ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2660/20 от 09.04.2021 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Принято в окончательной форме 09.04.2021

(УИД) 76RS0024-01-2020-003198-07

Дело № 2-321/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2021 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М.,

при секретаре Короткевич А.И.,

с участием

истцов ФИО1, ФИО2, представителей истца ФИО3, ФИО4 по устному заявлению (л.д.88),

представителя ответчика ФИО5 по доверенности (л.д.75),

от третьего лица – не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО6, ФИО7, ФИО8, к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля признании незаконным распоряжения, возложении обязанности по восстановлению на учете нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО6, ФИО7, ФИО8, обратились в суд с иском к территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля о признании незаконным распоряжения главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля от 14.09.2020 №424 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В обоснование иска указано, что оспариваемым распоряжением семья истцов в количестве пяти человек снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В качестве основания указано, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи превышает учетную норму 12 кв.м. С данным распоряжением истцы не согласны, так как у них в собственности находится всего 1/30 доля в праве на жилое помещение общей площадью 149 кв.м. по адресу: <адрес>, приобретенная на средства материнского капитала, а по адресу: <адрес>, по которому зарегистрирована и проживает семья, жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО9, с которым истцы не являются членами одной семьи.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО6, ФИО7, ФИО8, представители истца ФИО1 по устному заявлению ФИО3, ФИО4 исковые требования поддержали по изложенным основаниям, просили восстановить семью истцов на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как многодетную семью. Дополнительно пояснили, что в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 21.02.2020 №147-п в рамках программы по улучшению жилищных условий многодетных семей к членам многодетной семьи в целях оценки уровня их обеспеченности жильем не может быть отнесен отец ФИО2 – ФИО10, поскольку в соответствии с абз.4 ч. 5.1 раздела 4 постановления Правительства Ярославской области от 21.02.2020 членами многодетных семей являются родители (единственный родитель), и их дети, проживающие совместно.

Представитель ответчика территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля по доверенности ФИО5 исковые требования не признала, полагала оспариваемое распоряжение законным и обоснованным. Дополнительно указала, что семья истцов принята на жилищный учет как многодетная семья. При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями должны учитываться все жилые помещения, в том числе, и жилое помещение ФИО10

Третье лицо Департамент строительства Ярославской области в судебное заседание представителя не направило, уведомлено надлежаще. В письменном отзыве представитель третьего лица просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судом определено рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы учетного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО2 являются родителями несовершеннолетних ФИО6, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО7, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ФИО8, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения. Семья является многодетной.

Семья истцов зарегистрирована по месту жительства и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Собственником жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 141,5 кв.м. в размере <данные изъяты> доли является отец ФИО2 – ФИО10

Кроме того, ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8 принадлежит по 1/30 доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 149 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Право общей долевой собственности истцов на указанное жилое помещение возникло на основании договора купли-продажи от 19.03.2019.

28.12.2017 распоряжением главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля ФИО2 и члены ее семьи (ФИО1 (супруг), ФИО6 (сын), ФИО8 (дочь), ФИО7 (сын) были приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (многодетная семья).

Распоряжением главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля от 14.09.2020 семья истцов снята с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (многодетная семья), в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из содержания указанного распоряжения, основанием для снятия семьи истцов с жилищного учета послужило то обстоятельство, что обеспеченность площадью жилого помещения на каждого члена семьи превысила учетную норму (12 кв.м.), установленную постановлением мэра г. Ярославля от 28.02.2005 №761. При определении уровня обеспеченности семьи истцов жилыми помещениями ответчик принял к учету принадлежащее многодетной семье на праве общей долевой собственности жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 149 кв.м., и жилое помещение, где семья Шкепу зарегистрирована по месту жительства – <адрес>, принадлежащее на праве общей долевой собственности отцу истца ФИО2 – ФИО10 (доля в праве 1/2).

Постановлением Правительства Ярославской области от 21.02.2020 №147-п утверждена государственная программа Ярославской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» на 2020 - 2025 годы», действовавшая на момент принятия оспариваемого распоряжения.

В соответствии с п.5.1 раздела IV указанного постановления («Задача по улучшению жилищных условий многодетных семей подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства на территории Ярославской области»), действие данной задачи распространяется на многодетные семьи, а именно семьи граждан, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет (рожденных, усыновленных или удочеренных, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семью под опеку или попечительство, в том числе по договору о приемной семье) (далее - многодетные семьи).

Участниками данной задачи являются многодетные семьи, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования области, включенные в областной сводный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и список получателей областной жилищной субсидии многодетным семьям на улучшение жилищных условий (далее - список получателей областной жилищной субсидии).

Членами многодетных семей являются родители (единственный родитель) и их дети, проживающие совместно. При наличии у членов многодетной семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Исходя из указанного положения, в состав семьи Шкепу в целях принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве многодетной семьи могут быть включены ФИО2 и члены ее семьи (ФИО1 (супруг), ФИО6 (сын), ФИО8 (дочь), ФИО7 (сын) и уровень обеспеченности многодетной семьи общей площадью жилого помещения в целях признания нуждающейся в улучшении жилищных условий должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых указанными членами многодетной семьи по договору социального найма, или принадлежащих им на праве собственности.

Предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки регулируется специальными нормативными актами, в том числе, вышеуказанным постановлением, которое при определении уровня обеспеченности жилым помещением многодетных семей не предусматривает возможности учета жилых помещений находящихся в собственности лиц, не являющихся членами многодетной семьи.

Принимая во внимание изложенное, при определении уровня обеспеченности многодетной семьи ФИО2 жилым помещением принадлежащее ее отцу на праве общей долевой собственности жилое помещение по адресу: <адрес> учету, по мнению суда, не подлежало.

Как следует из материалов дела, истцам и их несовершеннолетним детям на праве общей долевой собственности принадлежит по 1/30 доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 149 кв.м. Исходя из размера долей в праве, общая площадь указанного жилого помещения на каждого члена многодетной семьи составляет 4,9 кв.м., что менее учетной нормы 12 кв.м. (149 / 30 х 5 / 5).

При указанных обстоятельствах распоряжение главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля от 14.09.2020 №424, которым семья ФИО2 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (многодетная семья) нельзя признать законным. В целях восстановления нарушенных прав истцов семья ФИО2 в составе пяти человек (ФИО2, ФИО1 (супруг), ФИО6 (сын), ФИО8 (дочь), ФИО7 (сын) подлежат восстановлению на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (многодетная семья) с 14.09.2020 под тем же номером очереди.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО6, ФИО7, ФИО8, удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля от 14.09.2020 №424 «О снятии ФИО2 (и членов ее семьи) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Восстановить семью ФИО2 в составе пяти человек (ФИО2, ФИО1 (супруг), ФИО6 (сын), ФИО8 (дочь), ФИО7 (сын) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (категория - многодетная семья), с 14.09.2020 под тем же номером очереди.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.М. Пестерева