РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти в составе:
председательствующего судьи Катасонова А.В.,
при секретаре Крахмалевой Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к АО «Связной Логистика» о защите прав потребителей,
установил:
Истец обратился в суд с иском к АО «Связной Логистика» о защите прав потребителя, взыскании неустойки, убытков, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи. Истец приобрел сотовый телефон Apple iPhone 5s 16 Gb, серийный №, стоимостью 33 990 рублей. Обязательства по договору купли-продажи истцом исполнены в полном объеме. В период эксплуатации в вышеуказанном товаре выявились недостатки, подолгу не включается, теряет сеть, не работает беспроводная связь, зависает. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО «Бюро Экспертных Исследований» для проведения экспертизы и подтверждения производственного дефекта. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к продавцу с претензией по месту приобретения товара с требованием расторжения договора купли – продажи и возврата стоимости некачественного товара. Ответ на претензию истец не получил, требования истца не удовлетворены. Истец просил обязать ответчика расторгнуть договор купли-продажи. Взыскать с ответчика стоимость некачественного товара в сумме 33 990 рублей, неустойку в размере 12 576,30 рублей с уточнением на день вынесения решения суда, расходы по оплате проведения экспертизы в размере 5 000 рублей, в счет компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 рублей, штраф в размере 50% от суммы присужденной судом.
Представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования уточнила в части взыскании неустойки, просила взыскать с ответчика неустойку в размере 23 113,20 рублей, в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Истец в судебное заседание не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя.
Представитель ответчика АО «Связной Логистика» ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании предоставил письменные возражения на иск, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику претензию, в которой требовал расторгнуть договор купли-продажи и вернуть стоимость товара. В ответ на претензию ответчик сообщил истцу, что требования, заявленные в претензии, подлежат удовлетворению в части стоимости товара, расходов на оплату экспертизы. Претензия ответчиком получена ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на претензию был направлен по почте России по адресу, указанному истцом в претензии. Ответ на претензию прибыл в место вручения ДД.ММ.ГГГГ. В связи с истечением срока хранения письмо было возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ. Истец не обращался в салон «Связной» ни для получения ответа на претензию, ни для получения денежных средств. Ответчик считает, что с его стороны были предприняты все необходимые и все возможные действия, направленные на удовлетворение требований, однако истец ведет себя недобросовестно, злоупотребляет своими правами. Не возражает против удовлетворения требований в части расторжения договора купли-продажи, возврата стоимости товара, расходов по оплате экспертного учреждения, в удовлетворении остальных требований просит отказать.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, считает требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В соответствии со ст. 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору – потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Статьей 4 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в том числе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Статьей 19 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В соответствии со ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
В силу ст. 23 Закона «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
Судом установлено, что между истцом и ответчиком был заключен договор купли-продажи товара Apple iPhone 5s 16 Gb, серийный №, стоимостью 33 990 рублей. Факт заключения договора купли-продажи и оплаты истцом товара подтверждается товарным чеком.
Согласно исковому заявлению и пояснениям представителя истца в пределах гарантийного срока в вышеуказанном товаре проявился недостаток, а именно подолгу не включается, теряет сеть, не работает беспроводная связь, зависает.
Из отчета эксперта №Т от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Бюро Экспертных Исследований» следует, что в спорном телефоне выявлен дефект недостаток – «не работает беспроводная связь». Недостаток заложен при производстве (до передачи потребителю) проявился во время эксплуатации аппарата. Недостаток носит производственный характер. Недостаток устраним путем замены системной платы. Итоговая стоимость устранения недостатка составит 23304 рублей, общий интервал восстановления работоспособности изделия не менее 10 дней. Среднерыночная стоимость товара на момент проведения экспертизы 35499 рублей.
Сторонами вывод эксперта по существу не оспаривался, а подвергать его сомнению у суда оснований не имеется.
Таким образом, суд считает, что при рассмотрении дела факт неисправности товара установлен и подтвержден заключением эксперта.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что ответчик доказательств, опровергающих доводы истца, не представил, суд полагает, что требования истца о расторжении договора купли- продажи сотового и взыскании с ответчика его стоимости в размере 33 900 рублей являются обоснованными.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика в его пользу неустойки за нарушение исполнения требования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23 113,20 рублей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ответчика претензию с требованием о возврате уплаченных за товар денежных средств, возмещении убытков. Данная претензия была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ Из пояснений истца следует, что ответа на претензию получено не было. Вместе с тем, ответчиком представлен ответ на претензию, в котором он сообщил истцу о том, что заявленные в претензии требования подлежат удовлетворению в части стоимости товара, расходов на оплату экспертизы. Направление ответа в установленный срок подтверждается реестром заказных писем от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, суд полагает, что свои обязанности ответчик исполнил не должным образом. Так истцом в претензии ответчику были предоставлены реквизиты для перечисления денежных, уплаченных за товар. Ответчик, соглашаясь в ответе на претензию с требованиями истца, тем не менее их не исполнил, денежные средства на представленные истцом банковские реквизиты не перечислил.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с указанным иском. Копия иска была получена ответчиком, однако в ходе рассмотрения дела заявленные требования добровольно удовлетворены не были.
При указанных обстоятельствах суд считает, что ответчиком были нарушены права истца как потребителя и требования о взыскании неустойки являются обоснованными.
Вместе с тем, согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в пункте 2 определения от ДД.ММ.ГГГГ N 263-О, в ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, а о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба. Наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Суд приходит к выводу, что в связи с несоразмерностью суммы неустойки стоимости самого товара и последствиям нарушения прав истца необходимо снизить ее размер до 5 000 рублей.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей, которое подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя подлежит компенсации причинителем вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Суд считает обоснованными требования истца о взыскании компенсации морального вреда, с учетом фактических обстоятельств дела, а также виновного поведения ответчика, который до настоящего времени в добровольном порядке не удовлетворил требования потребителя. Однако, с учетом требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 1 000 рублей.
Истцом также понесены расходы в сумме 5 000 рублей на проведение досудебной экспертизы, которые являлись для него необходимым и подлежат возмещению ответчиком.
В соответствии п.6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителя» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Суд считает обоснованными требования истца о взыскании с АО «Связной Логистика» штрафа в пользу истца в размере 50% от суммы удовлетворенных требований.
Вместе с тем, согласно ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить штраф. Данные положения применимы и к штрафу, взыскиваемому за нарушение прав потребителей. При установленных обстоятельствах дела, учитывая характер и последствия допущенных ответчиком нарушений, суд считает необходимым снизить размер штрафа до 5 000 рублей.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно договора поручения от ДД.ММ.ГГГГ и квитанции от ДД.ММ.ГГГГ истцом оплачены услуги представителя в сумме 7 000 рублей.
С учетом требования разумности и справедливости, с учетом сложности рассмотрения дела, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя и оказание услуг заказчика денежную сумму в размере 5 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, суд считает необходимым взыскать с ответчика госпошлину в доход местного бюджета в размере 1 819,70 рублей,
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать АО «Связной Логистика» принять отказ от договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ сотового телефона Apple iPhone 5s 16 Gb, серийный № с ФИО1.
Взыскать с АО «Связной Логистика» в пользу ФИО1 стоимость некачественного товара в размере 33 990 рублей, неустойку в размере 5 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, расходы по оплате услуг эксперта 5 000 рублей, штраф в размере 5 000 рублей, а всего 54 990 рублей.
Взыскать с АО «Связной Логистика» в доход местного бюджета госпошлину в размере 1 819,70 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04.04.2016 г.
Председательствующий: