Решение
Именем Российской Федерации
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Абрамовой Т.М., при секретаре Сударевой О.В.,
с участием: представителя истца – ПАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО1 (по доверенности), ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-265/2021 (УИД 24RS0038-01-2021-000502-36) по исковому заявлению ПАО «Красноярскэнергосбыт» к ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 о взыскании задолженности в результате безучетного потребления электрической энергии,
установил:
ПАО «Красноярскэнергосбыт» обратилось в суд с иском, с учетом внесенных уточнений, просят взыскать в долевом порядке с ответчиков ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 в пользу истца сумму задолженности в результате безучетного потребления электроэнергии в размере 71 299,85 рублей и государственную пошлину в размере 2 339 рублей. Требования мотивированы тем, что с октября 2005 года ПАО «Красноярскэнергосбыт» является Гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Красноярского края. Ответчики являются потребителями электрической энергии по адресу: <адрес>. 10.04.2021 представителями сетевой организации филиала ПАО «Россети Сибирь» при проведении проверки пользования электрической энергией бытовым абонентом по указанному адресу было выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, а именно изменение цветовой индикации антимагнитной пломбы №; на кожухе вводного автомата нарушена петля для опломбировки. В связи с выявленными нарушениями составлен акт о безучётном потреблении электроэнергии № от 10.04.2021.Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, истцом произведен расчет потребления ответчиками электроэнергии за период с 11.01.2021 по 10.04.2021, который, с учетом повышающего коэффициента, составил 23 600 кВт*ч, а сумма задолженности за вычетом индивидуального потребления определена в размере 71 299,85 рублей, при этом учитывалоськоличество комнат - 3, количество зарегистрированных - 4, тип кухонной плиты – электрический бойлер - норматив потребления 196 кВт*ч. Кроме того, истец просил компенсировать расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 339 рублей.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, приведя в их обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что 10.04.2021 к ее дому подошли двое сотрудников сетевой организации, она разрешила им пройти в ограду и проверить прибор учета. Пока электромонтеры осматривали прибор учета, она трижды заходила в дом, считает, что электромонтеры в ее отсутствие повредили пломбы. Затем ей предложили подписать акт, не читая, она его подписала. По мнению ответчика, проверка была проведена с нарушением установленных правил и норм.
Ответчики: ФИО3, ФИО4 и ФИО5, - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель третьего лица ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков и представителя третьего лица.
Заслушав представителя истца, ответчика, показания свидетелей, изучив представленные сторонами доказательства, суд пришел к убеждению о необходимости частичного удовлетворения исковых требований, исходя из нижеследующих оснований.
В силу п.п.1, 2 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно п.1 ст.543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В силу п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В силу ст.547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 Основных положений о функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее по тексту – Основные положения) - «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергиисо стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установленыв границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным вграницах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.
Согласно п.170 Основных положений сетевая организация проводит плановые и внеплановые проверки приборов учета. По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии (п.177 Основных положений).
В соответствии с п.178 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
В силу п.139 Основных положений обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан - потребителей электрической энергии - собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан - потребителей электрической энергии - в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее по тексту – Правила) определяет индивидуальный прибор учета как средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Согласно п.п. «г» п.35 Правил потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
В соответствии с п.81(11) Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета. Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом п.81 (11), признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.
Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Согласно п.1.5.13 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), Шестое издание, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 года, каждый установленный расчетный счетчик должен иметь на винтах, крепящих кожух счетчика, пломбы с клеймом госповерителя, а на зажимной крышке - пломбу энергоснабжающей организации.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений законодательства, для целей учета потребления электроэнергии точность показаний, полученных с помощью прибора учета, обеспечивается путем соблюдения установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, сохранению средств маркировки и сохранности в ходе эксплуатации. Следовательно, повреждение пломбы энергоснабжающей организации, наличие механических повреждений, позволяющих влиять на работу прибора учета, в случае выявления соответствующих нарушений являются основанием для признания потребления абонентом электроэнергии безучетным, поскольку у энергоснабжающей организации отсутствует объективная возможность определить фактический расход потребления абонентом электроэнергии.
В соответствии с п.п.«б» п.40 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 года №614 расчет размера платы за расчетный период за коммунальную услугу по электроснабжению с применением ко всему объему потребления цены (тарифа) сверх социальной нормы осуществляется в случае, если исполнитель коммунальных услуг осуществляет доначисление размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг за потребленную без надлежащего учета коммунальную услугу по электроснабжению при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированного подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Приказом министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 04.12.2020 №14-39н (ред. от 21.12.2020) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Красноярского края.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.07.2021 и свидетельств о государственной регистрации права от 12.01.2010 ответчики ФИО3, ФИО2, ФИО4 и ФИО5 являются собственниками в равных долях (по ? доли) жилого помещения по адресу: <адрес>.
12.02.2015 между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и ответчиками заключен договор энергоснабжения вышеуказанного жилого помещения № 1920, в соответствии с приложением №2 к указанному договору у ответчиков установлен счетчик СКАТ 301 М/1 №.
Согласно акту проверки приборов учета электроэнергии от 20.06.2015 № по месту жительства М-вых на приборе учета установлена антимагнитная пломба №, на вводном автомате – пломба №.
10.04.2021 сотрудниками ПАО «Россети Сибирь» проведена проверка порядка учета потребляемой электрической энергии в <адрес>.Согласно акту № о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии у потребителя,входе проверки счетчика №, установленного на фасаде дома, выявлено изменение цветовой индикации антимагнитной пломбы№, кроме того, на кожухе вводного автомата нарушена петля для опломбирования.
Из показаний электромонтеровПАО «Россети Сибирь» Б и Х, опрошенных в суде в качестве свидетелей, следует, что 10.04.2021 они проводили плановую проверку в <адрес>, с согласия ФИО2 осмотрели прибор учета по <адрес>, и выявили вышеуказанные нарушения. При осмотре прибора учета ими производилась видеозапись и фотографирование. Был составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии, с которым ФИО2 ознакомилась. В связи с наличием механического повреждения в виде сломанной петли для опломбирования у потребителя имелась возможность пользоваться электрической энергией помимо прибора учета.
Из акта о безучетном потреблении электроэнергии № и акта проверки приборов учета электроэнергии № от 10.04.2021 усматривается, что они составлены в присутствии потребителя ФИО2, при этом от последней замечаний к составленным документам не поступало.
Исследованные судом фотографии и видеозапись подтверждают факты, изложенные в указанных актах, и опровергают доводы ответчика о неправомерных действиях сотрудников сетевой организации. Проверка на предмет безучетного потребления электроэнергии осуществлена с соблюдением требований законодательства; нарушений, влекущих признание процедуры проведения проверки незаконной, не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что прибор учета электроэнергии в доме ответчиков не соответствовал установленным требованиям в связи с наличием механического повреждения в виде нарушения петли для опломбирования на кожухе вводного автомата. Данное повреждение позволяло потребителю пользоваться электроэнергией помимо прибора учета.
Изменение цветовой индикации антимагнитной пломбы, по мнению суда, не может свидетельствовать о безучетном потреблении электроэнергии, так как, согласно техническому паспорту пломбы–индикатора магнитного поля «АМ-1», гарантийный срок эксплуатации пломбы составляет 60 месяцев. Поскольку антимагнитная пломба № была установлена на приборе учета в доме М-вых в 2015 году, срок ее эксплуатации закончился в 2020 году. Доказательств того, что истечение срока эксплуатации не влияет на свойства пломбы-индикатора и исключается возможность самопроизвольного изменения цветовой индикации антимагнитной пломбы, истцом не представлено.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, суд пришел к убеждению, что безучетное потребление электроэнергии, выявленное 10.04.2021, со стороны ответчиков имело место быть, и у истца в этой связи имелись основания для начисления задолженности по электрической энергии.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Следовательно, задолженность, образовавшаяся в результате безучетного потребления электрической энергии, подлежит взысканию с участников долевой собственности соразмерно их доле, в данном случае - с ответчиков ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5 в равных долях.
Согласно представленным суду справкам администрации Тинского сельсовета Нижнеингашского района, <данные изъяты>ФИО4 и ФИО5 на протяжении последних двух лет проживают в <адрес>. Таким образом, фактически в жилом <адрес> с 07.03.2019 проживают ФИО3 и ФИО2.
С учетом количества проживающих лиц, с ответчиков за период с 11.01.2021 по 10.04.2021 подлежит взысканию задолженность в размере 56 415 рублей 85 копеек, которая исчислена следующим образом:
В соответствии с п.4 Приложения №1 к приказу министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 04.12.2020 №14-39н, норматив потребления в 3-комнатном жилом помещении, с количеством проживающих 2 человека, составляет 311 кВт/ч в месяц на одного человека. Январь 2021 норматив 311 кВт/ч х 2 / 31 х 21 =421кВт/ч, февраль 2021 норматив 311 кВт/ч х 2 = 622 кВт/ч; март 2021 норматив 311 кВт/ч х 2 = 622 кВт/ч; апрель 2021 норматив 311 кВт/ч х 2/30 х 10 = 207 кВт/ч, всего 1872 кВт/ч, а с учетом повышающего коэффициента 10, составляет 18 720 кВт/ч. Индивидуальное потребление составляет 223 х 3,05 руб/ кВт/ч = 680,15 рублей. Таким образом, сумма задолженности исчисляется 18 720 х 3,05 руб/ кВт/ч – 680,15 рублей.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
С учетом частичного удовлетворения исковых требований с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 473,12 рублей с каждого (1892,48 руб. / 4).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ПАО «Красноярскэнергосбыт» удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО3 в пользу ПАО «Красноярскэнергосбыт» задолженность в результате безучетного потребления электроэнергии в размере 14 103,96 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 473,12 рублей, а всего 14 577 (четырнадцать тысяч пятьсот семьдесят семь) рублей 8 копеек.
Взыскать с ФИО2 в пользу ПАО «Красноярскэнергосбыт» задолженность в результате безучетного потребления электроэнергии в размере 14 103,96 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 473,12 рублей, а всего 14 577 (четырнадцать тысяч пятьсот семьдесят семь) рублей 8 копеек.
Взыскать с ФИО4 в пользу ПАО «Красноярскэнергосбыт» задолженность в результате безучетного потребления электроэнергии в размере 14 103,96 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 473,12 рублей, а всего 14 577 (четырнадцать тысяч пятьсот семьдесят семь) рублей 8 копеек.
Взыскать с ФИО5 в пользу ПАО «Красноярскэнергосбыт» задолженность в результате безучетного потребления электроэнергии в размере 14 103,96 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 473,12 рублей, а всего 14 577 (четырнадцать тысяч пятьсот семьдесят семь) рублей 8 копеек.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Абрамова Т.М.
Мотивированное решение изготовлено 18.11.2021.