ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2667/2021 от 02.11.2021 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0002-01-2021-003768-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута 02 ноября 2021 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре Засориной С.Е.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2667/2021 по исковому заявлению ФИО2 к администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права на получение единовременной социальной выплаты, восстановлении в списках лиц, имеющих право на получение указанной выплаты, переводе в категорию «пенсионеры»,

установил:

истец - ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику администрации МО ГО «Воркута» о признании за ней права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; обязании ответчика восстановить ее в очереди на получение указанной выплаты с даты первоначальной постановки на учет - 09.08.2000 в категории «работающие граждане», перевести ее в категорию очередности «пенсионеры» с даты возникновения права, определяемой датой назначения пенсии, – <дата>.

В обоснование иска указано, что 09.08.2000 ФИО2 принята органом муниципальной власти на учет в качестве лица, обладающего правом на получение указанной социальной выплаты, при наличии у нее стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 10 лет 10 месяцев. 26.01.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о переводе в категорию очередности «пенсионеры» с даты назначения страховой пенсии по старости - <дата>, которой определяется момент возникновения права на такой перевод. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», внесенным в протокол заседания комиссии №4 от 29.01.2021 и утвержденным постановлением администрации МО ГО «Воркута» № 124 от 01.02.2021, в переводе из категории «работающие» в категорию «пенсионеры» с даты назначения пенсии <дата> ей отказано. Тем же решением ответчика она снята с учета граждан, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья в связи с отсутствием у нее на дату постановки на учет необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, который на 09.08.2000 составил 10 лет 10 месяцев при требуемом стаже не менее 15 лет. С указанным решением истец не согласен, поскольку при постановке на учет 09.08.2000 ответчик, уполномоченный проверять наличие оснований для принятия граждан на учет и ведение соответствующих списков граждан, достоверно знал о реальной продолжительности ее стажа, однако в постановке на учет не отказал, дополнительные документы, подтверждающие право, у нее не потребовал. С 09.08.2000 в течение двадцати лет ответчик также не указывал на отсутствие у нее необходимого стажа, в результате чего она заблуждалась относительно наличия у нее права состоять на учете и фактически была лишена возможности обратиться с заявлением о постановке на учет по достижении необходимой продолжительности в октябре 2004 г. На момент принятия ответчиком оспариваемого решения перечень оснований для снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, установлен п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья…», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879. Ни одно из предусмотренных Положением оснований не возникло применительно к истцу.

Ответчик в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. Факт постановки истца на учет в качестве лица, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с 09.08.2000 в категории «работающие», не опровергал. Тем не менее, Федеральным законом от 25.07.1998 № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», действовавшим на дату постановки истца на учет установлено требование к продолжительности стажа работы в указанных районах на менее 15 лет. На момент постановки истца на учет, стаж её работы в районах Крайнего Севера составил 10 лет 10 месяцев, в связи с чем право на получение государственной жилищной субсидии и на постановку на учет в указанных целях у истца не возникло. Правом на перемещение из категории очередности «работающие» в категорию «пенсионеры» обладают лица, обоснованно состоящие на учете, при возникновении у них права на назначение пенсии. Поскольку истец необоснованно состоял не учете, ответчик правомерно отказал ей в переводе в другую категорию очередности и исключил из списков лиц, состоящих на учете в целях получения социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера.

Определением суда от 08.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении. Указала, что при обращении с заявлением о постановке на учет истец не предоставляла недостоверных сведений о стаже. Оценив права истца, исходя из критерия наличия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, ответчик не уведомил ФИО2 о недостаточности стажа и принял ее на учет. Из-за ошибки, допущенной ответчиком, истец лишился возможности своевременно заявить о постановке на учет по достижении требуемого стажа работы не менее 15 лет. В период постановки на учет условие об отсутствии жилья за переделами районов Крайнего Севера ею соблюдено.

Ответчик и третье лицо извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили. Ответчик просил о рассмотрении дела без его участия.

На основании ст. 167 ГПК дело рассмотрено судом без участия не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые подлежащими удовлетворению частично на основании следующего.

В соответствии с ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Предоставление жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В целях реализации положений указанного закона постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище», включающая подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", участниками которой являются граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п. 1,2 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации").

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан, а либо органами местного самоуправления, которым такие полномочия могут быть переданы.

Аналогичным образом, ранее действовавшим законодательством государственными полномочиями по постановке на учет граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья, и определению размера жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья были наделены органы местного самоуправления в Республике Коми (ст.1 Закона Республики Коми от 18.06.2003 N 37-РЗ, действующего до 01.01.2006), и ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2005 N 103-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья", действовавшего до 01.01.2016.

Действующий порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", п. 17 которого предусмотрено, что списки грраждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются по следующим категориям граждан: а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); б) пенсионеры; в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; г) работающие граждане; д) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан… предусмотрено, что в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).

В соответствии с п. 17(1) Положения о регистрации и учете граждан … в случае изменения условий, на основании которых гражданин поставлен на учет в качестве имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданин представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту постановки на указанный учет заявление в произвольной форме с приложением документов, указанных, в подпункте "д" пункта 9 настоящего Положения (в частности, для пенсионеров - копию пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 09.08.2000 ФИО2 обратилась в администрацию МО «Город Воркута» с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение безвозмездной субсидии за счет государственного бюджета, предназначенной для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, с составом семьи из одного человека, а также предварительной заявкой о принятии на учет в целях получения жилищной субсидии на строительство или приобретение жилья для переселения из районов Крайнего Севера, в качестве лица, имеющего необходимый стаж работы в указанных районах.

Согласно резолюции на заявлении, постановка на учет согласована уполномоченным органом при наличии у ФИО2 стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью 10 лет и 10 месяцев, она принята на учет с даты подачи заявления - 09.08.2000 в категории очередности «работающие», что подтверждается ответчиком в письменном отзыве на иск.

28.11.2007 ФИО2 обращалась в Администрацию МО ГО с заявлением о включении ее с состав участников полпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», со ссылкой на дату постановки на учет с 09.08.2000 по категории «работающее население».

26.01.2021 ФИО2 обращалась в Администрацию МО ГО с заявлением о подтверждении ее участия в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами РФ» в 2022 году.

26.01.2021 истец в соответствии с п. 17(1) Положения о регистрации обратился к Администрации МО ГО «Воркута» с заявлением о переводе ее с 01.06.2016 из категории очередности «работающие граждане» в категорию «пенсионеры» в связи с назначением страховой пенсии по старости с даты возникновения права на переход в другую категорию. В подтверждение возникновения права истцом представлена справка ГУ УПФР по г. Воркуте РК от 14.01.2021 о назначении ФИО2 назначена страховой пенсии по старости с 01.06.2016.

Согласно уведомлению Администрации МО ГО «Воркута» от 02.02.2021 решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», занесенным в протокол заседания комиссии №4 от 29.01.2021, утвержденный постановлением администрации от 01.02.2021 № 124, ФИО2 отказано в переводе из категории «работающие» (дата постановки на учет 09.08.2000) в категорию «пенсионеры» с момента tвозникновения права на переход в другую категорию с даты назначения пенсии 01.06.2016.

Тем же решением общественной комиссии по жилищным вопросам ФИО2 снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с датой постановки на учет 09.08.2000 по категории «работающие» ввиду отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, который составил 10 лет 10 месяцев, что менее требуемого стажа 15 лет.

При разрешении исковых требований суд исходит из того, что статьей 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», действовавшего на 09.08.2000 (дату подачи истцом заявления о принятии ее на учет в качестве лица, имеющего право на получения такой субсидии), установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 №937 утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, согласно абз. 3 п. 3 которого, в редакции, действующей с 23.12.1998 по 05.09.2001, за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации.

Тем же абз.3 п. 3 Положения в редакции, действующей в период по 22.12.1998, к стажу работы в районах Крайнего Севра и приравненных к ним местностях для лиц, претендующих на получение субсидии за счет федерального бюджета, предъявлялось требование о наличии нее менее десяти лет такого стажа,

С 06.09.2001 абз.3 п. 3 Положения предусматривал право на предоставление за счет средств федерального бюджета субсидии лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31.07.1998, приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.

Вместе с тем, редакции указанной нормы, действовавшие по 22.12.1998 и с 06.09.2001 не применимы к спорным правоотношениям, поскольку с заявлением о постановке на учет истец обратился 09.08.2000, то есть в период, когда требование к стажу работы в районе Крайнего Севера было установлено не менее 15 лет, а возникновение у нее до 31.07.1998 права на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет истец, материалами дела не подтверждается.

Согласно записям в трудовой книжке истца и справке ГУ УПФР по г. Воркуте РК стаж работы ФИО2 в районах Крайнего Севера по состоянию на 09.08.2000 - дату подачи заявления о принятии на учет граждан, имеющих право на предоставление за счет федерального бюджета субсидии на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера, составил 10 лет 10 мес. 06 дней.

В связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, предусмотренного Федеральным законом № 131-ФЗ от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 №937), в их редакции, действовавшей на 09.08.2000, ФИО2 на момент подачи заявления о постановке на учет не приобрела права на получение указанной субсидии. Тем не менее, как следует из материалов учетного дела, она была принята органом муниципальной власти на учет в качестве лица, имеющего право на получение за счет федерального бюджета указанной субсидии, и состояла на учете вплоть до принятия 29.01.2021 ответчиком оспариваемого решения о снятии с учета.

С 01.01.2003 право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей установлены Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В соответствии со ст.1 указанного жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Согласно записям в трудовой книжке истца и справке ГУ УПФР по г. Воркуте РК от 14.01.2021, в которой указано на исключение из стажа работы в районах Крайнего Севера периодов с 08.09.2002 по 16.09.2002, с 16.06.2003 по 28.06.2003, стаж работы истца в районах Крайнего Севера составил 15 лет - 28.10.2004. С указанной даты истец, при соответствии ее и другим критериям, установленным ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, приобрела право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, предусмотренных ст. 1 указанного закона.

Из материалов дела следует, что ФИО2 прибыла в г. Воркуту, находящуюся в районах Крайнего Севера, до 01.01.1992, была зарегистрирована по месту жительства в г. Воркуте с 22.09.1989 по 30.06.1993 и с 17.11.1993 по 25.03.1997 по адрес: <адрес>.

С 01.07.1993 по 16.11.1993 значилась как снятая с регистрационного учета в связи с выбытием в Республику Молдавия, однако согласно записям в трудовой книжке и справке пенсионного органа в указанный период у ФИО2 работала в районе Крайнего Севера (место работы – Автобаза Комбината «Печоршахтостой», г. Воркута, Коми АССР).

С <дата> по <дата> истец зарегистрирована по месту жительства в <адрес>; с <дата> по <дата> – в <адрес>; с <дата> по <дата> – в <адрес>; с <дата> – в <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимости от 28.01.2021 жилые помещения, принадлежавшие или принадлежащие ФИО2, не зарегистрированы.

На момент снятия ФИО2 оспариваемым решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», занесенным в протокол заседания комиссии №4 от 29.01.2021, утвержденный постановлением администрации от 01.02.2021 № 124, с учета граждан, имеющих право на получение на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, предусмотренных Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ, истец соответствовала всем критериям, необходимым для получения государственной субсидии, как на основании ранее действовавшего Федерального закона от 25.07.1998 №131-ФЗ, так и действующего на дату возникновения права на постановку на учет - 28.10.2004 - Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.

Учитывая, что принятие истца на учет для получения жилищной субсидии стала возможной в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами органа муниципальной власти, наделенного государственными полномочиями по постановке на учет граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья, и определению размера жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья, на протяжении двадцати одного года подтверждавшего право истца состоять не учете и получить жилищную субсидию, вследствие чего истец лишилась возможности своевременно встать на учет, решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута», занесенное в протокол №4 от 29.01.2021 и утвержденное постановлением администрации МО ГО «Воркута» №124 от 01.02.2021, о снятии истца с учета граждан имеющих право на получение жилищной субсидии является неправомерным.

Такое решение противоречит принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере.

ФИО2, будучи введенной в заблуждение органом муниципальной власти 09.08.2000 относительно наличия у нее права на постановку на учет в целях получения государственной жилищной субсидии с указанной даты постановки на учет, вправе состоять в очереди лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, с момента возникновения у нее такого права, то есть с 28.10.2004, когда стаж ее работы в районах Крайнего Севера достиг 15 лет.

Перечень оснований для снятия гражданина с учета с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья установлен п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и предусматривает снятие с учета в случае: а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи; б) выезда на место жительства в другой субъект Российской Федерации - для граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет; е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья; ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета; з) смерти гражданина; и) утраты лицом оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо со статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"; к) письменного отказа гражданина от получения государственного жилищного сертификат.

Исходя из контекста уведомления ответчика от 02.02.2021 №15-31, ФИО2 снята с учета в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера на дату постановки на учет 09.08.2000, что соответствует пп. «и» п.20 Положения…, иные основания для снятия не указаны. Отказ о переводе в другую категорию очередности обусловлен отсутствием права на постановку на учет.

Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела, на момент вынесения ответчиком решения о снятии с учета истец не утратила такого права, возникшего у нее 28.10.2004.

В силу п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879, в связи с назначением с 01.06.2016 страховой пенсии по старости у истца возникло право на переход в другую категорию очередности («пенсионеры») с момента возникновения права на переход, то есть с 01.06.2016.

Заявление о переходе в другую категорию очередности подано истцом в Администрацию МО ГО «Воркута» с приложением справки о назначении пенсии и других документов, подтверждающих соответствие ее требованиям ст. Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Пункт 1 просительной части искового заявления следует считать основанием иска, поскольку именно установление за истцом права на получение социальной выплаты, влечет разрешение вопроса о способах его защиты, путем возложения на должника соответствующей обязанности.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу, что за истцом следует признать право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «работающее население», однако не с даты первоначальной постановки на учет – 09.08.2000, а с даты возникновения такого права – 28.10.2004 и обязать ответчика восстановить истца в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «работающее население» с датой постановки на учет 28.10.2004.

Поскольку право на переход в другую категорию очередности производно от права состоять на учете, которое истец приобрел 28.10.2004, истец вправе требовать перевода в категорию «пенсионеры» с даты возникновения права – 01.06.2016. Отказ ответчика в переводе при установленных обстоятельствах является необоснованным, в связи с чем на ответчика следует возложить также обязанность перевести ФИО2 в категорию очередности «пенсионеры» с 01.06.2016.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» восстановить ФИО2, <дата> года рождения, уроженку ..., в списках граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с 28.10.2004 в категории «работающее население» и перевести ФИО2 в категорию «пенсионеры» с 01.06.2016.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о восстановлении в списках граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с даты постановки на учет 09.08.2000 в категории «работающее население» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в мотивированной форме – 11.11.2021.

Председательствующий Е.Ю. Солодилов