Дело № 2- 2658 /14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2014 года
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Хорьковой Л.А.. при секретаре судебного заседания Докучаевой К.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Дмитровскому управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области о признании отказа незаконным об обязании выдать социальную карту жителя Московской области, взыскании морального вреда
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц органов социальной защиты населения о признании необоснованным отказа Дмитровского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области в выдаче ему социальной карты жителя Московской области и обязании выдать ему указанную карту, а также взыскать моральный вред.
Требования мотивировал тем, что несмотря на то, что зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, фактически проживает в Московской области с 2003 года, поскольку проходил военную службу в войсковой части № до 2011 года. После прохождения военной службы он продолжает проживать по адресу: <адрес>, где имеет регистрацию по месту временного пребывания. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в управление социальной защиты с заявлением о выдаче ему социальной карты жителя Московской области, однако, получил отказ по мотиву отсутствия у него постоянной регистрации в Московской области, который считает необоснованным и нарушающим его право как ветерана военной службы на получение социальных льгот в виде бесплатного проезда в общественном транспорте, так как указанными льготами по месту постоянной регистрации он не пользуется.
Представитель Министерства социальной защиты населения Московской области просит заявление оставить без удовлетворения, ссылаясь, что истец зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, а проживание в Московской области носит для него временный характер, в связи с чем он не может быть отнесен к категории граждан, на которых распространяется действие Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" предусматривающего выдачу социальной карты.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит решение суда не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся получателем военной пенсии, ветераном военной службы, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
В Московской области он зарегистрирован по месту пребывания.
Льготы ветеранам военной службы предоставляются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Как правило, ветераны военной службы приравниваются к ветеранам труда и пользуются определенными правами с момента достижения 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин.
В соответствии со ст. 22 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 7 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (далее – Закон) настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся ветераны труда - лица, имеющие статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
Судом установлено, что истец является ветераном военной службы, но общеустановленного пенсионного возраста 60 лет не достиг, следовательно, не относится к категории лиц, имеющих право на предоставление вышеуказанных мер социальной поддержки по основаниям, предусмотренным статьей 3 вышеуказанного Закона
Истец получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Однако данный вид пенсии носит особый характер и не относится к трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной), назначаемой в порядке и на условиях, предусмотренных ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Действующими положениями ст.3 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" фактически сохранены условия и гарантии предоставления мер социальной поддержки для данной категории граждан, ранее предусмотренные в пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 года), а именно достижение общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет.
На основании вышеизложенного., суд приходит к выводу о том, что до достижения 60-летнего возраста у истца, как у ветерана военной службы, получающего пенсию в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", отсутствует право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 3 Закона Московской области от 23.03.2006 г. N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области".
Вместе с тем, в соответствии с преамбулой вышеуказанного Закона этот Закон в соответствии с Конституцией РФ, законодательством РФ устанавливает меры социальной поддержки для граждан Российской Федерации отдельных категорий, имеющих место жительства в Московской области.
Таким образом, законодатель субъекта РФ распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан - граждан, имеющих место жительства в Московской области.
При этом анализ ст. 1.1 Закона свидетельствует, что соответствующим критерием законодатель установил данные регистрационного учета.
В целях реализации Закона Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" Правительством Московской области, Министерством социальной защиты Московской области предусмотрен ряд организационно - учетных правил, в соответствии с которыми обязательным условием признания за гражданином права на получение мер социальной поддержки является наличие у него регистрации как доказательства проживания на законных основаниях на территории Московской области.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 6 февраля 2003 года N 105-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А. на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы.
Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, как указал в Определении Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
По смыслу положений, содержащихся в указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Как установлено в судебном заседании, заявитель не зарегистрирован (не учтен) на территории Московской области. Указанный субъект РФ не является его местом жительства. Заявитель зарегистрирован в Московской области по месту пребывания.
Таким образом, требование органа социальной защиты Московской области о необходимости регистрации по месту жительства для получения льгот, предусмотренных региональным законом, направленно на обеспечение организационных условий реализации Закона Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", а также имеет целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиков Московской области от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не имеющим места жительства в Московской области.
В связи с чем, правовых оснований для признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки как «Ветерану военной службы» и возложения на управление соцзащиты обязанности выдать социальную карту жителя Московской области, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд находит правомерным решение об отказе в выдаче заявителю социальной карты жителя Московской области.
Вместе с тем, суд не усматривает каких либо оснований для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь Законом Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", ФЗ "О ветеранах", ст. 254 ГПК РФ, ст. ст. 56. 67. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО1 к Дмитровскому управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области о признании отказа в выдаче социальной карты жителя Московской области незаконным, об обязании выдать социальную карту жителя Московской области, возмещении морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Мособлсуд в течение месяца через Дмитровский горсуд.
Судья