ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2664/2015 от 25.01.2016 Куйбышевского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Самара 25 января 2016 года

Куйбышевский районный суд г.Самары в составе:

председательствующего - Кузиной Н.Н.

с участием прокурора - Когановой А.С.

при секретаре - Бородачевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-65/16 по иску прокурора Куйбышевского района г. Самары к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений», Департаменту образования Администрации г.о. Самары об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму,У С Т А Н О В И Л:Прокурор Куйбышевского района г.Самары, действуя в защиту государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия, выделив денежные средства МБОУ ДОД Центру внешкольной работы «Общение поколений» на установку системы громкоговорящей связи; обязать МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» установить систему громкоговорящей связи, т.е. принять меры по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму.

В судебном заседании помощник прокурора Куйбышевского района г.Самары Коганова А.С. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что ОП № 7 УМВД России по г. Самаре в соответствии с графиком обследования муниципальных общеобразовательных учреждений дополнительного образования Куйбышевского района г.Самары проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений», в ходе которой выявлены нарушения данного законодательства со стороны должностных лиц учреждения. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.03.06г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов, на которых основывается противодействие терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Постановлением Губернатора Самарской области от 01.04.2004г. № 85 утверждено Положение об антитеррористической комиссии Самарской области. Согласно ст. 7 Положения об антитеррористической комиссии Самарской области решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий муниципальных образований Самарской области, а также организаций Российской Федерации. Решением Антитеррористической комиссии Самарской области от 03.03.2005 года утвержден Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан. Так для образовательных учреждений обязательным являются следующие требования: организация пропускного режима и ежедневного обхода прилегающей к объекту территории в целях выявления возможных признаков террористической угрозы; ограничение стоянки автотранспорта на расстоянии до 25 метров от объекта; обязательное информирование территориального органа внутренних дел о сдаче помещений или территорий объекта в аренду, а также о предстоящих на объекте ремонтно-строительных работах с привлечением сторонних граждан и организаций; привлечение к ремонтно-строительным работам на объекте хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление данного вида деятельности и граждан, имеющих регистрацию; инструктаж персонала объекта по повышению бдительности и действиям в условиях террористической угрозы; наличие средств связи, обеспечивающих своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы; наличие систем громкоговорящей связи; оснащение аппаратов телефонной связи устройством автоматического определения номера (АОН). В соответствии со ст. 10 Федерального закона РФ от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании» устанавливает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В ходе проведенной проверки установлено, в нарушение указанных законов в МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» отсутствует система громкоговорящей связи. По результатам проверки прокуратурой района в адрес МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» внесено представление об устранении нарушений закона об образовании, о противодействии терроризму. Представление рассмотрено, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Устранить имеющиеся нарушения требований антитеррористического законодательства самостоятельно МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений». Самара не может ввиду того, что на их устранение требуются финансовые средства, которыми учреждение не располагает. В соответствии с Уставом учредителем учреждения является муниципальное образование г.о. Самара, функции и полномочия которого осуществляет Администрация г.о. Самара. Выявленное нарушение норм антитеррористического законодательства МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» объективно указывает на то, что Департамент образования Администрации г.о. Самара в нарушение действующего законодательства РФ не организовало выделение средств на выполнение мероприятий антитеррористической безопасности в образовательных учреждениях. Не устранение нарушений законодательства о противодействии терроризму и не принятие мер по технической укрепленности и антитеррористической защищенности МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» могут повлечь критические последствия в виде террористического акта, в результате которого возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также причинение материального ущерба гражданам и организациям. Поэтому просила обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия, выделив денежные средства на установку систем громкоговорящей связи в МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» г.о.Самара; обязать МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» г.о. Самара установить систему громкоговорящей связи.

Представитель ответчика – Департамента образования Администрации г.о. Самара – ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что в соответствии с Постановлением Администрации г.о. Самара от 22.02.2013г. № 121 «Об утверждении перечней муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений г.о. Самара в сфере образования», Приложением № 2 к данному постановлению, финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, для муниципальных бюджетных учреждений г.о. Самара в сфере образования осуществляется Администрацией г.о. Самара в лице Департамента образования Администрации г.о. Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаменту образования Администрации г.о. Самара на соответствующие цели. МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» г.о. Самара является получателем средств бюджета г.о. Самара, подведомственным Департаменту образования Администрации г.о. Самара. В соответствии со ст. 6 БК РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством. Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Департамент образования Администрации г.о. Самара исполняет расходные обязательства в отношении городского округа в полном объеме в соответствии с Решением Думы г.о. Самара от 24.11.14г. № 483 « О бюджете г.о. Самара Самарской области на 2015г. и на плановый период 2015 и 2016годов», Решением Думы г.о. Самара от 27.08.15г. № 609 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов» объемом бюджетных ассигнований. При этом Администрация г.о. Самара в лице Департамента образования не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы городского округа Самара о бюджете на соответствующий финансовый год. Таким образом, у Департамента образования отсутствует обязанность по финансированию образовательных учреждений сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы г.о. Самара о бюджете на соответствующий год. Дополнительная потребность Департамента на финансовое обеспечение действующих расходных обязательств, не учтенных в бюджетных проектировках по отрасли «Образование» на 2016г. составляет 648242,2 тыс. рублей. Поскольку бюджет г.о. Самара на 2016г. утвержден Решением думы г.о. Самара от 27.08.15г. № 609 «О бюджете г.о. Самара Самарской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», то выделение финансовых средств на устранение нарушения возможно не ранее 2017 года. В связи с чем требования прокурора об обращении решения к немедленному исполнению являются неправомерными. Поэтому просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика – МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» – ФИО2 исковые требования признал. Суду пояснила, что 16.09.15г. было проведено обследование антитеррористической защищенности зданий общеобразовательных учреждений МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» на предмет готовности к началу нового учебного 2015/2016г. В ходе проверки было установлено отсутствие систем громкоговорящей связи, кнопки тревожной сигнализации. Вследствие чего прокурором района было внесено представление об устранении указанного нарушения. Кнопку тревожной сигнализации они установили, а на установку систем громкоговорящей связи была сделана заявка в Департамент образования Администрации г.о. Самара на выделение финансовых средств на установку систем громкоговорящей связи. В настоящее время денежных средств нет, поэтому устранить нарушения они не могут. Не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель 3-его лица - Администрации г.о. Самара – ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, для муниципальных бюджетных учреждений г.о. Самара в сфере образования осуществляется Администрацией г.о. Самара в пределах лимитов бюджетных обязательств. Администрация г.о. Самара не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы городского округа Самара о бюджете на соответствующий финансовый год. Поэтому просила в иске отказать.

Представитель 3-его лица – ОП № 7 У МВД России по г. Самаре в судебное заседание не явился по неизвестным причинам, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя 3-его лица.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму постановлением Губернатора Самарской области от 01.04.2004г. № 85 утверждено Положение об антитеррористической комиссии Самарской области.

В силу ст. 7 Положения об антитеррористической комиссии Самарской области решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий муниципальных образований Самарской области, а также организаций Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Решением Антитеррористической комиссии Самарской области от 03.03.2005 года утвержден Перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов, объектов здравоохранения, образования и мест массового пребывания граждан. Так для образовательных учреждений обязательным являются следующие требования: организация пропускного режима и ежедневного обхода прилегающей к объекту территории в целях выявления возможных признаков террористической угрозы; ограничение стоянки автотранспорта на расстоянии до 25 метров от объекта; обязательное информирование территориального органа внутренних дел о сдаче помещений или территорий объекта в аренду, а также о предстоящих на объекте ремонтно-строительных работах с привлечением сторонних граждан и организаций; привлечение к ремонтно-строительным работам на объекте хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление данного вида деятельности и граждан, имеющих регистрацию; инструктаж персонала объекта по повышению бдительности и действиям в условиях террористической угрозы; наличие средств связи, обеспечивающих своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы; наличие систем громкоговорящей связи; оснащение аппаратов телефонной связи устройством автоматического определения номера (АОН).

В соответствии с п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 ФЗ - 273).

16.09.15г. было проведено обследование антитеррористической защищенности МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» г.о. Самара, в ходе которого было установлено отсутствие систем громкоговорящей связи (л.д.9).

Заместителем прокурора Куйбышевского района г. Самары директору МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» г.о. Самара внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д.11-12).

Согласно ответу директора МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» г.о. Самара ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ими направлена заявка в Департамент образования Администрации г.о. Самара на выделение денежных средств на установку систем громкоговорящей связи (л.д.14).

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Как следует из материалов дела, факт отсутствия системы громкоговорящей связи в МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» г.о. Самара установлен по результатам проверки, осуществленной ОП №7 У МВД России по г. Самаре, и не оспаривается ответчиками.

В соответствии с п. 1.6 Устава МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» учредителем данной образовательной организации является муниципальное образование городской округ Самара, функции и полномочия которого осуществляет Администрация городского округа Самара (л.д. 17-36).

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у ответчиков обязанности принимать меры по обеспечению безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе, террористических актов.

В соответствии с п.п. 1.1., 1.2 Положения "О Департаменте образования Администрации городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 26 марта 2009 г. N 707, Департамент образования Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования. Департамент обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс и смету расходов на содержание Департамента, лицевой счет в финансовом органе городского округа Самара, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, а также иные реквизиты, может приобретать и осуществлять имущественные и иные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствии систем громкоговорящей связи в МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, с возложением обязанности на Департамент образования Администрации городского округа Самара, как орган, обеспечивающий финансирование учреждения, выделить денежные средства на установку систем громкоговорящей связи, а на МБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» после перечисления денежных средств устранить выявленные недостатки.

Выполнение этих обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика – Департамента образования Администрации г.о. Самара о том, что Администрация г.о. Самара в лице Департамента образования не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных Решением Думы городского округа Самара о бюджете на соответствующий финансовый год.

Эти доводы являются несостоятельными, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с какими-либо планами и их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Куйбышевского района г.Самары удовлетворить.

Обязать Департамент образования Администрации городского округа Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия по выделению денежных средств на установку системы громкоговорящей связи в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» г.о. Самара.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение ДОД Центр внешкольной работы «Общение поколений» г.о. Самара устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно установить систему громкоговорящей связи в образовательном учреждении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.

Мотивированное решение изготовлено 01.02.16г.

Судья Кузина Н.Н.