Р Е Ш Е Н И Е дело№2-2666\2013
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2013 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Колосовой Л.Н.
при секретаре Паньковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения призывной комиссии Городского округа «Город Чита»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее: Решением призывной комиссии от 13.11.2013 он призван на военную службу, и обязан явиться для отправки в вооруженные силы 12 декабря 2013 года. Однако, при принятии решения не было учтено, что он обучается в 11 классе <данные изъяты> и имеет в силу закона право на отсрочку от призыва на военную службу.
В связи с чем просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии о призыве в армию 12 декабря 2013 года, обязать призывную комиссию Городского округа «Город Чита» предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу по учебе в школе.
В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы, изложенные в заявлении поддержал, пояснил, что после отчисления из техникума он сразу вернулся в школу, среднее образование не получил, учится в 11 классе
Представитель заинтересованного лица ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Бобов использовал свое право на отсрочку в связи с обучением в техникуме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон) прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
В соответствии с абзацем 9 п.2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предусмотренная пунктом «а» отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, в 2011 году окончил общеобразовательную школу на базе 9 классов и поступил в Читинский техникум железнодорожного транспорта ЗабИЖТ в г.Чите, имея основное общее образование
Срок отсрочки –до ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно выписке из приказа от 02.07.2013 года ФИО1 отчислен из техникума со 2 курса за академическую неуспеваемость.
При этом, как следует из имеющейся в материалах личного дела призывника справки, 03 октября 20113 года ФИО1 зачислен в образовательное учреждение среднего(полного) общего образования М\БВ(с)ОУ «Открытая сменная общеобразовательная школа №12», имеющую государственную аккредитацию и обучается в 11 классе по очной форме обучения. Дата окончания обучения- 25 июня 2014 год.
Вместе с тем, 13.11.2013 года ФИО1 решением призывной комиссии призван на военную службу согласно ст. 22 ФЗ "« О воинской обязанности и военной службе". Данный факт подтверждается выпиской из протокола призывной комиссии от 13.11.2013.
Согласно п.п. 17 и 18 Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "« О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара.
Для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу в силу пп. "а" п. 3 Перечня к приложению № 32 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 ", для подтверждения права гражданина, обучающегося по очной форме, на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
- в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении среднего (полного) общего образования - справка согласно приложению N 1 к Перечню;
- в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - справка согласно приложению №2 к Перечню.
Указанные справки имеются в личном деле призывника.
Представитель военного комиссариата Забайкальского края в обоснование своих возражений ссылается на то, что ФИО1 в связи с обучением в техникуме предоставлялась отсрочка, право на которую он утратил в связи с отчислением, и в настоящее время право на повторную отсрочку в соответствии с Законом не имеет.
Как следует из материалов личного дела призывника, решением призывной комиссии от 10.07.2013 года ФИО1 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании ст. 24 ч.2 п.а абз.3 ФЗ «О воинской обязанности», в соответствии с которой отсрочку имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные организации не получили среднее образование, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и до достижения указанными обучающимися возраста 20 лет;
Отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с абз 3 пп «а» ч.2 ст. 24 указанного выше Федерального закона, предусматривает цель предоставить обучающимся по очной форме обучения лицам право получить не только специальность и профессию, но и основное среднее(полное) общее образование
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом в Постановлении от 21 октября 1999 года N 13-П, предоставление отсрочки не освобождает от военной службы по призыву, а сама отсрочка включена в порядок реализации конституционной обязанности по несению этой службы для граждан определенных категорий; по окончании периода отсрочки эти лица подлежат призыву; требование об исполнении воинской обязанности распространяется на граждан, обучающихся по очной форме обучения и подлежащих призыву.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что в настоящее время ФИО1 несмотря на отчисление из техникума, получает общее среднее образование, обучаясь в 11 классе средней школы, срок предоставленной ранее отсрочки от призыва на военную службу для получения среднего общего образования( до ДД.ММ.ГГГГ) не истек, на момент призыва ФИО1 исполнилось лишь 18 лет.
Из части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации следует, что каждый в числе основных и неотъемлемых конституционных прав имеет право на образование, а государство согласно части 5 той же статьи поддерживает различные формы образования. Гарантируя, в частности, общедоступность основного общего и среднего профессионального образования в публичных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях, Конституция Российской Федерации, ее статья 43 (часть 2), обязывает государство принимать необходимые меры к тому, чтобы граждане действительно могли осуществить право на его получение
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 353-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ФИО3 и ФИО4 на нарушение их конституционных прав положением подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в особом мнении судей по данному вопросу указывается, «Устанавливая правила прохождения военной службы по призыву, государство вправе ограничивать граждан в осуществлении конституционного права на получение образования в той мере, в какой это действительно необходимо для защиты конституционных целей и ценностей. Следует во всяком случае воздерживаться от установления таких условий, при которых исполнение воинской обязанности ставило бы без оправданной необходимости под сомнение получение образования. Такие условия, ограничивая право на образование, могут быть установлены федеральным законом при соблюдении положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, т.е. в той лишь мере, в какой это необходимо для достижения конституционно оправданных целей, в том числе для обеспечения обороны страны. Если эти цели можно обеспечить установлением таких правил, которые наименьшим образом препятствуют и, тем более, содействуют гражданам в получении образования, то правила эти должны быть установлены.
Во исполнение обязанностей государства Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (его статья 24, включая оспариваемые законоположения) установил право на отсрочку от призыва на военную службу в отношении граждан, обучающихся, в частности, по очной форме в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) учреждениях по программам начального профессионального или среднего профессионального образования.
Предоставление такой отсрочки само по себе бесспорно доказывает, во-первых, что она существенно содействует гражданам в получении образования… Длительные перерывы в обучении в силу психологических, интеллектуальных, социальных, возрастных, семейных и других обстоятельств со значительной вероятностью снижают качество обучения или препятствуют его завершению. В последнем случае гражданин по окончании срочной службы рискует не получить, в том числе по объективным и уважительным причинам, не только профессионального образования, но и полного среднего образования. Между тем статья 43 (части 2, 5) Конституции Российской Федерации не только гарантирует общедоступность основного общего и среднего профессионального образования, но и обязывает государство поощрять получение образования, по крайней мере, до полного среднего».
Таким образом, при установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1, как обучающийся в 11 классе общеобразовательной школе имеет право на предоставление отсрочки до окончания обучения, в связи с чем считает решение призывной комиссии от 13 ноября 2013 года о призыве ФИО1 на военную службу с 12.12.2013 года - незаконным и подлежащими отмене.
При этом, с учетом принципа разумности, возраста призывника, времени обучения в образовательном учреждении, предоставление указанной отсрочки не лишает военный комиссариат возможности призвать ФИО1 на военную службу по окончании школы.
При решении вопроса о признании решения призывной комиссии незаконным и его отмене суд считает целесообразным указать на необходимость предоставления заявителю отсрочки в силу положений 258 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии городского округа «Город Чита» от 13 ноября 2013 года о призыве ФИО1 на военную службу
Обязать призывную комиссию Городского округа «Город Чита» предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ отсрочку от призыва на военную службу на период его обучения в муниципальном бюджетном вечернем(сменном) общеобразовательном учреждении «<данные изъяты>» г.Читы
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г.Читы
Судья Колосова Л.Л