ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2658/18 от 09.08.2018 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

к делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«09» августа 2018 года <адрес>

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – судьи Петрика С. Н.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> к Майкопскому городскому отделу Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (далее также – ГУ МЧС РФ по РА, Главное управление) обратилось в Майкопский городской суд Республики Адыгея с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указало, что в адрес Главного управления поступило постановление о взыскании исполнительского сбора от 28.04.2018 , которым постановлено взыскать с должника ГУ МЧС РФ по РА исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, возбуждённого на основании исполнительного документа, выданного Тахтамукайским районным судом Республики Адыгея, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по предмету исполнения: обязать создать на территории пгт. <адрес> РА пожарное депо в соответствии с нормами пожарной безопасности , введенными в действие приказом ГУГПС МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении должника Главного управления в пользу взыскателя прокурора <адрес>. С данным постановлением Главное управление не согласно, поскольку обращалось к руководству Республики Адыгея о рассмотрении вопроса о включении в бюджет Республики Адыгея статью расходов, предусматривающую строительство пожарной части на территории пгт. ФИО4, в Южный региональный центр МЧС России с просьбой рассмотрения вопроса о разделении обязанностей между МЧС России, Главным управлением и Кабинетом Министров Республики Адыгея по исполнению решения суда, к руководителю ФКУ «ФРЦ МЧС России» о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств на строительство двух пожарно - спасательных депо, в МЧС России о включении в «План капитального строительства на 2018-2020 годы» устроительство пожарного депо в пгт. Яблоновском, к первому заместителю Министра МЧС России об оказании содействия в реализации указанного решения суда по созданию пожарного депо в пгт. Яблоновском. Считали, что в связи с вышеуказанным имеются непреодолимые препятствия по исполнению данного решения суда, находящиеся вне контроля Главного управления. Истец просил суд освободить Главное управление от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.

Представители ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что постановлением судебного пристава-исполнителя Майкопского городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с должника ГУ МЧС РФ по РА исполнительский сбор в размере 50 000 руб. за неисполнение решения Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея по делу , вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

П.п. 6 п. 5 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Истец в обосновании своих требований ссылается на такое обстоятельство, что данная мера ответственности за нарушение сроков исполнения исполнительных документов, как взыскание исполнительского сбора, не основана на нормах права, поскольку исполнение судебного акта имело определенную, длительную процедуру, в связи с чем, требования судебного пристава-исполнителя не могли быть исполнены в установленный им срок.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно с ч. 1, 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Исполнительский сбор налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя.

Из исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Тахтамукайским районным судом Республики Адыгея по делу , выданного в отношении должника ГУ МЧС РФ по РА в пользу взыскателя прокурора <адрес>, Главного управления обязано создать на территории пгт. <адрес> Республики Адыгея пожарное депо в соответствии с нормами пожарной безопасности , введенными в действие приказом ГУГПС МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Адыгея к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Главному управлению, Кабинету Министров Республики Адыгея, администрации муниципального образования «Яблоновское городское поселение» об обеспечении пожарной безопасности на территории пгт. <адрес>, МЧС России, Главное управление и Кабинет Министров Республики Адыгея обязаны создать на территории пгт. <адрес> пожарное депо, в соответствии с нормами пожарной безопасности , введенными в действие приказом ГУГПС МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно определения Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ суд предоставил отсрочку исполнения решения в данной части до ДД.ММ.ГГГГ. При предоставлении отсрочки суд руководствовался нормами федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которой в 2016 году было запланировано выделение субсидий на общую сумму 13 660 000 рублей для строительства и реконструкции многофункциональных пожарных депо, подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, в количестве двух пожарных депо на территории Республики Адыгея.

На основании изложенного и в целях исполнения решения Тахтамукайскогорайонного суда Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ Главное управление ходатайствовало перед руководством Республики Адыгея о рассмотрении вопроса о включении в бюджет<адрес> статьи расходов, предусматривающую строительство пожарнойчасти на территории пгт. ФИО4.

Главное управление обращалось в Южный региональный центрМЧС России о рассмотрении вопроса о разделении обязанностей междуМЧС России, Главным управлением и Кабинетом Министров Республики Адыгеяпо исполнению решения суда следующим образом: кабинет Министров Республики Адыгея инициирует вопрос о принятии в собственность субъекта ранее выделенного земельного участка и разработки необходимой исходно-разрешительной документации; МЧС России прорабатывает вопрос о выделении субсидии правительству Республики Адыгея на строительство пожарного депо; Главное управление обеспечивает укомплектование пожарного депо личным составом и необходимой пожарно-спасательной техникой, путем перераспределения имеющейся штатной численности.

ДД.ММ.ГГГГ Глава Республики Адыгея совместно с Главным управлением обратился в МЧС России с предложением об оказании содействия в выделении финансовых средств из федерального бюджета РФ на строительство пожарно - спасательных депо, отметив, что создание указанных пожарно - спасательных депо за счет средств бюджета Республики Адыгея, предусмотренных из государственной программы Республики Адыгея «Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» на 2014-2018 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, не представляется возможным.

В адрес Кабинета Министров Республики Адыгея поступило письмо заместителя Министра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, гдесообщалось, что Министерством финансов России объемы финансированиямероприятий Программы, в том числе по предоставлению субсидий субъектам РФна 2017 год не определены. В связи с вышеизложенным, вопрос о предоставлениисубсидий субъектам РФ будет рассматриваться при подготовке проекта ФЗ «Офедеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

В 2017 году, также в адрес Кабинета Министров Республики Адыгея поступилописьмо заместителя Министра МЧС России, в которомсообщалось, что федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год иплановый период 2018 и 2019 годов» от ДД.ММ.ГГГГ № 415-ФЗ на реализациюмероприятий Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в РФ напериод до 2017 года» выделены бюджетные ассигнования в объеме 884,9 млн.рублей, что составляет менее 8 процентов от предусмотренного ФИО5 программы «Пожарная безопасность в РФ на период до 2017 года», абюджетные ассигнования на предоставление субсидий субъектам РФ непредусмотрены. Также сообщалось, что указанные бюджетные ассигнования направлены на завершение реконструкции и строительства объектов, работы по которым начаты в 2016 году. Учитывая изложенное, строительство в 2017 году указанных пожарно - спасательных депо за счет средств федерального бюджета в рамках Программы не представляется возможным. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № РД-П4-5957 МЧС России разрабатывается новая федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в РФ на период до 2025 года».

Обращением Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ к руководителю ФКУ «ФРЦ МЧС России» предлагается рассмотреть вопрос о выделении денежных средств на строительство двух пожарно - спасательных депо, что позволит сократить время реагирования к месту вызова.

Главное управление направило в МЧС России письмо от ДД.ММ.ГГГГ о включении в «План капитального строительства на 2018-2020 годы» устроительство пожарного депо в пгт. Яблоновском.

ДД.ММ.ГГГГ Главное управление обратилось к первому заместителю Министра МЧС России об оказании содействия в реализации указанного решения суда по созданию пожарного депо в пгт. Яблоновском.

Пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее – ППВС ) предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.

В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно п. 75 ППВС лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

При принятии решения, суд учитывает и оценивает весь объем произведенных действий должника, направленных на исполнение решения суда.

Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд, руководствуясь ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, приходит к выводу об отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности истца за нарушение обязательства, и, следовательно, полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования.

Суд, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р ЕШ И Л:

Исковое заявление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> к Майкопскому городскому отделу Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., наложенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Майкопского городского отдела Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: подпись С.Н. Петрик