Дело № 2-2671/2021
49RS0001-01-2021-003974-74 21 сентября 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Доброходовой С.В.,
при секретаре Сизинцевой А.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 21 сентября 2021 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области о признании незаконным отказа в перерасчете среднего заработка на период трудоустройства и взыскании невыплаченных сумм среднего заработка за нерабочие праздничные дни,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Магаданский городской суд к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области (далее – СУ СК России по Магаданской области, работодатель) о признании незаконным отказа в перерасчете среднего заработка на период трудоустройства и взыскании невыплаченных сумм среднего заработка за нерабочие праздничные дни.
В обоснование требований указала, что проходила службу в СУ СК России по Магаданской области с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ освобождена от замещаемой должности и уволена в связи с сокращением численности штата на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).
В связи с увольнением истцу была произведена выплата выходного пособия, а также за ней сохранялся средний месячный заработок на период трудоустройства.
При расчете размера среднего заработка указанных выплат работодателем не учитывались нерабочие праздничные дни, в связи с чем за весь период выплаты среднего месячного заработка на период трудоустройства ФИО1 не доплатили средний заработок за 8 нерабочих праздничных дней за период с 07 октября 2020г. по 06 марта 2021г.
Доплата была произведена лишь за 1 день – 8 марта 2021г. в размере 9403 руб. 27 коп. на основании обращения ФИО1 к работодателю.
Ссылаясь на положения Постановления Конституционного Суда РФ от 13 ноября 2019 года № 34-П, ст. 392, 393 ТК РФ, просила суд признать незаконным отказ СУ СК России по Магаданской области в перерасчете среднего заработка на период трудоустройства с учетом нерабочих и праздничных дней, взыскать с СУ СК России по Магаданской области невыплаченную сумму среднего заработка за нерабочие праздничные дни в размере 75226 руб. 16 коп.
Истец в судебном заседании поддержала свои требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика с иском не согласилась, указав, ответчик действовал в соответствии с разъяснениями, данными в письме Следственного комитета Российской Федерации от 18 июня 2021г. № 112/1-30236-21 о необходимости производить перерасчеты со дня применения разъяснений Минтруда России от 11 марта 2021г. № 14-1/ООГ-2066.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, представленные в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1- 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу п. 3 ч. 2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» сотрудник Следственного комитета может быть уволен со службы в Следственном комитете по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.
Как следует из материалов дела ФИО1 проходила службу в СУ СК России по Магаданской области с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№.
Соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истец назначена на должность инспектора отделения материально-технического обеспечения.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 освобождена от замещаемой должности и уволена из СУ СК России по Магаданской области в связи с сокращением штата работников, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Данным приказом также предусмотрена выплата истцу выходного пособия в размере среднего месячного заработка на основании ст. 318 ТК РФ.
В силу положений ч. 1, 2, 3 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
Исходя из положений ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч.1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч.1 ст. 81 настоящего Кодекса) в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.
Во исполнением указанных требований закона, в связи с увольнением ФИО1 было выплачено выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства.
Из приказов о сохранении среднего месячного заработка и расчетов потребности дополнительных лимитов бюджетных обязательств, записок-расчетов об исчислении среднего заработка следует, что при расчете данных выплат среднего заработка за первый, третий, четвертый, пятый, шестой месяцы, работодатель исходил из количества рабочих дней без учета праздничных дней. Среднедневной заработок истца составил – 9403 руб. 27 коп.
Так, за первый месяц выплаты выходного пособия за период с 07 октября 2020 по 06 ноября 2020г. оплата произведена исходя из расчета 22 рабочих дней в размере 206871 руб. 94 коп., без учета праздничного дня – 4 ноября 2020г.
За третий месяц трудоустройства за период с 07 декабря 2020г. по 06 января 2021г. оплата произведена исходя из расчета 19 рабочих дней в размере 178662 руб. 13 коп., без учета праздничных 1, 4, 5, 6 января 2021г.
За четвертый месяц трудоустройства за период с 07 января 2021г. по 06 февраля 2021г. оплата произведена исходя из расчета 20 рабочих дней в размере 188065 руб. 40 коп., без учета праздничных 7, 8 января 2021г.
За пятый месяц трудоустройства за период с 07 февраля 2021г. по 06 марта 2021г. оплата произведена исходя из расчета 19 рабочих дней в размере 178662 руб. 13 коп., без учета праздничного 23 февраля 2021г.
За шестой месяц трудоустройства за период с 07 марта 2021г. по 06 апреля 2021г. оплата произведена исходя из расчета 21 рабочий день в размере 197468 руб. 67 коп., без учета праздничного 8 марта 2021г.
02 июля 2021г. истец обратилась в СУ СК России по Магаданской области с заявлением о производстве перерасчета среднего месячного заработка с учетом нерабочих праздничных дней.
Ссылаясь на письмо Следственного комитета Российской Федерации от 18 июня 2021г. № 112/1-30236-21 о порядке применения разъяснений Минтруда России от 11 марта 2021г. № 14-1/ООГ-2066, работодатель отказал истцу в производстве перерасчета за период до марта 2021г. – даты разъяснений Минтруда России от 11 марта 2021г. № 14-1/ООГ-2066. Произведен перерасчет среднемесячного заработка за шестой месяц трудоустройства, за 8 марта 2021г. в размере 9403 руб. 27 коп.
Порядок расчета среднего заработка установлен ч. 1 ст. 139 ТК РФ рудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее – Положение).
В силу ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Пункт 9 Положения предусматривает случаи использования среднего дневного заработка при определении среднего заработка: такой порядок расчета используется для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, а также для других случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени).
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате, а также закреплен порядок расчета среднего дневного заработка.
Конституционным Судом Российской Федерации 13 ноября 2019 года принято Постановление № 34-П «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки В.С. Кормуш», которым абзац 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами данного пункта, а также со ст. 139 и ч. 1 ст. 178 ТК РФ он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в названном Постановлении, следует, что ст. 139 ТК РФ, устанавливая единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных данным Кодексом, относит к полномочиям Правительства Российской Федерации (с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) определение особенностей порядка исчисления средней заработной платы. Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
Закрепленные названным Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчет заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями ТК РФ, предусматривающими случаи сохранения за работником среднего заработка и целевое назначение предоставления соответствующей гарантии.
Следовательно, при определении размера выходного пособия на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы необходимо учитывать предписания ч. 1 ст. 178 ТК РФ. При этом способ подсчета среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.
В противном случае, допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение - вопреки вытекающим из статей 2, 7 и 37 (часть 3) Конституции РФ требованиям об обеспечении максимально возможной поддержки работника как более слабой стороны трудового правоотношения - материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.
Всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться предусмотренная ч.1 ст. 178 ТК РФ государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы, и обеспечение в том числе реализации конституционного права на труд, а также права на защиту от безработицы (ст. 37, ч. 3 Конституции РФ). При этом независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.
Таким образом, учитывая правовую позицию Конституционного Суда РФ размер среднего месячного заработка истца за первый, третий, четвертый, пятый месяцы должен составлять не менее (определяемый из фактически начисленной ей заработной платы и фактически отработанного ею времени за 12 календарных месяцев), подлежал исчислению, исходя из количества рабочих дней, приходящихся на спорный период после увольнения ФИО1, а также специальных правил, установленных ч. 4 ст. 112 ТК РФ, согласно которым наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).
Исходя из размера среднедневного заработка ФИО1 9403 руб. 27 коп., взысканию в пользу последней подлежит невыплаченная сумма среднего заработка на период трудоустройства за нерабочие праздничные дни в размере 9403 руб. 27 коп. х 8 дней =75226 руб. 16 коп.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Вышеназванное Постановление Конституционного Суда РФ в соответствии с п. 4 его резолютивной части вступило в силу со дня его опубликования на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 14 ноября 2019 г.
Данная позиция Конституционного Суда РФ включена в п. 26 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 2019 г., п. 7 Обзора практики Конституционного Суда РФ за четвертый квартал 2019 г.
Учитывая наличие правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной во вступившем в законную силу Постановлении от 13 ноября 2019 года № 34-П «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки В.С. Кормуш», действия ответчика по не осуществлению перерасчета среднего заработка истца на период трудоустройства за первый, третий, четвертый, пятый месяцы нельзя признать законными.
При этом, ошибочным является вывод ответчика о необходимости произвести перерасчет со дня применения разъяснений Минтруда России от 11 марта 2021г. № 14-1/ООГ-2066, поскольку данные разъяснения не являются нормативным правовым актом и лишь подтверждают обязательную для применения позицию Конституционного Суда РФ, изложенную ранее.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области о признании незаконным отказа в перерасчете среднего заработка на период трудоустройства и взыскании невыплаченных сумм среднего заработка за нерабочие праздничные дни, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области в перерасчете среднего заработка на период трудоустройства с учетом нерабочих и праздничных дней.
Взыскать со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области в пользу ФИО1 невыплаченную сумму среднего заработка за нерабочие праздничные дни в размере 75226 (семьдесят пять тысяч двести двадцать шесть) рублей 16 копеек.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Доброходова
Решение суда в окончательной форме изготовлено– 28 сентября 2021 г.