ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2673/20 от 06.09.2021 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Гр. дело №2-380/2021

УИД 56RS0027-01-2020-003444-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2021 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Чирковой В.В.,

при секретаре Мулдашевой А.Б.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1,

ответчика ФИО2,

представителя ответчика по ходатайству ФИО3,

представителя администрации МО Оренбургский район ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Оренбург» к ФИО2, администрации муниципального образования Подгородне – Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области об обязании устранения нарушения охранной зоны путем сноса хозяйственных построек, взыскании расходов на уплату государственной пошлины,

установил:

истец акционерное общество «Газпром газораспределение Оренбург» в лице филиала акционерного общества «Газпром газораспределение Оренбург» в Оренбургском районе (Оренбургцентрсельгаз) далее по тексту (АО «Газпром газораспределение Оренбург») обратился в Оренбургский районный суд Оренбургской области с исковым заявлением к ФИО2 об устранении нарушения права пользования, не соединенного с лишением владения, и о сносе самовольной постройки.

В обоснование заявленных исковых требований указали, АО «Газпром газораспределение Оренбург» в лице филиала АО «Газпром газораспределение Оренбург» в Оренбургском районе (Оренбургцентрсельгаз) на основании договора аренды имущества ) от 01 января 2009 года является законным владельцем и пользователем объекта газораспределительной системы с наименованием: «газопровод в.д. и н.д. в с. Мужичья Павловка Оренбургского р-на», протяженность 1726,54 кв.м., по адресу: <адрес> (инвентарный ). Указанный газопровод значится в приложении к договору под номером 47. Собственником газопровода является АО «Газпром газораспределение».

В ходе осуществления мероприятий по соблюдению требований промышленной безопасности установлено, что хозяйственные постройки по адресу: <адрес>, принадлежащие ответчику ФИО2 находятся непосредственно на подземном газопроводе низкого давления и такое расположение нарушает охранную зону газопровода.

Просят суд обязать ответчика устранить нарушения охранной зоны объекта «газопровод в.д. и н.д. в с. Мужичья Павловка Оренбургского р-на», протяженность 1726,54 кв.м., по адресу: <адрес> путем сноса хозяйственных построек на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес> ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний в течение месяца после вступления в силу законного решения.

Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

В последующем стороной истца были уточнены исковые требования от 25 января 2021 года, в соответствии с которыми просили суд обязать ответчика устранить нарушения охранной зоны объекта «газопровод в.д. и н.д. в <адрес>а», протяженность 1726,54 кв.м., по адресу: <адрес> путем сноса хозяйственных построек на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес><адрес>, расположенных ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний в течение месяца после вступления в силу законного решения».

Протокольным определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 25 января 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено АО «Газпром Газораспределение».

Протокольным определением суда от 04 февраля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены: администрация МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области и администрация МО Оренбургский район Оренбургской области.

Протокольным определением суда от 01 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Оренбург Водоканал»

Протокольным определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 20 августа 2021 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в иске, с учетом уточненных требований.

Представитель ответчика администрации МО Подгородне-Покровского сельсовета Оренбургского района в судебное заседание не явился, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Из представленного письменного отзыва следует, документы по планировке территории в администрацию муниципального образования не передавались. Земельные участки под строительство жилых домов выделялись ООО «Оренбурггазпром», этой же организацией проводились коммуникации, в том числе и сети газораспределения, в связи с чем оставили разрешение дела на усмотрение суда (л.д. 205 т.1).

Ответчик ФИО2 и его представитель ФИО3, действующий на основании устного ходатайства в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований АО «Газпром газораспределение Оренбург» об обязании устранения нарушения охранной зоны путем сноса хозяйственных построек, взыскании расходов на уплату государственной пошлины, поскольку ответчик не был уведомлен о месторасположении спорного газопровода, в виду отсутствия каких-либо отметок.

Представитель третьего лица администрации МО Оренбургский район Оренбургской области ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения исковых требований. Указала на наличие вины со стороны истца относительно не информирования заинтересованных лиц о месте расположения газопровода, при этом вопреки доводам администрации МО Подгородне-Покровского сельсовета сообщила, что администрацией МО Подгородне-Покровский сельсовет земельные участки под строительство жилых домов ООО «Оренбурггазпром» не выделялись.

В ходе судебного разбирательства в качестве специалиста был допрошен ФИО5 из показаний которого следовало, спорный газопровод был введен в эксплуатацию в 1994 году. Вопрос о совпадении проектной и исполнительной документации в части соответствия границ для идентификации как проходит газопровод вдоль земельного участка или же дороги затруднителен. Опознавательные знаки о наличии газопровода должны быть на расстоянии 200 м.

В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Сведения о времени и месте судебного заседания были размещены на официальном сайте Оренбургского районного суда: http://orensud.orb.sudrf.ruпосредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При указанных обстоятельствах, учитывая принцип диспозитивности, в соответствии с которым личное присутствие гражданина в судебном заседании является его субъективным правом, судом принято решение о рассмотрении дела по существу в отсутствие неявившихся лиц, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации в правомочия собственника входит владение, пользование и распоряжение своим имуществом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 45-49 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права подлежит удовлетворению, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика нарушаются его право собственности или иное законное владение.

В соответствии с актом о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта газопровода н.д. в <адрес>, проведенного по типовому (индивидуальному) по проекту , с началом работ июль 1992 год и окончанием работ сентябрь 1994 года, подписанный сторонами (л.д.45-46 т.1).

Из договора аренды имущества , заключенного между ОАО «Газпромрегионгаз», лице «Арендодателя» и ОАО «Оренбургоблгаз» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, арендодатель передает арендатору за плату во временное владение и пользование (аренду), принадлежащие ему на праве собственности объекты газораспределительной системы, указанные в приложении .

Согласно Приложению №1 под номером 47 значится «Газопровод высокого и низкого давления <адрес>, расположен по адресу: <адрес>», свидетельство о регистрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 1,23 км., балансовой стоимостью 2504182 рублей (л.д.28 т.1).

В соответствии с дополнительным соглашением к договору аренды имущества от 01 января 2009 года, заключенным 30 июня 2016 года между АО «Газпром газораспределение» в лице Управляющей организации ООО «Газпром межрегионгаз» и АО «Газпром газораспределение Оренбург», арендатором является АО «Газпром газораспределение Оренбург».

Из акта приема-передачи (возврата) к договору аренды имущества от 01 января 2009 года, подписанного 31 декабря 2018 года, арендатор принял Газопровод высокого и низкого давления <адрес>, расположен по адресу: <адрес>», свидетельство о регистрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протяженностью 1,23 км., балансовой стоимостью 2504182 рублей (л.д.41 т.1)

Кроме того, в соответствии с решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11 августа 2020 года №А47-8067/2020 признано за АО «Газпром газораспределение Оренбург» право собственности на объект недвижимости – внутриквартальные сети газоснабжения квартала 8 пос. Покровка – 3, протяженностью 363 м, местонахождением: <адрес> (л.д.168 т.2).

Истец обращался письменно к ФИО2 01 сентября 2020 года с уведомлением об устранении нарушений № (09)07-21/3408, согласно которому истец предлагал в течение 14 дней с момента получения уведомления устранить нарушения охранной зоны газопровода и нормативного расстояния от подземного газопровода до сооружений путем сноса строений, либо выноса части газопровода за счет ответчика (л.д.13 т.1).

Из уточненного уведомления № от 23 сентября 2020 года следует, что гараж, хозяйственная постройка и беседка нарушают охранную зону газопровода, введенного в эксплуатацию в 1994 года (л.д.15 т.1).

В соответствии с распоряжением администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области -р от ДД.ММ.ГГГГ, изъят из земель П-Покровского сельсовета земельный участок / по генплану/ площадью 1059,6 кв.м. / земли населенных пунктов, с предоставлением его в частную собственность ФИО2

В пункте 3 распоряжения №97-р от 16 мая 2001 года указано, что «ограничения и обременения в пользовании земельным участком - нет».

При уточнении площади земельного участка, ранее предоставленного в собственность ФИО2, распоряжением администрации МО Оренбургский район -р от 28 января 2004 года, уточнена площадь земельного участка, считать площадью 1322,9 к.м., на основании результатов геодезической съемки (чертеж границ земельного участка от 15 декабря 2003 года ООО «КАДАСТР»); Ограничения и обременения в пользовании земельным участком площадью: Г-газ 95,6 кв.м., ЛЭП-153,6 кв.м./ охранная зона/

- А/ на площади Г-газ-95,6 кв.м., ЛЭП-153,6 кв.м., запрещается посадка деревьев и строительство капитальных сооружений.

- Б/ на площади Г-газ 95,6 кв.м., ЛЭП – 153,6 кв.м., разрешается выполнение работ сторонними организациями» (л.д.85 т.1).

Согласно распоряжению администрации МО Оренбургский район р от ДД.ММ.ГГГГ, были внесены изменения в распоряжение главы муниципального образования «Оренбургский район» -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об уточнении площади земельного участка, ранее предоставленного в собственность ФИО2», в соответствии с которым считается площадь 1056 кв.м. (л.д.89 т.1), данное обстоятельство также нашло свое подтверждение в свидетельстве о государственной регистрации права от 14 декабря 2004 года (л.д.78 т.1).

Вопреки утверждениям стороны истца, данными распоряжениями наличие каких – либо ограничений и обременений в пользовании спорным земельным участком с отражением точек координат, не установлено.

Более того, изначально предоставлен земельный участок без ограничений.

Кроме того, из справки ГУП «Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от 06 сентября 2005 года следует, был поставлен на баланс жилой дом одноэтажный с тремя квартирами (л.д.184 т.1).

Согласно паспорту проекта частного жилого дома МУП «Застройщик» ФИО2, следовал факт заключения договора на строительство квартиры в трехквартирном жилом доме на праве личной собственности на отдельном земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.190 т.1), в котором отсутствовали данные о наличии ограничений /обременений на земельный участок.

Более того, в соответствии с распоряжением администрации МО Оренбургский район №184 р от 04 февраля 2003 года было дано разрешение на строительство квартир в трехквартирном жилом доме гражданами на земельных участках в селе Павловка Оренбургского района, в соответствии с которым ФИО2 было дано соответствующее разрешение без указаний каких - либо ограничительных мер (л.д. 191 т.1).

Правила охраны газораспределительных сетей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878 (далее - Правила), разработанные на основании Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий (пункт 1), действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность (пункт 2).

Правила также предусматривают, что: вдоль трасс наружных газопроводов устанавливаются охранные зоны в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода (подпункт «а» пункта 7); на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 Правил, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей, разводить огонь и размещать источники огня, рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра (подпункты «а», «е», «ж», «з» пункта 14); утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей (пункт 17); решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету с присвоением учетных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 18); указанные в пунктах 14, 15 и 16 Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 21); земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке (пункт 47).

В силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статьи 5 «Правил охраны газораспределительных сетей» газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в порядке, определенном Правительством Российской Федерации устанавливается территория с особыми условиями использования - охранная зона объектов системы газоснабжения (статья 2 от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

Спустя 11 лет, были вновь уточнены характеристики земельного участка, а именно по постановлению администрации МО Подгородне-Покровского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области -п от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> на основании утвержденной схемы уточнить расположения земельного участка на кадастровом плане территории уточнить и считать площадью 1323 кв.м. 25. Обременения и ограничения в пользовании земельным участком: Г-газ – 95,6 кв.м., ЛЭП-153,6 кв.м. Запрещается посадка деревьев и строительство капитальных сооружений».(л.д.97 т.1).

Кроме вышеприведенного, суд считает необходимым обратить внимание на распоряжение администрации МО Оренбургский район №288р от 18 февраля 2002 года, в соответствии с которым установлены следующие охранные зоны для газораспределительных сетей:

А) вдоль трасс наружных газопроводов – в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода;

Б) вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода – в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны медного провода и 2 метров – с противоположной стороны;

В) вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов – в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов;

Г) вдоль трасс межпоселковых газопроводов, проходящих по лесам и древесно-кустарниковой растительности – в виде просек шириной 6 метров, по 3 метра с каждой стороны газопровода. Для надземных газопроводов расстояние всего срока эксплуатации газопровода» (л.д.103 т.1).

Тем самым, судом установлено, что данное распоряжение имеет до настоящего времени юридическую силу поскольку ни одним актом администрации отменен не был и более того, разрешение по поводу охранных зон относительно жилых зон установлено не было.

В силу пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент строительства спорного дома) в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения газопроводов; границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов, что корреспондируется с положениями части 6 статьи 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 марта 1999 года №69-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент строительства спорного дома).

Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878 (далее - Правила№ 878), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.

Согласно пункту 5 Правил № 878 в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво - и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Пунктом 7 Правил № 878 установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей.

Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (пункт 9 Правил № 878).

Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

На основании части 4 статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

В силу изложенного приведенные нормы закона прямо указывают, что снос производится за счет лиц, допустивших нарушения.

Для определения фактического местоположения газопровода и соответствия газопровода строительным нормам и правилам, определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 04 июня 2021 года по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено экспертам АНО НТП ОГУ «Технопарк ОГУ» ФИО6, ФИО7

Согласно экспертному заключению 28 июля 2021 года, фактическое местоположение сети подземного газопровода в пределах границ исследуемого земельного участка с указанием его привязок к границам и координат приведено на рисунке 2 настоящего заключения. Одна труба газопровода низкого давления расположена на исследуемом земельном участке вдоль границы 1/8 (вдоль <адрес>), при этом расстояние от ее оси до этой границы составляет 3,50 м по всей линии границы земельного участка.

Проектная и исполнительская документация не содержит каких-либо привязок и координат, как к границам исследуемого земельного участка, так и к другим стационарным объектам, в связи с этим строго определить соответствие фактического местоположения подземного газопровода, расположенного в пределах границ исследуемого земельного участка проектной и какой-либо иной технической документации технически невозможно. Анализ представленных в гражданском деле материалов показал, что фактическое местоположение подземного газопровода низкого давления в границах исследуемого участка не соответствует проектной документации в части местоположения газопровода на земельном участке. Также не соответствует и газопровод высокого и низкого давления в границах земельного участка, выделенного под жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>.

Какие-либо согласования на прокладку сети подземного газопровода в материалах дела отсутствуют.

В охранной зоне подземного газопровода находятся капитальный гараж, капитальная хозяйственная постройка и некапитальная беседка.

Наличие на земельном участке подземного газопровода создает угрозу жизни и здоровью граждан, особенно в случае возникновения аварийной ситуации на газопроводе.

Устранение нарушений охранной зоны сетей подземного газопровода в пределах границ исследуемого земельного участка возможно двумя способами: перенос газопровода за пределы земельного участка в зону автомобильной дороги по <адрес>, или демонтаж строительных объектов или их частей, находящихся в охранной зоне газопровода.

Фактические границы исследуемого земельного участка его с основной прямоугольной части совпадают с координатами и площадью, приведенными в Публичной кадастровой карте, Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 октября 2020 года. Локальным несоответствием фактических границ земельного участка от данных, представленных в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 октября 2020 года является местоположение точки 2 палисадника.

Вопреки возражениям представителя истца относительно судебной строительно-технической экспертизы по поставленным вопросам, нашли свое опровержение в показаниях эксперта ФИО6

Заключение экспертизы оценено судом в соответствии с правилами части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности со всеми представленными сторонами по делу доказательствами, имеющими значение для рассмотрения настоящего дела доказательствами, и судом заключение экспертизы принято. Заключение экспертизы выполнено в соответствии с требованиями закона. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение дано на основании материалов гражданского дела, представленных документов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения (обременения) прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Пункт 9 части 2 статьи 7, часть 3 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает, что сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости, включаются в государственный кадастр недвижимости после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

Пункты 18 и 21 Правил, предусматривают государственный кадастровый учет земельных участков, входящих в охранную зону, и государственную регистрацию ограничений (обременений) прав.

Между тем из материалов дела следует, что ограничения и обременения на газопровод не зарегистрированы и кадастровый учет не прошли.

Пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к зонам с особыми условиями использования территорий охранные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу приведенных законоположений, охранные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон, в частности оспариваемых Правил.

В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Как установлено выше, строительство жилого дома было произведено в соответствии с выданным разрешением на строительство и градостроительным планом земельного участка с нанесенным на ней сведений об отсутствии зон действия публичных сервитутов.

По результатам «Прямой линии с ФИО8» Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона № 302180-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территорий». Законопроект призван урегулировать вопросы статуса минимальных расстояний до объектов трубопроводного транспорта, а также вопросы возмещения правообладателям объектов недвижимого имущества, не являющихся самовольными постройками, созданных в границах зон с особыми условиями использования территории, установленными после 1 марта 2018 года. При этом законопроект не содержал нормы о распределении риска, возникающего у добросовестного застройщика, имеющего строения, находящиеся в «старых» зонах с особыми условиями использования, которые фактически сложились до 1 марта 2018 года. В этом и состоят причины возникшего конституционно-правового спора.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации введена глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий» (ЗОУИТ). Этим же законом введена статья 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации «Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий».

Статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации «Самовольная постройка» (пункты 2, 3.1, 3.2, 4) изложена законодателем в новой редакции (Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 339-ФЗ).

До внесения этих изменений, когда отсутствовал перечень ЗОУИТ, судебная практика, касающаяся нарушения требований о соблюдении минимальных расстояний от строений до магистральных газопроводов, сформировалась таким образом, что суды в большинстве случаев удовлетворяли требования организаций, входящих в холдинг «Газпром», о признании построек самовольными (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года по делу №309-ЭС16-5381).

Основной причиной нарушений, установленных в строительных нормах и правилах ограничений являлось отсутствие сведений о границах соответствующих зон отчуждений в ЕГРН, из-за чего собственники строений, а также уполномоченные на выдачу разрешительной документации на строительство органы государственной власти не имели необходимых сведений.

В отсутствие норм о регистрации зон отчуждения, а также иных законоположений сложилась практика судов, возлагающая все риски, связанные со строительством в зонах отчуждения, на собственников, что, очевидно, трудно признать справедливым.

Новые нормы Земельного кодекса Российской Федерации о ЗОУИТ, дополнения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации снижают риски собственников строений, находящихся в зонах отчуждения.

Что же касается уже существующей ЗОУИТ, то какие-либо гарантии или обязательства регистрирующих органов по информированию правообладателей или по внесению сведений в ЕГРН законом не предусмотрены, то есть существует правовое регулирование ex ante, но отсутствует регулирование ex post.

В соответствии с частью 10 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований с даты, начиная с которой они приступают к исполнению полномочий в соответствии с частью 4 статьи 84, являются правопреемниками органов и должностных лиц местного самоуправления, а имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом (постановление Конституционного Суда РФ от 03 июля 2019 года № 26-П «По делу о проверке конституционности статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации городского округа Верхняя Пышма»).

В ходе рассмотрения дела истцом не приведены доказательства реальной угрозы нарушения их законных прав, о наличии препятствий со стороны ответчика, чинимых собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объекта системы газоснабжения, ликвидации последствий, возникших на них аварий. При этом требований об определении стоимости переноса газораспределительной сети за пределы участка ответчиков для устранения нарушения охранной зоны, стороны перед судом не ставили, в связи с чем судом устанавливать сумму возможных расходов, на проведение работ в рамках данного гражданского дела, не представлялось возможным.

При таких обстоятельствах, суд, исходя из разумного баланса интересов обеих сторон, приходит к выводу о том, что поскольку выявленные нарушения охранной зоны газопровода являются существенными, они подлежат устранению именно путем переноса части спорного газопровода. Однако, с учетом всех изложенных выше обстоятельств, требование истца о переносе газораспределительной сети за пределы участка ответчиков для устранения нарушения охранной зоны за счет средств ответчиков в рассматриваемой ситуации в отсутствие каких-либо объективных препятствий для такого переноса со стороны ответчиков по смыслу статей 1, 10, 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации суд считает обременительным способом защиты для последних.

В силу требований статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, предоставление доказательств, их полнота и объем, необходимый для подтверждения соответствующих обстоятельств, является обязанностью стороны.

Истцом не представлено убедительных доказательств, подтверждающих причинение ему ответчиками реальных нарушений его права и чинимых препятствий в реализации прав.

Ответчики не могли допустить нарушения прав истца строительством жилого дома без учета охранной зоны, строительство осуществлялось ими не самовольно, на основании разрешительных документов, согласованных в том числе с истцом.

Поскольку указанные истцом доводы основаны на предположении и не подтверждены в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допустимыми и относимыми доказательствами по делу, принимая во внимание, что требование об устранении нарушения принадлежащего истцу права должно быть, помимо его обоснованности, направлено на предотвращение реально существующей угрозы невозможности использования или повреждения имущества, причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также быть разумным и соразмерным, обеспечивающим баланс прав и законных интересов участников спорного правоотношения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования акционерного общества «Газпром газораспределение Оренбург» к ФИО2 об обязании устранения нарушения охранной зоны «газопровод в.д. и н.д. в с.Мужичья Павловка Оренбургского района протяженность 1726, 54 м местонахождением: <адрес>», путем сноса хозяйственных построек на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, взыскании расходов на уплату государственной пошлины, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано, в апелляционном порядке, в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Чиркова

Справка. Мотивированное решение суда изготовлено 13 сентября 2021 года.

Судья: