ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-266/2015 от 29.07.2015 Казбековского районного суда (Республика Дагестан)

ИФИО1

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> 29 июля 2015 года

Казбековский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Темирханова Н.М.,

при секретаре - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело с участием исполняющего обязанности заместителя прокурора <адрес>ФИО6, председателя общественного Движения «Казбек» ФИО7, представителя Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» ФИО2

по заявлению председателя общественного движения «Казбек» ФИО7 об отмене решения Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района» и обязать вышеуказанное Собрание депутатов опубликовать в районной газете «Чапар» постановление об отмене решения за от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л :

Председатель общественного движения «Казбек» ФИО9 обратился в суд с заявлением об отмене решения Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района» и обязать вышеуказанное Собрание депутатов опубликовать в районной газете «Чапар» постановление об отмене решения за от ДД.ММ.ГГГГ.

На судебном заседании председатель общественного движения «Казбек» ФИО9 полностью поддержал требования, изложенные в заявлении и пояснил суду, что решение Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района» принято в нарушении нормы закона и подлежит отмене по следующим основаниям:

Согласно ст.12 п.2 Устава муниципального района «<адрес>» выборы депутатов Собрания муниципального района проводятся по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов. Исходя из этого ныне действующее Собрание депутатов района пятого созыва состоит из 21 депутата, избранных населением муниципального района на муниципальных выборах 10.10. 2010 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов сроком на 5 лет. По результатам голосования, Собрание депутатов района сформировано из депутатов, набравших большинство голосов партий «Единая Россия»-14 депутата, «КПРФ»-6 депутата, «Правое дело»-1 депутат.

Такой статус районного Собрания утвержден решением территориальной избирательной комиссии <адрес> в 2010 году сроком на 5 лет.

Закрытость списков означает недопустимость включения в этот список лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение депутатов в списке, кроме случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия или исключения некоторых депутатов.

Согласно п.2,ст.<адрес> «..Из числа депутатов тайным голосованием в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Собрания из депутатов избирается Глава муниципального района и его заместитель. <адрес> избирается на срок полномочий Собрания депутатов». Тот же <адрес>, согласно п.2,ст. 29, предусматривает, что «глава муниципального района избирается Собранием депутатов из своего состава на срок его полномочий и исполняет полномочия Председателя Собрания депутатов».

п.4, ст.29 этого же Устава гласит: «...Порядок избрания главы района определяется Регламентом Собрания депутатов».

Регламентом Собрания (ст. 4 п.2) также предусмотрено, что «... из числа депутатов тайным голосованием избирается глава района на срок полномочий данного Собрания депутатов».

Исходя из этого, ни один гражданин, не являющийся депутатом районного Собрания, не может быть избран главой района.

Регламент (ст.4 п.9.1) предусматривает «..При досрочном прекращении полномочий <адрес> новый глава района избирается в течении 10 дней со дня досрочного прекращения полномочий прежнего главы района. Согласно п.3,ст.4 того же Регламента право выдвижения кандидатуры на должность главы района имеет депутатская фракция партии «Единая Россия»--14 депутатов, как имеющая большинство депутатов из своего состава. <адрес> Собрания вправе пользоваться этим положением и избрать главу района из своего состава на срок своих полномочий.

В Российской Федерации и в <адрес> идет реформа местных органов самоуправления начиная с 2014 года. Принятыми законами по новым правилам регламентируются положения, как формирование представительных органов, так и выборы глав районов. Установленный Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ порядок формирования представительного органа муниципального района (ст. З п.2 Регламента) применяется после истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, избранного до дня вступления в силу настоящего Закона.

Установленный этим же Законом порядок избрания глав муниципальных образований применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления силу настоящего Закона. Со дня вступления в силу настоящего Закона выборы глав муниципальных образований не назначаются и не проводятся, если настоящий Закон вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении указанных выборов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав, права на участие референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно п.8,ст.34 ФЗ N131-ФЗ « Об основах организации местных органов самоуправления в Российской Федерации» в редакции 2015 года решения принятые представительными органами местного самоуправления, касающиеся порядка избрания <адрес>ов по новым правилам вступают в силу после истечения срока полномочий Собрания депутатов, принявшего указанное решение.

Это положение также предусмотрено п.3,ст.<адрес>: «Решения Собрания депутатов муниципального района о внесении изменений в настоящий Устав, изменяющее структуру органов местного самоуправления, вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий собрания депутатов муниципального района, принявшего указанное решение».

В связи с изложенным просит суд признать решение Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района» незаконным.

Представитель заинтересованной стороны - Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» ФИО2 требования председателя общественного Движения «Казбек» ФИО7 о признании решения Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района» незаконным не признал и пояснил суду, что ФИО9 ссылается в своих доводах на устаревшие статьи <адрес>.

Например, п.2 ст.<адрес>, на который ФИО9 ссылается исключен, все остальные статьи Устава, указанные им изменены и эти изменения, вступили в силу со дня регистрации Устава в Министерстве Юстиции Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ и опубликованы в местной газете «Чапар» за от ДД.ММ.ГГГГ. В Регламент Собрания депутатов также решением Собрания ДД.ММ.ГГГГ за внесены изменения.

Ссылка в заявлении на п.8,ст.34 Федерального закона №131-ФЗ ФИО7 приведен без достаточной правовой грамотности, поскольку указанная норма взята в части выгодной для истца, без указания последней части статьи где указано, «за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Пункт 8 статьи 44 указанного закона четко определяет о каких исключениях идет речь, а именно: «изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений». Указанная норма заложена и в <адрес>.

В соответствии ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

Заявление истца не соответствует требованиям закона, поскольку нет подтверждающих фактов о нарушении каких-либо прав заявителя, более того, он выступает от имени общественного движения «Казбек», который не существует, т.е. не зарегистрирован в соответствии требованиям закона в Министерстве юстиции Республики Дагестан, в связи с чем подлежит отказу в рассмотрении данного заявления.

Заслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованной стороны –Собрания депутатов муниципального района «<адрес>», заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных первым требований, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт - решение Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района» принят законно, в связи с чем заявление ФИО7 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии ч.1,ст.251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Народным Собранием Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Республики Дагестан за «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Республики Дагестан и избрания глав муниципальных образований Республики Дагестан (в редакции Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ).

Этот Закон в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет порядок формирования представительных органов муниципальных районов Республики Дагестан (далее – муниципальный район), а также порядок избрания глав муниципальных образований Республики Дагестан.

Ст.2 Закона гласит о том, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а ст.4 этого же Закона гласит, что установленный настоящим Законом порядок избрания глав муниципальных образований применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу настоящего Закона.

Ссылка заявителя на п.8,ст.34 Федерального Закона №131-ФЗ «Об основах организации местных органов самоуправления в Российской Федерации» о том, что решения, принятые представительными органами местного самоуправления, касающиеся порядка избрания <адрес>ов по новым правилам вступают в силу после истечения срока полномочий Собрания депутатов, принявшего указанное решение является ошибочным, так как в этой части речь идет об изменении структуры органов местного самоуправления, а не об избрании глав районов.

Решением Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за утверждено Положение «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «<адрес>».

Ст.19 Положения «О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «<адрес>» предусмотрено, что решение об объявлении конкурса принимается Собранием депутатов.

В соответствии со ст.20 этого же Положения решение об объявлении конкурса принимается в случаях: истечения срока полномочий главы муниципального района; досрочного прекращения полномочий главы муниципального района; признания конкурса несостоявшимся; принятия Собранием депутатов решения об отказе в избрании главой муниципального района кандидатов, представленных на рассмотрение Собрания депутатов конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Ст.22 этого же Положения гласит о том, что в решении об объявлении конкурса в обязательном порядке указывается: дата, время и место проведения конкурса (указывается дата проведения второго этапа); условия проведения конкурса, срок приема документов (дата начала и дата окончания), место и время приема документов, подлежащих представлению в конкурсную комиссию в соответствии с настоящим Положением. Установленный решением о назначении конкурса срок приема документов не может быть менее 20 дней; персональный состав членов конкурсной комиссии, назначаемых Собранием депутатов.

Главой 6 Положения предусмотрено, что по результатам конкурса конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: о представлении кандидатур на рассмотрение Собрания депутатов. В данном решении могут содержаться также рекомендации конкурсной комиссии в отношении кандидатов; о признании конкурса несостоявшимся в следующих случаях: признания всех кандидатов несоответствующими требованиям, установленным настоящим Положением; наличие менее двух кандидатур для представления на рассмотрение Собрания депутатов; подачи всеми кандидатами заявлений об отказе от участия в конкурсе.

Решение по результатам конкурса принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов муниципального района «<адрес>» за принято решение «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района».

Этим решением объявлен конкурс по отбору кандидатов на замещение должности главы муниципального района «<адрес>» на рассмотрение Собрания депутатов, установлена дата, время, место проведения конкурса, определены срок, место приема документов, назначены члены конкурсной комиссии, решение направлено главе Республики Дагестан для назначения второй половины состава конкурсной комиссии. Решено, что конкурс проводится в соответствии с условиями, определенными Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района «<адрес>». Решение опубликовано в местной газете «Чапар» ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит, что при принятии решения за ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов муниципального района «<адрес>» соблюдены все требования закона.

В соответствии ч.2,ст.29 Устава муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан (муниципальный район) принятого решением Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ за (изменения в Устав зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ) глава муниципального района избирается Собранием депутатов муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса сроком на 5 лет.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района устанавливается Собранием депутатов муниципального района. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. (Решение опубликовано в местной газете «Чапар» ДД.ММ.ГГГГ за ).

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном районе устанавливается Собранием депутатов муниципального района.

В муниципальном районе половина членов конкурсной комиссии назначается Собранием депутатов муниципального района, а другая половина – главой Республики Дагестана.

Как следует из Регламента Собрания депутатов муниципального района (ч.3.1,ст.3) глава муниципального района избирается Собранием депутатов из числа кандидатов представленных комиссией.

Суд находит, что ссылка заявителя на статьи Устава муниципального района «<адрес>», на Регламент Собрания, на основании которых он просит признать решение Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района» незаконным, претерпели изменения на основании решения Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за . Указанное решение опубликовано в местной газете «Чапар» ДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель обязан был знать о вносимых изменениях в <адрес> и в случае несогласия с изменениями обжаловать их надлежащим образом. Это означает, что Собрание депутатов при принятии решения руководствовалось Законом Республики Дагестан, <адрес>.

Допрошенные по ходатайству заявителя свидетели ФИО3 и ФИО4 показали, что решение Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района» является незаконным, так как выборы представительного органа и главы района были проведены в 2010 году и принятые ими решения, в том числе и вышеуказанное решение должно действовать после истечения полномочий действующего представительного органа.

Суд считает, что оспариваемым решением Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района» права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами заявителя ФИО7 и других лиц не нарушены и не нарушаются.

Таким образом, анализ решения Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района» в совокупности с другими материалами дела, дает суду основания сделать вывод о том, что это решение не противоречит закону, принято Собранием в пределах своих полномочий руководствуясь вышеуказанными нормами Закона, <адрес> и Регламентом Собрания депутатов муниципального района «<адрес>».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления председателя общественного движения «Казбек», ФИО7 об отмене решения Собрания депутатов муниципального района «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия через Казбековский районный суд.

Председательствующий

судья Н.М. Темирханов

Решение отпечатано в совещательной комнате