ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-265/19 от 05.02.2019 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-265/2019.

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации.

Свердловский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Князевой О.Г.,

при секретаре судебного заседания Бакановой А.В.,

с участием представителя истца ФИО3, действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО5 к Управлению МВД России по г. Перми о признании действий ответчика незаконными, возложении обязанности по перерасчету пенсии за выслугу лет, выплате единовременного пособия при увольнении, взыскании денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО5 обратился в суд с иском к Управлению МВД России по <адрес> о возложении обязанности по перерасчету пенсии за выслугу лет, выплате единовременного пособия при увольнении, взыскании денежной компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был уволен со службы в органах внутренних дел по п.4 ч.2 ст.82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), о чем был издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ л/с. Указанным Приказом ему установлена выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении в размере 23 года 02 месяца 00 дней, в льготном исчислении 25 лет 06 месяцев 12 дней. В связи с чем ему выплачено единовременное пособие в размере 7 окладов денежного содержания в соответствии с ч.7 ст.3 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ, а также премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей за ДД.ММ.ГГГГ пропорционально отработанному времени на основании ч. 12 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ. Также Управлением МВД России <адрес> был составлен расчет выслуги лет на пенсию, согласно которому общая выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составила 23 лет 02 месяца 00 дней, для назначения пенсии в льготном исчислении 25 лет 06 месяцев 12 дней. ДД.ММ.ГГГГ Заключением комиссии Управления МВД России по <адрес> об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы исключен период прохождения военной службы в МВД <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и выслуга лет в календарном исчислении изменена на 18 лет 05 месяцев 09 дней. ДД.ММ.ГГГГ вновь издан Приказ об установлении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы 18 лет 05 месяцев 09 дней.

ДД.ММ.ГГГГ Приказом л/с в п.5 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ л/с внесены изменения о выплате единовременного пособия в размере 2 окладов денежного содержания.

Не согласившись с уменьшением выслуги лет для назначения пенсии и выплаты единовременного пособия, истец обратился ДД.ММ.ГГГГ с рапортом о перерасчете выслуги лет. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на его рапорт указано, что стаж службы ему уменьшен на том основании, что до ДД.ММ.ГГГГ он не являлся гражданином РФ.

С такой позицией ответчика он не согласен. Считает, что она противоречит нормам Соглашения стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», участниками которого являются РФ и <адрес>.

Просит суд с учетом уточненных требований отменить пункт 7 Приказа Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с, внести изменения в абзац 4 Приказа Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с, указав «Выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении 23 года 02 месяца 04 дня, в льготном исчислении 25 лет 06 месяцев 12 дней», обязать Управление МВД России по <адрес> выплатить ФИО5 единовременное пособие при увольнении сотрудника органа внутренних де в размер 7 окладов денежного содержания, взыскать с Управления МВД России по <адрес> в пользу ФИО5 возмещение морального вреда 30 000 рублей.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Представитель истца в суде уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился по доводам, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные документы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО5 в виду следующего.

Разрешая возникший спор, суд исходит из положений международных соглашений, в частности, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, а также норм национального законодательства Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет.

В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Согласно п. 2 ст. 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

В силу ч.7 ст.3 Федерального закона от 19.07.2011 №247-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания. При этом оклад денежного содержания определяется исходя из должностного оклада и оклада по специальному званию, установленных сотруднику на день увольнения со службы.

Из пояснений сторон и письменных документов судом установлено, что на основании Приказа Управления МВД России по <адрес> л/с от ДД.ММ.ГГГГФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ уволен со службы в органах внутренних дел по п.4 ч.2 ст.82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты». Выслуга лет на день увольнения рассчитана в календарном исчислении 23 лет 02 месяца 00 дня, в льготном исчислении 25 лет 06 месяцев 12 дней. При этом, в выслугу лет включен период службы в Вооруженных силах <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с внесены изменения в п.5 Приказа Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с в части выплаты единовременного пособия майору полиции ФИО5

Основанием для внесения изменений послужил Рапорт заместителя начальника ОРЛС Управления МВД России по <адрес> подполковника внутренней службы ФИО1

ДД.ММ.ГГГГФИО5 был ознакомлен с Приказом и расчетом, выразил несогласие, написав рапорт на имя начальника Управления МВД России по <адрес>ФИО2

Заключением комиссии Управления МВД России по <адрес> об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) от ДД.ММ.ГГГГ стаж службы ФИО5 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлен 18 лет 05 месяцев 09 дней, период службы в Вооруженных силах <адрес> в стаж службы не включен.

Указанная выслуга уменьшилась в связи с тем, что ФИО5 исключили из стажа службы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет военную службу в МВД <адрес>.

Данную позицию ответчика суд находит правомерной, исходя из следующего.

Судом установлено и истцом не оспаривалось, что гражданство Российской Федерации ФИО5 приобрел в ДД.ММ.ГГГГ. То есть на момент военной службы в МВД <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он не являлся гражданином Российской Федерации.

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Закона).

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что законодатель вправе в пределах предоставленных ему полномочий устанавливать различный порядок исчисления выслуги лет для различных целей. В целях поддержки и поощрения лиц, избравших своей профессиональной деятельностью военную службу, государство вправе, исходя из особенностей условий прохождения военной службы, предусматривать для них льготы по пенсионному обеспечению, касающиеся, в частности, исчисления выслуги лет для назначения пенсии, равно как и определять порядок реализации этих льгот, поскольку выслуга лет - специфическая категория, выступающая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии указанной категории лиц, - по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.

В ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (пункт первый), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (пункт второй) установлены различные правила относительно применяемого национального законодательства.

Толкование п. 1 ст.2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.

Пункт 2 ст. 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.

Указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера единовременной выплаты при увольнении, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при определении размера единовременной выплаты, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета размера единовременной выплаты не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения размера единовременной выплаты.

Таким образом, размер единовременной выплаты исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера единовременной выплаты.

С доводами истца о том, что ответчиком не учтено Соглашение от 15.05.1992 при определении выслуги лет для назначения пенсии и выплаты единовременного пособия при увольнении, суд не может согласиться.

Из преамбулы Соглашения от 15.05.1992 усматривается, что оно основывается на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» от 14.02.1992.

Согласно данному Соглашению, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленный ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (статья 1); полнота политических, социально-экономических и личных прав и свобод названных категорий лиц, в том числе, на получение пенсии, установленной законодательством, в соответствии с нормами международного права и положениями этого Соглашения устанавливается и обеспечивается государствами Содружества своим законодательством (статья 2).

В соответствии со ст. 1 Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств» от 15.05.1992, пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Анализ названных Соглашений от 14 февраля и 15 мая 1992 года в их взаимосвязи показывает, что закрепленное в Соглашениях положение о сохранении государствами-участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должен быть определен конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.

Во исполнение Соглашения от 15.05.1992 в Российской Федерации 12.02.1993 принят Закон №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.

Согласно ст. 43 и ч. 1 ст. 49 названного Закона, пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

Нормы ст.ст. 43 и 49 Закона от 12.02.1993, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 24.01.2008 №4-О-О, направлены на обеспечение реализации пенсионных прав военнослужащих и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права и свободы.

Изложенное указывает на то, что положения ст.1 Соглашения от 15.05.1992 о необходимости сохранения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, нашли отражение как в Законе от 12.02.1993, так и иных подзаконных актах, которые не противоречат указанному Соглашению.

При таких обстоятельствах применение в данном случае норм национального законодательства, регулирующего порядок установления выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного обеспечения истца и нарушения его прав и социальных гарантий.

Учитывая, что ФИО5 проходил военную службу в МВД <адрес>, являясь гражданином данного государства, в органы внутренних дел Российской Федерации в установленном порядке не переводился, факт прохождения истцом службы в органах внутренних дел <адрес> как гражданина РФ на основании заключенного <адрес> и Российской Федерацией соответствующего международного договора или договора о военном сотрудничестве своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел, у суда не имеется законных оснований для возложения на ответчика обязанности включить в выслугу лет истца для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет периода его службы в органах внутренних дел <адрес> и произвести перерасчет пенсии с учетом этого периода, и удовлетворения требований истца об отмене пункта 7 Приказа Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с, внесении изменений в абзац 4 Приказа Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ л/с, указав «Выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении 23 года 02 месяца 04 дня, в льготном исчислении 25 лет 06 месяцев 12 дней», возложении обязанности на Управление МВД России по <адрес> выплатить ФИО5 единовременное пособие при увольнении сотрудника органа внутренних де в размер 7 окладов денежного содержания.

Поскольку комиссией Управления МВД России по <адрес> об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) ФИО5 правомерно отказано в учете в стаж службы период службы в Вооруженных силах Республики Казахстан, тем самым отсутствует нарушение его личных неимущественных прав со стороны ответчика, и взыскание денежной компенсации морального вреда в пользу истца также подлежит отказу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Управлению МВД России по <адрес> о признании действий ответчика незаконными, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья: О.Г. Князева