ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2665/2017 от 12.10.2017 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-2665/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2017 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Лисовской В.В.,

при секретаре Беляевой Н.С.,

с участием представителя истца помощника Пермского транспортного прокурора Зинакаевой Е.А., действующей на основании служебного удостоверения,

представителя ответчика ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Пермскому краю» Васильева А.А., действующего на основании доверенности,

представителя 3-го лица Замотаева А.М. – Ленского В.А., действующего на основании доверенности,

представителя 3-го лица Камского филиала Российского Речного Регистра Домрачева А.В., действующего на основании доверенности,

представителя 3-го лица ФБУ «Администрация «Камводпуть» Ощепкова А.Г., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю» о признании недействительной государственной регистрации дебаркадера, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Пермский транспортный прокурор (далее по тексту – Прокурор), действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ с иском, с учетом уточненных исковых требований /л.д.122-127/, к Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю» (далее по тексту – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю»), о признании недействительной государственную регистрацию дебаркадера идентификационный в реестре маломерных судов и возложении на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю» обязанности в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу снять дебаркадер 31-10ПА с государственного регистрационного учета в реестре маломерных судов.

В обоснование заявленных требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой на основании поручения Уральской транспортной прокуратуры в период с 13.03.2017 по 31.03.2017 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности судоходства, соблюдения законодательства в сфере природопользования, в ходе которой установлено, что в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю» 20.09.2010 в качестве маломерного судна зарегистрирован дебаркадер, принадлежащий на праве собственности Замотаеву А.М., судну присвоен идентификационный , судовладельцу выдан судовой билет маломерного судна серии . Согласно выписке из реестра маломерных судов указанный дебаркадер имеет габаритную длину 24 метров, и поскольку длина дебаркадера превышает 20 метров, с учетом данных технических характеристик дебаркадер, идентификационный не соответствует понятию маломерного судна, определенному ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее по тексту – КВВТ РФ), следовательно, не является маломерным судном. Понятие дебаркадера содержится в Правилах классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 № 35-п, согласно п. 1.2.1 которых дебаркадер - это плавучий объект с надстройкой или без нее, используемый в качестве причального сооружения, стационарно установленный у берега (обычно в речном порту) и предназначенный для обеспечения стоянки судов, а также любой обособленный элемент (стационарный или плавучий) портовой (причальной) инфраструктуры, имеющий грузовую площадку и вынесенный за пределы причальной (береговой) линии. В силу ст. 3 КВВТ РФ дебаркадер является плавучим объектом. При этом законодательством не предусмотрена регистрация дебаркадера (плавучего объекта) в реестре судов, в том числе в реестре маломерных судов. Кроме этого, за дебаркадером, зарегистрированном как маломерное судно, используемое в некоммерческих целях, в ГИМС не осуществляется необходимый государственный портовый контроль, основные положения о котором предусмотрены в ст. 38.1 КВВТ РФ. Поскольку дебаркадер не учтен как плавучий объект, органы государственного портового контроля не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации данного объекта в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта. Следовательно, эксплуатация такого дебаркадера не отвечает требованиям безопасности, что может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих дебаркадер и иные суда. Таким образом, незаконная регистрация дебаркадера, идентификационный , в качестве маломерного судна, нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного порядка регистрации судов и учета плавучих объектов, направленного на обеспечение надлежащего надзора за технической безопасностью эксплуатации судов и безопасностью судоходства. При таких обстоятельствах, исходя из задач и полномочий ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю», а также обязанности руководствоваться в своей деятельности федеральными законами, изменение правового регулирования, следствием которого явилось несоответствие данных, внесенных в реестр маломерных судов о принадлежности дебаркадера к данной категории судов, является основанием для принятия ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю» мер по исключению (снятию) данного объекта с учета в качестве маломерного судна.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Главное управление МЧС России по Пермскому краю, Камский филиал ФАУ «Российский речной регистр», ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей», Портконтроль. Агентство Росморречфлота.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении уточненного искового заявления настаивала в полном объеме, по изложенным в нем доводам.

Представитель ответчика ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Пермскому краю» в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, изложенных в уточненном исковом заявлении от 26.09.2017 (л.д.122-127).

Представитель 3-го лица Замотаева А.М. – Ленский В.А., выразил несогласие с иском, пояснил, что оснований для перерегистрации принадлежащего его доверителю дебаркадера, не имеется.

От Замотаева А.М. представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель 3-го лица Камского филиала Российского Речного Регистра Домрачев А.В. против удовлетворения иска не возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве /л.д.137-139/, в соответствии с которым исходя из сведений, содержащихся в исковом заявлении о том, что плавучее сооружение «Дебаркадер», идентификационный имеет длину 24 метра, на основании определения понятия маломерное судно (судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать), данного в статье 3 КВВТ РФ дебаркадер нельзя отнести к маломерным судам. В соответствии с ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (в настоящее время Минтранс России) на классификацию и освидетельствование судов. Также сообщили, что Замотаев А.М. не обращался в Регистр с заявлением о классификации и освидетельствовании дебаркадера.

Представитель 3-го лица ФБУ «Администрация «Камводпуть» Ощепков А.Г., вопрос об удовлетворении иска оставил на усмотрение суда.

Третьи лица ГУ МЧС России по Пермскому краю, Портконтроль. Агентство Росморречфлота в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявили.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, пояснения представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

К данному выводу суд приходит на основании следующего.

В соответствии с ч. ч. 1, 2, 4 ст. 4 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ) государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта), непосредственно или через находящиеся в его ведении государственные организации, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.

Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции правила и другие нормативные правовые акты, регулирующие связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием судовых ходов, инфраструктуры внутренних водных путей и использованием внутренних водных путей отношения и обязательные для исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами.

В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны человеческой жизни на внутренних водных путях, безопасности портовых и судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей, а также в целях обеспечения на внутреннем водном транспорте надлежащего качества оказания услуг и выполнения работ осуществляется государственный надзор в области внутреннего водного транспорта.

Согласно ст. 3 КВВТ РФ в целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;

маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ);

плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ).Федеральным законом № 36-ФЗ от 23.04.2012 внесены изменения в части определения понятия маломерного судна, в связи с чем статьей 3 КВВТ РФ, частью 3 статьи 7 КТМ РФ предусмотрено, что под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать 20 метров.

В соответствии со ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

Плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Согласно ч. 1, 2 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей. Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.

Понятие дебаркадера содержится в Правилах классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 № 35-п, согласно п. 1.2.1 которых дебаркадер - это плавучий объект с надстройкой или без нее, используемый в качестве причального сооружения, стационарно установленный у берега (обычно в речном порту) и предназначенный для обеспечения стоянки судов, а также любой обособленный элемент (стационарный или плавучий) портовой (причальной) инфраструктуры, имеющий грузовую площадку и вынесенный за пределы причальной (береговой) линии.

Исходя из п. 5 ст. 16 КВВТ РФ, государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что Пермской транспортной прокуратурой на основании поручения Уральской транспортной прокуратуры в период с 13.03.2017 по 31.03.2017 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности судоходства, соблюдения законодательства в сфере природопользования, в ходе которой установлено, что 20.09.2010 в Пермском отделении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю» в качестве маломерного судна зарегистрирован дебаркадер, принадлежащий на праве собственности Замотаеву А.М., судну присвоен идентификационный , судовладельцу выдан судовой билет маломерного судна серии . Согласно выписке из реестра маломерных судов указанный дебаркадер имеет габаритную длину 24 метра /л.д.6-7,8/.

Таким образом, длина дебаркадера превышает 20 метров, в связи с чем, не соответствует понятию маломерного судна, определенному ст. 3 КВВТ РФ. При этом законодательством не предусмотрена регистрация дебаркадера в реестре судов, в том числе в реестре маломерных судов.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам.

Организацией уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Российской Федерации является Федеральное автономное учреждение «Российский речной регистр» (приказ Минтранса России от 25.09.2012 № 355, зарегистрированный в Минюсте России 25.10.2012 рег. № 25725).

Порядок осуществления классификации и освидетельствования плавучих объектов в эксплуатации установлен в Правилах классификации и освидетельствования плавучих объектов, утвержденных приказом ФАУ «Российский Речной Регистр» от 17.03.2017 № 35-п.

Согласно п. 2.1.1 указанных Правил целью классификации плавучих объектов является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия плавучих объектов, материалов и изделий для установки на плавучих объектах, настоящим Правилам.

Результаты классификации и освидетельствования подтверждаются соответствующими документами Российского Речного Регистра о пригодности судна, плавучего объекта к эксплуатации. При этом суда и плавучие объекты должны быть предъявлены Речному Регистру к освидетельствованию в установленные Правилами сроки.

Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, зарегистрированные в ГИМС, не предъявляются Российскому Речному Регистру, с целью проверки соответствия их технического состояния установленным правилам классификации, документы, подтверждающие соответствие требованиям Регистра не выдаются.

Согласно п. 3 ст. 38.1 КВВТ РФ государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдения на судах и плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных настоящим Кодексом и в соответствии с настоящим Кодексом (обязательные требования).

В соответствии с п.2 ст. 4 ГК РФ к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после его введения.

Нахождение дебаркадера, идентификационный на учете в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю» в качестве маломерного судна является длящимся правоотношением, в связи с чем со дня вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 №36-ФЗ данный правовой акт подлежит применению к указанным правоотношениям.

Поскольку в связи с изменениями в законодательстве дебаркадер не соответствует определению маломерного судна, и в данном случае существующая регистрация в реестре маломерных судов противоречит требованиям ст. 3 КВВТ РФ и не соответствует Правилам государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от 24.06.2016 №340, исходя из задач и полномочий ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю», а также обязанности руководствоваться в своей деятельности федеральными законами, изменение правового регулирования, следствием которого явилось несоответствие данных, внесенных в реестр маломерных судов о принадлежности дебаркадера к данной категории судов, является основанием для принятия мер по снятию данного объекта с учета в качестве маломерного судна.

За дебаркадером, зарегистрированном как маломерное судно, используемое в некоммерческих целях, в ГИМС, не осуществляется необходимый государственный портовой контроль, основные положения о котором предусмотрены в ст. 38.1 КВВТ РФ.

Эксплуатация такого дебаркадера не отвечает требованиям безопасности.

Регистрация дебаркадера, идентификационный , в качестве маломерного судна, нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного порядка регистрации судов и учета плавучих объектов, направленного на обеспечение надлежащего надзора за технической безопасностью эксплуатации судов и безопасностью судоходства.

Таким образом, проанализировав предоставленные суду доказательства в совокупности с изложенными выше нормами закона, суд считает, что заявленные истцом требования к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю» о признании недействительной государственной регистрации дебаркадера идентификационный в реестре маломерных судов, возложении на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю» обязанности снять дебаркадер 31-10ПА с государственного регистрационного учета в реестре маломерных судов, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Прокурор считает, что по исполнению судебного решения должен быть установлен срок в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Указанный прокурором срок для исполнения ФКУ «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю» решения суда суд находит законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

исковые требования Пермского транспортного прокурора удовлетворить:

- признать недействительной государственную регистрацию дебаркадера идентификационный в реестре маломерных судов.

- возложить на Федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю» обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу снять дебаркадер идентификационный с государственного регистрационного учета в реестре маломерных судов.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья <данные изъяты> Лисовская В.В.

<данные изъяты>