ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-266/2021 от 27.01.2021 Клинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-266/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин Московской области 27 января 2021 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Вороновой Т.М.,

при секретаре Бондарь А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ича к администрации городского округа Клин Московской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, признании недействительным исключение из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации городского округа Клин Московской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, признании недействительным исключение из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска указывал на то, что является участником боевых действий на территории Российской Федерации и в соответствии с п.1 статьи 16 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, имеет права и льготы, установленные данным Законом.

В связи с предоставлением льготы по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, как это предусмотрено ст. 23.2 Закона, Постановлением Администрации Клинского района Московской области от 16.04.2004 года № 840 он был зачислен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в льготный список № 2.

Однако письмом от 27 мая 2020 года за исх\4559-2-15 за подписью и.о. начальника Управления по вопросам строительства, ремонта и архитектуры ФИО2 ему сообщили, что в связи с отсутствием заявления, он не был включен в список № 2 отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов, имеющих право на получение социальной поддержки жилыми помещениями.

Фактически ему отказали в постановке на учет на улучшение жилищных условий как ветерану боевых действий, хотя он на таком учете стоял и встал своевременно, до 01.01.2005 года, как это предписывает Закон «О ветеранах».

Ответчик не сообщал ему о том, что он не включен в список № 2 отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.

Согласно в п.3.5 выписки из Постановления Администрации Клинского района Московской области № 1846 «О распределении жилой площади, зачисление на учет нуждающихся в жилье, исключение жилых помещений из числа служебных» он был зачислен на учет нуждающихся в жилье одного, с включением в льготный список как участника боевых действий. Таким образом, был поставлен на учет на улучшение жилищных условий по списку № 2 законно и обоснованно.

Истец проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: /адрес/, состоящей из одной комнаты, жилой площадью 16,5 кв.м., и принадлежащей на праве собственности супруге ФИО3 В указанной квартире супруги проживают совместно с детьми ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Норма на каждого члена семьи менее установленной в Клинском районе.

Согласно выписки из ЕГРН истец не имеет другого жилья на территории Московской области, в связи с чем нуждается в улучшении жилищных условий. Основания для признания его нуждающимся в улучшении жилья не отпали.

Учитывая указанные обстоятельства, истец просил суд признать за ним право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, признать недействительным исключение его из списка № 2 по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями. Обязать администрацию городского округа Клин включить его в список № 2 по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями с учетом даты первоначальной постановки на учет – с 16.04.2004 года.

Истец ФИО1 и его представитель по ордеру в судебное заседание явились, требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации городского округа Клин в судебное заседание не явился, извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или щипального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу п. п. 3 и 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем один раз.

Ветераны боевых действий, вставшие на учет до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах".

В соответствии с п. 1 названной статьи полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Механизм предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета регулируется Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.

В силу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Законом Московской области от 26 июля 2006 года № 125/2006-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Московской области, по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан.

Так, согласно статье 3 этого Закона Московской области списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, формирует орган местного самоуправления, на территории которого проживает льготник. Указанный список формируется в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.

В соответствии со статьей 3 Закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (в редакции Закона Московской области от 27 июля 2013 года № 102/2013-ОЗ) Список 1 и Список 2 формируются на основании документов, подтверждающих право граждан на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, перечень которых утверждается центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в отдельных сферах градостроительной деятельности на территории Московской области, промышленности строительных материалов и в сферах жилищно-коммунального хозяйства, развития теплоэнергетического комплекса Московской области (далее - уполномоченный орган) - часть 4. Граждане исключаются из Списка 1 или Списка 2 в случаях снятия с учета; получения мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"; получения мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; смерти (часть 5).

Перечень документов, подтверждающих право граждан, указанных в части 2 статьи 1 указанного Закона Московской области на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета утвержден распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 20 ноября 2013 года № 5 "Об утверждения Перечня документов, подтверждающих право граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 1 Закона Московской области "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 является участником боевых действий на территории Российской Федерации и в соответствии с п.1 статьи 16 Федерального Закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, имеет права и льготы, установленные данным Законом.

В связи с предоставлением льготы по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, как это предусмотрено ст. 23.2 Закона, Постановлением Администрации Клинского района Московской области от 16.04.2004 года № 840 истец был зачислен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в льготный список № 2.

Письмом от 27 мая 2020 года за исх\4559-2-15 за подписью и.о. начальника Управления по вопросам строительства, ремонта и архитектуры ФИО2 истцу сообщили, что в связи с отсутствием заявления, он не был включен в список № 2 отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей -инвалидов, имеющих право на получение социальной поддержки жилыми помещениями.

Фактически ему отказали в постановке на учет на улучшение жилищных условий как ветерану боевых действий, хотя он на таком учете стоял и встал своевременно, до 01.01.2005 года, как это предписывает Закон «О ветеранах».

Ответчик не сообщал ему о том, что он не включен в список № 2 отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.

Согласно в п.3.5 выписки из Постановления Администрации Клинского района Московской области № 1846 «О распределении жилой площади, зачисление на учет нуждающихся в жилье, исключение жилых помещений из числа служебных» он был зачислен на учет нуждающихся в жилье одного, с включением в льготный список как участника боевых действий. Таким образом, истец был поставлен на учет на улучшение жилищных условий по списку № 2 законно и обоснованно.

Кроме того, судом установлено, что ФИО1 проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: /адрес/, состоящей из одной комнаты, жилой площадью 16, 5 кв.м., и принадлежащей на праве собственности супруге ФИО3 В указанной квартире супруги проживают совместно с детьми ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Норма на каждого члена семьи менее установленной в Клинском районе.

Согласно выписки из ЕГРН истец не имеет другого жилья на территории Московской области, в связи с чем нуждается в улучшении жилищных условий.

Основания для признания нуждающимся в улучшении жилья не отпали.

Согласно архивной справки, представленной архивным управлением администрации г.о. Клин по запросу суда, имеется Постановление главы администрации Клинского района от 16.09.2004 года № 1840 «О распределении жилой площади, зачисление на учет нуждающихся в жилье, исключении жилых помещений из числа служебных», согласно которому ФИО1, проживающий по адресу: /адрес/, включен в льготный список как участник боевых действий на учет нуждающихся в жилье.

Таким образом, ФИО1 имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Доказательств обратного, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, ответчиком суду не представлено.

Разрешая заявленные требования и признавая незаконным исключение заявителя из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд, руководствуясь положениями вышеприведенного законодательства, исходит из того, что факт нуждаемости заявителя в улучшении жилищных условий администрацией г.о. Клин не оспаривался, в связи с чем оснований для исключения ФИО1 как ветерана боевых действий, из списка граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, не имелось.

В этой связи, подлежат удовлетворению исковые требования ФИО1 о восстановлении его администрацией г.о. Клин в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий даты первоначальной постановки на учет - с 16.04.2004 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 ича к администрации городского округа Клин Московской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, признании недействительным исключение из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий – удовлетворить.

Признать за ФИО1 М.ичем право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Признать недействительным исключение ФИО1 ича из списка № 2 по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.

Обязать Администрацию городского округа Клин Московской области включить ФИО1 ича в список № 2 по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями с учетом даты первоначальной постановки на учет с 16.04.2004 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья подпись Т.М. Воронова

Мотивированное решение составлено 29 января 2021 года.

Решение не вступило в законную силу

Судья Т.М. Воронова