ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-266/20 от 25.06.2020 Острогожского районного суда (Воронежская область)

УИД: 36RS0026-01-2020-000341-63

Дело № 2-266/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Острогожск 25 июня 2020 года

Острогожский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего – судьи Вискуновой С.В.,

при секретаре Глаголевой Е.С.,

с участием в судебном заседании:

старшего помощника Острогожского межрайпрокурора Безрукавой Н.И.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Курамжина Ю.Г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Дроздиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Острогожского межрайонного прокурора Воронежской области в защиту интересов муниципального образования к администрации Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области о понуждении совершить действия по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Острогожский межрайонный прокурор Воронежской области обратился в Острогожский районный суд Воронежской области с исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования к администрации Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области о понуждении совершить действия по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества. В обоснование исковых требований истец указал, что проведенной в апреле 2019 года проверкой исполнения требований законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области установлено, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> обладают признаками бесхозяйности (в них длительное время никто не проживает, не осуществляется текущий и капитальный ремонт, они находятся в заброшенном состоянии). При этом в ЕГРН, по информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, отсутствуют сведения о собственнике указанных объектов недвижимости. Жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности поселения не значатся. Учитывая изложенное, необходимо принять меры к постановке соответствующих объектов на учет в качестве бесхозяйных с целью дальнейшей регистрации за ними права муниципальной собственности, что позволит органу местного самоуправления в полном объеме реализовать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего технического состояния жилых помещений и уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Представитель ответчика администрации Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, согласно заявления просит рассмотреть дело в отсутствие, указывает, что с исковыми требованиями согласны, право собственности запланировано оформить в 2022 году.

При таких обстоятельствах, выслушав мнение старшего помощника Острогожского межрайпрокурора Безрукавой Н.И., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Курамжина Ю.Г., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Дроздиной Д.В., в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании старший помощник Острогожского межрайпрокурора Безрукавая Н.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Курамжин Ю.Г. не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что в настоящее время проживает по адресу <адрес> планирует сделать ремонт.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Дроздина Д.В. пояснила, что согласна с иском, в данное время проживает по другому адресу, так как распоряжением администрации Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района <адрес> по адресу <адрес> признана непригодной для проживания.

Суд, заслушав старшего помощника Острогожского межрайпрокурора Безрукавую Н.И., третьих лиц Курамжина Ю.Г., Дроздину Д.В., свидетелей Свидетель №1 и Свидетель №2, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

23 апреля 2019 года Острогожским межрайпрокурором в адрес Главы Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области Гапоненко А.И. было внесено представление №2-2-2019/1751 об устранении нарушений законодательства в сфере использования муниципального имущества (л.д. 6-9).

Согласно сообщению администрации Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области №90 от 16 мая 2019 года Курамжин Ю.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированные по адресу <адрес>, и Дроздина Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу <адрес>, были уведомлены что в соответствии с Жилищным кодексом РФ, должны поддерживать квартиры в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, соблюдать права и законные интересы соседей (л.д. 10).

В результате проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности деятельности администрации Шубинского сельского поселения, проведенной в период с 25 марта 2020 года по 24 апреля 2020 года установлено, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> обладают признаками бесхозяйности, в квартирах в настоящее время никто не проживает, в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии отсутствуют сведения о собственнике объектов недвижимости (л.д. 5).

Федеральное законодательство в целях сохранности недвижимого имущества, государственного учета объектов недвижимости, совершаемых с ними сделок, установления обременений требует исполнения обязательных для всех лиц на всей территории Российской Федерации положений о государственной регистрации. Неисполнение требований о государственной регистрации объекта недвижимого имущества нарушает интересы муниципального образования как собственника, и не позволяет обеспечить законное распоряжение имуществом. В силу положений ст. 1 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с ч. 3 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

П. 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В силу ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Из содержания указанных норм и акта их толкования следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его, отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения права собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.

При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено, в том числе устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.

В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение №1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Согласно п. 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Согласно Уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14 мая 2020 года сведения о правах на <адрес>, 2 по адресу: <адрес> отсутствуют.

Жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области не значатся (л.д. 15).

Сведений о том, что права собственности на указанные объекты зарегистрированы за иными федеральными, государственными, муниципальными органами материалы дела не содержат.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Свидетель №2 и Свидетель №1 пояснили, что проживают по адресу: <адрес>, а в квартирах и по данному адресу более 10 лет никто не проживает, света и воды нет, зимой нет отопления, отсутствуют стекла в окнах, разрушен потолок, имеются трещины в стенах, они неоднократно обращались с требованием принять меры в администрацию Шубинского сельского поселения и Острогожскую межрайонную прокуратуру.

Материалами дела установлено, что балансодержателем жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> являлось муниципальное унитарное предприятие «Грушевая Поляна», которое ликвидировано 04 марта 2005 года (л.д. 11).

При таких обстоятельствах, учитывая, что жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> не имеют балансодержателя, право собственности не зарегистрировано, суд приходит к выводу, что в случае обращения органа местного самоуправления по вопросу постановки таких помещений на учет в качестве бесхозяйных, не будут нарушены права третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Курамжина Ю.Г. и Дроздиной Д.В.

Необращение администрации Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района в уполномоченный орган с заявлением о принятии квартир и по адресу <адрес>, на учет как бесхозяйного имущества будет свидетельствовать о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Изложенные обстоятельства создают условия для злоупотребления при использовании муниципального имущества, что непосредственно затрагивает интересы муниципального образования.

Неисполнение требований о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного нарушает интересы муниципального образования, которым является вышеуказанное сельское поселение, и не позволяет обеспечить законное распоряжение имуществом, может привести к ненадлежащему содержанию данного объекта.

Принимая во внимание изложенное, имеются основания для возложения на администрацию Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области обязанности обратиться в установленном порядке в регистрирующий орган с заявлением о принятии жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Установленный судом срок для исполнения решения должен являться разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

В соответствии с изложенным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора к администрации Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской области в полном объеме. Разрешая вопрос о сроке исполнения требований прокурора, с учетом значительного времени необходимого для оформления всех необходимых документов, суд считает, что срок до 01 сентября 2020 года является разумным.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Шубинского сельского поселения Острогожского муниципального района Воронежской в срок до 01 сентября 2020 года совершить действия по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества:

-жилое помещение по адресу: <адрес>;

-жилое помещение по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Острогожский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись С.В. Вискунова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 июня 2020 г.