Дело №
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ Люберецкий городской суд в составе: председательствующего судьи ФИО при секретаре ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к ФИО о признании здания нежилого назначения самовольной постройкой, обязании снести самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ФИО, в обоснование которого указала, что на земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, рп. Томилино, пересечение <адрес> и <адрес>, расположено сблокированное одноэтажное здание нежилого назначения, которое возведено в отсутствие исходно-разрешительной документации, с грубыми нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, правил противопожарной безопасности, на земельном участке, который в установленном порядке не предоставлялся для целей строительства. Ответчик является собственником зданий нежилого назначения с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. и с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв.м., расположенных на земельном участке, предоставленном ФИО по договору аренды.
Согласно выкопировке из Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ№, земельный участок и здания расположены в охранной зоне электросетевого хозяйства, размещение спорного объекта в указанной зоне строго запрещено законом. Кроме того, земельный участок расположен в зоне размещения линейных объектов автомобильного транспорта.
Учитывая изложенное, Администрация г.о. Люберцы просит:
Признать 1-этажное сблокированное здание нежилого назначения, общей площадью <...> кв.м., состоящее из объектов с КН <...> (площадь <...> кв.м.) и <...> (площадь <...> кв.м.), расположенное на земельном участке с КН <...>, площадью <...> кв.м. по адресу: МО <адрес> пересечение <адрес> и <адрес>, самовольной постройкой.
Обязать ФИО в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу за свой счет снести самовольную постройку.
Указать в резолютивной части решения, что в случае неисполнения ФИО решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, Администрация городского округа Люберцы вправе осуществить действия по сносу 1-этажного сблокированного здания нежилого назначения, общей площадью <...> кв.м., состоящего из объектов с КН <...> (площадь <...> кв.м.) и <...> (площадь <...> кв.м.), расположенного на земельном участке с КН <...>, площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес> за счет ФИО со взысканием с него понесенных расходов.
Представитель истца Администрации городского округа Люберцы Московской области (по доверенности ФИО) в судебное заседание явился, на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ФИО в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчика (по доверенности ФИО) в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что здание нежилого назначения, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <...> возведено в соответствии с нормами законодательства, действовавшими на момент возведения, здание введено в эксплуатацию в установленном порядке.
Представители 3-х лиц Министерства имущественных отношений МО, Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры МО, ГБУ «Мосавтодор» в судебное заседание не явились, извещены, представили письменные возражения, в которых считали иск Администрации г.о. Люберцы подлежащим удовлетворению.
Представитель 3-го лица - Управления Росреестра по МО в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ№-О-П разъяснено, что законодатель закрепил в пункте 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно – постройка должна быть возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; постройка возведена без получения необходимых разрешений; постройка возведена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков.
Пунктом 2 ст. 222 ГК РФ установлены последствия, т.е. санкции за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
В силу требований п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены в п. 11 ч. 1 ст. 8 и пп. 2 п. 2 ст. в ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 41 Устава Муниципального образования городского округа Люберцы Администрация городского округа Люберцы является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
Пунктом 14 Постановления Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ№-ПА «Об утверждении Порядка выявления самовольно построенных объектов капитального строительства и принятия мер по сносу таких объектов на территории муниципального образования городской округ Люберцы Московской области» установлено, что Администрация городского округа Люберцы является органом, уполномоченным на предъявления исков о признании капитальных объектов, расположенных на территории городского округа Люберцы, самовольными постройками.
Судом установлено, что ФИО является собственником нежилых зданий по адресу: МО <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес>:
- КН <...>, площадью <...>.м. (магазин),
- КН <...>, площадью <...> кв.м. (торговый павильон).
Согласно пояснениям стороны ответчика право собственности ФИО возникло на основании договора купли-продажи нежилого здания от ДД.ММ.ГГ., заключенного между ФИО и ООО «<...>». Согласно договору ФИО купил нежилое здание, общей площадью <...> кв.м..
Право собственности на нежилое здание, площадью <...> кв.м. зарегистрировано по декларации.
При этом, согласно пояснениям стороны ответчика, при покупке здания в ДД.ММ.ГГ., оно имело большую площадь, т.к. было реконструировано, и существует в таком виде на настоящее время.
ДД.ММ.ГГ. между Администрацией г.о. Люберцы и ФИО заключен договор аренды № земельного участка, с КН <...>, площадью <...> кв.м. по адресу: МО <адрес>, на пересечении <адрес> и <адрес> под магазин, при этом в договоре аренды указано, что на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий ФИО на праве собственности, согласно записи в ЕГРН от ДД.ММ.ГГ. № (КН <...>, площадью <...> кв.м.).
Фактически оба объекта, в действительности представляющие собой единое сблокированное здание, расположены на земельном участке, предоставленном в аренду сроком на <...> года (до ДД.ММ.ГГ
Земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, как объект земельных правоотношений был изначально предоставлен на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГ№ сроком с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (п.1.2. договора).
Предметом указанного договора являлся земельный участок общей площадью <...> кв.м. под торговым павильоном (торговля продуктами питания) по адресу: <адрес>, пересечение <адрес>.
Условиями договора аренды стороны ограничили действие договора сроком, указанным п. 1.2 и подтвердили нежелание продлевать настоящий договор сверх названного срока.
Представленные в дело доказательства в отношении земельного участка и расположенного на нем здания нежилого назначения площадью <...> кв.м. свидетельствуют о том, что земельный участок изначально был предоставлен договором от ДД.ММ.ГГ№, земельные правоотношения сторон возникли в период действия Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГ№; спорное здание возведено в период действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»; Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ; СНиП ДД.ММ.ГГ-85 «Организация строительного производства», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГ№ и СНиП ДД.ММ.ГГ.-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РСФСР предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей.
Совет народных депутатов или по его поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности).
Результаты работ оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательством РСФСР.
Местные Советы народных депутатов информируют население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, и выясняют мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.
Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего Совета народных депутатов, которое является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.
В последующем земельный участок был предоставлен на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГ№ сроком с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, общей площадью <...> кв.м. без права последующего выкупа. То есть, земельные правоотношения согласно договору возникли в период действия Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № 136-ФЗ.
Договор аренды от ДД.ММ.ГГ№ заключен на основании постановления ФИО муниципального образования <адрес>ФИО<адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ№.
Согласно содержанию постановления от ДД.ММ.ГГ№ и условиям договора земельный участок предоставлялся под временный торговый павильон.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок, процедура и последовательность предоставления земельного участка для целей строительства установлена ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГ№).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Следует отметить, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Пунктом 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который заключается в следующем:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 4 ст. 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца о том, что земельный участок никогда не проходил установленную нормами земельного законодательства процедуру предоставления для целей строительства объекта недвижимости.
Суд также приходит к выводу о том, что земельный участок на момент его предоставления под торговый павильон не мог пройти процедуру предоставления для целей строительства, поскольку ограничен в оборотоспособности, что подтверждается выкопировкой из Правил землепользования и застройки городского округа Люберцы, утверждённые решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ№.
В частности земельный участок расположен в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, а также в зоне размещения линейных объектов автомобильного транспорта в соответствии с СТП ТО МО (Схема территориального планирования Московской области), участок расположен в полосе отвода автомобильной дороги регионального назначения, принадлежащей на праве собственности Московской области и на праве оперативного управления ГБУ «Мосавтодор».
На момент рассмотрения спора площадь земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> кв.м., однако, каким образом произошло увеличение площади участка и какими актами органов местного самоуправления подтверждается увеличение площади, в материалы дела не представлено.
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что земельный участок предоставлялся в установленном порядке для целей строительства, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем подлежат отклонению как не основанные на доказательствах.
В обоснование законности возведения спорной постройки ответчик ссылается на акт приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГ, утвержденный ФИО<адрес> от ДД.ММ.ГГ№-РГ.
В соответствии с указанным актом предъявлялся объект общей площадью <...> кв.м.
Согласно акту приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГ приемочная комиссия, принимавшая спорную постройку, была назначена ФИО<адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ№
ФИО<адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ№ назначены комиссии.
ФИО<адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ№ принято на основании ФИО Министра строительного комплекса Московской области от ДД.ММ.ГГ№.
ФИО Минстроя Московской области от ДД.ММ.ГГ№ введен временный порядок выдачи разрешений на ведение строительно-монтажных работ, контроля за их выполнением и приемки в эксплуатацию индивидуальных жилых домов на территории Московской области.
Из содержания ФИО Минстроя следует, что вводимый порядок распространяется на получение разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, но указанным ФИО не регламентирован порядок получения разрешительной документации в отношении объектов нежилого назначения.
Таким образом, комиссия, принимавшая спорное строение общей площадью <...> кв.м. не обладала полномочиями по принятию объекта капитального строительства нежилого назначения.
Согласно пункту 2 акта приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГ строительство произведено согласно ФИОФИО Томилинской администрации от ДД.ММ.ГГ№-а.
Постановление ФИО поселка Томилино от ДД.ММ.ГГ№-а принято в связи с благоустройством района поселка Томилино в связи с устаревшим видом торговых палаток и предусматривало замену палаток на торговые павильоны.
Согласно пояснительной записке проекта торгового павильона от <...> года проектируемый торговый павильон размещается на месте существующей торговой палатки.
Проектируемый торговый павильон возводится из легких металлических конструкций с последующей облицовкой виниловой вагонкой.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГ № 73-ФЗ в ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости.
Пунктом 1 ст. 27 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГ установлено, что местные органы архитектуры и градостроительства в соответствии с уставами муниципальных образований:
- осуществляют в установленном порядке подготовку документов в целях выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости, а также регистрацию этапов выполнения инженерных изысканий для строительства;
- выдают в установленном порядке градостроительные задания на разработку градостроительной документации;
- участвуют в подготовке предложений о выборе земельных участков для строительства, реконструкции существующей застройки или их благоустройства в соответствии с градостроительной документацией, а также об установлении границ указанных земельных участков;
- участвуют в подготовке проектов решений органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции объектов недвижимости, а также в подготовке соответствующих графических и текстовых материалов.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации – графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков (п. 1 ст. 61 ГрК РФ).
Согласно п. 4 ст. 61 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проектная документация, заказчиком которой являются физические и юридические лица, утверждается заказчиком в установленном порядке.
Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство (п. 5 ст. 61 ГрК РФ от ДД.ММ.ГГ).
Согласно п. 1 ст. 61 Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГ разрешение на строительство – документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
Разрешение на строительство выдается в соответствии с настоящим Кодексом на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации (п. 2 ГрК РФ от ДД.ММ.ГГ).
В соответствии с п. 4 ст. 62 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.
Согласно требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности», возведение объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, которые принимаются в эксплуатацию в соответствии со СНиП ДД.ММ.ГГ-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГ№, Актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Строительство объектов того периода регулировалось Постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГ№ «СНиП ДД.ММ.ГГ-85*. «Строительные нормы и правила. Организация строительного производства».
Пунктом 1.2 СНиП ДД.ММ.ГГ-85* предусмотрено, что до начала выполнения строительно-монтажных, в том числе подготовительных, работ на объекте заказчик обязан получить в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без указанного разрешения запрещается.
Пунктом 2 действовавшего «Положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ», утв. Приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГ№ предусмотрено, что разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта.
Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России), а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.
Изучив ненормативные акты органов местного самоуправления, принятые в отношение постройки, в совокупности с представленными сторонами доказательствами, суд приходит к выводу, что акт приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГ и ФИО от ДД.ММ.ГГ№-РГ не являются актами государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию объекта капитального строительства, в связи с чем, не могут являться надлежащим доказательствами, подтверждающими приемку и введение в эксплуатацию спорного объекта капитального строительства (объекта недвижимости) в установленном порядке.
В частности, в акте отсутствуют обязательные приложения: Акт приемки подземной части здания (нулевого цикла), акт приемки кровли, акт приемки системы выпусков внутреннего водостока из здания, акт приемки мусоропроводов и помещений мусоросборников, акт приемки системы отопления, акт приемки системы и выпусков внутренней канализации и др., предусмотренные строительными нормами.
В деле отсутствуют акты органов местного самоуправления, подтверждающие возведение объекта в соответствии с проектной и исходно-разрешительной документацией и доказательства ввода указанного объекта в установленном законом порядке.
Здание нежилого назначения общей площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...> было реконструировано в период действия Градостроительного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГ, вступившего в силу ДД.ММ.ГГ, в результате чего возник новый объект общей площадью 98,9 кв.м.
Согласно техническому паспорту ГУП МО БТИ от ДД.ММ.ГГ проектно-разрешительная документация на реконструкцию здания не предъявлена, поскольку ни уполномоченные органы местного самоуправления, ни органы исполнительной власти субъекта (Министерство строительного комплекса Московской области, Министерство жилищной политики) решений о реконструкции в отношении спорной постройки не принимали.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ по делу была назначена комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «<...>». На разрешение эксперта поставлены вопросы:
1. Определить, есть ли у объекта с кадастровым номером <...> фундамент, отвечающий требованиям, установленным строительными и техническими нормативами к фундаментам зданий, строений, сооружений (объектов капитального строительства), площадь объекта, соблюдены ли при возведении вышеуказанных построек (постройки) требования охраны окружающей среды, правил застройки, экологических, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных, градостроительных и иных норм и правил?
2. Обладает ли объект прочной связью с землей и возможно ли перемещение данного объекта без причинения несоразмерного ущерба их назначению?
3. Определить точное местоположение (геоданные) вышеуказанной постройки в привязке к земельному участку;
4. Определить, не расположен ли объект за пределами земельного участка, с указанием площади, расположенной за пределами указанного земельного участка в случае обнаружения таковой?
5. Создает ли объект угрозу жизни и здоровью граждан при их эксплуатации в соответствии с заявленным целевым назначением?
6. <адрес> реконструированного здания?
7. Имеются ли нарушения строительных норм и правил при создании объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...>, если имеются, создают ли выявленные нарушения угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГ., объекты недвижимости с кадастровыми номерами <...> и <...> фактически являются единым сблокированным зданием общей площадью <...> кв.м. в результате реконструкции, имеет бетонный мелкозаглубленный фундамент, здание не соответствует градостроительным требованиям, противопожарным требованиям, санитарно-бытовым требованиям, разрешение на реконструкцию отсутствует, переместить здание без причинения несоразмерного ущерба невозможно, здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером <...>, здание угрожает жизни и здоровью граждан.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ООО ЭК «<...>» ФИО пояснил, что фактически существующее сблокированное здание представляет собой единый объект, изолированные помещения, площадью <...> кв.м. и <...> кв.м. в здании отсутствуют. Более <...>% площади здания находится в зоне ЛЭП, что недопустимо.
У суда не имеется оснований не доверять представленному заключению эксперта, поскольку последний обладает соответствующим образованием и квалификацией, был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Сторонами заключение эксперта не оспорено.
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Исходя из ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом.
Подпунктом 2 п. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), - федеральным органом управления государственным фондом недр.
Частью 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ императивно установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. В части 7 названной статьи отражен исчерпывающий перечень документов, подлежащих направлению в орган, уполномоченный выдавать разрешение на строительство.
Согласно требованиям ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее капитальное строительство объекта, обязано осуществлять строительство не только в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, на основании договора), но и с требованиями проектной документации, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта необходимо представить документы, перечень которых отражен в ч.3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Соответственно, разрешение на строительство (реконструкцию), выданное в соответствии с вышеуказанными положениями Градостроительного кодекса РФ является единственным законным основанием по осуществлению строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно разъяснениям, изложенных в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№-О-П самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является ее законным владельцем.
В пункте 22 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ№ (далее – Постановление №) указано, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Более того, в силу абз. 2. п. 10 ст. 3.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ФИО земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа.
В пункте 23 Постановления № от ДД.ММ.ГГ разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
В нарушение действовавшему на момент возведения объекта Постановлению Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГ№ («СНиП ДД.ММ.ГГ-85), ответчиком не было получено разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по возведению объекта.
При реконструкции объекта требования ст.51 и 55 ГрК РФ также соблюдены не были: не было получено ни разрешение на строительство/реконструкцию объекта, ни разрешение на его ввод в эксплуатацию.
Здание нежилого назначения с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., входящее в состав сблокированного здания площадью <...>.м. также возведено в отсутствие исходно-разрешительной документации.
Право собственности в отношении указанного здания зарегистрировано в упрощенном порядке на основании декларации об объекте недвижимости.
Основанием для регистрации прав в силу требований ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавший на момент регистрации) являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Строение зарегистрировано в упрощенном порядке на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГ№-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» и ст. 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 122-ФЗ (действовавший на момент регистрации).
Из совокупного анализа указанного закона и Федерального закона № 122-ФЗ следует, что упрощенная легализация отдельных объектов потребительского назначения (садовые и дачные дома, объекты индивидуального жилищного строительства), возможна исключительно для граждан (физических лиц) и на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина в упрощенном порядке проводится в случае, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., имеет категорию: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «магазины».
Спорный объект с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. зарегистрирован на основании декларации об объекте недвижимого имущества. При этом, согласно пояснениям ответчика данный объект существовал на дату приобретения ответчиком нежилого здания, площадью <...> кв.м. и представлял с ним единое целое. Вместе с тем, согласно заключению эксперта, площадь единого здания составляет <...> кв.м., что не соответствует общей площади находящихся в собственности ответчика зданий (<...>
Таким образом, поскольку земельный участок не был предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, то регистрация права собственности в упрощенном порядке не соответствует требованиям закона, который исключает возможность такой регистрации (в упрощенном порядке) в отношении объектов недвижимости предпринимательской деятельности и для юридических лиц.
Из вышеизложенного следует, что право собственности в отношении объекта с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. было зарегистрировано в отсутствие законных оснований, предусмотренных ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В качестве обоснования законности возведения постройки ответчик ссылается на действующий договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГ№.
Ссылка ответчика на заключенный договор аренды земельного участка в качестве обоснования законного возведения постройки подлежит отклонению, поскольку указанный договор был заключен во исполнение требований ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, предусматривающих обязанность органов местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в аренду в случае нахождения на испрашиваемом земельном участке здания, строения, сооружения, принадлежащего на праве собственности.
При принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка вопрос о самовольном строительстве не исследовался и в силу требований ст. 39.16 Земельного кодекса РФ у органов местного самоуправления отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении участка в аренду.
В силу требований п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Поскольку ответчик эксплуатирует торговый павильон, который расположен на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, следовательно, обязан в силу положений ст. 65 Земельного кодекса РФ вносить плату за пользование землей.
В соответствии со статьями 60, 76 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В ходе судебного разбирательства сторона ответчика пояснила, что ответчик обращался в уполномоченный орган с заявлением о вводе постройки в эксплуатацию, в подтверждение представив суду обращение.
Изучив представленное ответчиком обращение и приложенные к нему документы, а также ответ Министерства жилищной политики Московской области, суд приходит к выводу, что обращение не соответствует нормам ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, поскольку ответчиком не представлены документы, необходимые для получения разрешения на строительство (реконструкцию).
Министерство жилищной политики Московской области, рассмотрев представленные документы, направило ответчику разъяснения о порядке и форме направления документов, то есть решение об отказе уполномоченный не принимал.
Следовательно, действия ответчика по легализации постройки носят исключительно формальный характер и не свидетельствуют о его намерении в административном порядке легализовать постройку.
Суд также принимает во внимание, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, находится в хоне размещения линейных объектов автомобильного транспорта в соответствии с СТП ТО МО (Схема территориального планирования МО). Участок расположен в полосе отвода автомобильной дороги регионального назначения, принадлежащей на праве собственности Московской области и на праве оперативного управления – ГБУ МО «Мосавтодор».
Спорное здание расположено в полосе а/дороги регионального назначения Р-105 (<адрес>) в отсутствие соответствующего разрешения собственника дороги.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы истца о том, что сблокированное здание нежилого назначения общей площадью <...> кв.м., состоящее из объекта с кадастровым номером <...> и <...>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, возведено на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для целей строительства; в отсутствие разрешительной документации, без соблюдения градостроительных норм, противопожарных требований, санитарно-бытовых требований; здание расположено на земельном участке, права на которые принадлежат иным лицам (Московской области и ГБУ МО «Мосавтодор»); объект угрожает жизни и здоровью граждан, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки в полном объеме.
При этом суд полагает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда, обязав ФИО снести самовольную постройку в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда в установленный срок, суд полагает необходимым предоставить Администрации городского округа Люберцы Московской области право осуществить действия по сносу спорного объекта за счет ФИО со взысканием с него необходимых расходов.
В соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу ООО ЭК «<...>» подлежат взысканию расходы по проведению судебной экспертизы в размере <...> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации городского округа Люберцы Московской области - удовлетворить.
Признать 1-этажное сблокированное здание нежилого назначения, общей площадью <...> кв.м., состоящее из объектов с кадастровыми номерами <...> (площадь <...> кв.м.) и <...> (площадь <...> кв.м.) расположенное на земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, рп. Томилино, пересечение <адрес> и <адрес>, самовольной постройкой;
Обязать ФИО снести самовольную постройку в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу;
В случае неисполнения решения суда в установленный срок, предоставить Администрации городского округа Люберцы Московской области право осуществить действия по сносу объекта – сблокированного здания нежилого назначения, общей площадью <...> кв.м., состоящего из объектов с кадастровыми номерами <...> (площадь <...> кв.м.) и <...> (площадь <...> кв.м.), расположенного на земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, рп. Томилино, пересечение <адрес> и <адрес> за счет ФИО с взысканием с него необходимых расходов.
Взыскать с ФИО в пользу ООО ЭК «<...>» расходы на проведение экспертизы в размере <...> руб.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий суд Московской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья ФИО
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.