ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2662/18 от 17.07.2018 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-2662/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Кемерово

в составе председательствующего судьи Гапанцовой А.А.,

при секретаре Потрясовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

17 июля 2018 года

гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г.Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Кемерово о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г.Кемерово обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Кемерово о понуждении к совершению действий.

Свои требования мотивируют тем, что ... проведена проверка по обращениям ЛИЦО_4 от **.**.****, **.**.**** об аварии на тепловых сетях и непринятии в муниципальную собственность бесхозяйного объекта теплоснабжения.

Проведенной проверкой выявлены нарушения законодательства о теплоснабжении. Установлено, что здание, расположенное по адресу: г. ... на праве собственности принадлежит ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» и ООО «Эксплуатационная фирма». Здание, расположенное по адресу: ...... принадлежит на праве собственности ООО «Акцепт-Плюс». Здание по адресу: ... принадлежит на праве собственности Б., ЛИЦО_2. Указанными собственниками в целях приобретения тепловой энергии заключены договоры теплоснабжения с АО «Кемеровская теплосетевая компания». Все здания являются нежилыми.

Исходя из актов эксплуатационной ответственности схема теплоснабжения здания организована от теплового узла управления тепловой сети (теплотрассы сетевой воды) до места врезки (включая запорную арматуру в сторону каждого здания). При этом актами на установление границ эксплуатационной ответственности (границ обслуживания и ответственности за состоянием тепловых сетей) установлено, что участки тепловой сети по адресу: г. Кемерово от ### и все находящееся в ней оборудование обслуживает АО «КТСК».

Тепловая камера ТК-8 принадлежит ООО «Эксплуатационная фирма». Теплотрасса сетевой воды от места врезки в ### до узла управления, узел управления и разводка по зданию ......, принадлежат и обслуживаются ООО «Эксплуатационная фирма».

Теплотрасса от места врезки в тепловой камере ### в сторону здания по адресу ......, запорная арматура в камере принадлежат ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» и обслуживаются им же.

Трубопроводы сетевой воды от места врезки в тепловой камере ### через тепловую камеру ТК-9, включая тепловую камеру ТК-9, в сторону здания ... до узла управления, узел управления и разводку по зданию обслуживает ООО «Акцепт-Плюс».

Трубопроводы сетевой воды от места врезки в тепловой камере ###, включая запорную арматуру, в сторону здания потребителя ... до теплового узла, тепловой узел и разводку трубопроводов по зданию обслуживает потребитель Б.

Также согласно актам установления границ эксплуатационной ответственности, владелец теплотрассы сетевой воды от наружной западной стены ### в сторону потребителя через ### не установлен.

При этом вступившем в законную силу решением Центрального районного суда города Кемерово от **.**.**** по исковому заявлению прокурора города Кемерово участок сети теплоснабжения, расположенный по адресу: г. ...... от ### признан бесхозяйным. Постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### в качестве теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети - участка тепловой сети от ### определен филиал АО «Кузбассэнерго»-«Кемеровская теплосетевая компания».

Вместе с тем до настоящего времени не определены собственник, иной законный владелец, а также теплоснабжающая организация для участка тепловой сети от ###

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от **.**.****### право собственности на вышеуказанный участок тепловой сети не зарегистрировано.

Кроме того, согласно информации, представленной ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области», в архиве Центра технической инвентаризации инвентарное дело на объект, расположенный по адресу: ... от ### до ### отсутствует.

Как показала проверка, вышеуказанный объект теплоснабжения от ### в силу положений статьи 225 ГК РФ обладает признаками бесхозяйного имущества.

Также пунктом 4 части 2 статьи 11 Устава города Кемерово (далее по тексту Устав города Кемерово), принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****###, установлено, что организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам городского значения.

В этой связи орган местного самоуправления является единственным уполномоченным субъектом, имеющим право подать заявление о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

В ходе проверки установлено, что администрация города Кемерово в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о признании указанных объектов бесхозяйными недвижимыми объектами не подавала, поскольку считает, что указанный участок тепловой сети не предназначен для теплоснабжения населения, в связи с чем не служит для решения вопросов местного значения.

Вместе с тем в результате анализа норм действующего законодательства, предусматривающего обязанности органов местного самоуправления в области теплоснабжения муниципальных образований, в том числе городских округов, а именно подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона №190-ФЗ и статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ, можно сделать вывод, что различие потребителей по указанному ответчиком признаку в них не производится.

Таким образом, в сложившейся ситуации бездействие администрации города Кемерово нарушает права и законные интересы граждан, создает в случае возникновения аварийной ситуации угрозу для жизни, здоровья и имущества граждан и организаций, служит препятствием в обеспечении надежного и бесперебойного снабжения социально-значимых учреждений тепловой энергией.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, имеются достаточные основания для обращения прокурора Центрального района города Кемерово в рамках полномочий в судебный орган в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также муниципального образования «город Кемерово».

Просят суд обязать администрацию города Кемерово в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области участок сети теплоснабжения, расположенный по адресу: г. ... от ###

Обязать администрацию города Кемерово в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу определить для участка тепловой сети по адресу: г. ...... от ### теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Представитель истца помощник прокурора Корневская Ю.М. на исковых требованиях настаивала.

Представители ответчика администрации г.Кемерово Фидирко Е.Ю., Ярош П.С. исковые требования не признали.

Представитель третьего лица «Кемеровоспецводстрой» Калайгорода В.А., представитель третьего лица ООО «Эксплуатационная фирма» Агеенко С.В. полагают требования обоснованными.

Представитель АО «Кузбассэнерго» в суд не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Прокуратурой Центрального района г.Кемерово проведена проверка по обращениям ЛИЦО_4 от **.**.****, **.**.**** об аварии на тепловых сетях и непринятии в муниципальную собственность бесхозяйного объекта теплоснабжения.

Проведенной проверкой выявлены нарушения законодательства о теплоснабжении.

В силу подпункта 4, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), а также подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения теплоснабжения населения, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно подпункту 17 части 5.1 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

Подпунктом 9 части 5.1 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрено, что потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Из указанного следует, что законом к потребителям отнесены как физические, так и юридические лица, приобретающие тепловую энергию, в том числе организации любой формы собственности.

Проведенной проверкой установлено, что здание, расположенное по адресу: г. ... на праве собственности принадлежит ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» и ООО «Эксплуатационная фирма». Здание, расположенное по адресу: ... принадлежит на праве собственности ООО «Акцепт-Плюс». Здание по адресу: ...... принадлежит на праве собственности Б., ЛИЦО_2. Указанными собственниками в целях приобретения тепловой энергии заключены договоры теплоснабжения с АО «Кемеровская теплосетевая компания». Все здания являются нежилыми.

В силу положений пункта 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****###, линии раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов устанавливаются соглашением сторон договора теплоснабжения.

Исходя из актов эксплуатационной ответственности схема теплоснабжения здания организована от теплового узла управления тепловой сети (теплотрассы сетевой воды) до места врезки (включая запорную арматуру в сторону каждого здания). При этом актами на установление границ эксплуатационной ответственности (границ обслуживания и ответственности за состоянием тепловых сетей) установлено, что участки тепловой сети по адресу: г. ... от ### и все находящееся в ней оборудование обслуживает АО «КТСК».

Тепловая камера ### принадлежит ООО «Эксплуатационная фирма». Теплотрасса сетевой воды от места врезки в ### до узла управления, узел управления и разводка по зданию ... принадлежат и обслуживаются ООО «Эксплуатационная фирма».

Теплотрасса от места врезки в тепловой камере ### в сторону здания по адресу ...... запорная арматура в камере принадлежат ЗАО фирма «Кемеровоспецводстрой» и обслуживаются им же.

Трубопроводы сетевой воды от места врезки в тепловой камере ### через тепловую камеру ТК-9, включая тепловую камеру ТК-9, в сторону здания ......, до узла управления, узел управления и разводку по зданию обслуживает ООО «Акцепт-Плюс».

Трубопроводы сетевой воды от места врезки в тепловой камере ### включая запорную арматуру, в сторону здания потребителя ... до теплового узла, тепловой узел и разводку трубопроводов по зданию обслуживает потребитель Б.

Также согласно актам установления границ эксплуатационной ответственности, владелец теплотрассы сетевой воды от наружной западной стены ### сторону потребителя через ### не установлен.

При этом вступившем в законную силу решением Центрального районного суда города Кемерово от **.**.**** по исковому заявлению прокурора города Кемерово участок сети теплоснабжения, расположенный по адресу: г. ...... от ### признан бесхозяйным. Постановлением администрации города Кемерово от **.**.****### в качестве теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйной тепловой сети - участка тепловой сети от ### определен филиал АО «Кузбассэнерго»-«Кемеровская теплосетевая компания».

Вместе с тем до настоящего времени не определены собственник, иной законный владелец, а также теплоснабжающая организация для участка тепловой сети от ###

В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от **.**.****### «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также абзаца четвертого пункта 1 приложения ### к постановлению ### объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятия) передаются в муниципальную собственность городов.

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от **.**.****### право собственности на вышеуказанный участок тепловой сети не зарегистрировано.

Кроме того, согласно информации, представленной ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области», в архиве Центра технической инвентаризации инвентарное дело на объект, расположенный по адресу: ..., от ### отсутствует.

Как показала проверка, вышеуказанный объект теплоснабжения от ### в силу положений статьи 225 ГК РФ обладает признаками бесхозяйного имущества.

Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу пункта 6 статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Исходя из названных норм права орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере теплоснабжения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию и учету бесхозяйных сетей, определению для бесхозяйных объектов теплоснабжения теплосетевой организации и их обращению в муниципальную собственность.

Также пунктом 4 части 2 статьи 11 Устава города Кемерово (далее по тексту Устав города Кемерово), принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.****###, установлено, что организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам городского значения.

В этой связи орган местного самоуправления является единственным уполномоченным субъектом, имеющим право подать заявление о принятии на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

В ходе проверки установлено, что администрация города Кемерово в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о признании указанных объектов бесхозяйными недвижимыми объектами не подавала, поскольку считает, что указанный участок тепловой сети не предназначен для теплоснабжения населения, в связи с чем не служит для решения вопросов местного значения.

Вместе с тем в результате анализа норм действующего законодательства, предусматривающего обязанности органов местного самоуправления в области теплоснабжения муниципальных образований, в том числе городских округов, а именно подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона №190-ФЗ и статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ, можно сделать вывод, что различие потребителей по указанному ответчиком признаку в них не производится.

Таким образом, в сложившейся ситуации бездействие администрации города Кемерово нарушает права и законные интересы граждан, создает в случае возникновения аварийной ситуации угрозу для жизни, здоровья и имущества граждан и организаций, служит препятствием в обеспечении надежного и бесперебойного снабжения социально-значимых учреждений тепловой энергией.

Суд критически оценивает доводы администрации г.Кемерово о том, что сети теплоснабжения от ### строились для обеспечения подачи тепла в здания по адресу: г. .... Кроме того, собственнику зданий принадлежит участок трубопровода, отсутствуют доказательства строительства данного участка сети теплоснабжения за счет муниципального образования. Однако доказательств этого суду не представлено, а судом не добыто.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителя ЗАО «Кемеровоспецстрой» Калайгорода В.А., земельный участок, на котором расположена сеть теплоснабжения от ### предприятию на праве собственности на основании договора купли-продажи от **.**.****, заключенного между предприятием и Фондом Имущества Кемеровской области. В свидетельстве о праве собственности на землю от **.**.**** изложены ограничения в пользовании земельного участка, в соответствии с которым предприятие обязано обеспечить: а) безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования, которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность; б) возможность размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; в) возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры. Любое строительство и переустройство на земельном участке осуществляется после согласования с органами архитектуры.

Из изложенных документов следует, что приобретен в собственность только земельный участок без объектов общего пользования, объектов инфраструктуры. Обратного суду не доказано.

Кроме того, как пояснил представитель предприятия, при передаче земельного участка в собственность, по нему уже проходила тепломагистраль и иные объекты инфраструктуры. При отапливании здания, принадлежащего предприятию, спорный участок тепломагистрали не используется.

Исследовав представленные доказательства, оценивая изложенное в совокупности, суд считает обоснованным требования об обязании Администрации города Кемерово в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области участок сети теплоснабжения, расположенный по адресу: г. ... от ###

- и обязании администрации города Кемерово в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу определить для участка тепловой сети по адресу: г.... от ### теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Центрального района города Кемерово удовлетворить.

Обязать Администрацию города Кемерово в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поставить на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области участок сети теплоснабжения, расположенный по адресу: г. ... от ###

Обязать администрацию города Кемерово в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу определить для участка тепловой сети по адресу: г.... от ### теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение изготовлено 20.07.2018.

Судья А.А. Гапанцова