Дело № 2-27/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2020 г. г.Миасс Челябинской области
Миасский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Гонибесова Д.А.
при секретаре Антиповой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Росреестра по Челябинской области, ОАО «Российские железные дороги», федеральному государственному унитарному предприятию «Южно-Уральская железная дорога МПС РФ» об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Росреестра по Челябинской области, ОАО «Российские железные дороги» об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка. В обоснование иска указала, что имеет в пользовании земельный участок НОМЕР в АДРЕС, на котором располагается постройка в виде гаражного бокса. При проведении кадастровых работ в отношении указанного земельного участка выяснилось, что часть территории АДРЕС находится в пределах земельного участка с кадастровым НОМЕР, используемого ОАО «Российские железные дороги» и границы ее земельного участка пересекают границы участка с кадастровым НОМЕР по причине наличия реестровой ошибки, которую ответчик ОАО «Российские железные дороги» устранять отказался. Управление Росреестра по Челябинской области также отказалось устранять выявленную реестровую ошибку, при этом указало, что ее земельный участок снят с кадастрового учета.
Просит признать незаконным и отменить решение Управления Росреестра по Челябинской области от ДАТА о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым НОМЕР возложить на Управление Росреестра по Челябинской области обязанности восстановить кадастровый НОМЕР, отменить статус: «архивный» и устранить реестровую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости, путем указания местоположения границ земельного участка НОМЕР в АДРЕС.
Определением суда от 26 ноября 2019 г. принят отказ истца ФИО1 от части исковых требований о признании незаконным и отмене решения Управления Росреестра по Челябинской области от ДАТА о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым НОМЕР возложении на Управление Росреестра по АДРЕС обязанности восстановить кадастровый НОМЕР, отменить статус: «архивный». Производство по гражданскому делу в указанной части исковых требований прекращено.
Истец ФИО1 при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимала.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании иск поддержал, суду пояснил аналогично тем доводам, которые изложены в исковым заявлении.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала сослалась на имеющиеся в деле письменные возражения (л.д. 232 том 2).
Представитель ответчика Управления Росреестра по Челябинской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования к Управлению Росреестра по Челябинской области не признала, поддержала имеющиеся в деле письменные возражения (л.д. 218-220 том 2).
Представители ответчика ФГУП «ЮУЖД МПС РФ», третьих лиц администрации Миасского городского округа Челябинской области, Потребительского кооператива владельцев индивидуальных гаражей «ГПК-18», Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на основании постановления Главы города Миасса Челябинской области НОМЕР от ДАТА утвержден проект границ земельного участка НОМЕР в коллективном гараже НОМЕРАДРЕС, который передан ФИО1 в собственность бесплатно для строительства и эксплуатации гаража (л.д. 11-12 том 1).
Указанный земельный участок площадью 24 кв.м. состоял на кадастровом учете в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) (кадастровый НОМЕР), ДАТА снят с кадастрового учета (л.д. 215-217 том 2).
Земельный участок (единое землепользование) с кадастровым НОМЕР площадью 10 648 500 кв.м., разрешенный вид использования - размещение полосы отвода ветки железнодорожной дороги АДРЕС участка (1 961 км. ПК5 + 77 м – 2 016 км. ПК8 +91 м) принадлежит на праве собственности Российской Федерации, стоит на кадастровом учете с ДАТА, сведения о местоположении границ земельного участка внесены в ЕГРН.
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом НОМЕР-р от ДАТА земельный участок передан в аренду ОАО «РЖД».
В состав единого землепользования с кадастровым НОМЕР входит земельный участок с кадастровым НОМЕР площадью 1 091 кв.м., (том 1 л.д. 83-250, том 2 л.д. 1-213).
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «ТЭРРА» К.А.С. от ДАТА в процессе проведения кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС было выявлено несоответствие сведений о границах смежного земельного участка с кадастровым номером (далее – КН) НОМЕР входящим в единое землепользование земельного участка с НОМЕР в результате чего выявлено пересечение границ земельных участков. Земельный участок по адресу: АДРЕС, полностью расположен в пределах земельного участка с НОМЕР (л.д. 13 том 1).
На основании постановления Главы города Миасса Челябинской области от ДАТАНОМЕР утвержден план земельно-хозяйственного устройства коллективного гаража НОМЕРАДРЕС на земельном участке 7,4046 га. Предоставлено ГПК НОМЕР в бессрочное пользование земли общего пользования площадью 3,0889 га. Земли, занятые гаражными боксами общей площадью 4,3157 га предоставлять в собственность или аренду с учетом волеизъявления граждан. Постановления Главы г.Миасса от ДАТАНОМЕР об отводе земельного участка ГСК НОМЕРА под размещение гаража, постановление Главы администрации города Миасса от ДАТАНОМЕР о передаче земельного участка ГСК НОМЕР признаны утратившими силу (л.д. 11-13).
Из материалов межевого дела НОМЕР в отношении административной территории г.Миасса Челябинской области, участка (1961 км ПК5+77м – 2016 км. ПК8 + 93м) следует, что границы земельного участка согласованы от точки 651 до точки 652, граница проходит вдоль участка ГСК-18 (земли города) (том 3 л.д. 198-200).
Подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, являются федеральной собственностью.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения железнодорожных путей;
2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) установления полос отвода.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Законом СССР от 15.04.1991 № 2104-1 «О железнодорожном транспорте», установлено, что землями железнодорожного транспорта являются земли, предоставленные в его пользование в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. К ним относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог (статья 5).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» (в редакции, действовавшей на момент предоставления спорных земельных участков) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач; к землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации
Размеры земельных участков, включая полосу отвода, предоставляемых железнодорожному транспорту, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами и проектно-сметной документацией, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения.
Понятие полосы отвода дано в статье 2 вышеназванного закона, согласно которой полоса отвода - земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами.
Отраслевые строительные нормы ОСН 3.02.01-97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог», утвержденные указанием МПС РФ от 24.11.1997 № С-1360у, предусматривали основные нормативные данные и условия проектирования полосы отвода земель для строительства новых железных дорог, дополнительных главных путей, электрификации железных дорог, развития железнодорожных узлов и станций, строительства и ремонта различных объектов и сооружений железных дорог колеи 1520 мм единой сети железных дорог Российской Федерации.
Согласно п. 1.3. ОСИ 3.02.01-97 ширину земельных участков полосы отвода определяют следующие условия и факторы: конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основания подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность «отлета»; насыпи подвижного состава и груза при аварии).
До утверждения положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог предоставление во временное пользование земельных участков в пределах этой полосы отвода физическим и юридическим лицам в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РСФСР осуществлялось на основании Положения о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 № 24. и ст. 13 Устава желез дорог СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 06.04.1964 № 270.
Согласно письму Государственного комитета Российской Федерации земельным ресурсам и землеустройству от 17.10.1997 № 2-30/1934 и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 14.10.1997 № М-8429 «О порядке предоставлени временное пользование земель федерального железнодорожного транспорта» все земли, находящиеся в пользовании железных дорог и предприяпий, входящих в их состав, в пределах фактически сложившихся границ, до завершения проведения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на право постоянного землепользования, считаются закрепленными за ними.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 № 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федералы железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, которое действует до принятия Правительством Российской Федерации нормативного акта о порядке использования полосы отводы железных дорог.
В соответствии с установленным порядком, размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций (и. 4 названного Положения).
Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 названного Положения).
Согласно п. 7 вышеуказанного Положения для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связаннных перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны: соблюдать установленный порядок использования по отвода; не допускать в местах расположения водопроводных и канализационных с водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог.
Из материалов дела следует, что земельный участок истца располагается западнее ветки железной дороги «Кропачево - Челябинск».
Земельный участок с НОМЕР является условным земельным участком, входящим в единое землепользование с НОМЕР (том 1 л.д. 83-250, том 2 л.д. 1-213), государственный кадастровый учет которого осуществлен ДАТА (том 1 л.д. 83).
Как следует из материалов по инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги АДРЕС инвентаризация земель в полосе отвода железной дороги АДРЕС осуществлена в связи с фактическим использованием.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного ДАТА на основании распоряжения объектов недвижимого имущества из «Сооружения – производственно-технологического комплекса ФИО5 дистанция пути Челябинского отдела ЮУРЖД – филиала ОАО «РЖД» № НРИ-79р от ДАТА, ОАО «РЖД» по праву собственности принадлежит железнодорожный путь главный ход АДРЕС расположенный по адресу: АДРЕС. (л.д. 152 том 3).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного ДАТА, на основании сводного передаточного акта от ДАТА, распоряжения филиала ОАО «РЖД» Южно-Уральская железная дорога № НРИ-79р от ДАТА ОАО «РЖД» по праву собственности принадлежит сооружение – подъездной путь «АЗ УРАЛ» протяженностью 1881 м., расположенный по адресу: АДРЕС (л.д. 153 том 3).
Как следует из кадастрового паспорта, подъездной путь ... введен в эксплуатацию в ДАТА году (л.д. 152 том 3).
Аналогичные сведения о годе ввода в эксплуатацию внесены в технический паспорт на железнодорожный путь главный ход АДРЕС составленный ДАТА (л.д. 154 том 3).
В материалах дела имеются материалы инвентаризации полосы отвода железнодорожной линии АДРЕС Южно-Уральской железной дороги по состоянию на 1960 год, согласованной председателем Миасского Горисполкома и Главным архитектором г.Миасса ДАТА (л.д. 200 том 3).
В 2003 году ... изготовлены материалы инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги АДРЕС ФГУП «Южно-Уральская железная дорога МПС РФ». Участок: 1961 км. ПК5 + 77 м. - 2016 км ПК8 + 93 м. АДРЕС (л.д. 165-189 том 3).
В указанных материалах инвентаризации земель имеются сведения о земельном участке, закрепленном ГУП «Златоустовское отделение Южно-Уральской железной дороги МПС РФ», согласованных со стороны Комитета по земельным ресурсам и землеустройству АДРЕСДАТА в части административной территории АДРЕС (л.д. 181-185 том 3), а также справка о том, что при проведении подготовительного проектно-изыскательных работ по инвентаризации земель под объектами Челябинского отделения ЮУЖД, расположенными на административной территории АДРЕС, в Земельном комитете АДРЕС отсутствуют сведения о посторонних землепользователях в полосе отвода ЮУЖД (л.д. 187 том 3).
В 2003 году ... изготовлено межевое дело НОМЕР по установлению границ земельного участка ФГУП «Южно-Уральская железная дорога МПС РФ», которое ДАТА утверждено руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г.Миассу в соответствии с положениями Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (том 3 л.д. 190-205).
Из межевого дела 2003 года усматривается, что оно выполнено также по фактическому использованию земельного участка для полосы отвода, согласно описанию границ земельного участка граница проходит вдоль участка АДРЕС (земли города) (том 3 л.д. 198-199).
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДАТА, в ЕГРН внесен кадастровый НОМЕР.
Согласно сведениям ЕГРН, площадь земельного участка соответствует материалам межевания.
Земельный участок с кадастровым НОМЕР назначение объекта: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение полосы отвода ветки железной дороги АДРЕС участка (1961 км ПК5+77м – 2016 км ПК8 + 91 м), площадью 10 648 500 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Россия, АДРЕС, административная территория (том 1 л.д. 83-84), находится в собственности Российской Федерации (том 1 л.д. 86).
Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано ДАТА в ЕГРН в силу закона (том 1 л.д. 86).
Указанный земельный участок предоставлен в аренду ОАО «РЖД» на основании договора аренды земельного участка НОМЕР от ДАТА, дополнительного соглашения от ДАТАНОМЕР (том 1 л.д. 86).
Таким образом, границы земельного участка с кадастровым НОМЕР установлены с учетом норм и правил проектирования отвода земель для железных дорог, утвержденных МПС России, а также в соответствии с приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог».
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 74:34:0000000:10 поставлен на кадастровый учет, границы его установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, полоса отвода определена в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте», то доводы истца, приведенные в обоснование иска, о наложении границ вышеуказанных земельных участков, сами по себе не свидетельствуют о наличии реестровой ошибки.
Определением суда от 26 ноября 2019 г. была назначена судебная землеустроительная экспертиза.
В обоснование заявленных требований сторона истца ссылалась на заключение эксперта Г.М.С.НОМЕР от ДАТА
Как усматривается из указанного заключения, экспертом ...Г.М.С. (том 4 л.д. 1-40) при определении местоположения границ участка с НОМЕР и при натурном осмотре объектов исследования было установлено, что на территории Гаражно-потребительского кооператива НОМЕР (ГПК-18) расположены гаражные блоки и отдельно стоящие гаражи. Гараж НОМЕР расположен между гаражами НОМЕР и НОМЕР. Границы территории участка с КН НОМЕР входящей в состав единого землепользования с НОМЕР в натуре не выделены. По территории участка проходит железнодорожный путь, который находится восточнее гаражного блока с гаражом НОМЕР.
При сопоставления результатов геодезической съемки со сведениями ЕГРН о границах участков, входящих в единое землепользование с КН НОМЕР экспертом установлено, что фактический контур (по стенам) гаража НОМЕР полностью расположен в пределах границ участка с КН НОМЕР входящего в состав единого землепользования участка с КН НОМЕР по сведениям ЕГРН (разрешенное использование - размещение полосы отвода ветки железной дороги АДРЕС участка (1 961 км ПК5 + 77м - 2 016 км ПК8+91 м).
Также экспертом были проанализированы постановление Главы города Миасса Челябинской области НОМЕР от ДАТА (л.д. 11-12 том 1); постановление Главы города Миасса Челябинской области НОМЕР от ДАТА (л.д. 11-13, том 3); ортофотопланы с зарамочным оформлением на территорию Миасского городского округа Челябинской области (2008 год) (л.д. 63 том 1), на основании чего эксперт установил, что фактическое местоположение исследуемого гаража НОМЕР, а также ряда гаражных боксов, в котором он расположен, соответствует местоположению данных объектов согласно ортофотопланам 2008 года и соответствует местоположению границ исследуемого участка согласно Плану земельного участка НОМЕР из постановления Главы города Миасса Челябинской области НОМЕР от ДАТА
Экспертом были проанализированы документы, содержащие сведения о границах единого землепользования с КН НОМЕР а именно
- материалы по инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги АДРЕС ФГУП «Южно-Уральская железная дорога МПС РФ». Участок: 1961 км. ПК5 + 77 м. - 2016 км ПК8 + 93 м. г. Миасс Челябинской области. Технический отчет, 2003 год. (л.д. 165 - 189, том 3);
- межевое дело НОМЕР по установлению границ земельного участка с НОМЕР по адресу: АДРЕС, административная территория г. Миасса, участок (1961 км ПК5 + 77 м - 2016 км ПК8 + 93 м), 2003 год (л.д. 190 - 203, том 3);
- материалы по инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги АДРЕС участок 1961 км ПК4 + 82 м - 2016 км ПК8 + 94 м ФГУП «Южно-Уральская железная дорога МПС РФ». на административной территории г. Миасса Челябинской области, кадастровый НОМЕР, 2006 год (л.д. 204 - 205, том 3);
На основании анализа указанных документов эксперт пришел к выводу о том, что на момент проведения работ по установлению границ участка с НОМЕР (на основании постановления Главы города Миасса Челябинской области НОМЕР от ДАТА «Об утверждении проекта границ земельного участка полосы отвода ветки железной дороги АДРЕС расположенного на административной территории АДРЕС» (л.л. 188, том 3), входящего в единое землепользование с КН НОМЕР а также при внесении сведений о границах участка с НОМЕР в ЕГРН (ДАТА), участок под гаражом НОМЕР уже был предоставлен в собственность ФИО1, поскольку границы участка были образованы на основании постановления Главы города Миасса Челябинской области НОМЕР от ДАТА (л.л. 11 - 12, том 1).
Также эксперт установил, что часть гаражных боксов АДРЕС а также гараж НОМЕР по фактическому землепользованию расположены в пределах границ участка НОМЕР согласно межевому делу НОМЕР (по состоянию на 2003 год) (л.д. 190 - 203, том 3). Согласно описаниям границ № 1 (л.д. 194-195 том 3) и № 2 (л.д. 199-200 том 3) граница единого землепользования с КН НОМЕР проходит вдоль АДРЕС и граничит с землями города АДРЕС При этом местоположение оси железнодорожного пути по фактическому землепользованию не соответствует (расположена восточнее) местоположению данной оси железнодорожного пути согласно межевому делу НОМЕР (по состоянию на 2003 год) (л.д. 190 – 203 том 3). Часть гаражных боксов АДРЕС, а также гараж НОМЕР как по фактическому землепользованию, так и согласно графической части материалов по инвентаризации 2006 года (л.д. 204 - 205, том 3) расположены в пределах границ участка НОМЕР При этом местоположение оси железнодорожного пути ветки железной дороги в целом соответствует местоположению данной оси железнодорожного пути согласно материалам по инвентаризации 2006 года (л.д. 204 – 205 том 3).
По результатам проведения судебной экспертизы эксперт пришел к выводу о том, что на момент образования границ участка с НОМЕР (на основании постановления Главы города Миасса Челябинской области НОМЕР от ДАТА «Об утверждении проекта границ земельного участка полосы отвода ветки железной дороги АДРЕС расположенного на административной территории г. Миасса) (л.л. 188 том 3), входящего в единое землепользование с кадастровым номером НОМЕР а также при внесении сведений о границах участка с кадастровым номером НОМЕР в ЕГРН (ДАТА), участок под гаражом НОМЕР уже был предоставлен в собственность ФИО1, поскольку границы участка были образованы на основании постановления Главы города Миасса Челябинской области НОМЕР от ДАТА (л.л. 11-12 том1).
Местоположение гаража НОМЕР, а также участка под гаражом НОМЕР по фактическому землепользованию соответствует местоположению границ исследуемого участка согласно Плану земельного участка АДРЕС из постановления Главы города Миасса Челябинской области НОМЕР от ДАТА (л.д. 11-13 том 3).
При внесении сведений о границах единого землепользования с кадастровым номером НОМЕР в ЕГРН не было учтено фактическое местоположение уже существовавших гаражных боксов АДРЕС (в том числе исследуемого гаража НОМЕР и земельного участка под ним), не предназначенных для эксплуатации железнодорожного пути.
Эксперт пришел к выводу о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах единого землепользования с КН НОМЕР и границ участка с НОМЕР входящего в состав указанного единого землепользования, в части включения в его границы (полосы отвода) участка под гаражом НОМЕР.
Суд не может согласиться с заключением эксперта Г.М.С. о наличии реестровой ошибки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28 Закона № 221-ФЗ (действовавшей до 1 января 2017 г.) ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (части 4, 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, с 1 января 2017 г. урегулирован статьей 61 Закона № 218-ФЗ.
Согласно части 3 названной статьи воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, источником реестровой ошибки является поступивший в установленном порядке в этот в орган регистрации прав документ, в котором названная ошибка содержится. При этом реестровая (кадастровая) ошибка имеет своей целью устранение несоответствия сведений, на основании которых внесены сведения в Едином государственном реестре недвижимости.
При разрешении требований об исправлении реестровой ошибки юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию заинтересованным лицом, является установление ошибочности сведений, внесенных в документ, на основании которого ошибочные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
В данном случае, как следует из материалов дела, сведения, указанные о ширине полосы отвода железной дороги, внесены в ЕГРН на основании межевого дела НОМЕР по установлению границ земельного участка ФГУП «Южно-Уральская железная дорога МПС РФ», выполненного в том числе, по материалам инвентаризации земель в полосе отвода железной дороги АДРЕС
Размер полосы отвода определен в соответствии с отраслевыми строительными нормами ОСН 3.02.01-97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог», утвержденными указанием МПС РФ от 24 ноября 1997 г. № С-1360у, которые устанавливают основные нормативные данные и условия проектирования полосы отвода земель для строительства новых железных дорог, дополнительных главных путей, электрификации железных дорог, развития железнодорожных узлов и станций, строительства и ремонта различных объектов и сооружений железных дорог колеи 1,52 м. единой сети железных дорог РФ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, согласно пункту 2 которых в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочения границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути не общего пользования обеспечивают подготовку соответствующего проекта территориального землеустройства (проекта границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода). Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Пунктом 2 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 августа 2008 г. № 126 «Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог» в полосу отвода на железнодорожном транспорте входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Пунктом 5 Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог, действующих в настоящее время, предусмотрено, что размеры полос отвода и охранных зон устанавливаются не только в соответствии с указанными Нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, но и с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Анализ исследованных доказательств не позволяет прийти к выводу о наличии оснований для признания реестровой ошибкой сведений, внесенных в ЕГРН, о границе полосы отвода железной дороги.
При указанных обстоятельствах истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права.
Кроме того, в отношении требований к Управлению Росреестра по Челябинской области суд приходит к выводу о том, что по спору о границах земельного участка орган регистрации не является надлежащим ответчиком, а какие-либо действия, решения управления истец не оспаривает.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований возложении на Управление Росреестра по Челябинской области обязанности устранить реестровую ошибку в ЕГРН путем указания местоположения границ земельного участка НОМЕР в АДРЕС.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Решение суда стоялось не в пользу истца, следовательно, правовых оснований для взыскания судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д. 6 том 1), расходов за оказание услуг ... в размере 3 000 руб. (л.д. 239 том 2), расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. (л.д. 240 том 2) не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам.
Как видно из материалов дела, по делу проведена судебная экспертиза экспертом ... расходы по проведению которой составили 35 000 руб., оплата которых определением суда от ДАТА была возложена на истца ФИО1
Экспертом заявлено об оплате судебной экспертизы по делу (л.д. 57 том 4).
Указанные расходы в ходе судебного разбирательства истцом предварительно оплачены не были.
Решение суда состоялось в пользу ответчика, в связи с чем расходы по оплате стоимости судебной экспертизы в размере 35 000 руб. подлежат взысканию в пользу экспертной организации ... с истца ФИО1 в размере 35 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении всех исковых требований ФИО1 к Управлению Росреестра по Челябинской области, ОАО «Российские железные дороги», ФГУП «Южно-Уральская железная дорога МПС РФ» о возложении обязанностей устранить реестровую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости путем указания местоположения границ земельного участка НОМЕР в АДРЕС, а также всех требований о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины, расходов за оказание услуг ... расходов на оплату услуг представителя отказать.
Взыскать с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью ... расходы по оплате стоимости судебной экспертизы в размере 35 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Миасский городской суд Челябинской области в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья
Мотивированное решение суда составлено 19 мая 2020 г.