ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2660/19 от 14.10.2019 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 2-2660/2019

25RS0010-01-2019-003447-97

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2019 года г. Находка Приморского края

Мотивированное решение составлено 14 октября 2019 года (в порядке статьи 199, части 2 статьи 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Алексеева Д. А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Алюниной Д. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Находкинского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к акционерному обществу «Порт Восточные ворота – Приморский завод» о запрете эксплуатации тепловоза,

при участии в судебном заседании:

от истца – помощника Находкинского транспортного прокурора Романовой О. Ю. (служебное удостоверение),

от ответчика – Соколовой Е. Н. (паспорт, доверенность),

УСТАНОВИЛ:

Находкинский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что Находкинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на путях необщего пользования, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности акционерного общества «Порт Восточные ворота – Приморский завод» (далее по тексту – АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод»). По мнению истца, ответчиком эксплуатируется тепловоз серии , восьмизначный идентификационный номер , производства Людиновского Ордена Трудового Красного Знамени тепловозостроительного завода, без проведения надлежащего текущего ремонта, в связи с чем прокурор просил запретить АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» эксплуатацию данного тепловоза до проведения его ремонта в объёме ТР-1 на предприятиях, имеющий условный номер клеймения.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Ответчик в лице представителя против удовлетворения иска возражал, сославшись на несущественность указанных прокурором нарушений, проведение ремонта тепловоза ещё до обращения прокурора в суд, а также отсутствие необходимости его ремонта только на предприятиях, емеющих условный номер клеймения.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Находкинской транспортной прокуратурой в ходе проверки, проведённой в АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод», установлено, что ответчиком эксплуатируется тепловоз серии , восьмизначный идентификационный номер , производства Людиновского Ордена Трудового Красного Знамени тепловозостроительного завода, который приобретён АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» на основании договора купли-продажи с обществом с ограниченной ответственностью «Первая локомотивная компания» от ДД.ММ.ГГ., передан ответчику по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГ..

В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о железнодорожном транспорте) обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – это система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Согласно статье 16 Закона о железнодорожном транспорте владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счёт их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Частью 2 статьи 20 Закона о железнодорожном транспорте установлена обязанность владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасность перевозки багажа и грузов, экологическую безопасность.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее по тексту – Правила технической эксплуатации, Правила, ПТЭ), которые обязательны для выполнения всеми организациями, связанными с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.

Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава осуществляется в соответствии с Приложением № 5 к Правилам.

Согласно пункту 2 Правил технической эксплуатации они устанавливают систему организации движения поездов, функционирования железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.

В силу пункта 3 главы 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 286 (далее по тексту – ПТЭ), данные ПТЭ обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.

Согласно пункту 1 Приложения № 5 к ПТЭ железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. На железнодорожных путях необщего пользования не допускается использование потенциально опасного железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил.

Согласно пункту 16 ПТЭ железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.

Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие (владельцы подвижного состава).

Работники железнодорожного транспорта (владельцы подвижного состава) в соответствии с должностными обязанностями должны знать правила эксплуатации технических средств (руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту тепловоза от завода-изготовителя) с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований для сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования, включая метрологические требования.

В соответствии с пунктом 17 ПТЭ сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной и конструкторской документации. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию (руководство по эксплуатации).

Устройства, механизмы, оборудование железнодорожного транспорта, должны соответствовать техническим регламентам, нормам и правилам, регулирующим отдельные вопросы эксплуатации железнодорожного транспорта, требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, охраны труда, экологической и пожарной безопасности, законодательству Российской Федерации об охране окружающей среды, а также настоящим Правилам.

Согласно пункту 1 Приложения № 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта (TP, КР), техническое обслуживание (ТО) и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.

Локомотивы, принадлежащие владельцу железнодорожных путей необщего пользования (владельцу железнодорожного подвижного состава), при обращении на железнодорожных путях необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным Правилами, и пройти проверку на подтверждение их исправного технического состояния.

Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами. Порядок его технического обслуживания и ремонта, в ходе которого подтверждается исправное техническое состояние железнодорожного подвижного состава, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования (в соответствии с руководством по эксплуатации и техническими условиями завода- изготовителя).

По результатам проведённой прокуратурой проверки в июле 2019 года составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГ., согласно которому тепловоз серии , восьмизначный идентификационный номер , производства Людиновского Ордена Трудового Красного Знамени тепловозостроительного завода, эксплуатируется ответчиком со следующими нарушениями: с предохранительными клапанами на напорной трубе и холодильнике компрессора с просроченной датой проверки на пломбах; с просроченными манометрами питательной сети, тормозной магистрали, уравнительного резервуара и тормозных цилиндров (последняя поверка проведена в 1 квартале 2018 года); с просроченным скоростемером ЗСЛ-2М. Последняя поверка проведена ДД.ММ.ГГ., скоростемерная лента не заправлена, отсутствует лента контрольной проверки на стенде; с просроченным электропневматическим клапаном ЭПК-150, отсутствуют сведения о проведении последней проверки. Кнопка РБ со стороны помощника машиниста и машиниста не опломбирована (отсутствуют сведения). Отсутствуют сведения о проверке радиостанции; с просроченными автосцепными устройствами. Автосцепки СА-3: передняя клеймо 68, проверка октябрь 2017 года; задняя клеймо 68, проверка октябрь 2017 года; с просроченными огнетушителями ОУ-5 (2 шт., проверки в апреле 2017 года, в сентябре 2017 года), ОП-5 (2 шт, проверка в ноябре 2017 года); без песка в бункерах, песочные трубы не отрегулированы по высоте; с неисправными приборами дистанционной отцепки тепловоза от подвижного состава спереди и сзади; с просроченной ревизией тормозных цилиндров.

Согласно записи в техническом формуляре тепловоза ДД.ММ.ГГ. ему проведено ТО-5Б в полном объёме. Иные записи в формуляре о проведении обслуживания и ремонтов тепловоза отсутствуют. При этом имеющиеся нарушения свидетельствуют о непроведении своевременного планово-предупредительного ремонта в объёме ТР-1.

В соответствии с пунктом 22 Приложения № 5 к ПТЭ порядок технического обслуживания, ремонта железнодорожного подвижного состава и его составных частей определяется конструкторской документацией. Согласно требованиям пункта 7 Руководства по эксплуатации и обслуживанию тепловоза ТГМ-6Д производства Людиновского Ордена Трудового Красного Знамени тепловозостроительного завода техническое обслуживание и текущие ремонты являются основным мероприятиями, обеспечивающими нормальную эксплуатацию тепловозов. Установлена периодичность обслуживания и ремонтов в объёме ТР-1 – через каждые 6 месяцев работы.

Таким образом, ответчиком осуществляется эксплуатация локомотива как с просроченными устройствами и приборами, так и с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация локомотива.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора о том, что эксплуатация тепловоза на путях необщего пользования с выявленными нарушениями влияет на безопасность функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе работникам предприятия, а также экологический вред окружающей среде, в связи с чем находит обоснованным требование о запрете эксплуатации тепловоза до проведения его ремонта в объёме ТР-1.

Вместе с тем, оценивая доводы прокурора о необходимости проведения данного ремонта только на предприятиях, имеющий условный номер клеймения, судом принимаются во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 Приложения № 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.

Ремонт железнодорожного подвижного состава должен выполняться на предприятиях, имеющих условный номер клеймения, полученный на соответствующие виды работ в соответствии с Положением об условных номерах клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей, утверждённым и введенным в действие решением шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 21-22 октября 2014 года (далее по тексту – Положение).

В силу пункта 1.2 Положения условный номер предназначен для клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей в соответствии с технической документацией на их изготовление, модернизацию или ремонт.

Пунктом 1.4 указанного Положения, в свою очередь, устанавлено, что обязательному клеймению условным номером подлежит весь железнодорожный подвижной состав, курсирующий в международном сообщении, а также его составные части согласно перечню, утверждённому Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

Таким образом, указанные нормы с учётом их буквального толкования устанавливают, что тепловозы и иной подвижной состав, используемые исключительно на путях необщего пользования, как и их составные части, не подлежат обязательному клеймению условным номером, и само по себе отсутствие клейма никак не препятствует эксплуатации железнодорожного подвижного состава, не имеющего клеймения, на путях необщего пользования его собственником.

Из изложенного следует, что условный номер клеймения в обязательном порядке присваивается тем предприятиям, которые изготавливают, модернизируют или ремонтируют локомотивы, курсирующие в международном сообщении, также условный номер клеймения в обязательном порядке присваивается тем предприятиям, которые изготавливают, ремонтируют и модернизируют составные части локомотивов в соответствии с перечнем, указанном в Приложении № 20 протокола № 56 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 17-18 мая 2012 года. В соответствии с указанным документом условный номер клеймения присваивается предприятию, выполняющему изготовление, модернизацию или ремонт узлов и деталей колесных пар и автосцепного оборудования локомотивов. Данный перечень конкретизирован и не предполагает расширительного толкования.

Как указано ответчиком, не оспаривалось прокурором, АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» осуществляет эксплуатацию тепловоза серии , идентификационный номер , исключительно на путях необщего пользования без права эксплуатации тепловоза на путях общего пользования.

Пути необщего пользования ответчика не имеют пересечения с железнодорожными путями общего пользования, искусственными сооружениями в виде мостов, виадуков, путепроводов. Акт допуска указанного тепловоза к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования не оформлялся, тепловоз ТГМ6Д, принадлежащий АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод», не выходит на пути общего пользования.

С учётом изложенного суд находит необоснованными требования прокурора в части запрета эксплуатации тепловоза до проведения ремонта на предприятиях, имеющих условный номер клеймения.

В соответствии с частью 5 статьи 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В части 1 статьи 103 ГПК РФ установлено, что издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

В данном случае размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск, поскольку в силу части 2 статьи 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, истцом не является, а только пользуется процессуальными правами и несёт все процессуальные обязанности истца.

Как следует из содержания иска прокурора, он обратился в суд с иском в интересах в том числе неопределённого и неограниченного круга лиц.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц – 300 рублей; для организаций – 6 000 рублей. Таким образом, поскольку прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц (включая физических), он бы уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей, если бы не был освобождён от ее уплаты.

По правилам абзаца 2 статьи 61.2, абзаца 2 статьи 61.1 НК РФ государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета Находкинского городского округа Приморского края.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление удовлетворить частично.

Запретить акционерному обществу «Порт Восточные ворота – Приморский завод» (ИНН: 2508005500; ОГРН: 1022500708548; адрес: 692903, Приморский край, г. Находка, ул. Судоремонтная, д. 29А) эксплуатацию тепловоза серии , восьмизначный идентификационный номер , до проведения его ремонта в объёме ТР-1.

Исковое заявление в остальной части оставить без удовлетворения.

Взыскать с акционерного общества «Порт Восточные ворота – Приморский завод» в доход бюджета Находкинского городского округа Приморского края государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Находкинский городской суд Приморского края.

Судья Д. А. Алексеев