ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-265/20 от 13.08.2020 Шиловского районного суда (Рязанская область)

Дело № 2-265/2020

УИД 62RS0031-01-2020-000460-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2020 года р.п. Шилово

Шиловский районный суд Рязанской области в составе: судьи Маховой Т.Н., с участием истца ФИО1, при секретаре Колесниковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Шиловского районного суда Рязанской области гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении пенсии, в части отказа в установлении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых страхового стажа работы в районах Крайнего Севера и пенсионного возраста, понуждении к включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, установленным п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. в связи с работой в районах Крайнего Севера - периода службы в Вооруженных силах Российской Федерации и к назначению досрочной страховой пенсии по старости, по указанным выше основаниям,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Шиловский районный суд Рязанской области с поименованным выше иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное).

В обоснование своего иска ФИО1 указала, что полагая, что у нее имеются необходимые условия для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, установленным п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. в связи с работой в районах Крайнего Севера и она обладает правом на ее назначение - 28.04.2020 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении указанной пенсии, предоставив в пенсионный орган, имеющиеся в ее распоряжении документы, требуемые для назначения пенсии.

Решением пенсионного органа за от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, по причине отсутствия у нее требуемых стажа в районах Крайнего Севера и пенсионного возраста, при этом в стаж, дающий ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, установленным п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. в связи с работой в районах Крайнего Севера не включен период ее службы в Вооруженных силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Полагая, что указанное решение пенсионного органа в части отказа в установлении ей досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых страхового стажа работы в районах Крайнего Севера и пенсионного возраста, является неправомерным, а вышеуказанный период ее службы в Вооруженных силах Российской Федерации подлежит включению в стаж, дающий ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, установленным п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. в связи с работой в районах Крайнего Севера - истец ФИО1 просит признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии , принятое ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в установлении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых страхового стажа работы в районах Крайнего Севера и пенсионного возраста, понудив ответчика к включению в стаж, дающий ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, установленным п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. в связи с работой в районах Крайнего Севера – период ее службы в Вооруженных силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и к назначению досрочной страховой пенсии по старости, по указанным выше основаниям с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты достижения ею 52 лет.

Определением Шиловского районного суда Рязанской области от 24.07.2020 года для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области.

В судебном заседании истец ФИО1, пояснила, что период ее службы в Вооруженных силах Российской Федерации не включенный ответчиком в ее стаж, в связи с работой в районах Крайнего Севера протекал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем уточнила свои исковые требования в части указанного, подлежащего, по ее мнению включению в стаж, дающий ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по заявленным основаниям – периода ее службы в Вооруженных силах Российской Федерации.

Представитель истца ФИО1 - ФИО2, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин своей неявки суд не уведомила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала.

Ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил, просил дело рассмотреть без участия своего представителя.

Согласно представленных ответчиком возражений на исковое заявление просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать из-за отсутствия у нее требуемых страхового стажа работы в районах Крайнего Севера и пенсионного возраста, указывая, что установленных законом оснований для включения периода службы истца в Вооруженных силах Российской Федерации в стаж работы в районах Крайнего Севера - не имеется.

Третье лицо Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки своего представителя суд не уведомило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало, возражений по существу рассматриваемого спора не предоставило.

В соответствии со ст.ст. 35, 43, 48, 54, 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле и их представителей.

Выслушав объяснения истца ФИО1, исследовав и оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему:

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общим правилам назначения страховых пенсий в числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ – необходимый возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, предусмотренных законом для назначения этой пенсии.

По смыслу положений ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ и п. 19 Правил, утвержденных приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.11.2014 года N 884н осуществление права на пенсию для граждан Российской Федерации носит заявительный характер и реализуется путем обращения в пенсионный орган за месяц до даты возникновения права на пенсию по старости, с соответствующим заявлением.

Согласно п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ (аналогичная норма была предусмотрена пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.

При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).

Согласно ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст.17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст.30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 (Чабан, Нейковчен до браков) родилась ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО1, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 04.09.2002 года, обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, т.е. в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Решением указанного пенсионного органа об отказе в установлении пенсии за , принятым ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, установленным п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, в связи с отсутствием у нее требуемых стажа работы в районах Крайнего Севера и пенсионного возраста, при этом в стаж работы засчитаны периоды работы истца в районах Крайнего Севера продолжительностью 1 год 11 месяцев 13 дней.

Не засчитанным в стаж работы в районах Крайнего Севера является период военной службы истца по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отдаленной местности на островах Северного ледовитого океана в в/ч Военно-воздушных сил Северного флота, находившейся под юрисдикцией Российской Федерации, продолжительностью 07 лет 09 месяцев 06 дней.

Иных спорных периодов работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях у истца не имеется.

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются и подтверждаются содержащимися в деле доказательствами: оспариваемым решением пенсионного органа, паспортом, трудовой книжкой, военным билетом, свидетельством о браке, справкой о браке истца, а также следуют из послужного списка истца, справок от ДД.ММ.ГГГГ за и от ДД.ММ.ГГГГ за , а также материалами отказного пенсионного дела истца.

В соответствии со ст. 8 Закона СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях", который утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15.05.1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" право на пенсию по старости имели рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Законом СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях" право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.

С 01.03.1960 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года), который в пп. "д" п. 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.

Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.

Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.

С 01.01.1968 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года N 1908-У11 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года N 1908-У11), которым в п. 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

Во исполнение ст.60 Закона СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях" принято Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (далее - Положение от 03.08.1972 года N 590).

В соответствии с пп. "д" п. 16 названного Положения от 03.08.1972 года N 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года N 1908-У11, так и Положение от 03.08.1972 года N 590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет.

Дополнительно к названным требованиям, Положение от 03.08.1972 года N 590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин. При этом, назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже ни одним нормативным актом предусмотрено не было.

04.04.1961 года принято Постановление Совета Министров СССР N 286 "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях" (далее - Постановление Совета Министров СССР от 04.04.1961 года N 286), которым было установлено офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 01.08.1945 года) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Исходя из того, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года в области пенсионного обеспечения была предусмотрена только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору, то, следовательно, той категории лиц, которая предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 04.04.1961 года N 286, время их непрерывной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежало зачету в непрерывный стаж работы, если они поступили на работу в этих районах и местностях по срочному трудовому договору не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.

Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" (далее - Постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 года N 181) было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 01.02.1960 года и от 26.09.1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, Постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 года N 181 предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

Право на зачет времени действительной срочной военной службы, а также времени службы офицерам Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 года, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года предусмотрено не было.

Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено ст.14 Закона РСФСР от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Закон РСФСР от 20.11.1990 года N 340-1), в соответствии с которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.

К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в ст. 12 Закона.

Согласно ст. 90 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 Закона.

При этом, указанным Законом включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, равно как и службы в органах государственной безопасности и внутренних дел, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.

В связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от 20.11.1990 года N 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 11.07.2002 года N 516), которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

В соответствии с п. 4 Правил от 11.07.2002 года N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно п. 2 этих же Правил при досрочном назначении трудовой пенсии по старости производится суммирование работ с вредными и тяжелыми условиями труда. К периодам работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется суммирование работ, предусмотренных в ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях".

В силу положений пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", утратившего силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 2 и 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 п. 1 ст.27 и пп. 7 - 9 п. 1 ст.28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", которое действует в настоящее время, предусмотрено, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 2 и 6 п. 1 ст.28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 и 16 - 18 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516.

Ныне действующий с 01.01.2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О, от 28 января 2016 г. N 48-О и др.).

Ранее соответствующее правовое регулирование содержалось в положениях пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч. ч. 1 - 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и дублировалось в положениях ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 25, 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Приведенными правовыми нормами установлено, что при определении стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается определенная трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Возможности включения в специальный стаж срочной военной службы, службы в составе войск бывшего КГБ СССР, а также службы в органах внутренних дел ни нормы законодательства, действовавшего в период службы истца, ни нормы действующего в настоящее время пенсионного законодательства не предусматривают.

Учитывая изложенное, период военной службы истца по контракту с 29.03.1994 года по 04.01.2002 года в отдаленной местности на островах Северного ледовитого океана в в/ч 26894 Военно-воздушных сил Северного флота, находившейся под юрисдикцией Российской Федерации не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, установленным п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Вопреки доводам истца Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", правил о включении периода прохождения военной службы в специальный стаж не предусматривал.

Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" применяется, согласно п. 1 указанного Постановления, "для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации".

При этом назначение указанного выше вида пенсий находится вне компетенции органов Пенсионного фонда РФ.

Следует отметить, что военная служба является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1, определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров страховых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Однако федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсию по государственному пенсионному обеспечению), установил в п.1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж в том случае, если этим периодам предшествовали или за ними следовали периоды работы (ч. 2 ст.12 данного Федерального закона).

При таких обстоятельствах, поскольку на дату обращения в пенсионный орган и принятия оспариваемого решения у истца, действительно отсутствовали требуемые для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, установленным п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. в связи с работой в районах Крайнего Севера - стаж работы в районах Крайнего Севера и пенсионный возраст, то право на назначение указанной пенсии у истца не возникло.

Соответственно, решение пенсионного органа в оспариваемой истцом части является законным и обоснованным.

Установленных законом оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное) не имеется, поэтому в их удовлетворении истцу следует отказать - в полном объеме.

Оснований для компенсации, понесенных истцом по настоящему делу судебных расходов, в виду отказа истцу настоящим решением в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении ее исковых требований к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шиловскому району Рязанской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии , принятого ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа в установлении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых страхового стажа работы в районах Крайнего Севера и пенсионного возраста, понуждении к включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, установленным п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. в связи с работой в районах Крайнего Севера - периода службы в Вооруженных силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и к назначению досрочной страховой пенсии по старости, по указанным выше основаниям с ДД.ММ.ГГГГ – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд Рязанской области путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.Н. Махова

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 20 августа 2020 года.