ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-265/19 от 16.01.2019 Кормиловского районного суда (Омская область)

Уникальный идентификационный номер 55RS0016-01-2019-000444-84

Дело № 2 - 265/2019

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бочаровой У.В.,

при секретаре Споденейко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Кормиловка

03 июля 2019 года

гражданское дело по иску Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление Автомобильных дорог» к ФИО1 о взыскании вреда, нанесенного автомобильной дороге,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании вреда, нанесенного автомобильной дороге. В обоснование иска указал, что распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-рп образовано Казённое учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление автомобильных дорог», которому переданы функции по управлению находящимися в собственности ХМАО-Югры автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, в том числе; осуществление контроля соблюдения перевозчиками допустимых весовых и габаритных параметров автомобильного транспорта при проезде по автомобильным дорогам: выдаче разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных. тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального иди межмуниципального значения; осуществление расчета, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в отношении автомобильных дорог. Приказом Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ введены, временные ограничения движения транспортных средств с грузом и без груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения ХМАО-Югры с превышением временно установленной допустимой нагрузки 8 тонн на ось. Приказ опубликован на сайте департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры, в газете «Новости Югры». Соответствующие знаки размещены на дорогах Югры. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 54 километре автодорога «Нефтеюганск-Сургут» в <адрес> ХМАО-Югры, сотрудниками службы весового контроля совместно с сотрудниками ГИБДД произведено контрольное взвешивание транспортного средства - тягача марки «Renault Magnum AE 360», государственный регистрационный знак , с прицепом «Schmitz SKO 24», государственный регистрационный знак принадлежащего ФИО2, под управлением водителя ФИО4 При взвешивании выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на движение транспортного средства по автомобильным дорогам ХМАО-Югры. По результатам взвешивания составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в которых отражено превышение осевых нагрузок транспортного средства. Согласно акту транспортное средство - тягач «Renault Magnum AE 360», государственный регистрационный знак т528ка55, с прицепом «Schmitz SKO 24», государственный регистрационный знак аа8390/55, принадлежащие ФИО2, под управлением водителя ФИО4 следовали из <адрес> в <адрес>. Следовательно, транспортное средство двигалось по территории ХМАО-Югры с нарушением осевых нагрузок по следующим автодорогам, находящимся в ведении истца (кратчайший разрешённый путь): а/д обход <адрес> (20 км); а/д <адрес> с 60 по 39 км и с 23 по 7 км (37 км); а/д <адрес> с 19 по 12 км. Всего пройдено 117 км. Размер ущерба 25 179 рублей. Кроме того. ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 54 километре автодороги «Нефтеюганск-Сургут» в <адрес> ХМАО-Югры, сотрудниками службы весового контроля совместно с сотрудниками ГИБДД, произведено контрольное взвешивание транспортного средства - тягача марки «МАЗ 543203-220», государственный регистрационный знак , с прицепом «TOНAP 9746», государственный регистрационный знак , принадлежащего ФИО2, под управлением водителя ФИО5 При взвешивании выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на движение транспортного средства по автомобильным дорогам ХМАО-Югры. По результатам взвешивания составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в которых отражено превышение осевых нагрузок транспортного средства. Согласно акту транспортное средство - тягач «МАЗ 543203-220», государственный регистрационный знак , с прицепом «ТОНАР 9746», государственный регистрационный знак , принадлежащие ФИО2, под управлением водителя ФИО5 следовали из <адрес> в <адрес>. На пункте весового контроля нарушения осевых нагрузок исправлены. Следовательно, транспортное средство двигалось по территории ХМАО-Югры с нарушением осевых нагрузок по следующим автодорогам, находящимся в ведении истца (кратчайший разрешённый путь): а/д обход <адрес> (59 км); а/д <адрес> (20 км); а/д <адрес> Всего пройдено 110 км. Размер ущерба 23 472 рубля. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортных средств, сумма ущерба, причинённого ответчиком автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, составила 50 651 рубля (23 472 + 25 179). Указанная сумма в добровольном порядке уплачена не была. Ответы на направленные в качестве досудебного урегулирование спора извещения -с от ДД.ММ.ГГГГ и -е от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы ущерба, истцу не поступили, сумма ущерба не оплачена. Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-20П - весы автомобильные электронные портативные), заводской , поверка весового оборудования проведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией паспорта. «Ва-П» (раздел 10. Поверка), согласно которому весы автомобильные электронные портативные ВА-20Г1 заводской признаны пригодными к применению. Весовое оборудование установлено ДД.ММ.ГГГГ на 54 километре автодороги Нефтеюганск –Сургут. Уклоны площадки контрольного взвешивания для работы весового оборудования отвечают нормативным требованиям. ООО «СибКэмп» осуществляло функции по содержанию пункта весового контроля и осуществляло весовой контроль на основании государственного контракта . Результатами взвешивания установлена перевозка груза по региональным и межмуниципальным дорогам Ханты-<адрес> - Югры с превышением допустимых ограничений по осевой нагрузке при отсутствии специального разрешения. Расчёт причинённого ущерба произведён в соответствие с правилами возмещения вреда, правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждённым Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Казённое учреждение обратилось в суд с иском не в собственных интересах, а в связи с осуществлением переданных ему органом государственной власти отдельных контрольных функций, в целях зашиты публичных интересов, путём взыскания законодательно установленной платы в качестве возмещения вреда, причиняемого автомобильной дороге. В связи с чем от уплаты государственной пошлины истец освобождён. Просили взыскать с ФИО1 ущерб, причинённый автомобильной дороге Ханты-<адрес> - Югры в сумме 50 651, 00 руб. Взыскание произвести на расчётный счёт УФК по ХМАО-Югре (Департамент /дорожного хозяйства и транспорта Ханты-<адрес> -Югры ЛС:04872005620) №4010181.0565770510001. открытый в РКЦ Ханты-Мансийск города Ханты-Мансийска, БИК: 047162000 ИНН: <***> КПП: 860101001 КБК: 18011637020020000140 ОКТМО: 71871000.

Истец Казенное учреждение ХМАО-Югры «Управление Автомобильных дорог», будучи уведомленным надлежащим образом в судебное заседание своего представителя не направил, в исковом заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Ответчик ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания в назначенное время в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд считает возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства, так как представленных доказательств достаточно для принятия решения.

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Согласно ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-<адрес>- Югры от ДД.ММ.ГГГГ на период с 23 апреля по ДД.ММ.ГГГГ введены, временные ограничения движения транспортных средств с грузом и без груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения ХМАО-Югры с превышением временно установленной допустимой нагрузки 8 тонн на ось.

Порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда установлены Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 934.

Согласно п. 2 указанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

На основании п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 934, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется в том числе и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

В соответствии с частью 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии» взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие - сверхнормативные - расходы должны возмещаться не за счет налога с пользователей автомобильных дорог, поступающего в Федеральный дорожный фонд, а за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

В соответствии с Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-рп «О создании КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» путем изменения типа бюджетного учреждения и Уставом Казённое учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление автомобильных дорог», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ в функции Казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Управление автомобильных дорог» входит управление находящимися в собственности ХМАО-Югры автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, в том числе; осуществление контроля соблюдения перевозчиками допустимых весовых и габаритных параметров автомобильного транспорта при проезде по автомобильным дорогам: выдаче разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального иди межмуниципального значения; осуществление расчета, начисления и взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в отношении автомобильных дорог.

Согласно Приказу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от ДД.ММ.ГГГГ «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в весенний период 2016 года» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ введены временные ограничения движения транспортных средств с грузом и без груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения ХМАО-Югры с превышением временно установленной допустимой нагрузки 8 тонн на ось.

Пунктами 2.2, 3 приказа Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-<адрес>- Югры от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены публикация его на сайте департамента дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры, в газете «Новости Югры», а так же установка соответствующих дорожных знаков о временном ограничении движения.

В соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, Казенное учреждение Ханты-<адрес>-Югры «управление автомобильных дорог» заключило контракт с ООО «СИБКЭМП» на выполнение работ по содержанию СПВК и осуществление весового контроля транспортных средств на автомобильной дороге <адрес><адрес>, в районе мостового перехода через <адрес>.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 54 километре автодорога «Нефтеюганск-Сургут» в <адрес> ХМАО-Югры, сотрудниками службы весового контроля совместно с сотрудниками ГИБДД произведено контрольное взвешивание транспортного средства - тягача марки «Renault Magnum AE 360», государственный регистрационный знак , с прицепом «Schmitz SKO 24», государственный регистрационный знак /, принадлежащего ФИО2, под управлением водителя ФИО4

При взвешивании выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на движение транспортного средства по автомобильным дорогам ХМАО-Югры.

По результатам взвешивания составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено превышение осевых нагрузок указанного транспортного средства, следовавшего из <адрес> в <адрес>. Таким образом, данное транспортное средство двигалось по территории ХМАО-Югры с нарушением осевых нагрузок по следующим автодорогам: а/д обход <адрес> (59 км); а/д <адрес> (20 км); а/д <адрес> (37 км); а/д <адрес>. Всего пройдено 117 км.

В соответствии с расчетом размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, размер ущерба составил 25 179 рублей. Опровергающего расчета задолженности ответчиком в суд не представлено, равно как и доказательств необоснованности начисления сумм счет возмещения вреда.

Кроме того, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на 54 километре автодороги «Нефтеюганск-Сургут» в <адрес> ХМАО-Югры, сотрудниками службы весового контроля совместно с сотрудниками ГИБДД, произведено контрольное взвешивание транспортного средства - тягача марки «МАЗ 543203-220», государственный регистрационный знак , с прицепом «TOНAP 9746», государственный регистрационный знак , принадлежащего ФИО2, под управлением водителя ФИО5

При взвешивании выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на движение транспортного средства по автомобильным дорогам ХМАО-Югры.

По результатам взвешивания составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено превышение осевых нагрузок указанного транспортного средства следовавшего из <адрес> в <адрес>. На пункте весового контроля нарушения осевых нагрузок исправлены.

Таким образом, данное транспортное средство двигалось по территории ХМАО-Югры с нарушением осевых нагрузок по следующим автодорогам, находящимся в ведении истца (кратчайший разрешённый путь): а/д обход <адрес> (59 км); а/д <адрес> (20 км); а/д <адрес>31 км). Всего пройдено 110 км.

В соответствии с расчетом размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, размер ущерба составил 23 472 рубля. Опровергающего расчета задолженности ответчиком в суд не представлено, равно как и доказательств необоснованности начисления сумм счет возмещения вреда.

В материалах дела имеются извещения -с от ДД.ММ.ГГГГ и -е от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы ущерба истцу.

С учетом изложенного, а так же с учетом того, что действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов, владелец транспортных средств добровольно ущерб не возместил, суд приходит к выводу об удовлетворении истовых требований в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец обратился в суд с иском в связи с осуществлением переданных ему органом государственной власти отдельных контрольных функций, в целях зашиты публичных интересов, от уплаты государственной пошлины истец освобождён.

При таких обстоятельствах, суд, удовлетворив исковые требования Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление Автомобильных дорог» к ФИО1 о взыскании вреда, нанесенного автомобильной дороге, считает необходимым взыскать с ответчика в местный бюджет государственную пошлину в размере 1 719,53 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление Автомобильных дорог» к ФИО1 о взыскании вреда, нанесенного автомобильной дороге удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 ущерб, причинённый автомобильной дороге Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сумме 50 651, 00 руб.

Взыскание произвести на расчётный счёт УФК по ХМАО-Югре (Департамент /дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа -Югры ЛС:04872005620) №4010181.0565770510001. открытый в РКЦ Ханты-Мансийск города Ханты-Мансийска, БИК: 047162000 ИНН: <***> КПП: 860101001 КБК: 18011637020020000140 ОКТМО: 71871000.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 719,53 руб.

Ответчик вправе подать в Кормиловский районный суд <адрес> в 7-дневный срок заявление об отмене заочного решения со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья У.В. Бочарова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья У.В. Бочарова