ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-265/2014 от 10.06.2014 Баяндаевского районного суда (Иркутская область)

     Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 с.Баяндай                                                                                             ДД.ММ.ГГГГ

         Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Цыреновой Л.Д.,

 при секретаре Ботогоевой Г.А.,

 с участием старшего помощника прокурора Баяндаевского района Михайловой Г.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Кырма», выразившегося в непринятии административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории МО «Кырма»,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Баяндаевского района обратился в Баяндаевский районный суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Кырма», выразившегося в непринятии административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории МО «Кырма», указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при проведении муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Кырма».

 Согласно информации, представленной администрацией МО «Кырма» административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля не разработан, жалоб, заявлений и обращений от сельхозпроизводителей в 2013-2014 гг. не поступало.

 В своем заявлении прокурор Баяндаевского района просит признать незаконным бездействие администрации МО «Кырма» выразившееся в неисполнении требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части непринятия административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Кырма» незаконным. Обязать администрацию МО «Кырма» в срок до 01 сентября 2014 года разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Кырма».

 Старший помощник прокурора Баяндаевского района Михайлова Г.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, суду дала пояснения, изложенные в исковом заявлении, срок исполнения требований до 01 сентября 2014 года считает разумным.

 Представитель ответчика администрации МО «Кырма» в судебное заседание не явился, представив суду ходатайство о рассмотрении гражданского дела без его участия, с исковым заявлением прокурора согласен полностью.

 Выслушав прокурора, принимая во внимание признание иска ответчиком, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

 В силу статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

 К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

 Как следует из содержания статей 4, 5 Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций", "Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг", "Правил проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", разработка и принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля и органов муниципального контроля при осуществлении муниципального земельного контроля относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), а также к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор).

 К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.12.2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", относятся:

 1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;

 1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

 2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

 3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

 4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

 Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

 В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 В ходе судебного разбирательства установлено, что административный регламент осуществления земельного контроля на территории МО «Кырма» не разработан и не утвержден.

 На основании статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

 Постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2012 года № 595-пп утвержден порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, согласно которого органы местного самоуправления должны придерживаться при разработке и принятии административных регламентов.

 Таким образом, регламент по осуществлению муниципального земельного контроля разрабатывается в целях повышения качества и эффективности проверок, проводимых администрацией муниципального образования, по использованию и охране земель, защиты прав участников земельных правоотношений и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования «Кырма».

 Согласно п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.

 Учитывая изложенное, суд приход к выводу, что бездействие администрации МО «Кырма», выразившееся в непринятии административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории МО «Кырма» нарушает требования Федерального закона № 294-ФЗ, и затрагивает право неопределенного круга лиц, поскольку количество граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, права которых нарушены или могут быть нарушены, является не постоянным и меняется в силу различных причин.

 В соответствие с требованиями ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

 Части 1,2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона.

 Требования ч.4 ст.27, ч.ч.3,4 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства, неопределенного круга лиц в соответствие с процессуальным законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов.

 В связи с указанным, заявленные прокурором Баяндаевского района, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц требования, к администрации муниципального образования «Кырма» суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Срок, который прокурор просил установить для администрации муниципального образования «Кырма» для устранения нарушений суд полагает разумным и достаточным.

 В соответствии со п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

            На основании изложенного и руководствуясь ст. 197 -198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковое заявление прокурора Баяндаевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Кырма», выразившегося в непринятии административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории МО «Кырма»- удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кырма» по неисполнению требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части непринятия административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Кырма».

 Обязать администрацию муниципального образования «Кырма», в срок до 01 сентября 2014 года разработать и утвердить административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Кырма».

 Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Баяндаевский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

           Судья:                         Л.Д.Цыренова