***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Братск 06 ноября 2020 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи: Щербаковой А.В.,
при секретаре Легуновой Я.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2678/2020 по иску Х. к Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, денежных сумм, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец - Х. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации, в котором просит восстановить его на государственную гражданскую службу в должности старшего государственного инспектора Братского таможенного поста Иркутской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации; взыскать с ответчика компенсацию за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на службе, компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб., расходы за составление искового заявления в сумме 3000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в Таможенных органах Российской Федерации с 24.08.2000, со 02.02.2011 старшим государственным инспектором Братского таможенного поста Иркутской таможни. Приказом № 223 к от 10.06.2020 истец уволен по основанию, предусмотренному п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сокращение должности гражданской службы в государственном органе. В ходе проведенных организационно штатных мероприятий, в соответствии с приказом Сибирского таможенного управления от 14.02.2020 № 53 «Об организационно-штатных вопросах в таможенных органах Сибирского таможенного управления и внесении изменений в штатное расписание Сибирского таможенного управления», а так же приказа Иркутской таможни от 19.02.2020 № 96 «Об организационно-штатных мероприятиях», на Братском таможенном посту были сокращены должности старшего государственного, инспектора, штатное расписание после проведенных организационно-штатных мероприятий так же содержит должность старшего государственного инспектора. В соответствии с ч. 4 ст. 31 ФЗ №79-ФЗ, при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие: квалификацию, уровень профессионального образования, результаты профессиональной служебной деятельности и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Истец имеет стаж службы в таможенном органе с 24.08.2020, имеет высшее юридическое образование, за период службы семь раз проходил курсы повышения квалификации, имеет более 10 поощрений, награжден медалью «За службу в таможенных органах» 3 степени, медалью «За службу в таможенных органах» 2 степени, юбилейной медалью «25 Лет Федеральной таможенной службе». При сокращении истца со службы было нарушено его преимущественное право на оставление на службе, что нарушает его право на дальнейшее продолжение государственной гражданской службы, в связи с чем, увольнение незаконно. В силу статьи 73 ФЗ № 79- ФЗ Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Так как порядок взыскания компенсации за время вынужденного прогула не урегулирован ФЗ № 79-ФЗ, в соответствии со ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения работника возможности трудиться, в том числе, если заработок не получен в результате незаконного увольнения. Незаконным увольнением ответчик причинил истцу моральный вред, который обязан возместить в соответствии ч. 16 ст. 70 ФЗ № 79-ФЗ - нравственные страдания от незаконного увольнения, вызванные невозможностью дальнейшего прохождения службы в Таможенных органах РФ, которые Х. оценивает в 10 000 руб.
В судебном заседании истец Х. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что общий стаж его службы составляет 26 лет. Он работал в отделе таможенного оформления и таможенного контроля. В отделе он имел самую высокую производительность в работе. Данный отдел после организационно-штатных мероприятий упразднен и, соответственно, упразднены штатные единицы. Однако, создано новое структурное подразделение и в нем есть штатные единицы, на которых он мог работать. Так, должностной регламент у главного и старшего инспектора один и тот же, поскольку они выполняют одни и те же обязанности, вместе с тем, должность главного инспектора не соответствует его категории и группе должностей, поскольку является выше должностью. Считает, что при сокращении работодатель ему мог предложить должность главного инспектора, которую ему предлагали в 2014 году, или же его могли оставить на должности старшего инспектора, которую сейчас занимает его бывшая коллега Н.. Должность старшего инспектора в новом структурном подразделении отдали Н., чем было нарушено его право на предложение данной должности. При этом, общий стаж работы Н. составляет 12 лет, она имеет грубое взыскание, которое она получила 2 года назад. Ему предлагались другие должности, которые соответствуют его группе должностей, но они были в другой местности. Также предлагали должность в налоговой инспекции. От данных предложений он отказался. При увольнении он получил все компенсационные выплаты.
Представители ответчика Иркутской таможни Г., У., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании, принимавшие участие посредством видеоконференцсвязи, исковые требования не признали, поддержали доводы своих письменных возражений, согласно которым считают, что увольнение Х. было произведено Иркутской таможней законно, то есть в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 года №79-фЗ «О государственной гражданской службе российской Федерации» и с соблюдением установленного порядка увольнения. Так, согласно служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской федерации ***ск/06 от ДД.ММ.ГГГГ, Х. проходил службу в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Братского таможенного поста Иркутской таможни. Во исполнение приказа Сибирского таможенного управления от 14.02.2020 № 53 «Об организационно-штатных вопросах в таможенных органах Сибирского таможенного управления и внесении изменений в штатное расписание Сибирского таможенного управления» был издан приказ Иркутской таможни от 19.02.2020 № 96 «Об организационно-штатных мероприятиях» (далее приказ от ДД.ММ.ГГГГ*** о проведении организационно-штатных мероприятий) и внесении с ДД.ММ.ГГГГ изменений в штатное расписание Иркутской таможни. Согласно приложения к указанному приказу с ДД.ММ.ГГГГ численность должностных лиц и работников Иркутской таможни в целом подлежала сокращению на 14 единиц, в том числе на 13 единиц государственных гражданских служащих. На момент проведения организационно-штатных мероприятий в структуру Братского таможенного поста входили: отдел таможенного оформления и таможенного контроля *** (штатная численность -17 штатных единиц, из них 1 - СГТИ); отдел таможенного оформления и таможенного контроля *** (штатная численность -7 штатных единиц, из них 3-СГТИ); отдел таможенного досмотра (штатная численность -5 штатных единиц, из них 1-СГТИ). После проведения организационно-штатных мероприятий в штатное расписание Иркутской таможни внесены изменения. Вышеуказанные отделы упразднены, на Братском таможенном посту создано новое структурное подразделение - Отдел таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ОТОиТК) Братского таможенного поста Иркутской таможни и с ДД.ММ.ГГГГ введено 19 штатных единиц, а именно: начальник отдела -1; главный государственный таможенный инспектор - 17; старший государственный таможенный инспектор - 1. Таким образом, из штатного расписания Иркутской таможни исключены, в том числе, 4 должности старших государственных таможенных инспекторов, одну из которых занимал истец. Введена в штатное расписание 1 должность старшего государственного инспектора ОТОиТК, на которую назначена Б., в соответствии с требованиями ст. 261 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГХ. было вручено уведомление о сокращении занимаемой им должности и предстоящем ДД.ММ.ГГГГ увольнении с государственной гражданской службы. Собеседование со старшим государственным таможенным инспектором Отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Братского таможенного поста Иркутской таможни Х. было проведено Иркутской таможней ДД.ММ.ГГГГ и в связи с образованием новых вакантных должностей ДД.ММ.ГГГГ предложены вакантные должности государственной гражданской службы, соответствующие категории и группе должностей, замещаемой Х.ДД.ММ.ГГГГ предложены должности: старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Иркутского таможенного поста Иркутской таможни, старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни, старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** (<адрес>) Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни, старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Иркутского таможенного поста Иркутской таможни, старшего государственного таможенного инспектора отдела валютного контроля Иркутской таможни, старшего государственного таможенного инспектора отдела валютного контроля Иркутской таможни. ДД.ММ.ГГГГ предложены должности: старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Иркутского таможенного поста Иркутской таможни, государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Иркутского таможенного поста Иркутской таможни. От предложенных должностей Х. отказался. Данный отказ оформлен письменно в листах собеседования. В соответствии с приказом Иркутской таможни от ДД.ММ.ГГГГ***-к «Об увольнении Х.» истец уволен ДД.ММ.ГГГГ с государственной службы в таможенных органах РФ в соответствии с пунктом 8.2. части 1 статьи 37 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). Иркутская таможня полагает, что увольнение Х. было произведено законно, т.е. в полном соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон или Федеральный закон) и с соблюдением установленного порядка увольнения. В рассматриваемом случае гражданский служащий со службы в Иркутской таможне уволен по основанию, предусмотренному Федеральным законом, порядок его увольнения Иркутской таможней не нарушен. Работодателем соблюдена процедура увольнения Х. с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации. Истец персонально и под роспись уведомлен о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до увольнения. ДД.ММ.ГГГГХ. лично (под роспись) уведомлен о предстоящем ДД.ММ.ГГГГ увольнении с гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе), более чем за два месяца до увольнения. Следовательно, таможней исполнена обязанность уведомления государственного гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой им должности в государственном органе не менее чем за два месяца до такого увольнения. Иркутской таможней исполнена обязанность по предложению истцу вакантных должностей гражданской службы, в том числе в иных государственных органах, однако истец от предложенных должностей отказался. Учитывая, что истец до проведения организационно-штатных мероприятий замещал должность старшего государственного таможенного инспектора ОТОиТК *** Братского таможенного поста Иркутской таможни соответственно у Иркутской таможни отсутствовала обязанность по предложению ему вакантной должности из группы должностей выше, чем должность гражданской службы, которую замещал Х. Должность старшего государственного таможенного инспектора таможенного поста включена в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1574, относится к должностям категории «специалисты» (старшая группа данных должностей). Должность главного государственного таможенного инспектора таможенного поста включена в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, относится к должностям категории «специалисты» (ведущая группа данных должностей) - глава 4, п. 1 Указа. Процедура проведения собеседований с государственными гражданскими служащими в ходе проводимых организационно-штатных мероприятий, а также заполнения по ее результатам листов собеседований положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ не регламентирована. В целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий в Иркутской таможне, а также для проведения собеседований с должностными лицами и работниками, замещающими сокращаемые в Иркутской таможне должности приказом Иркутской таможни от 06.03.2020 №142 «О создании рабочей группы для решения вопросов, связанных с проведением организационно-штатных мероприятий в Иркутской таможне» была создана рабочая группа. Собеседования с должностными лицами Братского таможенного поста, чьи должности подлежали сокращению в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, проводились членами рабочей группы в видеорежиме. В ходе собеседований, проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, старшему государственному таможенному инспектору отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Братского таможенного поста Иркутской таможни Х. были разъяснены положения законодательства Российской Федерации, регламентирующие порядок проведения организационно-штатных мероприятий, а также основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения государственной гражданской службы в таможенных органах, права лиц, чьи должности подлежат сокращению. В ходе беседы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы Х. для дальнейшего прохождения государственной службы были предложены вакантные должности: старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Иркутского таможенного поста Иркутской таможни, старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни, старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** (<адрес>) Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни, старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Иркутского таможенного поста Иркутской таможни, старшего государственного таможенного инспектора отдела валютного контроля Иркутской таможни. ДД.ММ.ГГГГ предложены должности: старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Иркутского таможенного поста Иркутской таможни, государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Иркутского таможенного поста Иркутской таможни, от которых Х. отказался. Отказ от предложенных должностей выражен лично Х.ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в письменном виде на Листах собеседований и подтверждается его собственноручной подписью. В ходе проведения собеседования истец был ознакомлена под роспись со списком всех вакантных должностей федеральной государственных гражданских служащих Иркутской таможни по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, свое волеизъявление о замещении определенной должности, указанной в списке вакантных должностей, не выразил. В связи с наличием имеющихся в Иркутской таможне для замещения истцом на момент проведения организационно-штатных мероприятий вакантных должностей у ответчика отсутствовала обязанность предоставления истцу вакантных должностей в иных государственных органах. ДД.ММ.ГГГГ старшему государственному таможенному инспектору отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Братского таможенного поста Иркутской таможни Х. доведена информация о возможном трудоустройстве в Северо-Кавказское таможенное управление, ДД.ММ.ГГГГ доведено письмо Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> с предложением вакантных должностей. Однако предложения о рассмотренных вакантных должностях гражданской службы в иных государственных органах от Х. также не поступило. Таким образом, Х. выразил своё волеизъявление и отказался от предлагаемых вакантных должностей, как в Иркутской таможне, так и в иных государственных органах. Иркутской таможней был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ***-К «Об увольнении Х.», согласно которому истец был уволен ДД.ММ.ГГГГ с государственной службы в таможенных органах РФ в соответствии с пунктом 8.2. части 1 статьи 37 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). Процедура прекращения трудовых отношений с истцом соблюдена. Прекращение трудовых отношений с Х. оформлено приказом Иркутской таможни от ДД.ММ.ГГГГ***-К «Об увольнении Х.». С приказом об увольнении Х. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его собственноручная подпись на приказе об его увольнении. ДД.ММ.ГГГГ в Иркутскую таможню поступило заявление истца о направлении ему трудовой книжки по адресу, указанному истцом в заявлении: <адрес>. В день увольнения письмом Иркутской таможни от ДД.ММ.ГГГГ*** «О направлении пакета документов» оригинал был направлен по указанному истцом в заявлении адресу и в дальнейшем получен истцом, что истцом не оспаривается. Согласно расчётному листку за июнь 2020 г. Х. была выплачена окончательная сумма расчёта при увольнении в размере 405 422,17 рублей. Из них 195 876,21 рублей - денежное содержание истца за июнь 2020г. и 209 545,96 рублей - 4-х месячное денежное содержание госслужащего при увольнении. Указанные суммы были перечислены до даты увольнения истца согласно платежным ведомостям *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, таможенным органом при увольнении истца были соблюдены все соответствующие нормы трудового законодательства Российской Федерации, а также нормы, предусмотренные ст. 31, 33 и ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ. Истец уволен со службы в таможенных органах РФ по основанию, прямо предусмотренному Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, порядок его увольнения таможней не нарушен, соблюдены все предусмотренные трудовым законодательством РФ требования и совершены все необходимые действия по прекращению трудовых отношений с истцом. Каких-либо нарушений прав истца при прекращении трудовых отношений Иркутской таможней допущено не было. Кроме того, Н., замещавшая до проведения организационно-штатных мероприятий должность старшего государственного таможенного инспектора ОТОиТК *** Братского таможенного поста Иркутской таможни, была принята на единственную оставшуюся в созданном ОТОиТК Братского таможенного поста должность старшего государственного таможенного инспектора, являясь одинокой матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в силу требований части четвертой статьи 261 ТК РФ, закрепляющей гарантию в виде запрета увольнения одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет. Данная позиция Иркутской таможни согласуется с правовой позиций Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П. Тем самым, Х. не имел преимущественного права на оставление в должности старшего государственного таможенного инспектора ОТОиТК Братского таможенного поста Иркутской таможни с учётом права на оставление в указанной должности Н., предоставленного ей согласно требованиям статьи 261 ТК РФ. Истец просит восстановить его на государственной гражданской службе не в прежней должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Братского таможенного поста Иркутской таможни, а в иной должности - старшего государственного инспектора Братского таможенного поста. Должность, в которой истец просит суд его восстановить в Иркутской таможне, не имеется. На Братском таможенном посту Иркутской таможни имеется должность старшего государственного таможенного инспектора, однако указанная должность не замещалась истцом и не является вакантной. Кроме того, восстановление истца в прежней должности - старшего государственного таможенного инспектора ОТОиТК *** Братского таможенного поста также не представляется возможным по следующим основаниям. Сокращение штата - это исключение из штатного расписания некоторых должностей. Отдел таможенного оформления и таможенного контроля *** Братского таможенного поста Иркутской таможни, как и должность старшего государственного таможенного инспектора ОТКиТК *** Братского таможенного поста упразднены и исключены из штатного расписания Иркутской таможни. Таким образом, является несостоятельным требование Х. о восстановлении в несуществующей должности, а также в должности, которая исключена из штатного расписания Иркутской таможни. Истец не просит признать своё увольнение незаконным, а также не просит признать приказ о своем увольнении незаконным и отменить его, в связи с чем, по мнению Иркутской таможни, отсутствуют правовые основания для восстановления истца на службе. Денежное содержание за время вынужденного прогула взысканию не подлежит. В связи с тем, что увольнение Х. произведено Иркутской таможней законно отсутствуют правовые основания оплаты истцу денежного содержания за время вынужденного прогула. Денежное содержание за время вынужденного прогула не подлежит взысканию в пользу истца в связи с выплатой ему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания. Х. денежное содержание за 4 месяца уже получил в сумме 209 545,96 рублей, что подтверждается расчетным листком за июнь 2020 и платежной ведомостью *** от ДД.ММ.ГГГГ. В случае если судом при расчете компенсации за дни вынужденного прогула не будет учтено денежное содержание за 4 месяца, которое Х. уже получил при увольнении, то оплата незаконно будет произведена повторно. В связи с тем, что размер полученного при увольнении выходного пособия значительно превышает требуемое истцом денежное содержание за время вынужденного прогула, Иркутская таможня считает, что исковые требования истца о взыскании с Иркутской таможни денежных средств за время вынужденного прогула не допустимыми. Истцом не доказано противоправное виновное поведение ответчика. Требуя возмещения Иркутской таможней морального вреда, истец не обосновал и не подтвердил основания (условия) возмещения морального вреда с учетом положений статьи 150, части 1 статьи 151 ГК РФ, статьями 1099-1101 ГК РФ. Истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие наличие и характер причиненных увольнением физических и нравственных страданий, не изложены доводы о количественных основаниях заявленных требований. Иркутская таможня считает необоснованным требование Х. о взыскании в его пользу расходов на составление искового заявления. В связи с тем, что увольнение Х. произведено законно и обоснованно отсутствуют правовые основания для взыскания с Иркутской таможни судебных издержек, понесенных истцом. Неправомерен довод истца о нарушении Иркутской таможней его преимущественного права на дальнейшее продолжение государственной гражданской службы. Предложение вновь вводимых должностей является правом представителя нанимателя, а не его обязанностью. Согласно приказу Иркутской таможни от ДД.ММ.ГГГГ*** «Об организационно-штатных мероприятиях» с ДД.ММ.ГГГГ все должности старших государственных таможенных инспекторов отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** (в том числе должность, замещавшаяся Х.) подлежали сокращению. Тем самым основания для предложения Иркутской таможней вводимой должности сокращаемым должностным лицам для дальнейшего замещения ими отсутствовали. Более того, предложение вновь вводимых должностей является правом работодателя, а не обязанностью, т.к. вводимые должности на дату проведения организационно-штатных мероприятий в штатном расписании таможенного органа отсутствовали. Предложение вновь вводимой в штатное расписание Иркутской таможни с ДД.ММ.ГГГГ должности старшего государственного таможенного инспектора ОТОиТК Братского таможенного поста Иркутской таможни именно Н., а не иным должностным лицам данного таможенного поста является правомерным. Оценка преимущественного права созданной рабочей группой проводилась именно с целью установления очередности предложения вакантных должностей, а не выяснения преимущественного права на замещения ещё не существующей, вводимой только с ДД.ММ.ГГГГ должности гражданской службы. Оценка преимущественного права на замещение несуществующих должностей гражданской службы законодательством не предусмотрена. В соответствии со сравнительной таблицей СГТИ ОТОиТК ***Н. имеет больший балл по сравнению с СГТИ ОТОиТК ***Х. Кроме того, Н. является одинокой матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет. В ходе проведения беседы с Н.ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что трудовые отношения с ней расторгнуты быть не могут в силу положений статьи 261 ТК РФ, Н., в числе прочих должностей, была предложена должность СГТИ ОТО и ТК, в случае введения данной должности в штатное расписание с ДД.ММ.ГГГГ. Н. письменно изъявила своё согласие на возможное замещение должности СГТИ ОТО и ТК с ДД.ММ.ГГГГ. Х. в установленном законом порядке были предложены все, имеющиеся на день проведения собеседования, вакантные должности, от которых он отказался. При этом, в случае изъявления Х. согласия на замещение предлагаемых вакантных должностей, как в Иркутской таможне, так и в ином государственном органе при одновременном изъявлении согласия на замещение таких должностей иными претендентами подлежало бы оценке преимущественное право указанных лиц на замещение ими имеющихся вакантных должностей. В силу наличия у Н. социальной гарантии, предусмотренной ст. 261 ТК РФ, отсутствием обязанности представителя нанимателя предлагать вновь вводимые должности (не являющиеся вакантными), предложение такой должности Н. является правомерным, в связи с чем, не может рассматриваться судом как нарушающее права и законные интересы истца. Тем самым истец уволен со службы в таможенных органах РФ по основанию, прямо предусмотренному № 79-ФЗ, порядок его увольнения таможней не нарушен, соблюдены все предусмотренные № 79-ФЗ и трудовым законодательством РФ требования и совершены все необходимые действия по прекращению государственно - служебных отношений с истцом. Каких-либо нарушений прав и законных интересов истца при прекращении государственно - служебных отношений Иркутской таможней допущено не было. Должность старшего инспектора, которую сейчас занимает Н., не являлась вакантной вплоть до увольнения истца, поэтому у ответчика не было обязанности по предложению Х. данной должности. Воспользовавшись своим правом, они предложили данную должность Н.. Должность главного инспектора истцу предложена быть не могла, поскольку в силу норм действующего законодательства, работодатель может предложить при сокращении штата только равнозначную должность либо нижестоящую. Не увольнение Н. является обоснованным, поскольку она относится к категории «одинокая мать, воспитывавшая ребенка до 14 лет». Должность старшего инспектора вводилась с ДД.ММ.ГГГГ и в штатном расписании она появилась только ДД.ММ.ГГГГ. Предложение такой должность ответчиком истцу это право, а не обязанность. Истцу предлагались все имеющиеся на тот момент вакантные должности, которые были включены в штатное расписание Иркутской таможни на период сокращения штата, и по которым трудовые договоры и контракты ни с кем не были заключены. В новом структурном подразделением должности возникали с ДД.ММ.ГГГГ, а истец был уволен ДД.ММ.ГГГГ. Должности, на которую претендует истец, не было в штатном расписании.
Изучив доводы искового заявления, письменных возражений на иск и дополнений к ним, выслушав пояснения истца, представителей ответчика, заключение старшего помощника прокурора г. Братска Иркутской области И., полагавшей необходимым исковые требования оставить без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 77 ТК РФ, основаниями прекращения трудового договора являются расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 настоящего Кодекса).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа регламентируются положениями ст.ст. 30-31 Федерального закона от 27.04.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно пп. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае, в том числе, сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Как следует из содержания ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются в том числе расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона) (п.1 пп.4).
Из содержания ст. 38 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, следует, что при принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
Согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 18.12.2007 N 867-О-О, принятие решения об изменении штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Трудовое законодательство не содержит норм, запрещающих работодателю производить сокращение штата организации, руководствуясь определенными им критериями. Поэтому суд не вправе входить в обсуждение вопроса целесообразности либо нецелесообразности сокращения штата. Не входит в компетенцию суда и оценка обоснованности сокращения численности или штата работника. Иное свидетельствовало бы о неправомерном ограничении права работодателя самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по вопросу подбора и расстановки кадров.
В соответствии с ч. 4 ст. 261 ТК РФ, расторжение трудового договора с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается.
Статьей 56 ГПК РФ определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит достоверно установленным, что истец с ДД.ММ.ГГГГ проходил государственную гражданскую службу Российской Федерации в Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы, в том числе со ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего государственного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Братского таможенного поста Иркутской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы.
Изложенное не является предметом спора между сторонами, ими признано, подтверждается письменными доказательствами по делу, в том числе: трудовой книжкой на имя Х. серии *** от ДД.ММ.ГГГГ, вкладышем в трудовую книжку серии *** от ДД.ММ.ГГГГ, служебными контрактами.
Согласно служебному контракту о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГГГХ. проходил государственную гражданскую службу в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Братского таможенного поста Братской таможни Сибирского таможенного управления.
Согласно соглашению *** от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в служебный контракт *** от ДД.ММ.ГГГГ, Х. проходил государственную гражданскую службу в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Братского таможенного поста Иркутской таможни.
ДД.ММ.ГГГГ начальником управления таможенной службы был издан Приказ *** «Об организационно-штатных вопросах в таможенных органах Сибирского таможенного управления и внесения изменений в штатное расписание Сибирского таможенного управления».
ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ *** «Об организационно-штатных мероприятиях» о проведении организационно-штатных мероприятий и внесении с ДД.ММ.ГГГГ изменений в штатное расписание Иркутской таможни.
Согласно Приложению к приказу Иркутской таможни от ДД.ММ.ГГГГ***, с ДД.ММ.ГГГГ численность должностных лиц и работников Иркутской таможни в целом подлежала сокращению на 14 единиц, в том числе на 13 единиц государственных гражданских служащих.
ДД.ММ.ГГГГХ. был уведомлен о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ с гражданской службы в соответствии с пп. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно листам собеседования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГХ. были предложены вакантные должности государственной гражданской службы, соответствующие категории и группе должностей, замещаемой Х., от предложенных должностей Х. отказался, о чем в листах собеседования имеется собственноручная подпись истца.
Также ознакомление Х. с вакантными должностями подтверждается его собственноручной подписью об ознакомлении в Списке вакантных должностей федеральных государственных гражданских служащих Иркутской таможни (старшей группы должностей) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Иркутской таможни Сибирского таможенного управления с ИФНС России по <адрес> поступила информация за май 2020 года о потребности в работниках, наличии вакантных должностей. Х. ознакомлен с указанным письмом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью в ведомости об ознакомлении.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника Иркутской таможни Сибирского таможенного управления с Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы поступило письмо о заинтересованности в трудоустройстве должностных лиц таможенных органов из числа высококвалифицированных специалистов, должности которых подлежат сокращению. Х. ознакомлен с указанным письмом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью в ведомости об ознакомлении.
Согласно приказу ***-К от ДД.ММ.ГГГГ, Х. уволен ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Братского таможенного поста Иркутской таможни, в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Отделу бухгалтерского учета и финансового мониторинга приказано произвести Х. окончательный расчет по ДД.ММ.ГГГГ включительно, компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, единовременное пособие в размере двадцати окладов месячного денежного содержания, компенсацию за 6 календарных дней неиспользованных дополнительных оплачиваемых отпусков за рабочий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчетному листку Х. за июнь 2020 года, выплаты при увольнении сотрудника произведены все в полном объеме. Также данный факт подтверждается платежной ведомостью *** от ДД.ММ.ГГГГ.
Среднемесячное денежное содержание старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля *** Братского таможенного поста Иркутской таможни Х. на ДД.ММ.ГГГГ рассчитан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ***, что подтверждается справкой *** от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Вакантные должности, соответствующие требованиям закона истцу предлагались, о чем свидетельствуют листы собеседования с Х., представленные работодателем, Х. отказался от предложенных вакантных должностей.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.
В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Таким образом, суд приходит к выводу, что все требования законодательства при увольнении Х. соблюдены.
Истец считает, что при увольнении его с гражданской службы было нарушено его преимущественное право на оставление на службе, что нарушает его право на дальнейшее продолжение государственной гражданской службы.
Как следует из материалов дела, после проведенных организационно-штатных мероприятий, была введена единственная должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Братского таможенного поста Иркутской таможни, на которую была назначена Н.
Н., замещавшая до проведения организационно-штатных мероприятий должность старшего государственного таможенного инспектора ОТОиТК *** Братского таможенного поста Иркутской таможни, была принята на единственную оставшуюся в созданном ОТОиТК Братского таможенного поста должность старшего государственного таможенного инспектора, имея неоспоримое преимущественное право для оставления ее на государственной гражданской службе, являясь одинокой матерью, воспитывающей ребенка до 14 лет, что подтверждается письменными материалами дела, а именно:
- свидетельством серии *** от ДД.ММ.ГГГГ о рождении Е., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями указаны: мать - Н., отец - О.;
- свидетельством серии *** от ДД.ММ.ГГГГ о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ между О. и К.;
- свидетельством серии *** от ДД.ММ.ГГГГ о смерти О., умершего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
При этом, судом достоверно установлено, что указанная должность была внесена в штатное расписание только с ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после увольнения истца – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, у ответчика, в силу действующих норм трудового законодательства, отсутствовала обязанность предлагать указанную должность истцу при решении вопроса об его увольнении по сокращению численности штата.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ***-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой Ш.» взаимосвязанные положения данных норм в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребёнка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации.
Согласно названному Постановлению Конституционного Суда РФ, впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование надлежащих изменений увольнение с государственной гражданской службы одиноких матерей, воспитывающих ребёнка в возрасте до 14 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не допускается.
Кроме того, суд приходит к выводу о необоснованности доводов истца относительно наличия у ответчика обязанности по предложению ему для замещения должности главного инспектора, поскольку данная должность относится к более высокой категории должностей чем ранее замещаемая истцом. Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и признаны сторонами в судебном заседании.
Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура увольнения истца по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года была соблюдена в полном объеме, в связи с чем, не имеется законных оснований для удовлетворения требований о восстановлении истца на государственной гражданской службе в должности старшего государственного инспектора Братского таможенного поста Иркутской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу; отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе; задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, предоставления сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), внесения в трудовую книжку, в сведения о трудовой деятельности неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
В соответствии со ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Учитывая, что в судебном заседании было достоверно установлено, что увольнение Х. произведено представителем нанимателя в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, требование истца о взыскании компенсации за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ и по день восстановления на работе удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Из положений ст. 237 ТК РФ следует, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Факт нарушения трудовых прав истца работодателем не нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства. Поэтому оснований для компенсации морального вреда истцу не усматривает.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
С учетом того, что истцу было отказано в удовлетворении исковых требований, требование о взыскании с ответчика судебных расходов также удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Х. к Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации о восстановлении на государственной гражданской службе в должности старшего государственного инспектора Братского таможенного поста Иркутской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации; о взыскании компенсации за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на службе; о взыскании компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб., судебных расходов за составление искового заявления в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Щербакова