ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2676/2017 от 18.05.2017 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 мая 2017 года г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Давыдовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «<данные изъяты>» о признании приказа незаконным, взыскании невыплаченных денежных средств, процентов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «<данные изъяты>» о признании приказа незаконным, взыскании невыплаченных денежных средств, процентов.

В обоснование заявленных требований указала, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности главного бухгалтера. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ- она привлечена к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в части осуществления руководства курируемым отделом социальных выплат, а именно: за начисление пособия по безработице безработному специалистом отдела социальных выплат в отсутствие соответствующего приказа о назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Приказ полагала незаконным, поскольку положения административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденного приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн, в учреждении не соблюдались. Последовательность административных процедур осуществлялась в ином порядке, отличном от утвержденного регламентом. Она, как главный бухгалтер, участия в процедурах при назначении и начислении пособия по безработице не принимает. Приказ о назначении, размере и сроках выплаты подписывается директором. Личные дела безработных, содержащие приказы, не входят в документооборот финансово-бухгалтерского отдела, возглавляемого бухгалтером. Контроль за соблюдением порядка документооборота в отделе социальных выплат должностной инструкцией главного бухгалтера не предусмотрен, так как такого порядка оформленного и утвержденного каким-либо локальным актом не существует. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, принятием решений работниками центра занятости и исполнением административного регламента осуществляется директором центра занятости или его заместителем. Текущий контроль за порядком формирования и ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения ею, как главным бухгалтером, не осуществляется. Доступа к личным делам безработных граждан она не имеет, в программном комплексе «Катарсис» не работает. Просила отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ-, взыскать с ответчика в свою пользу премию за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты>., премию за ДД.ММ.ГГГГ года, недоначисленную сумму среднего заработка за отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проценты за просрочку выплаты денежных сумм.

В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования изменила и увеличила. Просила признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ-, взыскать премию за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> коп., премию за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> коп., недоначисленную сумму среднего заработка за отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп., проценты в размере <данные изъяты> коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ФИО2 с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.

Согласно статье 22 ТК РФ работодатель имеет право: требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В силу положений статьи 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Противоправность действий работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям. Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействия) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ГКУ АО «<данные изъяты>» в должности главного <данные изъяты>.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ- истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Основанием для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности послужил факт начисления пособия по безработице специалистом отдела социальных выплат в отсутствие соответствующего приказа о назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице, что, по мнению работодателя, указывает на недостаточное организационное руководство и неосуществление контроля за соблюдением порядка документооборота в отделе социальных выплат со стороны ФИО1

Из положений административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденного приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГн, следует, что основанием для начала предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице является решение о признании в установленном порядке гражданина безработным, оформленное приказом центра занятости населения (пункт <данные изъяты>). Работник принимает решение о назначении безработному гражданину пособия по безработице после получения от работника, осуществляющего функцию по регистрации граждан в качестве безработных, личного дела получателя государственных услуг, содержащего приказ о признании гражданина безработным (пункт <данные изъяты>). Работник формирует проект приказа о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице согласно приложению N <данные изъяты> к административному регламенту (пункт <данные изъяты>). Работник представляет проект приказа о назначении, размере и сроках выплаты безработному гражданину пособия по безработице на подпись директору центра занятости населения (пункт <данные изъяты>). Директор центра занятости населения подписывает приказ о назначении, размере и сроках выплаты безработному гражданину пособия по безработице (пункт <данные изъяты>). Работник знакомит безработного гражданина (под роспись) с приказом о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт <данные изъяты>). Работник приобщает приказ о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице к личному делу получателя государственных услуг (пункт <данные изъяты>). Работник заполняет в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц бланк карточки учета получателя социальных выплат в виде пособия по безработице и материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице согласно приложению N <данные изъяты> к административному регламенту, выводит на печатающее устройство и приобщает к личному делу получателя государственных услуг (пункт <данные изъяты>). Работник осуществляет расчет размера пособия по безработице и начисление пособия по безработице за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным (пункт <данные изъяты>). Работник вносит сведения о размере пособия по безработице за фактическое количество дней безработицы в бланк карточки учета в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц, выводит его на печатающее устройство и приобщает к личному делу получателя государственных услуг (пункт <данные изъяты>). Работник формирует ведомость на выплату пособия по безработице (пункт <данные изъяты>). Работник распечатывает ведомость на выплату пособия по безработице в трех экземплярах и формирует ее на электронных носителях (пункт <данные изъяты>). Работник представляет ведомость на выплату пособия по безработице в трех экземплярах на подпись директору центра занятости населения (пункт <данные изъяты>).

Таким образом, в силу изложенных положений административного регламента ведомость на выплату пособия по безработице гражданину предоставляется на подпись директору центра занятости населения после подписания директором центра занятости приказа о признании гражданина безработным, приказ о назначении, размере и сроках выплаты безработному гражданину пособия по безработице, ознакомления безработного гражданина (под роспись) с приказом о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице.

Должностные обязанности главного бухгалтера финансово-бухгалтерского отдела утверждены должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями должностной инструкции главный бухгалтер обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт <данные изъяты> основными задачами главного бухгалтера являются: осуществление контроля за совершением финансово-хозяйственных операций, формирование полной и достоверной информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств и финансового результата деятельности центра занятости (пункт <данные изъяты>); главный бухгалтер курирует работу финансово-бухгалтерского отдела, отдела социальных выплат и отдела материально-технического обеспечения (пункт <данные изъяты>); осуществляет организационное и методическое руководства курируемыми отделами в соответствии с законами и иными НПА, регламентирующими финансово-хозяйственную деятельность центра (пункт <данные изъяты>); обеспечивает контроль за соблюдением порядка оформления первичных документов (пункт <данные изъяты>); принимает меры по предупреждению…незаконного расходования денежных средств…нарушений финансового и хозяйственного законодательства (пункт <данные изъяты>); обеспечивает строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины… (пункт <данные изъяты>); осуществляет контроль за соблюдением порядка документооборота, состоянием движением и целевым расходованием бюджетных средств и средств, поступающих из иных источников финансирования, выполнением финансовых показателей (пункт <данные изъяты>); вносить на рассмотрение директора центра занятости предложения по улучшению работы отделов центра занятости (пункт <данные изъяты> вправе требовать от сотрудников центра занятости своевременного предоставления в финансово-бухгалтерский отдел правильно оформленных первичных документов, необходимых для бюджетного контроля (пункт <данные изъяты>).

В силу положений пункта <данные изъяты> должного регламента главный бухгалтер должен знать, в том числе административные регламенты.

Согласно пункту <данные изъяты> должного регламента главный бухгалтер несет ответственность за несоблюдение Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», невыполнение требований административных регламентов, а также за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией (пункт <данные изъяты>).

Приказом директора центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ «О текущем контроле за предоставлением государственных услуг» ФИО1 назначена, среди прочих сотрудников, ответственной за выявление ошибочных действий в ходе исполнения работниками положений НПА в области содействия занятости, инструкций, содержащих порядок формирования и ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц, требований к заполнению, ведению и хранению бланков учетной документации получателей услуг.

Из материалов дела следует, что начисление пособия по безработице гражданке ФИО3 было произведено в отсутствие подписанного руководителем учреждения приказа о признании ее зарегистрированной в целях поиска подходящей работы, приказа о назначении, размере и сроках выплаты ей пособия по безработице.

Согласно объяснительной записке, представленной истцом работодателю, по устному объяснению начальника отдела социальных выплат ФИО4, до ДД.ММ.ГГГГ существовал порядок предоставления проектов приказа на бумажном носителе из отдела содействия в трудоустройстве и спецпрограмм в отдел социальных выплат для проверки до подписания директором. Проект приказа на ФИО3 предоставлен в отдел социальных выплат ДД.ММ.ГГГГ, инспектором произведен расчет пособия по безработице, сумма внесена в ведомость на выплату, а приказ передан на подпись руководителю. О том, что приказ руководителем не подписан стало известно ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений ФИО5, ведущего инспектора отдела социальных выплат, следует, что начисление пособия по безработице в отношении ФИО3 выполнено на основании согласованного в электронном виде в ПК «<данные изъяты> о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице.

Согласно изложенным обстоятельствам начисление пособия по безработице ФИО3 произведено с нарушением административного регламента. Более того, в нарушение административного регламента ФИО3 ознакомлена с неподписанными директором центра занятости приказами о признании ее безработной, о назначении, размере и сроках выплаты ей пособия по безработице.

Указанное свидетельствует о нарушении финансовой дисциплины, поскольку основаниями для начисления пособия по безработице могут служить лишь подписанные директором центра занятости приказы.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, дав им оценку применительно к требованиям статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что факт совершения истцом ФИО1, выполняющей функции главного бухгалтера, в обязанности которого входит обеспечение реализации государственной политики занятости населения, соблюдение финансовой дисциплины, административных регламентов, осуществление порядка документооборота, дисциплинарного проступка, выразившегося в неисполнении ею должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 1<данные изъяты>, а именно: неосуществлением контроля за соблюдением порядка документооборота в части начисления пособия по безработице, соблюдения пункта 28 административного регламента, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Суд также учитывает, что истец, как следует из ее пояснений, зная о том, что в учреждении сложилась ситуация при которой начисление пособий по безработице производится в отсутствие подписанного руководителем приказа о назначении пособия, приказа о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице, обладая правом по внесению на рассмотрение директора центра занятости предложений по улучшению работы отделов центра занятости, являясь лицом ответственным за финансовую дисциплину и расходование денежных, средств каких-либо предложений по устранению сложившейся ситуации не внесла, до руководителя сведения о такой ситуации не донесла, мер для организации работы курируемых отделов в данной части не приняла.

Осуществление руководителем центра занятости населения текущего контроля за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственной услуги, принятием решений работниками центра занятости населения и исполнением административного регламента в порядке пунктов 296-297 административного регламента, на который ссылается истец, не освобождает ее от исполнения обязанностей, установленных ее должностными обязанностями.

Процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюдена.

На основании изложенного, требования истца о признании приказа о привлечении ее к дисциплинарной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ-л незаконным не подлежат удовлетворению.

Поскольку Положением об оплате труда работников ГКУ АО «<данные изъяты>», в редакции приказа от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено снижение премии при привлечении работника к дисциплинарной ответственности, истец к такой ответственности привлечена, основания для удовлетворения требований истца о взыскании недоначисленных сумм премий, процентов в порядке статьи 236 ТК РФ также отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «<данные изъяты>» о признании приказа незаконным, взыскании невыплаченных денежных средств, процентов отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 мая 2017 года.

Судья Е.В. Романова