ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2662/20 от 01.06.2020 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-2662/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 01 июня 2020 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи Л.Н. Главатских,

при секретаре К.Н. Чудиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Центральному УСЗН администрации <адрес> об обязании выдать заключение об усыновлении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратилось в суд с иском к Центральному УСЗН администрации <адрес> об обязании выдать заключение об усыновлении.

В основание указали, что ДД.ММ.ГГГГ ими были поданы документы в Центральное УСЗН администрации <адрес> для выдачи заключения о возможности быть усыновителями. По результатам рассмотрения пакета документов ответчиком было выдано заключение о невозможности ФИО1, ФИО2 быть усыновителями, так как отсутствует доход, обеспечивающий усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители. С указанным заключением не согласны, за защитой своих прав обратились в суд.

Истцы ФИО1, ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ заработная плата ФИО2 составляет 35000 рублей.

Представитель ответчика Центрального УСЗН администрации <адрес>ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что заключение от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, истцы не могут быть усыновителями, так как не имеют дохода, обеспечивающего прожиточный минимум.

Суд, заслушав пояснения истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 126 Семейного кодекса Российской Федерации учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, перечень необходимых документов, требования к усыновителям установлены Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 9 Правил, в целях подготовки заключения о возможности граждан быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, проводит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в ходе которого определяется отсутствие установленных Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка. При обследовании условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

Согласно положениям ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Как следует из письменных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в Центральное УСЗН администрации <адрес> для выдачи заключения о возможности быть усыновителями.

ДД.ММ.ГГГГ Центральным УСЗН администрации <адрес> выдано заключение о невозможности ФИО1 и ФИО2 быть кандидатами в усыновители (удочерители) несовершеннолетнего гражданина, оставшегося без попечения родителей, и принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, со ссылкой на положение ст. 127 СК РФ о том, что усыновителями могут быть лица обоего пола, за исключением лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители.

Таким образом, истцы ФИО1, ФИО2 не могут являться кандидатами в усыновители по причине отсутствия необходимого дохода, обеспечивающего ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители.

В силу пункта 2 ст. 124 СК РФ усыновление допускается только в интересах детей с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 ст. 123 СК РФ, т.е. с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

При этом согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (п.15), под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что на момент обращения в Центральное УСЗН для дачи заключения истец ФИО1 трудоустроена не была, являлась домохозяйкой. Размер ежемесячной заработной платы истца ФИО2 составлял 13000 рублей. То есть доход истцов как кандидатов в усыновители составлял менее величины прожиточного минимума, установленного Постановлением <адрес> для трудоспособного населения в размере 11029 рублей, для детей – 10603 рубля (Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в <адрес> в III квартале 2019 года»).

Представленное в материалы дела дополнительное соглашение к Трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО2 и ИП ФИО4, содержит измененное условие по оплате труда в части ежемесячного должностного оклада истца, который с ДД.ММ.ГГГГ составляет 26000 рублей.

Однако оценка возможностей заявителей быть кандидатами в усыновители оценивалась по состоянию на дату заключения – ДД.ММ.ГГГГ, указанное дополнительное соглашение к трудовому договору, вступившее силу ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком оценено быть не могло.

При таких обстоятельствах заключение Центрального Управления социальной защиты населения Администрации <адрес> основано на законе, направлено на обеспечение интересов детей при усыновлении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Центральному УСЗН администрации <адрес> об обязании выдать заключение об усыновлении, отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: п/п Л.Н. Главатских

2-2662/2020

74RS0002-01-2020-000979-23

Центральный районный суд г. Челябинска

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Мотивированное решение составлено 05.06.2020 г.

Судья Центрального

районного суда г. Челябинска Л.Н. Главатских

Секретарь К.Н. Чудинова