Дело № 2-265/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2016 года пгт. Эгвекинот
Иультинский районный суд Чукотского автономного округа в составе: председательствующего судьи Пеннер И.А.,
при секретаре Карьялайнен В.Ю.,
с участием: представителя истца ФИО1,
и.о. прокурора Иультинского района Мещерякова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Эгвекинот гражданское дело по исковому заявлению Администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа к ФИО2 о выселении из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Администрация городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа обратилась в суд с иском к ФИО2 о выселении из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в обоснование которого указано, что между ФИО2 и Администрацией Иультинского муниципального района Чукотского автономного округа заключено обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, по условиям которого ФИО2 обязана в двухмесячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить жилое помещение, расположенное по адресу: . ФИО2 выдан государственный жилищный сертификат серии № о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в размере рублей, который реализован путем приобретения объекта недвижимого имущества по адресу: . Обязательство по освобождению и сдаче занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: , Чукотский автономный округ, ответчиком не выполнено. На основании изложенного, истец просит выселить ФИО2 из занимаемого жилого помещения по адресу: , без предоставления другого жилого помещения (л.д. ).
Представитель истца Администрации городского округа Эгвекинот ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям и просила выселить ответчика из занимаемого жилого помещения по адресу: , без предоставления другого жилого помещения.
Ответчик ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила, возражений относительно исковых требований суду не представила, ходатайство об отложении рассмотрения дела суду не заявляла.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского АО, Управление финансов, экономики и имущественных отношений городского округа Эгвекинот, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, представив ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей. В представленных суду отзывах выразили согласие с заявленным Администрацией городского округа Эгвекинот исковым требованием (л.д. ).
Участвующий в деле прокурор Мещеряков А.В. полагал требование истца подлежащими удовлетворению, поскольку материалами дела доказан факт неисполнения обязательства о сдаче жилого помещения ответчиком ФИО2, которая подлежит выселению по адресу: .
Суд, руководствуясь частями 4, 5 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика, представителей третьих лиц и, выяснив требования истца, возражения ответчика, выслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Как следует из выписки из реестра муниципального имущества, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: , является собственностью городского округа Эгвекинот и находится в казне городского округа Эгвекинот (л.д. ).
На основании Закона Чукотского автономного округа от 23.09.2015 № 67-ОЗ «Об объединении поселений, входящих в состав Иультинского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» образованное городское поселение наделено статусом городского округа Эгвекинот. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 данного Закона, право собственности муниципальных образований городского поселения Эгвекинот, городского поселения Мыс Шмидта, сельского поселения Амгуэма, сельского поселения Ванкарем, сельского поселения Конергино, сельского поселения Рыркайпий, сельского поселения Уэлькаль и Иультинского муниципального района на имущество, а также иные права и обязанности муниципальных образований переходят к муниципальному образованию городской округ Эгвекинот на основании настоящего Закона с 1 января 2016 года. Имущественные права и обязательства органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Эгвекинот, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным актом, составляемым в порядке, установленном федеральным законодательством.
Согласно части 2 статьи 1 Устава городского округа Эгвекинот, городской округ Эгвекинот является правопреемником муниципального образования «Иультинский муниципальный район».
Передаточным актом муниципального имущества, передаваемого из собственности в собственность городского округа Эгвекинот, от 01 января 2016 года жилой , включая расположенную в данном доме , передан в муниципальную собственность городского округа Эгвекинот (л.д. ).
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: находится в муниципальной собственности городского округа Эгвекинот Чукотского АО, являющегося правопреемником Иультинского муниципального района Чукотского АО, в связи с чем настоящее исковое заявление подано Администрацией городского округа Эгвекинот в рамках правомочий собственника по владению, пользованию, распоряжению принадлежащего ему имущества.
В соответствии с выпиской из финансово-лицевого счета № от , ФИО2 на основании распоряжения № от , было предоставлено жилое помещение по адресу: , в котором она зарегистрирована в качестве нанимателя по вышеуказанному адресу с по настоящее время (л.д. ).
В соответствии со статьями 60, 61, 63 ЖК РФ пользование нанимателем занимаемым жилым помещением осуществляется на основании договора социального найма жилого помещения, для которого установлена письменная форма. По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Представленная истцом выписка из финансово-лицевого счета подтверждает тот факт, что ответчик ФИО2 вселилась в жилое помещение по адресу: Чукотского АО, на законных основаниях и указывает на фактически сложившиеся правоотношения по договору социального найма жилого помещения. Таким образом, по делу установлено, что ответчик ФИО2 является нанимателем вышеуказанного спорного жилого помещения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ), постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Чукотского автономного округа от 05.12.2003 № 43-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа государственными полномочиями по осуществлению регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (действовавшем до 2012 года) установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Чукотского автономного округа наделяются государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, который является именным документом, подтверждающим право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.
Статьей 6 указанного Закона установлено, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора, подписанного всеми совершеннолетними членами его семьи.
Согласно подпункту б пункта 16.1, пункту 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 № 408, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения. В случае если гражданином – участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
12 апреля 2010 года ФИО2 обратилась с заявлением на имя Главы администрации Иультинского муниципального района о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории (л.д. ). Одновременно ею принято обязательство, по условиям которого последняя обязалась в двухмесячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с нею членами семьи жилое помещение, расположенное по адресу: , и сдать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке (л.д. ).
26 апреля 2010 года ФИО2 обратилась с заявлением в Администрацию Иультинского муниципального района, в котором просила изменить регион переселения с (л.д. ).
30 апреля 2010 года ФИО2 получен государственный жилищный сертификат серии ПС № о предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории в размере рублей (л.д. ).
Посредством реализации вышеуказанного жилищного сертификата ответчик ФИО2 приобрела жилое помещения по адресу: г. Омск Омской области – квартиру общей площадью кв.м., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от № (л.д. ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ исполнение обязательства о расторжении договора социального найма осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии.
Участие в Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» является добровольным и лишь одним из многих способов реализации закрепленного за гражданином права на обеспечение жильем, от реализации которого он вправе сам отказаться и избрать иной способ обеспечить себя и членов семьи жильем. Свое право отказаться от участия в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы при заключении обязательства, а также при получении государственного жилищного сертификата, ответчик не выразила.
В соответствии с частью 2 статьи 83 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть договор социального найма.
Из содержания статьи 7 ЖК РФ следует, что жилищные правоотношения могут регулироваться нормами гражданского права.
Согласно статьям 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение.
В силу части 2 статьи 453, статьи 688 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В случае расторжения договора найма жилого помещения наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении к моменту расторжения договора, подлежат выселению из жилого помещения на основании решения суда.
Оценив представленные истцом доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ с учетом вышеприведенных законоположений, суд приходит к выводу, что ФИО2, подписав обязательство от 12.04.2010, согласилась с необходимостью освобождения занимаемого ею жилого помещения в установленный обязательством срок. Данные действия ответчика являются его свободным волеизъявлением, направленным на расторжение договора социального найма спорного жилого помещения.
Принимая во внимание, что жилое помещение посредством реализации государственного жилищного сертификата приобретено ответчиком 18 июня 2010 года, в соответствии с условиями обязательства ФИО2 должна была освободить спорное жилое помещение в срок до 19 августа 2010 года.
Поскольку ФИО2 с 06.02.2008 года до настоящего времени зарегистрирована по адресу: , то принятое на себя обязательство по освобождению занимаемого жилого помещения ответчиком не исполнено, спорная квартира в Администрацию городского округа Эгвекинот не сдана.
При таких обстоятельствах, исковое требование Администрации городского округа Эгвекинот о выселении ФИО2 из занимаемого жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, подлежит удовлетворению.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подпункта «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, решение суда о выселении из занимаемого жилого помещения является основанием для снятия ответчика с регистрационного учета по месту жительства
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.
Как следует из пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу пункта 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 6000 рублей.
Учитывая, что истец, как орган местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика ФИО2 на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ в доход бюджета муниципального образования городского округа Эгвекинот подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 103, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковое требование Администрации городского округа Эгвекинот к ФИО2 о выселении из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Выселить ФИО2, года рождения, уроженку , из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, , без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с ФИО2, года рождения, уроженки , зарегистрированной по адресу: , государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городского округа Эгвекинот в размере 6000 (Шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Иультинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14 ноября 2016 года.
Судья И. А. Пеннер