ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-266/2012 от 10.08.2012 Кизилюртовского районного суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2012 года г. Кизилюрт

Кизилюртовский районный суд РД

в составе председательствующего судьи Омаровой З. К.,

с участием старшего помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Гасанова Г.П.,

при секретаре Омаровой А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизилюрте гражданское дело по заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению (МКОУ) «Акнадинская общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечения антитеррористической безопасности образовательного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению (МКОУ) «Акнадинская общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечения антитеррористической безопасности образовательного учреждения и просит признать бездействие МКОУ «Акнадинская общеобразовательная школа» и администрации МО «Кизилюртовский район», выразившихся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования, не соответствующим закону; обязать МКОУ «Акнадинская общеобразовательная школа» выполнить работы, направленные на повышение уровня антитеррористической защищенности, в частности: обеспечить учреждение аппаратурой наружного и внутреннего видеонаблюдения; обеспечить надлежащую круглосуточную охрану учреждения. Для выполнения указанных требований обязать МО «Кизилюртовский район» предусмотреть в бюджете на 2013 год и выделить средства на выполнение вышеуказанных работ. При этом прокурор ссылается на то, что Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка образова­тельных учреждений на предмет соблюдения требований Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 29.01.2010 года) «Об образовании» и Феде­рального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ (ред. от 01.01.2010 года) «О про­тиводействии терроризму».

Частью 3 статьи 32 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 29.01.2010 года) «Об образовании» установлено, что образовательное уч­реждение несет в установленном законодательством Российской Федерации по­рядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и ра­ботников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со статьей 2 Федерального Закона «О противодействии тер­роризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации одно из основных направлений защиты конституционного строя - комплексная система мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. В Концепции отмечается, что борьба с терроризмом должна осуществляться на основе мероприятий по предупреждению, пресечению преступлений террористического характера.

Также прокурор ссылается на ст. 15 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправле­ния в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся участие в профилактике экстремизма и терроризма, а также минимизации или ликвидации их последствий на территории муниципального образования, п. 3 ст. 4 Федерального Закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ, статью 158 БК РФ.

Антитеррористическая безопасность образовательного учреждения обеспе­чивается техническими и организационными мерами, которые включают в себя: обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррори­стической, так и пожарной безопасности); обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблю­дения; охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право осуществления данной деятельности, на основании договора; ограждение учащихся от влияния криминогенной среды и преступных элементов, в том числе и во время их нахождения в учебных заведениях; ограничение прохода на территорию школы.

Действующее законодательство не предусматривает реализацию полномо­чий органов местного самоуправления, а также исполнением обязанностей образо­вательного учреждения с наличием финансовых возможностей. Отсутствие де­нежных средств не освобождает ОУ от выполнения обязанностей, установленных законом, учитывая, что ОУ должны обеспечивать безопасность граждан. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за испол­нением бюджета, согласно пп. 1 п. 1 ст. 14, пп.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации».

Между тем, в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки уста­новлено, что МКОУ «Акнадинская общеобразовательная школа» в нару­шение вышеуказанных требований федерального законодательства не реализуется комплекс мер, направленный на защиту общеобразовательного учреждения, как от террористических проявлений, так и профилактики совершения преступлений и правонарушений на территории общеобразовательной школы, не предусмотре­ны финансовые средства на указанные цели.

В дневное время охрана объекта осуществляются техническим персоналом, камеры видеонаблюдения на объекте не установлены, освещение по периметру школы недостаточное, кнопка тревожной сигнализации в СОШ не установлена.

Выявленные нарушения свидетельствуют об антитеррористической неза­щищенности территории и здания школы, что в условиях высокого уровня терро­ристической активности представляет повышенную опасность для населения. Не­принятие мер по их устранению может повлечь неизбежные тяжкие последствия, сопровождающиеся массовой гибелью людей и уничтожением имущества.

В соответствии с Уставом муниципального казенного общеобразовательно­го учреждения «Акнадинская общеобразовательная школа» учредителем МКОУ является администрация МО «Кизилюртовский район». Финансирование МКОУ осуществляется через централизованную бухгалтерию администрации МО «Кизилюртовский район».

Статьей 12 ГК РФ определено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или соз­дающих угрозу его нарушения. Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору представлено право, на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

В данном случае прокурор защищает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, обеспечение связанных с этими правами государствен­ных гарантий, установленных статьей 2 Основ законодательства Российской Фе­дерации об охране здоровья граждан. Предметом спора являются личные неиму­щественные права граждан.

Старший помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Гасанов Г.П. требования, изложенные в заявлении прокурора, полностью поддержал и просил их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.

Представитель МКОУ «Акнадинская общеобразовательная школа» на судебное заседание не явился хотя и был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель администрации Муниципального района «Кизилюртовский район» ФИО1 признала требования прокурора частично и пояснила, что на сегодняшний день для муниципальных казенных образовательных учреждений в МР «Кизилюртовский район» открыты отдельные лицевые счета в Управлении казначейства, согласно Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Соответственно денежные средства для содержания образовательного учреждения находятся в распоряжении руководителей учреждений образования. Ранее до обращения с заявлением Межрайонной прокуратуры Главой района МР «Кизилюртовский район» издано постановление от 21.10. 2011г. № 20 - П об обеспечении повышения уровня антитеррористической защищенности во всех образовательных учреждениях МР «Кизилюртовский район». Так же начальнику Управления образования совместно с руководителями образовательных учреждений дано указание, подготовить сметы расходов для приобретения необходимого оборудования, а так же обеспечению надлежащей круглосуточной охраны учреждений образования. В этой связи она просит вынести такое решение суда, исполнение которого возможно поэтапно.

Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные заявителем доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является обоснованным и основанным на законе, в связи, с чем подлежит удовлетворению.

Так, в ходе произведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что в МКОУ «Акнадинская общеобразовательная школа» не реализуется комплекс мер, на­правленный на защиту общеобразовательного учреждения, как от террористи­ческих проявлений, так и профилактики совершения преступлений и правона­рушений на территории общеобразовательной школы. Охрана объекта в дневное время осуществляется техническим персона­лом, в вечернее сторожами, камеры видеонаблюдения на объекте не установле­ны, освещение по пе­риметру частичное, ограждение имеется. Эти обстоятельства полностью признала и директор школы.

В соответствии с требованиями, предусмотренными частью 3 статьи 32 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 29.01.2010 года) «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со статьей 2 Федерального Закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ основными принципами противо­действия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терро­ризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации одно из основных направлений защиты конституционного строя - комплексная система мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. В Концепции отмечается, что борьба с терроризмом должна осуществляться на основе мероприятий по предупреждению, пресече­нию преступлений террористического характера.

Антитеррористическая безопасность образовательного учреждения обес­печивается техническими и организационными мерами, которые включают в себя: 1. Обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности); 2. Обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения; 3. Охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицен­зию на право осуществления данной деятельности, на основании договора; 4. Ограждение учащихся от влияния криминогенной среды и преступных элементов, в том числе и во время их нахождения в учебных заведениях; 4. Ограничение прохода на территорию детского сада;

В соответствии с Уставом муниципального казенного общеобразователь­ного учреждения «Акнадинская общеобразовательная школа» уч­редителем МКОУ является администрация МО «Кизилюртовский район». Фи­нансирование МКОУ осуществляется через централизованную бухгалтерию администрации МО «Кизилюртовский район».

В соответствии с требованиями статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты граждан­ских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с требованиями ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурору представлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований. В связи с этим прокурор вправе обратиться в суд с настоящим заявлением.

Таким образом, требования прокурора основаны на законе и обоснованы представленными в деле доказательствами, в связи, с чем они подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, возлагая обязанность на МО «Кизилюртовский район» предусмотреть финансовые средства на выполнение указанных в заявлении прокурора мероприятий, направленных на укрепления антитеррористической защищенности школы, на 2013 бюджетный год, не представляется возможным предполагать выполнение указанных работ до их финансирования, в связи, с чем в решении необходимо указать срок их выполнения до 1 июля 2013 года».

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.193-199, 204, 206, 254-257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие МКОУ «Акнадинская общеобразовательная школа» и администрации МО «Кизилюртовский район», выразившихся в непринятии мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования, не соответствующим закону.

Обязать МКОУ «Акнадинская общеобразовательная школа» в срок до 1 июля 2013 года выполнить следующие работы, направленные на повышение уровня антитеррористической защищенности: обеспечить учреждение аппаратурой наружного и внутреннего видеонаблюдения; обеспечить надлежащую круглосуточную охрану учреждения.

Обязать МО «Кизилюртовский район» предусмотреть в бюджете на 2013 год и выделить средства на выполнение вышеуказанных работ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий З.К. Омарова