РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Заочное)
25.02.2014 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., с участием представителей истца Беликовой Н.В., Гальяновой Н.С., представителя третьего лица ОАО "Приборостроительный завод" Поздеевой М.Н., при секретаре Остроуховой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-265/2014 по иску Акуловой ФИО9 к Администрации Сысертского городского округа об изменении разрешенного использования земельного участка,
установил:
Акулова Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа об изменении разрешенного использования земельного участка, указав в обоснование своих требований, что ей на основании договора аренды принадлежит земельный участок, площадью 408 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Истец обратилась в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «для ведения огородничества» на «для ведения садоводства». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №40817810604900317040 истцу отказано в удовлетворении заявления, поскольку земельный участок отнесен к категории - «земли сельскохозяйственного назначения» и согласно схеме зонирования, утвержденной Решением Думы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем градостроительного зонирования и градостроительных регламентов на территории Сысертского городского округа» находится в санитарно-защитной зоне Приборостроительного завода. Помимо того, документами градостроительного планирования (Градостроительный план Сысертского городского округа) участок находится в зоне специального озеленения, что исключает любое строительство и выращивание на нем многолетних насаждений».
В судебном заседании представители истца Беликова Н.В., Гальянова Н.С., действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме, просили обязать Администрацию Сысертского городского округа изменить разрешенное использование земельного участка площадью 408 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с «для огородничества» на «для индивидуального садоводства».
Представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа, а также представители третьих лиц Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) (Сысертский отдел), Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Свердловской области, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Сысертском районе и городе Арамиль в судебное заседание не явились.
Представитель третьего лица ОАО "Приборостроительный завод" Поздеева М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала.
Суд определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав объяснения представителей истца, третьего лица и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель с разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Действующим законодательством порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения не предусмотрен.
Как следует из материалов дела, земельный участок, площадью 408 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен ФИО2 для огородничества на основании договора аренды земельного участка №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ на срок 20 лет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 передал, а Истец приняла на себя все права и обязанности арендатора.
Судом установлено, что на обращение Истца об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «для ведения огородничества» на «для ведения садоводства» ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Сысертского городского округа дан ответ о том, что земельный участок не подлежит использованию для ведения садоводства, поскольку отнесен к категории - «земли сельскохозяйственного назначения» и согласно схеме зонирования, утвержденной Решением Думы Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем градостроительного зонирования и градостроительных регламентов на территории Сысертского городского округа» находится в санитарно-защитной зоне Приборостроительного завода. Помимо того, документами градостроительного планирования (Градостроительный план Сысертского городского округа) участок находится в зоне специального озеленения, что исключает любое строительство и выращивание на нем многолетних насаждений.
Однако в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нахождения участка в санитарно-защитной зоне ОАО «Уральский приборостроительный завод» либо в зоне специального озеленения.
Представитель третьего лица в судебном заседании также подтвердила, что указанный земельный участок не находится в санитарно-защитной зоне ОАО «Уральский приборостроительный завод».
Согласно ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: 1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); 2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве и к Московской области до 31 декабря 2014 года и к обеспечению использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства до 31 декабря 2016 года, а в других случаях применительно к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, к городским поселениям и городским округам до 31 декабря 2013 года, к сельским поселениям до 1 июня 2014 года:
1) до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка. При этом предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", правила пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются и уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию;
2) после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка в составе градостроительного плана земельного участка, не указанного в части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и в составе градостроительного плана земельного участка из земель, не указанных в части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указываются данные и информация, предусмотренные частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением информации, предусмотренной пунктом 4 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В составе градостроительного плана указанного земельного участка также должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. В таком случае подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществляется на основании информации, указываемой в составе градостроительного плана земельного участка;
3) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению;
5) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства.
Частями 1, 2, 4 статьи 4.1 указанного Федерального закона установлено, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 г., включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного Участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляют в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью не допускается.
Исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм права, специальными нормативными актами, регулирующими правоотношения по изменению на другой вид разрешенного использования земельных участков, является законодательство РФ о градостроительной деятельности.
Из сведений публичной кадастровой карты следует, что разрешенное использование близлежащих земельных участков, с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенных <данные изъяты>: для садоводства, что также подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками не должно наносить ущерба окружающей среде.
В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить на нем здания, строения, сооружения ограничивается условием о необходимости соблюдения градостроительным норм и правил, а также требований об использовании его в соответствии с целевым назначением.
Оценив представленные доказательства и учитывая положения законодательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, оснований для отказа в проведении процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка, у администрации не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
обязать Администрацию Сысертского городского округа изменить разрешенное использование земельного участка площадью 408 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с «для огородничества» на «для индивидуального садоводства».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Мурашов А.С.