ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2670/20 от 08.10.2020 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2-2670/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 октября 2020г. г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Нистратовой Т.М.,

при секретаре Мирзакаримове М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, в лице ликвидационной комиссии администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, Муниципальному казенному учреждению «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка», в лице ликвидационной комиссии муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка» о взыскании среднего заработка, сохраненного на период трудоустройства, денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, уточнив заявленные требования, обратился с иском к Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, в лице ликвидационной комиссии администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области, МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка», в лице ликвидационной комиссии муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка», о взыскании в солидарном порядке среднего заработка, сохраненного на период трудоустройства за второй и третий месяцы после увольнения, в размере 307100 руб., денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты сохраненной заработной платы в размере 327061,50 руб., компенсации морального вреда в размере 50000 руб., судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 25000 руб., обязании администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области и ликвидационной комиссии администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области включить в реестр кредиторов.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец работал в МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации городского поселения Андреевка» в должности старшего юрисконсульта отдела социально-правового обеспечения с 28 августа 2017г. по 3 декабря 2019г. В связи с ликвидацией учреждения истец был уведомлен 28 октября 2019г. о прекращении с ним трудовых отношений не позднее, чем 31 декабря 2019г. Истцом подано заявление в соответствии со ст. 180 ТК РФ о расторжении с ним трудового договора до истечения срока, указанного в уведомлении. 3 декабря 2019г. трудовой договор с истцом расторгнут, истец уволен по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации. В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового истцу выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. По истечении второго и третьего месяца после увольнения истец, обратившись в службу занятости, не был трудоустроен, в связи с чем, за истцом сохранился средний месячный заработок. Истец обращался в ликвидационную комиссию МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка» с заявлениями о выплате средней заработной платы за второй и третий месяцы, в связи с тем, что не был трудоустроен, однако указанные выплаты ответчиком не произведены. За нарушение работодателем сроков выплаты сохраненной заработной платы истец просил взыскать проценты, предусмотренные ст. 236 ТК РФ, в размере 327061,50 руб. Причиненный моральный вред истец оценивает в 50000 руб. Ссылаясь на утверждение промежуточного ликвидационного баланса администрации муниципального образования городского поселения Андреевка на момент возникновения права на получение выходного пособия на период трудоустройства, истец просил обязать администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области и ликвидационную комиссию муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области включить его в список кредиторов. Просил привлечь к субсидиарной ответственности учредителя МКУ «Управление по обеспечению деятельности Администрации городского поселения Андреевка» администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области и ликвидационную комиссию Администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.

Представитель ликвидационной комиссии муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка» против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Представитель ликвидационной комиссии администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Представитель администрации городского округа Солнечногорск Московской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, возражал против удовлетворения иска, указывая на отсутствие законных оснований для выплаты денежных средств в заявленном истцом размере, представив при этом расчет среднего месячного заработка истца на период трудоустройства за второй и третий месяц со дня увольнения, а также расчет денежной компенсации в соответствии со ст. 236 ТК РФ.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Согласно ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с 28 августа 2017г. по 3 декабря 2019г. состоял в трудовых отношениях с МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка», в должности старшего юрисконсульта отдела социально-правового обеспечения.

Постановлением администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области от 28 октября 2019г. № 133 ликвидировано МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка», создана ликвидационная комиссия учреждения, к которой перешли полномочия по управлению делами учреждения в течение периода его ликвидации.

В связи с ликвидацией МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка» 28 октября 2019г. истец письменно уведомлен о предстоящем увольнении на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по истечении двух месяцев со дня получения уведомления.

Истцом в соответствии со ст. 180 ТК РФ подано заявление о расторжении с ним трудового договора до истечения срока, указанного в уведомлении.

На основании приказа от 19 ноября 2019г. № 205-к трудовой договор с истцом расторгнут, истец уволен 3 декабря 2019г. на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации.

В соответствии со ст. 178 ТК РФ истцу выплачено выходное пособие в размере 193331,24 руб.

6 декабря 2019г., в двухнедельный срок со дня увольнения, истец обратился в орган службы занятости населения – Зеленоградский отдел трудоустройства Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы, однако не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения, в связи с чем, 5 марта 2020г. органом службы занятости населения принято решение о сохранении за ФИО1 среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.

В соответствии с п. 4 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Истец обратился с заявлениями на имя председателя ликвидационной комиссии МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка» от 30 января 2020г. о выплате среднего заработка за второй месяц после увольнения, от 5 марта 2020г. о выплате за второй и третий месяц со дня увольнения, представив соответствующее решение органа службы занятости населения.

Выплата выходного пособия истцу в размере среднего заработка за второй и третий месяц со дня увольнения не произведена, что не оспаривалось представителем ответчиков в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, с учетом наличия оснований, предусмотренных трудовым законодательством, для реализации дополнительных гарантий трудовых прав работника уволенного в связи с ликвидацией организации, заявленные требования в указанной части являются обоснованными.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Согласно п. 4. Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Представленный истцом расчет, подлежащих выплат сохраненной заработной платы за второй и третий месяц со дня увольнения, произведен исходя из размера среднего заработка 153550 руб.

Однако сумма подлежащих выплат должна быть рассчитана на основании размере среднего дневного заработка и количества рабочих дней в периоде, подлежащем оплате, с учетом полученной истцом за 12 месяцев, предшествующих увольнению, заработной платы.

Для расчета среднего дневного заработка истца в соответствии с требованиями законодательства используется расчетный период с 1 декабря 2018г. по 30 ноября 2019г., предшествующий увольнению. Заработная платы истца, включая премии, за указанный период составила 933749,33 руб., отработано 225 дней, средний дневной заработок истца составил 4150 руб.

Исходя из количества рабочих дней в расчетном периоде, сумма к взысканию за второй месяц со дня увольнения – за период с 4 января 2020г. по 3 февраля 2020г. составляет 74400 (4150 руб. х 18 дн.) руб., за третий месяц за период с 4 февраля 2020г. по 3 марта 2020г. 83000 (4150 руб. х 20 дн.) руб.

В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В связи с нарушением ответчиком срока выплаты сохраненной средней заработной платы за второй и третий месяц со дня увольнения истцом заявлено требование о выплате денежной компенсации. При этом представленный истцом расчет правилам ст. 236 ТК РФ не соответствует. Указанные в ч. 2 ст. 236 ТК РФ основания для расчета денежной компенсации в повышенном размере отсутствуют.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ сумма процентов за нарушения срока выплат сохраненной заработной платы составляет за период с 4 февраля 2020г. по 8 октября 2020г.: (74700 руб. х 6 х 1/150 х 6,25%=186,75) + (74700 руб. х 77 х 1/150 х 6,%=2300,76) + (74700руб. х 56 х 1/150 х 5,5%= 1533,84) + (74700руб. х 35 х 1/150 х 4,5 %=784,35) + ( 74700руб. х 74 х 1/150 х 4,25%=1566,21) = 6371,91 руб.

За период с 4 марта 2020г. по 8 октября 2020г. сумма процентов, подлежащих уплате, за нарушение срока выплат составляет: (83000 руб. х 54 х 1/150 х 6% = 1792,80) + (83000 руб. х 56 х 1/150 х 5,5%=1704,27) + (83000 руб. х 35 х 1/150 х 4,5 % =871,50) + (83000 руб. х 74 х 1/150 х 4,25 %=1740,23) = 6108,80 руб.

Таким образом, заявленные требования о выплате денежной компенсации подлежат частичному удовлетворению и с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма денежной компенсации за нарушение срока выплат сохраненного среднего заработка 74700 руб. за второй месяц после увольнения за период с 4 февраля 2020г. по 8 октября 2020 г. в размере 6371,91 руб. и сохраненного среднего заработка 83000 руб. за третий месяц после увольнения за период с 4 февраля 2020г. по 8 октября 2020г. в размере 6108,80 руб.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абзац 14 ч. 1) и ст. 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Установив факт нарушения трудовых прав истца, принимая во внимание объем и характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, длительность невыплаты сохраненной за работником в силу закона средней заработной платы, с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации морального вреда равным 5000 руб.

В соответствии со с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области в силу приведенных выше положений закона, субсидиарно отвечает по обязательствам МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка». Оснований для возложения на ответчиков солидарной ответственности не имеется.

В соответствии с решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск от 13 мая 2019 г. № 55/3 «О ликвидации администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области» администрация муниципального образования подлежит ликвидации.

Полномочия администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области в период ликвидации перешли к ликвидационной комиссии администрации муниципального образования городское поселение Андреевка.

Решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск от 26 декабря 2019г. № 262/15 утвержден промежуточный ликвидационный баланс администрации муниципального образования Андреевка. 29 мая 2020г. в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

В соответствии со ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

В соответствии с п. 2 указанной статьи после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

Согласно ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

На момент принятия решения судом в ЕГРЮЛ сведения об утверждении промежуточного ликвидационного баланса МУК «Управление по обеспечению деятельности Администрации городского поселения Андреевка» отсутствуют.

Представитель ликвидационной комиссии МУК «Управление по обеспечению деятельности Администрации городского поселения Андреевка» в судебном заседании пояснил, что в период с 2019г. промежуточный баланс ликвидируемого учреждения не утвержден.

С учетом установленных по делу обстоятельств, требование истца, удовлетворенные настоящим решением суда, в соответствии со ст. 63 ГК РФ, подлежат включению в реестр требований кредиторов Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка».

В отсутствие доказательств понесенных истцом расходов на оплату услуг по представлению его интересов в рамках настоящего гражданского дела в размере 25000 руб., заключения договора поручительства, на который ссылается истец, заявленные требования в указанной части с учетом ст. ст. 56, 100 ГПК РФ удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка» в лице ликвидационной комиссии муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка» в пользу ФИО1 средний месячный заработок на период трудоустройства с 4 января 2020г. по 3 февраля 2020г. в размере 74700 руб., с 4 февраля 2020г. по 3 марта 2020г. в размере 83000 руб., проценты за нарушение установленного срока выплаты заработной платы на сумму 74 700 руб. за период с 4 февраля 2020г. по 8 октября 2020г. в размере 6 371 руб. 91 коп., на сумму 83000 руб. за период с 4 марта 2020г. по 8 октября 2020г. в размере 6108 руб. 80 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказать.

При недостаточности у ликвидируемого Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка» имущества, на которое может быть обращено взыскание присужденных истцу выплат, субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка», установленных настоящим решением суда, возложить на администрацию муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области в лице Ликвидационной комиссии администрации муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области.

Решение суда является основанием для включения ФИО1 в реестр кредиторов Муниципального казенного учреждения «Управление по обеспечению деятельности администрации городского поселения Андреевка».

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 12 октября 2020г.

Судья Нистратова Т.М.