Дело № 2-2676/2021
11RS0005-01-2021-004484-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Романюк Л.И.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 12 октября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГБУ РК «Территориальный Центр медицины катастроф Республики Коми» о взыскании невыплаченной заработной платы,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГБУ РК «Территориальный Центр медицины катастроф Республики Коми» (далее – ГБУ РК «ТЦМК РК») о взыскании невыплаченной заработной платы в виде надбавки за классность в размере 45321 руб., признании необоснованным решения Комиссии по присвоению, понижению класса квалификации (классности) водителям автомобиля (при управлении автомобилем скорой помощи) ГБУ РК «ТЦМК РК» от <...> г. года, обязании внести запись в трудовую книжку об указании квалификации «водитель первого класса» от <...> г. года, указав в обоснование требований, что состоит в трудовых отношениях с к ГБУ РК «Территориальный Центр медицины катастроф Республики Коми» в должности водителя автомобиля (при управлении автомобилем скорой медицинской помощи). В трудовой книжке истца имеется запись о присвоении ему квалификации водителя первого класса на основании приказа от <...> г. года № <...> г., однако ответчик не выплачивает надбавку за классность.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности, ФИО2, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, так как у истца имеется непрерывный стаж работы в качестве водителя (при управлении автомобилем скорой медицинской помощи) только с <...> г. года, что не позволяет присвоить истцу квалификацию водителя первого класса в соответствии с Порядком присвоения, понижения класса квалификации (классности) водителям автомобиля (при управлении автомобилем скорой медицинской помощи), утвержденным приказом ГБУ РК «ТЦМК РК» от <...> г. года № <...> г. «О присвоении, понижении класса квалификации (классности) водителям автомобиля (при управлении автомобилем скорой медицинской помощи)».
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что в период с <...> г. года по <...> г. года истец работал в МУП «Медавтотранспорт» (переименовано в ГБУ РК «Медавтотранспорт г. Ухты», филиал г. Ухты ГУ РК «Комиавтотранспортное управление здравоохранения Республики Коми»). Приказом МУП «Медавтотранспорт» от <...> г. года № <...> г. истцу присвоена квалификация водителя первого класса. <...> г. года трудовой договор между ГУ РК «Комиавтотранспортное управление здравоохранения Республики Коми» и истцом расторгнут на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
<...> г. года истец принят на работу в ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» на должность водителя автомобиля (при управлении автомобилем скорой медицинской помощи) в автотранспортный цех. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от <...> г. года № <...> г., заключенному между сторонами <...> г. года, истец принят на работу в качестве водителя автомобиля (при управлении автомобилем скорой медицинской помощи) в ГБУ РК «ТЦМК РК», в связи с его реорганизацией путем присоединения к нему ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи».
При рассмотрении гражданского дела истцом не оспаривалось, что в период с работы с <...> г. года по <...> г. года квалификация водителя первого класса ему не присваивалась, надбавка за классность ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи» ему не выплачивалась.
Решениями Комиссии по присвоению, понижению класса квалификации (классности) водителям автомобиля (при управлении автомобилем скорой помощи) ГБУ РК «ТЦМК РК» от <...> г. года, <...> г. года истцу отказано в присвоении первого класса квалификации водителя автомобиля.
В соответствии со статьями 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции (то есть работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно части 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормативным актом, определяющим квалификационные характеристики для установления классности водителям, является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 года N 58/3-102. Указанным справочником, который применяется на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 года № 15а «О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России», предусмотрены квалификационные характеристики водителей определенного класса и условия присвоения класса.
В соответствии с пунктами 1 и 3 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, квалификация третьего, второго и первого класса может быть присвоена водителям автомобилей, трамваев и троллейбусов, которые прошли подготовку или переподготовку в учебном заведении по единым программам, утвержденным в установленном порядке, и получили водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («В», «С», «Д», «Е», трамваем или троллейбусом); кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей, трамваев и троллейбусов должны иметь хорошие показатели в работе (систематически выполнять планы, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива против установленных норм), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: не иметь за последние три года работы (для присвоения водителям трамваев и троллейбусов второго класса - два года) нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций.
Примечанием к квалификационным характеристикам водителя автомобиля Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, установлено, что квалификация 1 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии; квалификация 2 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.
В силу пункта 4 раздела «Автомототранспорт и городской электротранспорт» указанного Квалификационного справочника присвоение квалификации третьего, второго и первого класса производится создаваемой в организации квалификационной комиссией, в состав которой кроме лиц, определяемых в соответствии с общими положениями ЕТКС, включается также инженер по безопасности движения.
Исходя из квалификационных характеристик водителя автомобиля 1 класса этот класс присваивается при наличии в водительском удостоверении разрешающих отметок «В», «С», «Д», «Е»; для 2-го класса необходимо наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок «В», «С» и «Е» или только «Д» («Д» и «Е») согласно квалификационным характеристикам водителя автомобиля 2 класса.
Аналогичные условия присвоения класса водителям предусматривались и ранее действовавшим постановлением Госкомтруда и ВЦСПС от 17 августа 1976 года N 235/18 «Об утверждении квалификационных характеристик профессий водителей автомототранспорта и городского электротранспорта».
Таким образом, присвоение водителям автомобилей класса квалификации производится создаваемой работодателем квалификационной комиссией и только тем водителям, которые прошли подготовку или переподготовку в учебном заведении по единым программам, утвержденным в установленном порядке, получили водительское удостоверение с отметками, дающими право управления определенными категориями транспортных средств (для 1-го класса – «В», «С», «Д», «Е»), и имеют определенный стаж работы (для 1-го класса - при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии). Кроме этого, учитываются показатели в работе и соблюдение трудовой и производственной дисциплины.
Из приведенных нормативных положений также следует, что работодатель вправе самостоятельно решать, устанавливать или нет уровни классности водителей и соответствующие надбавки к заработной плате за классность водителей.
Пунктом <...> г. Положения об оплате труда работников ГБУ РК «ТЦМК РК», утвержденного приказом от <...> г. года № <...> г., установлена надбавка водителям, имеющим 1 класс квалификации – в размере 25 % от должностного оклада, водителям второго класса – 10 % от должностного оклада за фактически отработанное время в качестве водителя.
Порядок присвоения, понижения класса квалификации (классности) водителям автомобиля (при управлении автомобилем скорой медицинской помощи), утвержденный приказом ГБУ РК «ТЦМК РК» от <...> г. года № <...> г. «О присвоении, понижении класса квалификации (классности) водителям автомобиля (при управлении автомобилем скорой медицинской помощи) (далее – Порядок).
В соответствии с п. 2.4 Порядка для присвоения первого класса квалификации необходимо иметь непрерывный стаж работы не менее двух лет в качестве водителя второго класса в Учреждении.
Согласно п. 1.5 Порядка в случае устройства на работу в порядке перевода из учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Коми, ранее присвоенный класс квалификации (классность) подтверждается Комиссией, при наличии у работника документов, подтверждающих соответствующий класс квалификации (классность).
Доводы искового заявления о выборочном назначении надбавки за классность разным работникам при одинаковых условиях при рассмотрении гражданского дела не подтвердились, кроме того, с учетом несоответствия истца обязательным требованиям для присвоения первого класса квалификации и об отсутствии решения работодателя о присвоении истцу класса квалификации один лишь факт выплаты спорной надбавки другим водителям ответчика не может служить достаточным основанием для удовлетворения исковых требований.
Таким образом, в связи с тем, что ответчиком истцу квалификация водителя второго класса не присваивалась, а предыдущим работодателем, ГБУЗ РК «Ухтинская станция скорой медицинской помощи», истцу квалификация первого класса не присваивалась и соответствующая надбавка не начислялась и не выплачивалась, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГБУ РК «Территориальный Центр медицины катастроф Республики Коми» о взыскании невыплаченной заработной платы в виде надбавки за классность в размере 45321 руб., признании необоснованным решения Комиссии по присвоению, понижению класса квалификации (классности) водителям автомобиля (при управлении автомобилем скорой помощи) ГБУ РК «Территориальный Центр медицины катастроф Республики Коми» от <...> г. года, обязании внести запись в трудовую книжку об указании квалификации «водитель первого класса» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.
Решение в мотивированной форме составлено 19.10.2021 года.
Судья Л.И. Романюк