которые подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные). К основным общеобразовательным относятся программы:дошкольногообразования, начального общегообразования, основного общегообразованияи среднего (полного) общегообразования.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона РФ "Обобразовании"образовательнымявляетсяучреждение, осуществляющееобразовательный
процесс, то есть реализующее одну или несколькообразовательныхпрограмм и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Кобразовательнымотносятсяучрежденияследующих типов:дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общегообразования) и т. д.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, предусмотрены должности «воспитатель».
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей предусмотрены должности «воспитатель».
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., предусмотрены должности «воспитатель», «учитель».
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, предусмотрены детские дошкольные учреждения всех типов (детский сад, сады-ясли, детские ясли), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781 –предусмотрены «школы всех наименований», «детские сады всех наименований,центрразвитияребенка–детскийсад, ясли-сад,детскиеясли; постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 –предусмотрены детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников), детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад».
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года N 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года N 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч. 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.
При этом суд принимает во внимание, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного ст. 7 Закона периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться исходя из конкретных обстоятельств каждого дела установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемой им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал).
Из трудовой книжки истицы №, следует, что 01.08.1988 г. истица принята в ясли-сад № 192 воспитателем, который 01.04.1994 г. передан в ведение отдела образования администрации Ленинского района г. Иваново, с 03.02.1995г. в муниципальном унитарном учреждении «Центринтеллектуальных возможностейиспособностейразвитияребенка№192»,04.10.2005 г. истица переведена на должность воспитателя-педагога по ИЗО на 0,5 ставки, 03.09.2007 г. истица принята в том же учреждении воспитателем-педагогом по конструированию на 0,5 ставки, с 28.12.2009 г. в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка-детский сад № 192», 24.11.2010 г. ФИО3 принята на должность воспитателя-педагога дополнительного образования в МДОУ «Детский сад № 1», 24.02.2012 г. истица переведена на должность воспитателя по ИЗО с 01.01.2012 г., 12.08.2014 г. истица переведена на должность воспитателя высшей квалификационной категории, где работает по настоящее время, что подтверждается справкой, уточняющей право на досрочное назначение страховой пенсии педагогическим работникам в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, выданной Управлением образования Администрации г. Иваново.
Работу истицы в вышеуказанной должностях в указанных дошкольных учреждениях в судебном заседании представитель ответчика не оспаривает.
Согласно справке МАДОУ № 192, до 01.04.1994 г. МДОУ «192 носил название ясли-сад № 192 и находился на балансе АО Ивановского Камвольного комбината, с 01.04.1994 г. ясли-сад № 192 находился на балансе отдела образования администрации Ленинского района, с 01.03.1995 г. ясли-сад № 192 находился на балансе отдела образования администрации города и носил название муниципального, унитарного учреждения «Центра интеллектуальных возможностей и способностей ребенка № 192», впоследствии муниципальное, унитарное учреждение «Центр интеллектуальных возможностей и способностей ребенка № 192» был изменен на муниципальное, унитарное учреждение «Центр развития ребенка № 192, который в свою очередь был изменен на муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида № 192 с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников», на основании приказа Управления Образования г. Иваново № 1590 от 06.11.2001 г. муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида № 192 с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников» был изменен МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 192», согласно постановлению Администрации г. Иваново № 947 от 10.11.2009 г., МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 192» переименовано в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192».
Характер работы, направление и вид деятельности учреждения не менялся, имело место лишь переименование учреждения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что цели и задачи дошкольного образовательного учреждения, несмотря на их переименование, оставались неизменными. Фактически изменялось только название указанных дошкольных заведений, все функции данных учреждений, в том числе и трудовая функция заявителя, оставались прежними. Доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку характер направление деятельности учреждения, которое реализовывало общеобразовательные программы, действовало на основе Закона РФ "Об образовании", соответствуют условиям, дающим право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, оспариваемые периоды осуществления педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении, независимо от его переименования не могут повлечь отказ в зачисление спорного периода в специальный стаж.
Ответчиком в том числе, не были включены в специальный стаж истицы в вышеуказанные спорные периоды работа в должности воспитателя-педагога по ИЗО на 0,5 ставки, воспитателя-педагога по конструированию на 0,5 ставки и воспитателя по ИЗО, в связи с отсутствием данных должностей в Списках.
Истица просит включить периоды работы в данных должностях, указывая, на тождественность обязанностей воспитателя-педагога по ИЗО, воспитателя-педагога по конструированию, воспитателя по ИЗО и воспитателя.
Должности «воспитатель-педагог по ИЗО», «воспитатель-педагог по конструированию» указанными Списками должностей не предусмотрены.
Из штатного расписания МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 192» на 01.09.2007 г., следует, что в штате детского сада имеются должности воспитателя в количестве 4 шт., воспитатель-педагог по конструированию – 0,5 ставки и воспитатель –педагог по ИЗО – 0,5 ставки.
В соответствии старификационнымиспискамиМДОУ «Детский сад № 1» учебная нагрузка ФИО3 составила: на 2011 уч.г. – восп. п.д.о. 1 ст.; на 2012-2014 уч.г.г.. – воспитатель по ИЗО – 1 ставка.
На основании приказа МБДОУ «Детский сад № 1» № 9-К от 15.01.2020 г., в связи с неправильным наименование должности «воспитатель-педагог дополнительного образования» в приказе 52-к от 24.11.2010 г. о приеме на работу ФИО3 внесены изменения, а именно считать Белую Н.С. принятой на работу на должность воспитателя по ИЗО, о чем внести соответствующие изменения в трудовую книжку.
Вместе с тем из пояснений представителя истца данных в судебном заседании следует, что в период работы в должности воспитателя-педагога по ИЗО и конструированию. Воспитателя по ИЗО в детских образовательных учрежденияхФИО3 осуществляла педагогическую деятельность, организовывала образовательную деятельность с детьми в возрасте 3-7 лет, свои должностные обязанности, которые в целом не отличались от должностных обязанностей воспитателя, исполняла в полном объеме, также цели и задачи детского сада, а также функциональные обязанности истца, как воспитателя в спорные периоды и в настоящее время остались неизменными. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными пояснениями представителей третьих лиц – МБДОУ «Детский сад № 1», должностными инструкциями воспитателя, воспитателя по ИЗО, воспитателя-педагога дополнительного образования (по ИЗО), воспитателя-педагога дополнительного образования.
Из представленной в материалы дела должностной инструкции воспитателя в обязанности воспитателя входит: осуществление деятельности по воспитанию, развитию и образованию воспитанников, обеспечивая выполнение образовательной программы в соответствии с государственным образовательным стандартом, соблюдение требований по охране жизни и здоровья детей, создание благоприятных условий для детской адаптации к пребыванию в детском учреждении, изучение и развитие индивидуальных способностей, склонностей и интересов детей, создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, способствование росту их познавательной и творческой мотивации, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам реализации воспитательного процесса, планирование и организация жизнедеятельности воспитанников, их игровой деятельности в соответствии со спецификой дошкольного образования и регламентом жизнедеятельности группы, образовательной деятельности в соответствии с соответствующей программой, координирование работы младшего воспитателя, соблюдение санитарно-гигиенического режима жизнедеятельности детей, ведение документации воспитателя согласно номенклатуре дел в соответствии с приказом, табеля учета посещаемости детей, содействие всестороннему развитию воспитанников через разные формы и виды детской деятельности, формирование общей культуры детей, способствование развитию их творческих способностей, социализации, решению проблем в общении со сверстниками и взрослыми, соблюдение прав и свобод воспитанников, правил и норм охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенических норм и требований, соблюдение трудовой дисциплины, Правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, прохождение медицинского осмотра строго по графику в нерабочее время, осваивание дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации в объеме не менее 72 часов не реже чем раз в каждые 3 года, обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса и т.д.
Из представленной в материалы дела должностной инструкции воспитателя по ИЗО следует, что должность воспитателя по ИЗО относится к категории педагогических работников. На воспитателя по ИЗО возлагается осуществление деятельности по воспитанию детей и развитию творческих особенностей, содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников, внесение необходимых коррективов в систему их воспитания и развития мелкой моторики. Воспитатель по ИЗО осуществляет изучение личности обучающихся, их склонности, интересы, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей, создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника, способствует развитию общения воспитанников, помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, педагогами, родителями (лицами, их заменяющими), осуществление помощи воспитанникам в организационной деятельности, способствование обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям, содействие получению дополнительного образования воспитанникам через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждении, соблюдение прав и свобод воспитанников, несение ответственности за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, проведение наблюдений (мониторинга) за уровнем развития творческих способностей воспитанников, в том числе с помощью электронных форм, разработка плана (программы) воспитательной работы с детьми. Также воспитатель по ИЗО работает в тесном контакте с педагогом-психологом, инструктором по физ. воспитанию, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников, на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов, планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально), проводит консультации, семинары, открытые просмотры и другие мероприятия для оказания практической помощи педагогам и родителям, участвует в педагогических, методических советах, вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, в связи с производственной необходимостью выполняет обязанности, предусмотренные характеристиками для родственных по характеру работы должностей, принимает участие в коллективных формах работы, повышает свою квалификацию на курсах, семинарах, использует опыт и научные рекомендации в работе с детьми т.д.
Должностная инструкция воспитателя-педагога по ИЗО по содержанию практически аналогична должностной инструкции воспитателя по ИЗО.
Судом установлено, что представленные должностные инструкции в полном объеме по требованиям, правам и обязанностям, предъявляемым к должности воспитателя, соответствует типовой инструкции воспитателя, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н (с изменениями от 31.05.2011 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Анализируя должностные обязанности «воспитателя» и «воспитателя –педагога по ИЗО и конструированию», «воспитателя по ИЗО» суд приходит к выводу, что обязанности воспитателя идентичны обязанностям воспитателя по ИЗО, воспитателя-педагога по ИЗО, так как должность «воспитателя» и «воспитателя-педагога по ИЗО», «воспитателя по ИЗО» имеют общую трудовую функцию - воспитание детей, лица осуществляющие деятельность по вышеуказанным должностям несут одинаковую ответственность за детей, одинаково по времени общаются с детьми, стой разницей, что воспитатель, работающий с группой, выполняет свою трудовую функцию в отношении данной группы детей, а воспитатель-педагог по ИЗО и конструированию работает со всеми детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение.
Кроме того, при сравнительном анализе должностных инструкций воспитателя-педагога по ИЗО и должностной инструкции воспитателя, следует, что воспитатель-педагог по ИЗО имеет более широкий круг обязанностей, поскольку включает в себя как обязанности характерные для воспитателя, так и дополнительные, связанные непосредственно с ИЗО деятельностью.
Таким образом, суд приходит к выводу, чтоФИО3 в спорный период работы в МУ «Центр интеллектуальных возможностей и способностей развития ребенка № 192» г. Иваново, переименованном 24.10.1996 г. в МУ учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192», и МБДОУ «Детский сад № 1» выполняла воспитательно-образовательные функции в дошкольных образовательных учреждении для детей, что свидетельствует о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Характер и специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемым должностям и профессиям, нагрузке, свидетельствуют об осуществленииФИО3 педагогической деятельности, поскольку должности «воспитателя-педагога по ИЗО», «воспитатель-педагог по конструированию», «воспитатель по ИЗО» тождественны, идентичны должности «воспитатель», которая Списками предусмотрена.
ФИО3 работала в спорные периоды времени в должности воспитателя, исполняла возложенные на нее должностные обязанности согласно должностным инструкциям, в течение полного рабочего дня.
В силу ст. 66 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.
Указанное согласуется с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015,в соответствии с которым трудовая книжка установленного образца является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору.
Согласно данным трудовой книжки, истец работала в указанных должностях в оспариваемые периоды, которые являлись для нее основной работой, сведений об одновременном выполнении ею другой работы суду не представлено. Каких-либо расхождений между записями в трудовой книжке истца и представленными справками не имеется. Трудовая книжка истца не содержит каких-либо неточностей, исправлений либозаписей, не позволяющих однозначно определить характер выполняемых работ в оспариваемый период времени.
Обстоятельство работы истца в должности воспитателя в муниципальном учреждении «Центр интеллектуальных возможностей и способностей развития ребенка № 192» г. Иваново, переименованном 24.10.1996 г. в муниципальное унитарное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192», в должности воспитателя-педагога по ИЗО на 0,5 ставки и воспитателя-педагога по конструированию на 0,5 ставки в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка-детский сад № 192», переименованном 10.11.2009 г. в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192», и в должности воспитатели по ИЗО муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 1», переименованном 08.09.2011 г. в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1», в спорные периоды подтверждается записями в трудовой книжке, письменными пояснениями третьих лиц.
В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).
Пенсионным органом в рамках искового производства по данному делу не представлено каких-либо доказательств опровергающих доводы истца о тождественности выполняемых ею в спорный период работы в должности воспитателя-педагога по ИЗО, в должности воспитателя-педагога по конструированию должностным обязанностям воспитателя.
Принимая во внимание характер деятельностиФИО3 в спорных должностях, требование истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы с 01.03.1995 г. по 07.06.1999 г. вдолжностивоспитателя в муниципальном учреждении «Центр интеллектуальных возможностей и способностей развития ребенка № 192» г. Иваново, переименованном 24.10.1996 г. в муниципальное унитарное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192», за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 15.08.1996 г. по 19.08.1996 г., с 03.09.2007 г. по 23.11.2010 г. в должности воспитателя-педагога по ИЗО на 0,5 ставки и воспитателя-педагога по конструированию на 0,5 ставки в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка-детский сад № 192», переименованном 10.11.2009 г. в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192», с 24.11.2010 г. по 11.08.2014 г. в должности воспитателя-педагога дополнительного образования, с 01.01.2012 г. – в должности воспитателя по ИЗО в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 1», переименованном 08.09.2011 г. в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1», подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действующей на дату подачи заявления о назначении пенсии, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Кроме того, сохраняется право на назначение пенсии на прежних условиях для тех, кто до 1 января 2019 г. уже достиг ранее установленного пенсионного возраста. Так, в части 2 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" от 3 октября 2018 г. прямо указано, что за гражданами, достигшими до этой даты возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2019 г. N 854-О).
Судом установлено, что право истца на досрочную страховую пенсию по старости (льготный стаж 25 лет) возникло у ФИО3 в 2017 г. (до введения в действие нового правового регулирования), истец 05.04.2017 г. обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем, суд считает, то требования истицы о назначении пенсии с момента обращения с заявлением – 05.04.2017 г. подлежат удовлетворению.
Учитывая волеизъявление представителя истицы, госпошлина, уплаченная истицей за рассмотрение настоящего дела судом, не взыскивается с ответчика по делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО3 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионных прав удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включитьФИО3 в стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью:
- с 01.03.1995 г. по 07.06.1999 г. вдолжностивоспитателя в муниципальном учреждении «Центр интеллектуальных возможностей и способностей развития ребенка № 192» г. Иваново, переименованном 24.10.1996 г. в муниципальное унитарное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192», за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 15.08.1996 г. по 19.08.1996 г.;
- с 03.09.2007 г. по 23.11.2010 г. в должности воспитателя-педагога по ИЗО на 0,5 ставки и воспитателя-педагога по конструированию на 0,5 ставки в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка-детский сад № 192», переименованном 10.11.2009 г. в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 192»;
- с 24.11.2010 г. по 11.08.2014 г. в должности воспитателя-педагога дополнительного образования, с 01.01.2012 г. – в должности воспитателя по ИЗО в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 1», переименованном 08.09.2011 г. в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1».
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах ФИО4, ФИО5 и Ивановском муниципальном районе Ивановской области назначить ФИО3 досрочнуюстраховуюпенсиюпо старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.30ФЗ «О страховыхпенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, с 05.04.2017 г.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: /С.К. Орлова/
Решение изготовлено в окончательной форме 23 января 2020 года
Судья: /С.К. Орлова/