УИД 76RS0011-01-2023-000185-83
Решение в окончательной форме вынесено 06.10.2023г.
Дело № 2–266/23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Долгощиновой О.В.,
при секретаре Табаричевой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску УФСИН России по Ярославской области к Ивановой А.С. о взыскании расходов на обучение,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ. между ФСИН России в лице начальника УФСИН России по Ярославской области и Ивановой А.С. ( Глашке А.С.) заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе. В соответствии с условиями контракта, его предметом является прохождение обучения гражданином в ведомственном учебном заведении ФСИН России и дальнейшее прохождение службы в уголовно-исполнительной системе. Настоящий котракт вступает в силу с момента зачисления гражданина в ведомственное учебной заведение и действует в течение всего периода его обучения и службы. Контракт может быть расторгнут досрочно по условиям, определяемым Положением о службе в органах ВД РФ, настоящим контрактом, а также при досрочном отчислении гражданина из ведомственного учебного заведения ( п.2). п.3.2.4 контракта предусматривалось, что гражданин обязуется отслужить в уголовно-исполнительной системе не менее 5 лет после окончания ведомственного учебного заведения. В случае увольнения гражданина из УИС до истечения срока, указанного в п.3.2.4. настоящего контракта по п. «д», «к», «л», «М» ч.1 ст.58 Положения о службе в ОВД РФ, УФСИН по ЯО имеет право взыскать с гражданина расходы, понесенные на его обучения ( раздел 4). Иванова А.С. проходила обучение в ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН России» в период ДД.ММ.ГГГГ ей выдан диплом <данные изъяты>. ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН» об освоении программы по специальности 40.05.02. «<данные изъяты>» и присвоении квалификации <данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ. между ФСИН России в лице начальника УФСИН России по Ярославской области и лейтенантом внутренней службы Ивановой А.С. заключен контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в должности <данные изъяты> ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области сроком действия на <данные изъяты> ( п.3 контракта).
ДД.ММ.ГГГГ. между начальником УФСИН России по ЯО, действующему от имени РФ, и оперуполномоченным оперативного отдела ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области Ивановой А.С. заключен бессрочный контракт о службе в УИС ( п.2).
Приказом УФСИН России по ЯО <данные изъяты> Иванова А.С. с ДД.ММ.ГГГГ. контракт с Ивановой А.С. расторгнут и она уволена со службы в УИС по инициативе сотрудника (п. 2 ч. 2 ст.84 ФЗ № 197-ФЗ от 19 июля 2018г. «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ( с учетом обучения) составила <данные изъяты>, срок службы в УФСИН России по ЯО- <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес Ивановой А.С. УФСИН России по ЯО направлено уведомление о необходимости в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления, с возможностью рассрочки до 3-х лет, возместить денежные средства, затраченные на её обучение в размере 201 481,91 руб., в связи с не выполнением ею условий контракта о службе в УИС не менее 5 лет после окончания ведомственного учебного заведения, расторжения контракта по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.
Данное требование Ивановой А.С. не было исполнено, в связи с чем УФСИН России по Ярославской области обратилось с иском в суд, в котором просит взыскать с ответчика Ивановой А.С. расходы на обучение в ФКОУ ВПО ВЮИ ФСИН России в размере 201 481,91 руб.
В судебном заседании представитель истца УФСИН России по Ярославской области, третьих лиц ФКУ ИК-3 УФМИН России по Ярославской области и ФСИН России Шалимова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по следующим основаниям.
Условие контракта от ДД.ММ.ГГГГ. об обязанности гражданина отслужить в УИС не менее 5 лет после окончания ведомственного учебного заведения, а в случае увольнения до истечения данного срока возместить затраты, понесенные на его обучение, соответствовало ст. 11 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 № 4202-1, согласно которой для лиц, поступивших в учебные заведения МВД РФ, другие учебные заведения с оплатой обучения МВД РФ, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.
ФЗ от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения было распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ.
П. 5.3 Инструкции о порядке применения Положения в учреждениях и органах УИС, утвержденной Приказом Минюста России от 06.06.2005 № 76, также было предусмотрено, что с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом УИС, контракт заключается учреждениями и органами УИС, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в УИС не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит.
В настоящее время аналогичные положения предусмотрены в п.п. 3, 6 ч. 3 ст. 23 Закона 197-ФЗ «О службе в УИС РФ», из которых следует, что в контракте, заключаемом с гражданином, поступающим в образовательную организацию федерального органа УИС для обучения по очной форме, предусматриваются: обязательство гражданина или сотрудника проходить службу в учреждении или органе УИС, направивших его на обучение, обязанность сотрудника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраты на его обучение.
Согласно ч. 12 ст. 78 Закона 197-ФЗ в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника по основанию, предусмотренному п. 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14 или 19 ч. 2 либо п. 4, 5, 7, 9 или 14 ч. 3 ст. 84 настоящего Федерального закона, указанный сотрудник возмещает федеральному органу УИС затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством РФ.
Из указанных норм закона следует, что обязательным условием контракта, заключаемого с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, должен быть предусмотрен срок службы в УИС не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит.
Поскольку нормативными правовыми актами, действующими в период спорных отношений, не определены последствия невыполнения сотрудником УИС, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах УИС не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, к этим отношениям в силу ч. 7 ст. 11 ТК РФ подлежат применению общие нормы трудового законодательства.
Ст.249 ТК РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательное учреждение ФСИН, считается проходящим службу в УИС.
Отношения в период обучения между соответствующим руководителем УИС и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в УИС и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в УИС, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту.
При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в УИС в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования, ввиду его увольнения без уважительных причин, он должен возместить федеральному органу УИС затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Поскольку Иванова А.С. по собственной инициативе расторгла контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе до истечения пяти лет после окончания образовательного учреждения ФСИН России, то она должна возместить федеральному органу УИС затраченные на ее обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Согласно заявлению Ивановой А.С. от ДД.ММ.ГГГГ., она просила направить ее на учебу на очное обучение, с условиями и порядком приема в образовательное учреждение ознакомлена. С ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в ФКОУ ВО «ВЮИ ФСИН России».
Приказом УФСИН России по ЯО от 26.07.2019 №176-лс Иванова назначена с ДД.ММ.ГГГГ. на должность <данные изъяты> ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЯО, с ней заключен контракт о службе в УИС на 5 лет. Пунктом 6.5 данного контракта предусмотрено, что сотрудник обязуется заключить новый контракт о службе в УИС РФ по форме, утвержденной нормативным правовым актом ФСИН России, который будет издан во исполнение Федерального закона №197 –ФЗ от 19.07.2018, в течение одного месяца со дня вступления в силу указанного нормативного правового акта ФСИН России.
В связи с вступлением в силу приказа ФСИН России от 14.02.2020 №113 «Об утверждении примерной формы контракта о службе в УИС РФ» в адрес территориальных органов ФСИН России был направлен примерный образец контракта о службе в УИС РФ для заключения с сотрудниками, и ДД.ММ.ГГГГ. между УФСИН России по ЯО и Ивановой А.С. заключен контракт о службе в УИС на неопределённый срок.
ДД.ММ.ГГГГ. Ивановой А.С. был подан рапорт об увольнении по инициативе сотрудника на основании пункта 2 части 2 статьи 84 ФЗ №197 от 19.07.2018г.
На основании приказа УФСИН России по ЯО от 05.10.2022 №260-лс Иванова А.С. 08.10.2022г. уволена по п.2 ч.2 ст. 84 ФЗ №197 от 19.07.2018. Данное основание ранее предусматривалось п. «а» ч. 1 ст. 58 Положения. Т.о., условие контракта о сроке обязательной службы в УИС ответчиком не выполнено.
С учетом указанных обстоятельств, заключение с Ивановой А.С. нового контракта от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ которыми не предусмотрена обязанность проходить службу в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования в УИС, не влечет прекращение действия контракта от ДД.ММ.ГГГГ., установившего такое требование на момент возникновения правоотношений с ответчиком.
Ответчик Иванова А.С. в суде исковые требования не признала по следующим основаниям. Не оспаривала факт заключения 01.08.2014г. контракта о службе в УИС, предметом которого является прохождение ею обучения в ведомственном учебном заведении ФСИН России и дальнейшее прохождение службы в УИС, а также положение п. 3.2.4 данного Контракта, которым
предусмотрено, что Иванова обязуется отслужить в УИС не менее 5 лет после окончания ведомственного учебного заведения.
В силу ст. 21 ФЗ от 21 июля 1998г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с реформированием УИС» на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы УИС, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в УИС распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
С 1 августа 2018г. вопросы прохождения службы сотрудниками УИС регламентируются ФЗ от 19.07.2018г. № 197-ФЗ «О службе в УИС РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 данного ФЗ, правоотношения на службе в УИС между РФ и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим ФЗ, и правового акта о назначении на должность.
Ст. 23 определяет содержание контракта, в котором предусматриваются, в т.ч., условие об обязательстве гражданина или сотрудника проходить службу в УИС по окончании обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа УИС не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.
По окончании учебного заведения между Ивановой А.С. и ФСИН России в лице начальника УФСИН России по ЯО ДД.ММ.ГГГГ. был заключен срочный контракт о службе в УИС в должности <данные изъяты> ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЯО. Предметом данного контракта являлось прохождение службы в УИС, срок действия контракта – 5 лет.
П. 7 данного Контракта было предусмотрено, что его условия могут быть изменены по взаимному соглашению Сторон путём заключения его на новых условиях до истечения срока действия контракта. Обязанности возмещения денежных средств за обучение в ведомственном учебном заведении при досрочном расторжении контракта по инициативе работника и увольнения со службы в УИС указанный контракт не содержал. Также указанный контракт не содержал обязательного условия, определенного ст. 23 ФЗ от 19.07.2018г. № 197-ФЗ, а именно, обязанности сотрудника проходить службу в УИС по окончании обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа УИС не менее срока, установленного срочным контрактом.
ДД.ММ.ГГГГ. с Ивановой А.С. был заключен бессрочный контракт о прохождении службы в УИС, в содержание которого также не включено вышеназванное условие.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 22 ФЗ от 19.07.2018г. № 197-ФЗ контракт прекращает свое действие со дня заключения с сотрудником нового контракта. Следовательно, на момент увольнения ответчика 08.10.2022г. действовал контракт <данные изъяты>. Сходные отношения, связанные с возмещением сотрудником затрат на обучение в образовательном учреждении, урегулированы в системе МВД РФ.
Так, ч.10 ст. 22 ФЗ от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ» (в редакции от 25.11.2013г.) предусмотрено, что контракт утрачивает силу со дня заключения с сотрудником нового контракта.
Абзацем 4 ст. 11 постановления Верховного совета РФ от 23.12.1992г. № 4202-1 (в редакции от 25.11.2013) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ» определено, что контракт заключается только в письменной форме, его условия не могут ухудшать служебное и социальное положение сотрудника органов внутренних дел, которое предусмотрено действующим законодательством.
Абз. 6 указанной статьи определено, что для лиц, поступивших в учебные заведения МВД РФ, другие учебные заведения с оплатой обучения МВД РФ, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения. Указание на невозможность пересмотра указанного положения отсутствует.
Также ответчик полагала, что истцом не предоставлено никаких документов, подтверждающих фактически понесенные расходы именно на её обучение. В состав затрат необоснованно включена оплата труда гражданских служащих и страховые взносы. Во время обучения Иванова, после заключения брака, совместно с супругом проживала в период с ДД.ММ.ГГГГ на съемном жилье, а не в общежитии. Поэтому затраты по коммунальным услугам подлежат расчету с применением коэффициента 0,1 ( как для переменного состава по заочной форме обучения). Аналогично должны быть рассчитаны затраты за период с ДД.ММ.ГГГГ. ( с применением коэффициента 0,1), в связи с тем, что в указанный период Иванова была переведена ( <данные изъяты>.) на обучение по индивидуальному учебному плану, самостоятельно осуществляла подготовку и обучение по учебным предметам со сдачей экзаменов по индивидуально утвержденному графику.
Включенные в состав затрат услуги связи, и материальные запасы, использованные в образовательном процессе, ничем не подтверждены. С учетом указанных обстоятельств, по расчету ответчика, размер затрат составляет 112 032,83 руб., которые не подлежат взысканию с неё по вышеуказанным основаниям.
От третьего лица ФКОУ ВО «ВЮИ ФСИН» поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве третье лицо полагало заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по основаниям, указанным в исковом заявлении. Относительно возражений ответчика третье лицо в своем отзыве указало следующее.
С 10.07.2019г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27.06.2019 № 821 «Об утверждении Правил возмещения сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации ФСИН в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации». В данном постановлении отсутствует указание на придание им обратной силы
В связи с отсутствием на момент заключения контракта с Ивановой А.С. в ДД.ММ.ГГГГ. нормативного правого акта, регламентирующего порядок расчета затрат на обучения в образовательных организациях ФСИН России, расчет затрат, понесенных на обучение Ивановой А.С. сделан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2012г. № 1465, которым утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел РФ затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении МВД РФ в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в ОВД РФ и увольнении со службы в ОВД РФ и на основании ежегодного лимита бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 7 Правил от 28.12.2012г. № 1465 в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения: на оплату труда профессорско-преподавательского состава; на амортизацию учебного оборудования в период обучения; на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников; на коммунальные услуги; на услуги связи для целей образовательного процесса.
Все затраты не подлежат расчету с коэффициентов 0,1, так как Иванова А.С. обучалась по очной форме обучения 5 лет, что подтверждается ее дипломом и рассчитываются с коэффициентом - 1. Доводы Ивановой А.С. по установлению коэффициента 0,1 как при расчете по заочной форме обучения, не соответствуют требованиям закона.
Возражения ответчика относительно размера затрат, понесенных на её обучение, несостоятельны, с учетом следующего.
В соответствии со ст. 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами (приказ ВЮИ ФСИН России от 06.12.2017 № 689). Ивановой А.С. было предоставлено право обучения по индивидуальному плану. При этом индивидуальный план обеспечивает достижение результатов, предусмотренных всей образовательной программой, в т.ч. прохождение всех видов занятий и практики, обучающемуся предоставляется право на все виды консультаций, они проходят так же все виды аттестаций по дисциплинам, предусмотренным их образовательной программой, с ними работают преподаватели по всем дисциплинам (п. 17-22 приказа ВЮИ ФСИН России от 06.12.2017 № 689). Т.о., перевод на индивидуальный план не является основанием уменьшения суммы затрат на обучение ответчика, так как он в полном объеме освоил образовательную программу, предусмотренную периодом обучения.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания расходов на оплату труда гражданских служащих, так же является безосновательными и не основаны на нормах права, так как во ВЮИ ФСИН России трудоустроены гражданские служащие, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу и являются работникам УИС.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания расходов на отплату коммунальных услуг, в связи с проживанием за пределами ВУЗа, так же являются не состоятельными, так как всем курсанта предоставляется общежитие на период обучения. Руководство института разрешает проживать некоторым курсантам вне общежития, предоставляемого институтом, на основании рапорта обучающегося (личного волеизъявления). Курсанты вправе вернуться для проживания в общежитие в любое время.
Затраты на коммунальные услуги рассчитываются на все объекты ВЮИ ФСИН России, а не только на общежитие, а именно на 4 корпуса для обучения, спортивный комплекс, библиотеку. Отдельно определить коммунальные услуги конкретного курсанта по общежитию невозможно, поскольку расчет складывается из суммы затрат на все коммунальные услуги по всем объектам недвижимости. Курсанты очного обучения ВЮИ ФСИН России обучаются только за счет средств федерального бюджета, их обучение за счет дополнительного бюджетного финансирования во ВЮИ ФСИН России не предусмотрено. Согласно Уставу ВЮИ ФСИН России образовательная организация является некоммерческой организацией и юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд, на основании представленных сторонами доказательств, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между ФСИН России в лице начальника УФСИН России по Ярославской области и Ивановой А.С. ( Глашке А.С.) заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе. В соответствии с условиями контракта, его предметом является прохождение обучения гражданином в ведомственном учебном заведении ФСИН России и дальнейшее прохождение службы в уголовно-исполнительной системе. Настоящий контракт вступает в силу с момента зачисления гражданина в ведомственное учебной заведение и действует в течение всего периода его обучения и службы. Контракт может быть расторгнут досрочно по условиям, определяемым Положением о службе в органах ВД РФ, настоящим контрактом, а также при досрочном отчислении гражданина из ведомственного учебного заведения ( п.2). п.3.2.4 контракта предусматривалось, что гражданин обязуется отслужить в уголовно-исполнительной системе не менее 5 лет после окончания ведомственного учебного заведения. В случае увольнения гражданина из УИС до истечения срока, указанного в п.3.2.4. настоящего контракта по п. «д», «к», «л», «М» ч.1 ст.58 Положения о службе в ОВД РФ, УФСИН по ЯО имеет право взыскать с гражданина расходы, понесенные на его обучения ( раздел 4). Иванова А.С. проходила обучение в ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН России» в период с ДД.ММ.ГГГГ., ей выдан диплом <данные изъяты> ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН» об освоении программы по специальности <данные изъяты>» и присвоении квалификации «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ. между ФСИН России в лице начальника УФСИН России по Ярославской области и лейтенантом внутренней службы Ивановой А.С. заключен контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в должности оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области сроком действия на 5 лет ( п.3 контракта).
ДД.ММ.ГГГГ. между начальником УФСИН России по Ярославской области,действующему от имени Российской Федерации, и оперуполномоченным оперативного отделаФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области <данные изъяты> заключен бессрочный контракт о службе в уголовно-исполнительной системе сроком ( п.2).
Приказом УФСИН России по Ярославской области от <данные изъяты> Иванова А.С. с ДД.ММ.ГГГГ. контракт с Ивановой А.С. расторгнут и она уволена со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе сотрудника (пункт 2 часть 2 статьи 84 Федерального закона № 197-ФЗ от 19 июля 2018г. «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ( с учетом обучения) составила <данные изъяты>, срок службы в УФСИН России по ЯО- <данные изъяты>.
Доводы ответчика о том, что расходы на её обучение не подлежат возмещению ввиду того, что при заключении контрактов в ДД.ММ.ГГГГ их условия не предусматривали обязательства по возмещению затрат на её обучение в случае увольнения со службы в УИС ранее истечения 5-летнего срока службы после окончания ведомственного ВУЗа, суд полагает несостоятельными.
Правоотношения сторон, связанные с обучением Ивановой А.С. в образовательном ведомственном учреждении ФСИН России и заключением контракта, возникли ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный закон от 19.07.2018г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», которым регулируются правоотношения, связанные со службой сотрудников в УИС, порядок и условия заключения контракта о службе в УИС, в том числе с лицами, проходившими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России, последствия расторжения контракта и невыполнения условий контракта сотрудниками, вступил в законную силу 1 августа 2018г., не содержит указания на придание его нормам обратной силы.
На момент возникновения спорных правоотношений между сторонами в 2014г. действовало Положение о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1, Закон РФ от 2 июля 1993г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В соответствии с п. 4 данного Указа, порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников УИС МВД РФ, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в УИС Министерства юстиции РФ, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992г. «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел РФ», Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом РФ, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
В силу абзаца 1 ст. 21 ФЗ от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
Следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению Закон РФ от 2 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положение о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденная Приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76.
В соответствии с ч.3 ст. 24 Закона РФ от 2 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным законом и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Ст. 7 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, было предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел РФ осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел РФ.
Ст. 11 указанного Положения было установлено, что контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок.
При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел РФ, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет, а для лиц, поступивших в учебные заведения МВД РФ, другие учебные заведения с оплатой обучения МВД РФ, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.
Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76, предусмотрено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством РФ об образовании реализуют профессиональные образовательные программы. Порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России, установлен разделом 5 указанной Инструкции.
В силу п. 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие госаккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом УИС, контракт заключается учреждениями и органами УИС, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта предусматривается срок службы в УИС не менее 5 лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит.
Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа УИС, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.
Из указанных норм закона следует, что обязательным условием контракта, заключаемого с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, должен быть предусмотрен срок службы в УИС не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит.
С момента заключения контракта в ДД.ММ.ГГГГ., при прохождении обучения в образовательном учреждении ВЮИ ФСИН России ответчик Иванова А.С. (Глашке) являлась сотрудником уголовно-исполнительной системы, с условиями контракта была ознакомлена, согласилась с ними, обязана была выполнять обязанности, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и условия прохождения службы в УИС, и определенные контрактом о службе в УИС от ДД.ММ.ГГГГ г., в т.ч. обязанность по несению службы в УИС в течение пяти лет после окончания указанного учебного заведения. То обстоятельство, что в ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком был заключен бессрочный контракт, указанных выводов не отменяет.
Учитывая, что на момент заключения в ДД.ММ.ГГГГ. контракта с ответчиком, нормативными правовыми актами, действовавшими в данный период, последствия невыполнения сотрудником УИС, получившим профессиональное образование за счет бюджетных средств в образовательном учреждении ФСИН, условия контракта о прохождении службы в органах УИС не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, к этим отношениям в силу ч. 7 ст. 11 ТК РФ подлежат применению общие нормы трудового законодательства.
В силу ст. 249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательное учреждение ФСИН, считается проходящим службу в УИС, отношения в период обучения между соответствующим руководителем УИС и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в УИС и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в УИС, в т.ч. и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту.
При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в УИС в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу УИС, затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2019)", утвержденного Президиумом ВС РФ 24 апреля 2019 г.).
Кроме того, в период возникновения спорных отношений, существовали сходные отношения, связанные с возмещением сотрудником затрат на обучение в образовательном учреждении, которые были урегулированы в законах и нормативно-правовых актах МВД РФ, и которые могут применены при разрешении настоящего спора в силу ч. 3 статьи 11 ГПК РФ.
Так, в соответствии с п. 3 ч.3 ст. 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации в контракте, заключаемом. с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающими в образовательную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на определенный период, в частности согласно пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 23 названного Закона, не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
П. 14 ст. 76 указанного Федерального закона установлено, что в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 82 настоящего Федерального закона - по инициативе сотрудника, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 23 настоящего Федерального закона и п. 7 ч. 12 настоящей статьи, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.14 ст. 76 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012г. № 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел РФ затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации МВД РФ в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
П. 7 данных Правил предусмотрены какие расходы образовательной организации высшего образования входят в затраты на обучение сотрудника, пп. «б» п. 12 установлен порядок расчета по формуле размера средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательную организацию высшего образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения. Аналогичные положения содержатся в Правилах возмещения сотрудником УИС затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации ФСИН в случае расторжения с ним контракта о службе в УИС и увольнения со службы в УИС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 года № 821.
С учетом изложенного, размер средств федерального бюджета, затраченных на обучение ответчика Ивановой А.С. федеральным органом УИС и подлежащих возмещению ответчиком, правильно рассчитан истцом пропорционально фактически отработанному после окончания обучения времени ( с ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>).
Суд полагает обоснованными доводы третьего лица ФКОУ ВО «ВЮИ ФСИН» о том, что
в соответствии с п. 7 Правил от 28.12.2012г. № 1465 в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения: на оплату труда профессорско-преподавательского состава; на амортизацию учебного оборудования в период обучения; на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников; на коммунальные услуги; на услуги связи для целей образовательного процесса.
Иванова А.С. обучалась по очной форме обучения <данные изъяты>, что подтверждается ее дипломом, поэтому оснований для применения коэффициента, используемого при расчете затрат по заочной форме обучения, не имеется.
В период обучения, ответчику, по её заявлению, было предоставлено право обучаться по индивидуальному плану, с получением всех видов консультаций, прохождением аттестаций по дисциплинам, предусмотренным образовательной программой (п. 17-22 приказа ВЮИ ФСИН России от 06.12.2017 № 689). Таким образом, перевод на индивидуальный план не является основанием уменьшения суммы затрат на обучение ответчика, который в полном объеме освоил образовательную программу, предусмотренную периодом обучения. Доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания расходов на оплату труда гражданских служащих, так же является безосновательными и не основаны на нормах права, так как во ВЮИ ФСИН России трудоустроены гражданские служащие, которые относятся к профессорско-преподавательскому составу и являются работникам УИС, в соответствии с положениями ст. 24 Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах УИС РФ»).
Оснований для освобождения ответчика от уплаты расходов на оплату коммунальных услуг, не имеется. Доказательств того, что ответчик проживала на съемном жилье и несла расходы по его оплате, не пользуясь проживанием в общежитии, в материалы дела не представлено. Доводы третьего лица ВЮИ о том, что затраты на коммунальные услуги рассчитываются с учетом всех объектов ВЮИ ФСИН России, задействованных при обучении курсантов, а именно на 4 корпуса для обучения, спортивный комплекс, библиотеку, в ходе рассмотрения дела ответчиком не опровергнуты.
С учетом изложенного, суд полагает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме. Оснований для применения положений ст.250 ТК РФ и уменьшения размера расходов на обучение, подлежащих взысканию с ответчика, суд не усматривает с учетом имущественного и семейного положения ответчика. Установлено, что на иждивении ответчика находится двое несовершеннолетних детей, имеются обязательства по ипотечному кредиту. Вместе с тем, ежемесячный доход ответчика и её супруга состоит из заработной платы по месту их работы ( около <данные изъяты> соответственно), в их пользовании имеется транспортное средство и объект недвижимого имущества ( квартира).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Ивановой А.С. ( <данные изъяты>.) в пользу УФСИН России по Ярославской области ( <данные изъяты>) расходы на обучение в ФКОУ ВПО ВЮИ ФСИН России в размере 201 481, 91 руб. ( двести одну тысячу четыреста восемьдесят один руб. 91 коп.).
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: О.В.Долгощинова