ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-267 от 31.12.9999 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

                                                                                    Тосненский городской суд Ленинградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Тосненский городской суд Ленинградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-267/11 ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

  Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пучковой Л.В.,

с участием прокурора Поляковой И.В.,

при секретаре Михайловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кобзаревой Г.Ф. об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Кобзарева Г.Ф. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим Временного порядка согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, утвержденного Решением Совета депутатов МО «Тосненский район» Ленинградской области № 95 от 05.12.2006 года «О порядке согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения» в части абзаца 5 пункта 4 со дня его принятия.

В обоснование заявленных требований указала, что требование о предоставлении экспертного заключения соответствующего государственного учреждения о состоянии плодородия почв земельного участка и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка без нанесения ущерба особо ценным сельскохозяйственным угодьям земель сельскохозяйственного назначения, содержащееся в абзаце 5 пункта 4 Временного порядка согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, противоречит закону.

До принятия судом решения представитель заявителя с учетом неоднократного изменения требований, заявил о признании недействующим Временного порядка согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, утвержденного Решением Совета депутатов МО «Тосненский район» Ленинградской области № 95 от 05.12.2006 года «О порядке согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения» в части абзацев 1,2,4,5,6,7 пункта 4 со дня его принятия, признании недействующим Решения № 95 от 05.12.2006 года Совета депутатов МО «Тосненский район» Ленинградской области в части абзацев 1,2,4,5,6,7 пункта 4 Временного порядка со дня принятия.

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ Кобзаревой Г.Ф. в удовлетворении заявления отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Тосненского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено.

При новом рассмотрении дела представитель заявителя уточнил требования, заявив о признании недействующим Временного порядка согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, утвержденного Решением Совета депутатов МО «Тосненский район» Ленинградской области № 95 от 05.12.2006 года «О порядке согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения» в части абзацев 1,2,4,5,6,7 пункта 4 со дня его принятия, признании недействующим Решения № 95 от 05.12.2006 года Совета депутатов МО «Тосненский район» Ленинградской области в части абзацев 1,2,4,5,6,7 пункта 4 Временного порядка со дня принятия, признании недействующими Временного порядка, Решения в полном объеме со дня их принятия /л.д.205-206/.

В судебном заседании представитель заявителя Кобзаревой Г.Ф. поддержал заявленные требования в полном объеме, указав, что спорные отношения по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков урегулированы федеральным законом: ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Федеральные законы не предоставили Совету депутатов полномочий нормировать вопрос по изменению вида разрешенного использования земельных участков.

Кроме того, Устав Тосненского городского поселения также не относит к полномочиям поселения нормирование вопроса изменения вида разрешенного использования земельных участков, в том числе угодий.

В связи с отсутствием у поселения полномочий по нормированию вопроса изменения вида разрешенного использования земельных участков, поселение не могло передать данные полномочия МО Тосненский район Ленинградской области.

Поскольку порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков установлен, истребование каких-либо дополнительных документов незаконно.

Представитель Совета депутатов МО Тосненский район Ленинградской области возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции Совета депутатов. Полномочия Совета депутатов при принятии данного решения основаны на ч.4 ст.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Зонирование территорий осуществляется в составе правил землепользования и застройки территорий.

До настоящего времени в поселениях, входящих в состав муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, правила землепользования и застройки территорий отсутствуют.

Пункт 4 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», устанавливающий порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков, который применяется до утверждения в установленном порядке правил землепользования и застройки территорий, не распространяет свое действие на земли сельскохозяйственного использования, в силу того, что в отношении указанных земельных участков не устанавливается градостроительный регламент, а использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч.7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, представитель Совета депутатов полагает, что доводы заявителя о том, что принятие оспариваемого муниципального правового акта не относится к компетенции органов местного самоуправления, не основаны на законе.

Принятое решение не противоречит нормам Федерального закона.

Представитель привлеченной к участию в деле администрации Тосненского городского поселения о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов первого созыва МО Тосненский район Ленинградской области от 05.12.2006 № 95 «О порядке согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения» утвержден Временный порядок согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения /л.д.18/.

В соответствии с п.2 Решения Временный порядок действует на всей территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области до проведения в установленном порядке зонирования территорий городских и сельских поселений в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования территорий городских и сельских поселений Тосненского района Ленинградской области.

В соответствии с п.4 Временного порядка в целях получения согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения заинтересованное лицо обращается в администрацию муниципального образования Тосненский район Ленинградской области с соответствующим заявлением, к которому прилагаются следующие документы либо их заверенные копии:

- документы, на основании которых возникло право на земельный участок и подтверждающие это право;

- выписка из Государственного кадастра в отношении земельного участка;

- протокол публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения;

- согласование изменения вида разрешенного использования представительным органом местного самоуправления поселения (поселений), на территории которого (которых) расположен земельный участок, в форме решения, а также исполнительного органа местного самоуправления поселения (поселений) в форме распоряжения;

- экспертное заключение соответствующего государственного учреждения о состоянии плодородия почв земельного участка и возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка без нанесения ущерба особо ценным сельскохозяйственным угодьям земель сельскохозяйственного назначения;

- заключение органа архитектуры и градостроительства, уполномоченного на выдачу такого заключения, о нормативах и условиях использования данного земельного участка в соответствии с заявленными намерениями;

- положительное заключение Территориального отдела Управления Роснедвижимости по Тосненскому району Ленинградской области об отсутствии ограничений в предполагаемом использовании земельного участка, установленных действующим законодательством с учетом кадастровой стоимости земельного участка по отношению к среднерайонной кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения;

- согласование собственника земельного участка, если с заявлением обращается иной законный владелец земельного участка, в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности – органа, имеющего полномочия по распоряжению этим земельным участком.

В соответствии с п.п. в,к ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации /ч.2 ст.76 Конституции РФ/.

Согласно ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции /ч.1/.

К градостроительным отношениям применяется земельное законодательство, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности /ч.3/.

В силу ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации /ч.1/.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу /ч.4/.

Согласно абз.2 ч.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).

В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.

Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 01.01.2012, изменение разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления /ч.1/.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации /ч.4/.

Принимая во внимание, что правовое регулирование отношений, которые регламентированы Временным порядком, уже регулируются федеральным законодательством и находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что Временный порядок принят за пределами полномочий Совета депутатов МО Тосненский район Ленинградской области.

Суду представлено соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения от поселений, входящих в состав МО Тосненский район Ленинградской области к МО Тосненский район Ленинградской области от 08.12.2005 года, в соответствии с которым поселения передают муниципальному району свои полномочия по принятию и (или) разработке уставов и бюджетов поселений, муниципальных правовых актов по вопросам организации работы органов местного самоуправления, по вопросам распоряжения и управления муниципальным имуществом, по вопросам землепользования и застройки территории поселений, архитектурной и градостроительной деятельности /л.д.190-192/.

Ссылаясь на данное соглашение, представитель Совета депутатов полагала, что полномочия по принятию Временного порядка переданы муниципальному образованию от поселения в установленном порядке, указав, что к полномочиям поселения отнесено утверждение правил землепользования и застройки, порядок применения которых включает в себя положения об изменении вида разрешенного использования земельных участков.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в поселениях МО Тосненский район Ленинградской области правила землепользования и застройки не утверждены.

Таким образом, применяется порядок, установленный пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ".

В этой связи, наделение МО Тосненский район Ленинградской области полномочиями по установлению порядка согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка, противоречит федеральному законодательству и нарушает права граждан.

В виду отсутствия полномочий Совета депутатов на принятие оспариваемого решения, суд приходит к выводу о признании Временного порядка согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения недействующим со дня его принятия.

Руководствуясь ст.ст. 251-253 ГПК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Кобзаревой Г.Ф. удовлетворить частично.

Признать Временный порядок согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, утвержденный решением Совета депутатов первого созыва МО Тосненский район Ленинградской области от 05.12.2006 года № 95, недействующим со дня его принятия.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней /с момента изготовления мотивированного текста решения – ДД.ММ.ГГГГ/ путем подачи кассационной жалобы через Тосненский городской суд Ленинградской области.

Судья: