ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2659/18 от 04.09.2018 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-2659/2018

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 сентября 2018 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова в составе

председательствующего судьи – Фокиной Т.В.

при секретаре – Бушковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грухина Дмитрия Николаевича к АО «Саратовские авиалинии» о защите прав потребителей

У С Т А Н О В И Л:

Грухин Д.Н. обратился с иском к АО «Саратовские авиалинии» о защите прав потребителей.

В обоснование требований указано, что 28.04.2018г. на официальном сайте компании «Саратовские авиалинии» истцом приобретены авиабилеты на трех пассажиров на рейсы 6W 5893 L и 6W6894N по маршруту Киров-Анапа с вылетом 10.06.2018 и Анапа-Киров с вылетом 23.06.2018. Оплата произведена безналичным способом по банковской карте истца на сумму 41200 руб. По семейным обстоятельствам 21.05.2018 посредством заполнения специальной формы на сайте ответчика истцом подана заявка на расторжение договора перевозки пассажиров и возврате денежных средств. 28.06.2018 истец дополнительно направил ответчику претензию о возврате уплаченных денежных средств, которая получена им 13.07.2018, однако до настоящего времени не удовлетворена. На основании изложенного просит взыскать с ответчика стоимость авиабилетов в размере 41200 руб., неустойку, рассчитанную за период с 01.06.2018 по 05.08.2018 за 66 дней по ставке 3%, ограниченную стоимостью авиабилетов в размере 41200 руб., компенсацию морального вреда 10000 руб., а также штраф.

В судебное заседание стороны не явились, извещены своевременно надлежащим образом. Истец Грухин Д.Н. и третье лицо Грухина Е.С. просили рассмотреть дело без их участия, причины неявки представителя ответчика АО «Саратовские авиалинии» не известны.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд рассматривает дело в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Установлено, что 28.04.2018г. на официальном сайте компании «Саратовские авиалинии» истцом приобретены авиабилеты на трех пассажиров на рейсы 6W 5893 L и 6W6894N по маршруту Киров-Анапа с вылетом 10.06.2018 и Анапа-Киров с вылетом 23.06.2018.

Оплата произведена безналичным способом по банковской карте истца на сумму 41200 руб.

По семейным обстоятельствам 21.05.2018 посредством заполнения специальной формы на сайте ответчика истцом подана заявка на расторжение договора перевозки пассажиров и возврате денежных средств.

28.06.2018 истец дополнительно направил ответчику претензию о возврате уплаченных денежных средств, которая получена ответчиком 13.07.2018, однако до настоящего времени не удовлетворена.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 103 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Согласно п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке: если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

Как указано выше, положения ст. 108 Воздушного Кодекса РФ предоставляют пассажиру право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

При этом ст. 108 Воздушного кодекса РФ не ограничивает право пассажира на отказ от полета в зависимости от категории рейса (чартерный или регулярный), в силу чего потребитель (турист) имеет возможность отказаться от оказания услуги перевозки, а равно имеет право на возврат полной стоимости билета либо ее части.

В силу ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истцом приобретены авиабилеты на рейсы 6W 5893 L и 6W6894N по маршруту Киров-Анапа с вылетом 10.06.2018 и Анапа-Киров с вылетом 23.06.2018, а 21.05.2018, то есть белее чем за двадцать четыре часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, истец уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки. На основании изложенного требования истца о возврате стоимости авиабилетов суд признает законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению и взыскивает с ответчика в пользу истца денежные средства, уплаченные по договору перевозки в размере 41200 руб.

С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Согласно ч. 1. ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона (п. 3).

Частью 5 статьи 28 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.

Поскольку судом установлено нарушение сроков удовлетворения требований потребителя суд взыскивает с ответчика в пользу истца неустойку за период с 01.06.2018 по 05.08.2018 за 66 дней по ставке 3%, ограниченную стоимостью авиабилетов в размере 41200 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Учитывая степень физических и нравственных страданий Грухина Д.Н. суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в качестве компенсации морального вреда 10 000 рублей.

Согласно ст. 13 п. 6 Закона РФ "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

С учетом данной нормы с ответчика в пользу потребителя подлежит взысканию штраф в размере 46200 рублей (41200+41200+10000)*50%).

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «город Киров» подлежит взысканию госпошлина в размере 2972 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194, 199, 233, 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу Грухина Дмитрия Николаевича денежные средства, уплаченные по договору перевозки в размере 41200 руб., неустойку в сумме 41200 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб., штраф в сумме 46200 руб.

Взыскать с АО «Саратовские авиалинии» госпошлину в доход бюджета муниципального образования «город Киров» в сумме 2972 руб.

Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление о его отмене в течение 7 дней с момента получения копии решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы в Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ Т.В. Фокина

Решение в окончательной форме изготовлено 07.09.2018

Судья /подпись/ Т.В. Фокина