ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-266/2012 от 06.02.2012 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело 2-266/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Норильск 06 февраля 2012 года

Норильский городской суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Узяковой З.А.,

с участием прокурора Пирогова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Норильска в интересах ребенка-инвалида ФИО1 к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выдать направление на получение технических средств реабилитации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Белла-Сибирь» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выдать технические средства реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Норильска обратился с исковыми требованиями в интересах ребенка-инвалида ФИО1 к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выдать направление на получение технических средств реабилитации к ООО «Белла-Сибирь» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выдать технические средства реабилитации, мотивируя тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, проведенной прокуратурой г.Норильска по заявлению ФИО2, было установлено, что согласно индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ ребенок-инвалид ФИО1 нуждается в технических средствах реабилитации - опоре многофункциональной для ходьбы «Петушок» и памперсах в количестве 90 штук в месяц. Законный представитель ФИО1 - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ подала заявление об обеспечении памперсами в количестве 90 штук в месяц и опорой многофункциональной для ходьбы «Петушок». ДД.ММ.ГГГГ Филиалом ГУ КРО ФСС РФ ФИО1 выдано уведомление о постановке ее на учет по обеспечению вышеуказанными техническими средствами реабилитации. По информации, представленной Филиалом , ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выданы направления на получение памперсов в количестве 390 штук, в тот же день поставщику технических средств реабилитации - ООО «Белла-Сибирь» переданы реестры на обеспечение ФИО1 памперсами в количестве 390 штук. Направление на получение опоры многофункциональной для ходьбы не выдавалось. Между ГУ КРО ФСС РФ и ООО «Белла-Сибирь» заключены государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на поставку инвалидам и детям-инвалидам, проживающим на территории муниципального образования г.Норильск и Таймырского автономного округа, памперсов и абсорбирующего белья. Срок действия контрактов до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническим заданиям к государственным контрактам, срок доставки изделий инвалидам составляет не более 60 дней от даты получения ООО «Белла-Сибирь» реестра нуждающихся в технических средствах реабилитации. До настоящего времени ООО «Белла-Сибирь» не обеспечило ребенка-инвалида памперсами в количестве 390 штук, а Филиалом ГУ КРО ФСС РФ выданы направления на получение памперсов в меньшем количестве, чем предусмотрено индивидуальной программой реабилитации. Бездействие ГУ КРО ФСС РФ, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за исполнением государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, выдаче направлений на получение ребенком-инвалидом памперсов в количестве меньшем, чем предусмотрено индивидуальной программой реабилитации, не выдаче направления на получение опоры многофункциональной для ходьбы «Петушок», а также бездействие ООО «Белла-Сибирь», выразившееся в ненадлежащем исполнении государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и не обеспечении ребенка-инвалида памперсами в установленные государственными контрактами сроки, привели к нарушению конституционных прав ФИО1 в сфере социального обеспечения и к не получению им своевременного комплекса реабилитации. Просит признать бездействие ГУ КРО ФСС РФ, выразившееся в не обеспечении ребенка-инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации - памперсами и опорой многофункциональной для ходьбы, незаконным и нарушающим его права; признать бездействие ООО «Белла-Сибирь», выразившееся в не обеспечении ребенка-инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации - памперсами в количестве 390 штук, незаконным и нарушающим его права; обязать ООО «Белла-Сибирь» в 20-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать ребенку-инвалиду ФИО1 памперсы в количестве 390 штук; обязать ГУ КРО ФСС РФ в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать ребенку-инвалиду ФИО1 направление на получение памперсов в количестве 168 штук и направление на получение опоры многофункциональной для ходьбы «Петушок».

В судебном заседании прокурор - помощник прокурора г.Норильска Пирогов Ю.В. настаивал на исковых требованиях по приведенным основаниям, уточнив, что просит обязать ГУ КРО ФСС в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать ребенку-инвалиду ФИО1 направление на получение памперсов в количестве 270 штук. Указание в иске количества памперсов 168 штук является опиской.

Законный представитель ФИО1 - ФИО2, извещавшаяся о времени и месте рассмотрения дела, по адресу, указанному в исковом заявлении, в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя ответчика. В возражениях на исковое заявления, просила в иске к ГУ КРО ФСС РФ отказать, мотивируя тем, что согласно индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 необходимы памперсы в количестве 90 штук в месяц. Для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации между ГУ КРО ФСС РФ и ООО «Белла-Сибирь» был заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению памперсами и абсорбирующим бельем инвалидов, проживающих на территории г.Норильска и Таймырского автономного округа. Также между ГУ КРО ФСС и ООО"Л"» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на поставку ходунков инвалидам, проживающим на территории г.Норильска и Таймырского автономного округа. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, как законный представитель ФИО1, обратилась в Филиал по обеспечению памперсами в количестве 90 штук в месяц и опорой многофункциональной для ходьбы «Петушок». К обеспечению ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полагалось памперсов в количестве 660 штук. В тот же день ФИО1 был поставлен на учет на обеспечение памперсами и опорой многофункциональной для ходьбы «Петушок». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выданы направления и на обеспечение в ООО «Белла-Сибирь» памперсами в количестве 390 штук. ДД.ММ.ГГГГ было выдано направление на обеспечение в ООО «Белла-Сибирь» памперсами в количестве 270 штук и направление на обеспечение в ООО"Л" опорой многофункциональной для ходьбы «Петушок».

Представитель ООО «Белла-Сибирь» ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя ответчика. В отзыве на исковое заявление просила в иске к ООО «Белла-Сибирь» отказать, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ГУ КРО ФСС (заказчик) и ООО «Белла-Сибирь» (поставщик) заключен государственный контракт на поставку подгузников инвалидам и детям-инвалидам, проживающим на территории Красноярского края. В рамках указанного государственного контракта из ГУ КРО ФСС в ООО «Белла-Сибирь» переданы реестры на обеспечение ребенка-инвалида ФИО1 подгузниками (памперсами) в количестве 390 штук. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Белла-Сибирь» своими силами обеспечило доставку ребенку-инвалиду ФИО1 подгузников для детей ХЭППИ ЮНИОР в количестве 390 штук, в подтверждение чего представитель ссылается на акт сдачи-приемки изделий.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.

В силу статей 2, 10, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Государство гарантирует инвалидам получение услуг, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст.ст. 10, 11.1 вышеуказанного Закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утвержденных Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов этими средствами, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда Социального страхования Российской Федерации.

Согласно п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95, гражданину, признанному инвалидом, выдается индивидуальная программа реабилитации.

В соответствии с п.п. 4,5 Постановления Правительства РФ от 07 апреля 2008 года № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) протезно-ортопедическими изделиями» заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с представлением паспорта инвалида и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 2347-р, памперсы и опоры многофункциональные для ходьбы относятся к техническим средствам реабилитации, обеспечение которыми возложено на Фонд социального страхования.

Судом установлено, что согласно индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ ребенку-инвалиду ФИО1 необходимы памперсы (шифр изделия ПД25) в количестве 90 штук в месяц и опора многофункциональная для ходьбы «Петушок», что подтверждается вышеуказанной индивидуальной программой реабилитации и справкой учреждения медико-социальной экспертизы об установлении категории «ребенок-инвалид».

ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ФИО1 - ФИО2 обратилась с заявлением в Филиал ГУ КРО ФСС РФ на обеспечение памперсами и опорой многофункциональной для ходьбы «Петушок» в соответствии с вышеуказанной индивидуальной программой реабилитации, что подтверждается данным заявлением.

В тот же день (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 был поставлен на учет на обеспечение памперсами и опорой многофункциональной для ходьбы «Петушок», законному представителю ребенка-инвалида выдано уведомление о постановке на учет, что подтверждается данным уведомлением.

Исходя из индивидуальной программы реабилитации, ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полагались памперсы в количестве 660 штук, что не оспаривается ответчиком ГУ КРО ФСС РФ.

Между ГУ КРО ФСС РФ и ООО «Белла-Сибирь» заключены государственные контракты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на поставку инвалидам и детям-инвалидам, проживающим на территории муниципального образования г.Норильск и Таймырского автономного округа, памперсов и абсорбирующего белья. Срок действия контрактов до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно техническим заданиям к государственным контрактам, срок доставки изделий инвалидам составляет не более 60 дней от даты получения ООО «Белла-Сибирь» реестра нуждающихся в технических средствах реабилитации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выданы направления и на обеспечение в ООО «Белла-Сибирь» памперсами в общем количестве 390 штук.

Согласно отметкам на выписках из реестров нуждающихся в обеспечении подгузниками (памперсами) на 2 и 3 кварталы 2011 года, данные реестры были направлены поставщику (ООО «Белла-Сибирь») ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, направления на получение памперсов выданы ФИО1 со значительным нарушением 15-дневного срока, исчисляемого, в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, с даты поступления заявления на обеспечение техническими средствами реабилитации (с ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, согласно акту сдачи-приемки изделия получателю, памперсы в количестве 390 штук, на получение которых выданы направления и от ДД.ММ.ГГГГ, фактически переданы законному представителю ФИО1 - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со значительным нарушением 60-дневного срока на доставку средств реабилитации, исчисляемого, в соответствии с государственными контрактами, от даты получения ООО «Белла-Сибирь» реестра нуждающихся в технических средствах реабилитации (ДД.ММ.ГГГГ).

При указанных выше обстоятельствах, суд считает, что ответчик ГУ КРО ФСС РФ, как уполномоченный орган по обеспечению инвалида специальными техническими средствами согласно индивидуальной программе реабилитации, имея, в соответствии с п.5.3.1 государственных контрактов, право проверять ход и сроки поставок, осуществляемых поставщиком (ООО «Белла-Сибирь»), не осуществил должного контроля за исполнением государственных контрактов, что в свою очередь породило незаконное бездействие со стороны ответчика ООО «Белла-Сибирь», выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации в установленный государственными контрактами срок, вследствие чего были нарушены права ребенка-инвалида в сфере социального обеспечения.

В этой связи исковые требования о признании незаконным бездействия ответчиков ГУ КРО ФСС РФ и ООО «Белла-Сибирь», выразившегося в не обеспечении в установленный срок ребенка-инвалида ФИО1 памперсами в количестве 390 штук, и нарушающим права ребенка-инвалида, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, поскольку памперсы в количестве 390 штук, на получение которых выданы направления и от ДД.ММ.ГГГГ, фактически переданы законному представителю ФИО1 - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к ООО «Белла-Сибирь» о возложении обязанности выдать ФИО1 памперсы в количестве 390 штук.

Между ГУ КРО ФСС РФ и ООО «Ланцет» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на поставку ходунков инвалидам, проживающим на территории <адрес> и <адрес>. Срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано направление на обеспечение в ООО «Белла-Сибирь» памперсами в количестве 270 штук и направление на обеспечение в ООО"Л"» опорой многофункциональной для ходьбы «Петушок».

Вместе с тем, из данных направлений следует, что они действительны до ДД.ММ.ГГГГ, при этом срок действия вышеуказанных государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации, заключенных с ООО «Белла-Сибирь» и ООО «Ланцет», истек ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной почтовой квитанции и реестру на отправку заказной корреспонденции, направления фактически были направлены почтой в адрес законного представителя ребенка-инвалида ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении срока действия направлений, которые указаны в самих направлениях, и по истечении срока действия государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации.

При изложенных обстоятельствах нельзя признать, что ответчик надлежащим образом и в установленный срок исполнил обязанность по выдаче ребенку-инвалиду направлений на получение технических средств реабилитации, что повлекло нарушение права ребенка-инвалида на социальное обеспечение.

Поскольку в результате бездействия ответчика ГУ КРО ФСС РФ, выразившегося в не обеспечении ребенка-инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации (памперсами и опорой многофункциональной для ходьбы «Петушок») были нарушены права ребенка-инвалида в сфере социального обеспечения, требования прокурора о признании данного бездействия незаконным и нарушающим права ребенка-инвалида подлежат удовлетворению.

Также подлежат удовлетворению исковые требования прокурора о возложении на ответчика ГУ КРО ФСС РФ обязанности в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать ФИО1 направление на получение памперсов в количестве 270 штук.

Настоящий иск предъявлен прокурором г.Норильска в интересах гражданина, являющегося инвалидом, в защиту его социальных прав.

Согласно п.9) ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исходя из удовлетворенных требований неимущественного характера с каждого из ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по 200 рублей. (пп.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Норильска в интересах ребенка-инвалида ФИО1 к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выдать направление на получение технических средств реабилитации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Белла-Сибирь» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выдать технические средства реабилитации - удовлетворить частично.

Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в части не обеспечения ФИО1 техническими средствами реабилитации - памперсами и опорой многофункциональной для ходьбы, незаконным и нарушающим права ребенка-инвалида.

Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу выдать ФИО1 направление на получение памперсов в количестве 270 штук и опоры многофункциональной для ходьбы «Петушок».

Взыскать с Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Белла-Сибирь» в части не обеспечения ФИО1 в установленный срок техническими средствами реабилитации - памперсами в количестве 390 штук, незаконным и нарушающим права ребенка-инвалида.

В удовлетворении остальной части исковых требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Белла-Сибирь» - отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Белла-Сибирь» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 10 февраля 2012 года.