Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Самара 25 января 2016 года
Куйбышевский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего - Кузиной Н.Н.
с участием прокурора - Когановой А.С.
при секретаре - Бородачевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-64/16 по иску прокурора Куйбышевского района г. Самары к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 24 г.о. Самары, Департаменту образования Администрации г.о. Самары об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,У С Т А Н О В И Л:Прокурор Куйбышевского района г.Самары, действуя в защиту государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия, выделив денежные средства на установку системы громкоговорящей связи МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара; обязать МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара установить систему громкоговорящей связи, т.е. принять меры по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму.
В судебном заседании помощник прокурора Куйбышевского района г.Самары ФИО1 исковые требования поддержала. Суду пояснила, что прокуратурой Куйбышевского района г.Самары проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара, в ходе которой выявлены нарушения данного законодательства со стороны должностных лиц учреждения. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.03.06г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов, на которых основывается противодействие терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Постановлением Губернатора Самарской области от 01.04.2004г. № 85 утверждено Положение об антитеррористической комиссии Самарской области. Согласно ст. 7 Положения об антитеррористической комиссии Самарской области решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий муниципальных образований Самарской области, а также организаций Российской Федерации. Решением Антитеррористической комиссии Самарской области от 03.03.2005 года утвержден Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан. Так для образовательных учреждений обязательным являются следующие требования: организация пропускного режима и ежедневного обхода прилегающей к объекту территории в целях выявления возможных признаков террористической угрозы; ограничение стоянки автотранспорта на расстоянии до 25 метров от объекта; обязательное информирование территориального органа внутренних дел о сдаче помещений или территорий объекта в аренду, а также о предстоящих на объекте ремонтно-строительных работах с привлечением сторонних граждан и организаций; привлечение к ремонтно-строительным работам на объекте хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление данного вида деятельности и граждан, имеющих регистрацию; инструктаж персонала объекта по повышению бдительности и действиям в условиях террористической угрозы; наличие средств связи, обеспечивающих своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы; наличие систем громкоговорящей связи; оснащение аппаратов телефонной связи устройством автоматического определения номера (АОН). В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании» устанавливает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В ходе проведенной проверки установлено, в нарушение указанных законов в МБОУ СОШ № 24 отсутствует система громкоговорящей связи. По результатам проверки прокуратурой района в адрес МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара внесено представление об устранении нарушений закона об образовании, о противодействии терроризму. Представление рассмотрено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Устранить имеющиеся нарушения требований антитеррористического законодательства самостоятельно МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара не может ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает. В соответствии с Уставом учредителем учреждения является муниципальное образование г.о. Самара, функции и полномочия которого осуществляет Администрация г.о. Самара. Выявленное нарушение норм антитеррористического законодательства в МБОУ СОШ № 24 объективно указывает на то, что Департамент образования Администрации г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовало выделение средств на выполнение мероприятий антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях. Не устранение нарушений законодательства о противодействии терроризму и не принятие мер по технической укрепленности и антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № 24 могут повлечь критические последствия в виде террористического акта, в результате которого возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение материального ущерба гражданам и организациям. Поэтому просила обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия, выделив денежные средства на установку систем громкоговорящей связи в МБОУ СОШ № 24.о. Самара; обязать МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара установить системы громкоговорящей связи.
Представитель ответчика – Департамента образования Администрации г.о. Самара – ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Самара от 22.02.2013г. № 121 «Об утверждении перечней муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений г.о. Самара в сфере образования», Приложением № 2 к данному постановлению, финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, для муниципальных бюджетных учреждений г.о. Самара в сфере образования осуществляется Администрацией г.о. Самара в лице Департамента образования Администрации г.о. Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования Администрации г.о. Самара на соответствующие цели. МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара является получателем средств бюджета г.о. Самара, подведомственным Департаменту образования Администрации г.о. Самара. В соответствии со ст. 6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством. Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Департамент образования Администрации г.о. Самара исполняет расходные обязательства в отношении городского округа в полном объеме в соответствии с Решением Думы г.о. Самара от 24.11.14г. № 483 « О бюджете г.о. Самара Самарской области на 2015г. и на плановый период 2015 и 2016годов», Решением Думы г.о. Самара от 27.08.15г. № 609 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов» объемом бюджетных ассигнований. При этом Администрация г.о. Самара в лице Департамента образования не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы городского округа Самара о бюджете на соответствующий финансовый год. Таким образом, у Департамента образования отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий год. Дополнительная потребность Департамента на финансовое обеспечение действующих расходных обязательств, не учтенных в бюджетных проектировках по отрасли «Образование» на 2016г. составляет <...> тыс. рублей. Поскольку бюджет г.о. Самара на 2016г. утвержден Решением думы г.о. Самара от 27.08.15г. № 609 «О бюджете г.о. Самара Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», то выделение финансовых средств на устранение нарушения возможно не ранее 2017 года. В связи с чем требования прокурора об обращении решения к немедленному исполнению являются неправомерными. Поэтому просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика – МБОУ СОШ № 24 в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
В предыдущем судебном заседании представитель МБОУ СОШ № 24 ФИО3, действующий на основании доверенности (л.д.51), исковые требования признал. Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № 24. В ходе проверки было установлено отсутствие систем громкоговорящей связи. Вследствие чего прокурором района было внесено представление об устранении указанного нарушения. Его доверителем в очередной раз были сделаны заявки в Департамент образования Администрации г.о. Самара на выделение финансовых средств на установку систем громкоговорящей связи, видеонаблюдения и ограждения пришкольной территории МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара. В настоящее время денежных средств нет, поэтому устранить нарушения они не могут. Не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель 3-его лица - Администрации г.о. Самара – ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, для муниципальных бюджетных учреждений г.о. Самара в сфере образования осуществляется Администрацией г.о. Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств. Администрация г.о. Самара не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы городского округа Самара о бюджете на соответствующий финансовый год. Поэтому просила в иске отказать.
Представитель 3-его лица – Администрация Куйбышевского района г.о. Самара в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика МБОУ СОШ № 24 и 3-его лица.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму постановлением Губернатора Самарской области от 01.04.2004г. № 85 утверждено Положение об антитеррористической комиссии Самарской области.
В силу ст. 7 Положения об антитеррористической комиссии Самарской области решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий муниципальных образований Самарской области, а также организаций Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Решением Антитеррористической комиссии Самарской области от 03.03.2005 года утвержден Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан. Так для образовательных учреждений обязательным являются следующие требования: организация пропускного режима и ежедневного обхода прилегающей к объекту территории в целях выявления возможных признаков террористической угрозы; ограничение стоянки автотранспорта на расстоянии до 25 метров от объекта; обязательное информирование территориального органа внутренних дел о сдаче помещений или территорий объекта в аренду, а также о предстоящих на объекте ремонтно-строительных работах с привлечением сторонних граждан и организаций; привлечение к ремонтно-строительным работам на объекте хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление данного вида деятельности и граждан, имеющих регистрацию; инструктаж персонала объекта по повышению бдительности и действиям в условиях террористической угрозы; наличие средств связи, обеспечивающих своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы; наличие систем громкоговорящей связи; оснащение аппаратов телефонной связи устройством автоматического определения номера (АОН).
В соответствии с п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 ФЗ - 273).
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решениями Антитеррористической комиссии Самарской области было проведено обследование антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара, в ходе которого было установлено отсутствие систем громкоговорящей связи (л.д.9-11).
Заместителем прокурора Куйбышевского района г. Самары директору школы МБОУ СОШ № 24 внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.12-15).
Согласно ответу директора школы МБОУ СОШ № 24 ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ им направлена заявка в Департамент образования Администрации г.о. Самара на выделение денежных средств на установку систем громкоговорящей связи, видеонаблюдения и ограждения пришкольной территории МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара (л.д.16).
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Как следует из материалов дела, факт отсутствия системы громкоговорящей связи в МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара установлен по результатам проверки, осуществленной прокурором Куйбышевского района г.о. Самара, и не оспаривается ответчиками.
В соответствии с п. 1.5 Устава МБОУ СОШ № 24 учредителем данной образовательной организации является муниципальное образование городской округ Самара, функции и полномочия которого осуществляет Администрация городского округа Самара (л.д. 18-37).
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у ответчиков обязанности принимать меры по обеспечению безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе, террористических актов.
В соответствии с п.п. 1.1., 1.2 Положения "О Департаменте образования Администрации городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 26 марта 2009 г. N 707, Департамент образования Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования. Департамент обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс и смету расходов на содержание Департамента, лицевой счет в финансовом органе городского округа Самара, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, а также иные реквизиты, может приобретать и осуществлять имущественные и иные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствии систем громкоговорящей связи в МБОУ СОШ № 24 не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, с возложением обязанности на Департамент образования Администрации городского округа Самара, как орган, обеспечивающий финансирование учреждения, выделить денежные средства на установку систем громкоговорящей связи, а на МБОУ СОШ № 24 после перечисления денежных средств устранить выявленные недостатки.
Выполнение этих обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика – Департамента образования Администрации г.о. Самара о том, что Администрация г.о. Самара в лице Департамента образования не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы городского округа Самара о бюджете на соответствующий финансовый год.
Эти доводы являются несостоятельными, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с какими-либо планами и их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Куйбышевского района г.Самары удовлетворить.
Обязать Департамент образования Администрации городского округа Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку системы громкоговорящей связи в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней образовательной школе № 24 г.о. Самара.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение среднюю образовательную школу № 24 г.о. Самара устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно установить систему громкоговорящей связи в образовательном учреждении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.
Мотивированное решение изготовлено 01.02.16г.
Судья Кузина Н.Н.