ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2658/2023 от 31.01.2024 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0002-01-2023-003771-54 Дело № 2-341/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2024 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Дмитриенко Д.М.,

при секретаре Ляшенко К.Е.,

с участием истца Максимко М.В.,

представителя ответчика ООО «АЭРОСИТИ-2000» Царева Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максимко М.В. к обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» о признании незаконными действий по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и о расторжении договора на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

У С Т А Н О В И Л:

Максимко М.В. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» (далее – ООО «АЭРОСИТИ-2000», Общество) о признании незаконными действий по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и о расторжении договора на оказание данной услуги.

Исковые требования мотивированы тем, что в 2019 году между истцом и ответчиком был заключен публичный договор на оказание услуги по вывозу ТКО. В августе 2023 в связи с наполнением контейнера с ТКО истец обратился в филиал Общества в г. Черногорске с заявкой на вывоз ТКО. До середины сентября 2023 года Общество на данную заявку никак не реагировало, мусор вывезен не был, на телефонные звонки истца никто не отвечал. 20.09.2023 истец обратился к ответчику с заявлением о расторжении договора на оказание услуги по вывозу ТКО, на которое Общество ответило отказом. Между тем истец с ответчиком договор не заключал и ничего не подписывал. Заключая публичный договор на вывоз мусора с гражданами, Общество обязано должным образом исполнять свои обязанности по этому договору. В качестве правового обоснования своих требований истец ссылается на положения ст.ст. 450, 450.1, 451, 452, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В судебном заседании истец Максимко М.В. требования поддержал по вышеизложенным основаниям, пояснил, что с августа 2023 года он не пользуется услугами ответчика, однако ему все равно приходят счета на оплату. Проживая в частном секторе, истец имеет личный бак для накопления мусора, содержимое которого четыре раза в год вывозит на свалку, пользуясь услугами иной организации.

Представитель ООО «АЭРОСИТИ-2000» Царев Е.В. представил письменные возражения на исковое заявление, в удовлетворении иска просил отказать, в обоснование своей позиции указал, что Общество оказывает услугу на основании типового договора, который опубликован на официальном сайте ООО «АЭРОСИТИ-2000» и на сайте Минприроды Хакасии. На основании указанного договора Общество обязано вывозить ТКО с мест их накопления. Создание мест накопления ТКО относится к компетенции администрации муниципального образования и в обязанности Общества не входит. Расположенный у дома истца контейнер не является местом накопления ТКО, поэтому Общество не обязано осуществлять вывоз ТКО.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Частью 5 статьи 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Согласно п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В силу подп. «в» п. 148(11) Правил № 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7).

Пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156 (далее – Правила № 1156), установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.

Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил № 1156 следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с абзацами 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8(19) Правил № 1156).

На основании пункта 8(17) указанных Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.

Из приведенных положений следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

В соответствии с Соглашением № 2 от 19.07.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Хакасия, заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии на территории Республики Хакасия, ООО «АЭРОСИТИ-2000» с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО и осуществляет свою деятельность в пределах Территориальной зоны № 2 Республики Хакасия, в которую входит г. Черногорск. Срок действия Соглашения – по 18.08.2028.

Типовой договор на оказание услуги по обращению с ТКО опубликован в сети «Интернет» на сайте ООО «АЭРОСИТИ-200» (http://19.aerocity-2000.ru/index.php./aerocity/fizicheskim-litsam/tipovoj-dogovor) и на сайте Минприроды Хакасии.

Доказательств того, что после опубликования публичного договора истец представил к нему возражения, в материалах дела не имеется, истец на такие обстоятельства не ссылается.

Согласно информации Минприроды Хакасии от 19.01.2024 № 010-245-ТБ 20.12.2023 Министерством издан приказ № 010-499-пр о лишении ООО «АЭРОСИТИ-2000» статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территориальной зоне № 2 Республики Хакасия, при этом в соответствии с п. 11 постановления Правительства Республики Хакасия от 20.07.2023 N 577 "Об утверждении Порядка лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия" в случае лишения юридического лица статуса регионального оператора в соответствии с Порядком такое юридическое лицо обязано исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным Министерством с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора либо заключенным на срок, не превышающий одного года, в порядке, установленном Министерством, без проведения конкурсного отбора.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как обращение с ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

При этом отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения/домовладения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором.

Истцом заявлено требование о признании незаконными действий ООО «АЭРОСИТИ-2000» по оказанию услуги по вывозу ТКО.

От предложения суда об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истец в судебном заседании отказался.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется Обществом на основании заключенного с Минприроды Хакасии в соответствии с действующим законодательством соглашения и заключенных с гражданами-потребителями публичных договоров, при этом на момент разрешения спора ООО «АЭРОСИТИ-2000» продолжает исполнять обязанности регионального оператора по обращению с ТКО, правовых оснований для удовлетворения требования Максимко М.В. о признании действий Общества незаконными не имеется.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 10.2 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлено, что настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению сторон или в случаях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Заявленное истцом требование о расторжении договора на оказание коммунальной услуги по вывозу ТКО также не подлежит удовлетворению, поскольку истцом не доказано наличие каких-либо обстоятельств, которые в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации могли бы являться основаниями для расторжения договора по инициативе одной из его сторон.

Согласие на расторжение договора его второй стороной – ответчиком ООО «АЭРОСИТИ-2000» не выражено.

В силу положений пункта 7 Правил № 1156 отсутствие заключенного между Максимко М.В. и ответчиком в письменной форме договора не исключает обязанность истца в предусмотренном законом порядке производить оплату услуг Общества по обращению с ТКО.

Допустимых доказательств оказания услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества, равно как и доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, а также доказательств направления региональному оператору заявки и документов в соответствии с пп. 8(5) - 8(7) Правил № 1156 на заключение договора с ответчиком на иных условиях, истец в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не предоставил.

Доказательств того, что истец обращался к ответчику с заявлением об отказе от исполнения договора на оказание услуг, о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, в материалы дела также не представлено.

Исковых требований, непосредственно связанных с оценкой качества оказываемой ответчиком коммунальной услуги, как и требований о перерасчете платы, ее снижении и т.п., истцом не заявлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Максимко М.В. (паспорт серия ***) к обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» (ОГРН 1027739386993) о признании незаконными действий по оказанию услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и о расторжении договора на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Д.М. Дмитриенко

Мотивированное решение составлено 07.02.2024.