ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2663/2016 от 22.06.2016 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2016 года город Иркутск

Ленинский районный суд г.Иркутска в составе судьи Москвитиной С.Н., при секретаре судебного заседания Дыбиной О.В., с участием истцов ФИО1, ФИО2, их представителя ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО5 к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании решения незаконным, обязании устранить допущенное нарушение прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО5 обратились в суд с иском к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании решения незаконным, обязании устранить допущенное нарушение прав.

В обосновании заявленных требований указано, что они являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на праве общей долевой собственности. ФИО1 принадлежит ХХХ доля в праве общей долевой собственности, ФИО2 ХХХ доли, ФИО5 ХХХ доли. Согласно распоряжению <...> от <дата>. земельному участку, на котором находится дом, установлен вид разрешенного использования – индивидуальный жилой дом. В <дата> после проведения геодезических работ и сбора необходимого пакета документов, они подали ответчику заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка. <дата> ответчик принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка. В обосновании своего решения ответчик сослался на: проект планировки <...>, утвержденный постановлением <...> от <дата>. , указав, что земельный участок расположен частично в границах территории застройки индивидуальными жилыми домами, частично в границах территории общего пользования; Правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, утвержденные решением <...><дата>. указав, что земельный участок расположен в планировочном микрорайоне , частично в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, на часть земельного участка градостроительные регламенты не распространяются. Также ответчик указал, что в соответствии с генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением <...> от <дата>, в редакции решения <...> от <дата>, в границах спорного земельного участка расположены проектируемые объекты местного значения, сети ливневой канализации ., улицы и дороги местного значения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения, проектируемая линия трамвая. С принятым отказом не согласны, считают его незаконным и подлежащим отмене. Право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности имеют граждане, в том числе, собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, и в реализации такого права не может быть отказано, за исключением случаев, предусмотренных законом. Как следует из оспариваемого решения, ответчиком не оспаривается, что на испрашиваемом земельном участке площадью ХХХ кв.м. расположен жилой дом, принадлежащий им на праве общей долевой собственности, которым они пользуются длительное время. Доказательств того, что на спорном земельном участке находятся объекты общего пользования, ответчик не назвал. Просят суд признать несоответствующим закону решение от <дата> об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью ХХХ кв.м., обязать устранить допущенное нарушение прав заявителей в недельный срок с момента вступления решения в законную силу.

Истцы ФИО1, ФИО2, представитель истцов ФИО3, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ФИО4, действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями истцов не согласилась, по основаниям, указанным в возражениях, суду пояснила, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцам был обусловлен тем, что в соответствии генеральным планом города Иркутска, а также проектом планировки на части участка, находящегося в пользовании истцов, расположены проектируемые объекты местного значения – сети ливневой канализации, улицы и договори местного значения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения, проектируемая линия трамвая, а также земельный участок частично расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а на часть земельного участка градостроительные регламенты не распространяются.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В судебном заседании установлено, что по данным технического паспорта от <дата> по адресу: <адрес> находится жилой дом <дата> постройки площадью ХХХ кв.м.

Указанный жилой дом находится в общей долевой собственности ФИО1 – ХХХ доли, ФИО5 – ХХХ доли, ФИО2 – ХХХ доли, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата>., <дата>., договором купли-продажи от <дата>.

<дата> истцы обратились в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью ХХХ кв.м. по адресу: <адрес>, для эксплуатации жилого дома.

<дата> Министерством имущественных отношений Иркутской области принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью ХХХ кв.м. по адресу: <адрес>, для эксплуатации жилого дома по основаниям, предусмотренным пп. 3 п. 8 ст. 39.15, пп. 17 ст. 39.16 ЗК РФ.

В обосновании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка ответчик ссылается на следующее:

- в соответствии с проектом планировки <...>, утвержденным постановлением <...> от <дата>, земельный участок расположен частично в границах территории застройки индивидуальными жилыми домами (ХХХ.), частично в границах территории общего пользования;

- в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории г. Иркутска, утвержденными решением <...> от <дата>. , земельный участок расположен в планировочном микрорайоне , частично в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (ХХХ.), на часть земельного участка градостроительные регламенты не распространяются;

- в соответствии с генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением <...> от <дата>. , в редакции решения <...> от <дата>. , в границах земельного участка расположены проектируемые объекты местного значения – сети ливневой канализации ., улицы и дороги местного значения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения, проектируемая линия трамвая.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пп. 29 п.7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от <дата>, необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Министерство имущественных отношений Иркутской области от имени Правительства Иркутской области.

Согласно ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статья 39.14 ЗК РФ предусматривает порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с которым необходимо, в том числе принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

В соответствии с пп.3 п. ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 17 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В соответствии со ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Проект планировки <...>, Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, Генеральный план города Иркутск, на которые в обосновании своего отказа ссылается Министерство имущественных отношений Иркутской области, были приняты после введения в эксплуатацию жилого дома <дата> постройки, принадлежащего истцам, расположенного на спорном земельном участке.

При этом данные документы в нарушении ст. 34 Градостроительного кодекса РФ не учитывали сложившуюся планировку территории и существующего землепользования.

Факт того, что земельный участок под спорным домом <дата> постройки предполагается использовать под его эксплуатацию, подтверждается распоряжением <...> от <дата>, которым установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью ХХХ кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в <адрес> - «индивидуальный жилой дом».

Таким образом, суд приходит к выводу, что Министерством имущественных отношений Иркутской области при проведении проверки по заявлению истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка не учтена фактически сложившаяся планировка территории и существующего землепользования, в связи с чем с чем отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным и заявленные требования в данной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Учитывая, что судом признано незаконным оспариваемое решение, то подлежат удовлетворению и требования истцов об обязывании ответчика устранить допущенные нарушения прав истцов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО5 удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата> об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью ХХХ кв.м.

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенное нарушение прав истцов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья С.Н. Москвитина