Дело № 2-265/22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.05.2022г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Шевыревой О.Б.
при секретаре Киракосян Р.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации <адрес> к ФИО1, ФИО2 о выкупе жилого помещения в муниципальную собственность, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, освобождении жилого помещения, третье лицо Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерство энергетики РФ, встречному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации <адрес> об обязании заключить договор третье лицо Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерство энергетики РФ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Шахты к ФИО1, ФИО2 о выкупе жилого помещения в муниципальную собственность, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, освобождении жилого помещения, обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в правовое управление Администрации г.Шахты поступило обращение Управления РБПСЖС о подаче искового заявления к ФИО1, ФИО2 о выкупе жилого помещения в муниципальную собственность, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, освобождении жилого помещения.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся по адресу: <...> от 21.03.2015, ФИО2 голосовала «за» принятие решения о признании многоквартирного жилого дома аварийным (ветхим) и подлежащим сносу и избрании уполномоченного лица для подготовки пакета документов необходимого для признания дома аварийным (ветхим) и подлежащим сносу на очередном заседании МВК.
Многоквартирный жилой дом по ул. ФИО4, 1, признан аварийным и подлежащим сносу 28.08.2015, что подтверждается постановлением Администрации Шахты № 4750.
Согласно п. 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ: «10. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим 5 решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи».
Во исполнение постановления Администрации г.Шахты № 4750 и пункта 10 статьи 32 ЖК РФ, к собственникам квартиры № 3 предъявлены требования о сносе дома за счет собственных средств в срок до 31.03.2017, о чем было направлено письмо № 61/12/2690 от 24.09.2015. В связи с невыполнением требования о сносе необходимо изъять жилые помещения, надлежащие гражданам.
В январе 2020 года на заборе дома № 1 по ул.ФИО4, был размещен информационный баннер о включении данного дома в национальный проект «Жилье и городская среда», с указанием контактных данных лиц, ответственных за архитектуры и территориального развития РО, Фонда содействия реформировании. ЖКХ и Администрации г.Шахты.
03.03.2021 ФИО1. обращалась в управление реализации бюджетных программ в сфере жилищного строительства по вопросу переселения и указывала, что по данному адресу проживать невозможно и имеются риски обрушения конструкций, на что ей был направлен ответ за № 61.03.2/631 от 12.03.2021, в котором она была уведомлена о том, что подготавливается документация для проведения оценки помещений для определения цены изъятия и что после проведения оценки она и иные собственники будут оповещены с направлением проекта соглашения об изъятии жилого помещения, содержащего цену и условия изъятия.
В настоящее время собственниками квартиры № 3 по ул.ФИО4, 1, являются ФИО2 (5/6 доли), ФИО1 (1/6 доли).
В текущем году наступил срок расселения многоквартирного жилого дома по ул.ФИО4, 1, в связи с чем он включен в этап 2021-2022 годов областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 -2023 годах», постановление Министерства строительства, архитектуры и территориального развития РО от 31.07.2020 № 8 «Об утверждении адресного перечня многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012г., подлежащих расселению в рамках 4 этапа (2021-2022годы) областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 - 2023 годах» (в редакции от 06.11.2020 № 14), а также национальный проект «Жилье и городская среда», региональный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
С Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области заключено соответствующее соглашение о долевом финансировании мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2021 году (доп.соглашение № 3 от 14.05.2021 к соглашению № Ю/СФ от 28.01.2021).
В рамках заключенного муниципального контракта ООО «ЭКСПРЕСС ОЦЕНКА» подготовлен отчет № 163/2021-НИ от 18.06.2021 об оценке рыночной стоимости изымаемого помещения, согласно которому рыночная стоимость изымаемого помещения составляет 1 906 872,00 руб.
24.05.2021 ФИО1 снова обратилась в управление реализации бюджетных программ в сфере жилищного строительства по вопросу переселения и указывала, что по данному адресу проживать невозможно и опасно для жизни, на что ей был направлен ответ и направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания, что подтверждается письмом от 24.06.2021 № 61.03.2/1761. ФИО2 направлен проект соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания за № 61.03.2/1762. Собственники получили указанные письма и проекты соглашений об изъятии 02.07.2021, о чем свидетельствует почтовое отправление с росписью собственников.
Просит суд прекратить право собственности ФИО2, ФИО1 на квартиру № 3 по ул.ФИО4, 1 в г. Шахты.
Просит суд признать право муниципальной собственности на квартиру № 3 по ул.ФИО4, 1в г. Шахты за муниципальным образованием «город Шахты».
Обязать ФИО2 и ФИО1 предоставить Администрации г. Шахты банковские реквизиты для перечисления средств в течение 5 календарных дней после вступления в силу решения суда.
Обязать ФИО2 и ФИО1 после получения денежных средств освободить квартиру № 3 по ул.ФИО4, 1 в г. Шахты
ФИО1, ФИО2 обратились со встречным иском в порядке ст. 39 ГПК РФ, ссылаясь в их семью проживающую по адресу: город Шахты Ростовская область ул. ФИО4 д.1 кв.3 необходимо переселить по программе аварийного жилья, так как они включены в списки по данной программе. Они готовы подписать с ними договор выделив определенную сумму для приобретения жилья, забывая о том, что наша семья так же включена в список на переселение по программе ГУРШ. А также переселив нас по программе аварийного жилья они лишают возможности ФИО3 (ее дочь) полностью возможности приобрести жилье. Они уверены в том, что каждый человек имеет право на выбор по какой программе ему переселиться соблюдая свои права и интересы. Считает, что требования истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Истцы зарегистрированы и проживают по адресу: <...>.
Дом № 1 по ул. ФИО4 в г. Шахты значится в списке ветхих, подлежащих переселению и сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности.
В списке граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте « им. Артема» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ул. ФИО4 д 1, кв. 3 значится: ФИО1ФИО2; ФИО3;
Согласно свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру по адресу <...> зарегистрировано в реестре № 61/112-н/61-2019-9-283 принадлежит ФИО1 1/6 доля квартиры.
На основании договора на передачу квартиры в собственное домовладение № 1741 от 06 мая 1993 года заключенного с Шахтинским управлением жилищно- коммунального хозяйства, зарегистрированного в Шахтинском БТИ 21.05.1993 г. № 40371 кв. 33 стр.194, 2/3 доли квартиры по адресу: <...> принадлежит ФИО2 2/3 доли указанной квартиры. Так же на основании договора дарения зарегистрированного нотариусом ФИО8 тридцатого апреля две тысячи двадцать первого года 61АА7925656 зарегистрировано в реестре № 61/112-н/61-2021-3-315. ФИО2 была подарена еще 1/6 доли указанной квартиры, которая ранее находилась в собственности ее сына. Дарения было сделано для возможности исполнения пункта 11 Постановления для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (программа ГУРШ).
В настоящее время истцы имеют право на получение жилья и заключения соответствующего соглашения с Администрацией г. Шахты, однако Администрация города Шахты уклоняется от заключения такового. Министерство энергетики Российской Федерации включило в списки на переселение семью в составе из трех человек: ФИО2, ФИО1, ФИО3, из расчета общей площади жилья - 54 кв.м.
В настоящее время указанная квартира является единственным и постоянным местом жительства истцов, иного жилья они не имеют.
Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена на обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты ( разреза ) утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением ГУРШ при Минэнерго России от 01.11.2001г. № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 г) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности ), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семьи, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем ( собственником ) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
В соответствии с п. 11 Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и ( или) членам его семьи на праве собственности и не имеющим обременении, принимает обязательство о безвозмездной передачи этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обстоятельства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки. Так и их семья в составе трех человек для того, чтобы отвечать всем совокупностям условий и иметь возможность переселения по программе ГУРШ, и по рекомендации администрации города Шахты для того, чтобы устранить не соответствие с пунктом 11 Правил социальных выплат. Оформили договор дарения 1\6 доли квартиры по адресу ул. ФИО4 д 1 кв.З. На запрос нотариуса ФИО5 Шахтинского нотариального округа Ростовской области Администрация города Шахты дала ответ где написано, что не будет возражать против действий связанных с дарением 1\6 доли в праве на квартиру №3 дома №1 по ул. ФИО4, принадлежащей ФИО6 В пользу ФИО2 так как это является возможностью для переселения семьи.
В результате, когда ими были соблюдены все условия для переселения по программе ГУРШ с Администрации города Шахты пришло заказное письмо с ответом № 61.03.2\1762 от 24.06.2021 года. В котором говорится, что переселить нашу семью готовы в этом году, но по другой программе.
После оценки жилого помещения по адресу: ул. Прилуцкого д.1 кв. З была вынесена сумма возмещения за наше жилое помещение 1 906 872 руб.
В результате они отказались от подписания соглашения об изъятии жилого помещения, непригодного для проживания так как разница составляет около 1 500 000 рублей с программой ГУРШ. Самое главное обстоятельство из-за которого они не подписали договор с Администрацией по аварийному жилью, это лишение ребенка права на получение жилья. Переселение по программе ГУРШ является единственной возможностью для приобретения нашей семьей полноценного жилья. Для нас это очень значительная сумма разницы для приобретения нового жилого помещения.
Просит суд обязать Администрацию города Шахты заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности» с ФИО1 составом семьи: ФИО2 и ФИО3.
Представитель истца по первоначальному иску ФИО7 - в судебном заседании поддержала первоначальный иск, просила отказать в удовлетворении встречного иска. Денежные средства на переселение семьи уже выделены, они готовы переселить семью из аварийного жилья. Семья желает переселиться по программе переселения из ветхого жилья, однако выделение денежных средств планируется в 2024 году.
Представитель ответчика ФИО1 по первоначальному иску в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска, просила удовлетворить встречный иск. Семья имеет право на переселение по той программе, по которой они желают.
Ответчики ФИО1, ФИО2 по первоначальному иску, в судебное заседание явились, истцы по встречному иску поддержали встречный иск, просили удовлетворить, в удовлетворении исковых требований Администрации г.Шахты просили отказать.
Изучив письменные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005г. № 428 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Правила устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». Этот Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 5).
Во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительство Российской Федерации утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24 декабря 2004 г. N 840).
В Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу п. 12 вышеуказанных Правил орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 зарегистрированы и проживают по адресу: <...>.
Дом № 1 по ул. ФИО4 в г. Шахты значится в списке ветхих, подлежащих переселению и сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности.
В списке граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте « им. Артема» непригодным для проживания по критериям безопасности по адресу: ул. ФИО4 д 1, кв. 3 значится: ФИО1, ФИО2, ФИО3;
Согласно свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру по адресу <...> зарегистрировано в реестре № 61/112-н/61-2019-9-283 принадлежит ФИО1 1/6 доля квартиры.
На основании договора на передачу квартиры в собственное домовладение № 1741 от 06 мая 1993 года заключенного с Шахтинским управлением жилищно- коммунального хозяйства, зарегистрированного в Шахтинском БТИ 21.05.1993 г. № 40371 кв. 33 стр.194, 2/3 доли квартиры по адресу: <...> принадлежит ФИО2 2/3 доли указанной квартиры. Так же на основании договора дарения зарегистрированного нотариусом ФИО8 тридцатого апреля две тысячи двадцать первого года 61АА7925656 зарегистрировано в реестре № 61/112-н/61-2021-3-315. ФИО2 была подарена еще 1/6 доли указанной квартиры, которая ранее находилась в собственности ее сына. Дарения было сделано для возможности исполнения пункта 11 Постановления для предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (программа ГУРШ).
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
Все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истцу имеются. Соответственно, отказ Администрации г. Шахты в заключении с истцом договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, является необоснованным и нарушает права истцов на жилище, гарантированные Конституцией РФ.
Обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена именно на орган местного самоуправления и отсутствие на момент рассмотрения дела финансирования не может являться препятствием к реализации вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.
Отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием к реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат, и государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Ссылка ответчика на отсутствие финансирование не является основанием для отказа истцу в иске.
Исходя из вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении иска Администрации г.Шахты о прекращении права собственности ФИО2, ФИО1 на квартиру № 3 по ул.ФИО4, 1 в г. Шахты, признании право муниципальной собственности на квартиру № 3 по ул.ФИО4, 1в г. Шахты за муниципальным образованием «город Шахты», обязании ФИО2 и ФИО1 предоставить Администрации г. Шахты банковские реквизиты для перечисления средств в течение 5 календарных дней после вступления в силу решения суда, обязании ФИО2 и ФИО1 после получения денежных средств освободить квартиру № 3 по ул.ФИО4, 1 в г. Шахты отказать.
Суд полагает обоснованным встречные исковые требования об обязать Администрацию города Шахты заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности» с ФИО1 составом семьи: ФИО2 и ФИО3.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Администрации г. Шахты к ФИО1, ФИО2 о выкупе жилого помещения в муниципальную собственность, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, освобождении жилого помещения, третье лицо Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерство энергетики РФ - отказать.
Встречный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации г. Шахты об обязании заключить договор третье лицо Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, Министерство энергетики РФ удовлетворить.
обязать Администрацию города Шахты заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности» с ФИО1 составом семьи: ФИО2 и ФИО3.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 13.05.2022г.
Судья О.Б. Шевырева