ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-267/14 от 21.04.2014 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

  Дело № 2-267/14

 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 21.04.2014 г. г.Киров

 Ленинский районный суд г.Кирова в составе:

 председательствующего судьи Новоселова О.Г.,

 при секретаре Кочуровой Е.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Кирова к ООО «Управляющая компания Ленинского района города Кирова» о признании действий незаконными, обязании включить прибор учета,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Ленинского района г.Кирова обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания Ленинского района города Кирова» о признании действий незаконными, обязании включить прибор учета. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению директора ОАО «Кировские коммунальные системы», в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», допущенные ООО «Управляющая компания Ленинского района г.Кирова». ООО «Управляющая компания Ленинского района г.Кирова» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу Адрес изъят на территории МО «Город Киров» с Дата изъята на основании договора управления, заключенного с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме. 15.08.2013 в адрес ОАО «Кировские коммунальные системы» поступило письмо о том, что с 21.07.2013 установленные в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК Ленинского района г.Кирова», в том числе в доме Адрес изъят общедомовые приборы учета холодной воды не могут быть использованы для коммерческого определения объемов потребленной воды и объем коммунального ресурса будет определяться без учета показаний установленных приборов учета. Вместе с тем, установленные общедомовые приборы учета, в том числе в доме Адрес изъят опломбированы, зарегистрированы в государственном реестре средств измерений и допущены к применению в Российской Федерации. По мере установки общедомовых приборов учета, начисление по ОДПУ, в том числе по дому Адрес изъят для населения производилось с включением в расчеты соответствующих объектов, о чем свидетельствуют копии ответов из МУП «РИЦ». Данное обстоятельство свидетельствует об исправности установленных приборов учета и функционировании их в рабочем режиме. По поводу иных замечаний, заявленных ООО «УК Ленинского района г. Кирова» в письме от 15.08.13: «отсутствует проектная документация», «приборы учета нереверсивные (нет обратного клапана)», «нет актов гидравлических испытаний», «несносность фланцев прямых участков преобразователя расхода», «отсутствие паспортов и сертификатов на приборы учета» представитель ОАО «ККС» пояснил следующее: ОАО «Кировские коммунальные системы» установлены приборы учета ХВС и ГВС, состоящие из теплосчетчика ТС.ТМК-Н, преобразователя расхода электромагнитный МастерФлоу, тепловычислителя ТМК-Н, которые зарегистрированы в государственном реестре средств измерений, допущены к применению в Российской Федерации и обеспечивают учет количества потребляемой (получаемой) питьевой воды и сбрасываемых (принимаемых) сточных вод. Проектная документация, которая в соответствии с техническими условиями к договору подряда должна была быть согласована с ОТКиРСИ ОАО «Кировские коммунальные системы», так и не была предоставлена Заказчиком. В результате чего, Подрядчик при выполнении работ руководствовался нормами действующего законодательства РФ и, в частности, установленными СНиП. Согласно протоколу разногласий к акту выполненных работ подрядной организации ОАО «ККС» от 22. 07.2011г. в доме на Адрес изъят имеется только один ввод, имеющий измерительное устройство, и установка обратного клапана в данном случае не предусмотрена указанными СНиП. В соответствии с письмом, поступившим от ЗАО  ...  (изготовитель приборов учета) Номер изъят от 15.12.2011 г. на запрос ОАО «Кировские коммунальные системы», отсутствие акта гидравлических испытаний системы не влияет на работу преобразователя расхода, гидравлические испытания самого прибора проводятся на предприятии. Несмотря на данное указание изготовителя приборов учета, гидравлические испытания при приемке работ от субподрядчиков проводились, соответствующие акты были составлены и получены ответчиком 28.06.2013 г. По вопросу несоблюдения сносности фланцев прямых участков и преобразователя расхода изготовитель ЗАО  ...  сообщает, что при условии монтажа фланцевых преобразователей изготовитель допускает некоторую несносность вызванную зазором между крепёжным элементом и отверстием во фланце. Согласно руководству по эксплуатации преобразователей расхода «МастерФлоу» 4213-003-72744637-2007 РЭ имеются четкие указания по монтажу приборов межфланцевого исполнения, относительно приборов фланцевого исполнения дополнительные требования отсутствуют. Указанное замечание не влияет на показания преобразователя расхода фланцевого исполнения и при коммерческих расчетах показания прибора учёта будут достоверными. Кроме того, при повторном осмотре в одностороннем порядке общедомовых приборов учета в июне-июле 2013 г. ООО «УК Ленинского района г. Кирова» не обнаружена несносность фланцев прямых участков и преобразователя расхода. Паспорта и сертификаты на установленные приборы учета были получены ООО «УК Ленинского района г. Кирова» 28.06.2013 г. (копия письма прилагается). Таким образом, все замечания, предъявляемые ООО «УК Ленинского района г. Кирова» повторно в письме от 15.08.2013 либо уже устранены, либо не влияют на показания общедомового прибора учета в доме Адрес изъят и не препятствуют его использованию при коммерческих расчетах с населением. Кроме того, 26 июля 2013 г. Арбитражным судом Кировской области было вынесено решение по иску ОАО «Кировские коммунальные системы» к ООО «Управляющая компания Ленинского района г. Кирова» по делу Номер изъят о взыскании денежных средств по договору на установку приборов учета воды от Дата изъята № Номер изъят. Судом было установлено, что доводы ООО «Управляющая компания Ленинского района г. Кирова» относительно имеющихся недостатков в рамках выполнения ОАО «Кировские коммунальные системы» работ по договору подряда не имеют существенного значения для рассмотрения дела. Письмом от 05.09.2013 Номер изъят ООО «УК Ленинского района г. Кирова» уведомила ОАО «Кировские коммунальные системы» об отказе в обеспечении доступа к общедомовым приборам учета для снятия показаний. Таким образом, в связи с тем, что общедомовой прибор учета в жилом доме, находящегося по адресу Адрес изъят был выключен, в августе 2013 года ОАО «Кировские коммунальные системы» не смогло снять показания данного общедомового прибора учета в доме. 02.09.2013 в ОАО «Кировские коммунальные системы» поступило письмо от ООО «УК Ленинского района г.Кирова» из которого следует, что из 204 общедомовых приборов учета фактически показания представлены только по 37 приборам учета, остальные 167 приборов учета выключены. В результате отключения общедомового прибора учета в многоквартирном доме Адрес изъят нарушаются права потребителей, установленные п.п. 31, 33, 34 Правил № 354 - граждан (собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме) на получение информации о количестве потребленной воды по показаниям общедомовых приборов учета. Все приборы учета были установлены в жилых домах в соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ для учета фактического объема коммунальных услуг. В соответствии с ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 потребитель (гражданин) имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги. В свою очередь, этим правам потребителей, корреспондирует установленная п.п. «е» п. 31 Правил № 354 обязанность Исполнителя (ООО «Управляющая компания Ленинского района города Кирова» при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета в течение не менее 3 лет. Кроме этого, согласно п.п. «р» п. 31 Правил № 354 управляющая компания обязана предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии). Факт того, что в спорных жилых домах установлены приборы учета по которым ведется расчет с 2011 года никем не оспаривается и подтверждается имеющимися материалами дела. Согласно п. 34 Правил № 354 потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые) приборы учета. Однако, по указанию генерального директора ООО «Управляющая компания Ленинского района г. Кирова» все установленные приборы учета отключены, в связи с чем нарушаются права потребителей - граждан (собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме) на получение информации о количестве потребленной воды по показаниям общедомовых приборов учета. Незаконным отключением общедомового прибора учета в доме Адрес изъят нарушаются права потребителей, установленные п. 33 Правил № 354 на получение коммунальных услуг в необходимых объемах; на установленные п. 46, п. 47 Правил № 354 возможность и обязанность возврата управляющей компанией потребителю денежной суммы в случае, если показания общедомового прибора учета ниже, чем сумма соответствующего вида коммунальной услуги, определенная расчетным способом. Однако, в настоящее время, в связи с тем, что управляющая компания незаконно отключила имеющиеся в жилых домах общедомовые приборы учета, не возможно установить фактическое потребление воды по прибору учета, в связи с чем – управляющая компания всем потребителям начисляет плату за коммунальную услугу на общедомовые нужды по нормативам, установленную Распоряжением Департамента ЖКХ Кировской

 области № 93-р от 28 мая 2013 года в размере 0,04 куб. м. в месяц на 1 кв. м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. То есть при наличии приборов учета, граждане лишены возможности, установленной п. 46 Правил № 354 на вычет суммы норматива на общедомовые нужды в случае, если объем воды по общедомовому прибору учета будет равен показаниям индивидуальных приборов учета (ИПУ) и начислениям по нормативу в квартирах, где нет ИПУ. Таким образом, незаконным отключением общедомовых приборов учета нарушаются права потребителей установленные п. 46, п. 47 Правил № 354 и предусматривающие не начислять коммунальную услугу на общедомовые нужды, а также возможность и обязанность возврата управляющей компанией потребителю денежной суммы в случае, если показания общедомового прибора учета ниже, чем сумма соответствующего вида коммунальной услуги, определенная расчетным способом по показаниям ИПУ и нормативам. Помимо этого, незаконным отключением приборов учета нарушаются права потребителей на получение информации от исполнителя, установленные п. 69 Правил № 354. В соответствии с п.69 Правил № 354 в платежном документе помимо прочего указываются показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса. Однако, в настоящее время такие показания в связи с отключением общедомовых приборов учета не указываются, чем нарушаются права потребителей на получение соответствующей информации по начислениях на коммунальные услуги. Таким образом, при отключении прибора учета, в т.ч. от сети напряжения, невозможно определить фактический объем коммунальной услуги водоснабжения, поставленный жителям многоквартирного жилого дома за весь период, пока прибор учета находится в отключенном состоянии, тогда как в ряде случаев, общедомовые приборы показывают, что фактические объемы потребления населением могут быть меньше, чем расчетные. Таким образом, показания установленных общедомовых приборов учета напрямую влияют на размер платы граждан за соответствующую коммунальную услуг. Согласно решению Ленинского районного суд от 25.05.2012 г. по делу Номер изъят по иску прокурора Ленинского района г.Крова к ООО «УК Ленинского района г.Крова» следует, что установленные приборы учета адресу Адрес изъят установленные приборы учета опломбированы, зарегистрированы в государственном реестре средств измерений и допущены к применению в Российской Федерации. Исходя из этого, судом сделан вывод о том, что взимание доначислений за холодное водоснабжение, водоотведение с 01.09.2011 по 31.01.2012, определенных по показания общедомовых приборов учета являются правомерным. Таким образом, отключение общедомового прибора учета в доме Адрес изъят ООО «УК Ленинского района г. Крова» является незаконным. Отключение установленных общедомовых приборов учета в многоквартирном доме расположенного по адресу Адрес изъят, находящийся в управлении ООО «УК Ленинского района г.Кирова» существенно нарушает жилищные права граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме и может вызвать социальную напряженность. Просит признать действия ООО «Управляющая компания Ленинского района г.Кирова» по отключению общедомового прибора учета в многоквартирном доме Адрес изъят, незаконными. Обязать ООО «Управляющая компания Ленинского района г.Кирова» включить работу общедомовой прибор учета холодного водоснабжения, в многоквартирном доме Адрес изъят.

 В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Кирова Новиков А.Н. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивает на заявленных требованиях. Пояснил, что недостатки на работу и показания прибора учета не влияют и являются несущественными, это подтверждается актом приемки прибора учета. Данные недостатки, указанные в акте, не влияют на работу прибора учета и на показания.

 Представитель ответчика - ООО «УК Ленинского района г.Кирова» Черемисинов А.П. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что по договору управления с домом на Адрес изъят нет обязанности у УК установить общедомовой прибор учета потребления холодной воды. Они могут установить, но для этого нужно заключить дополнительное соглашение. Заключили договор с третьим лицом ОАО «ККС» на установку. Прибор смонтирован с недостатками. В данном случае прибор до конца не смонтирован, поэтому перед собственниками не ставился вопрос о приемке. Собственники решения не принимали, соответственно срок для приемки не течет. Прибор обесточен и на данный момент не эксплуатируется, потому что имеет недостатки. Собственникам они его не могут передать, работа не выполнена, как раз это нарушает права потребителя, потребитель получает некачественное имущество. Как только прибор будет готов к эксплуатации, они доведут до собственников информацию, если собственники примут решение, то прибор будет введен в эксплуатацию, если собственники не примут решение, такое решение может принять орган местного самоуправления. Каким образом неподключенный прибор влияет на права граждан, проживающих в доме, непонятно. Плата за воду не зависит от того, есть общедомовой прибор учета или нет. Прибор влияет лишь на отношения ресурсоснабжающей организации и исполнителя услуг. У прокурора нет основания действовать в интересах граждан. Прокурор выступает в интересах третьего лица - ОАО «ККС». По правилам разница между общедомовым прибором учета и индивидуальным приборам оплачивается из прибыли управляющей компании. Граждане не платят по общедомовому прибору учета. Обязанность по установке общедомового прибора учета возлагается на собственников имущества, а не на исполнителя коммунальных услуг. Решения собственников нет, обязанность не возникла. Если ресурсоснабжающая организация сама устанавливает этот прибор, то решения собственников не требуется. Право инициировать внеочередное собрание собственников могут только сами собственники. Прокурор может обратиться в совет дома, возложить обязанность собрать внеочередное собрание, но совет дома даже не знает об этом процессе.

 Представитель ОАО «Кировские коммунальные системы» Солоницына Е.А. поддержала исковые требования прокурора, пояснила, что ООО «УК Ленинского района г.Кирова» на основании соответствующего договора управления осуществляет управление домом Адрес изъят. Дата изъята между ОАО «Кировские коммунальные системы» (Подрядчик) и ООО «Управляющая компания Ленинского района г. Кирова» (Заказчик) был заключен договор на установку общедомовых приборов учета воды № Номер изъят. В соответствии с условиями договора подряда в жилом доме, находящемся в управлении Ответчика, по адресу Адрес изъят, ОАО «Кировские коммунальные системы» был установлен общедомовой прибор учета холодной воды. По итогам приемки выполненных работ между сторонами был подписан акт приемки в эксплуатацию узла учета питьевой воды Номер изъят от 14.04.2011 г. Согласно данным МУП «РИЦ» (письмо Номер изъят от 17.05.2013 г.) начисление платы за водоснабжение населению, проживающему по адресу: Адрес изъят производится с учетом показаний установленного в нем общедомового прибора учета с сентября 2011 г., что свидетельствует об исправности прибора учета и функционировании его в рабочем режиме. 15 августа 2013 г. от ООО «Управляющая компания Ленинского района г. Кирова» в адрес ОАО «Кировские коммунальные системы» поступило письмо от 15.08.13 г., где управляющая компания сообщает о том, что с 21.07.2013 г. установленные в домах, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания Ленинского района г. Кирова» (в т.ч. в доме Адрес изъят), общедомовые приборы учета холодной воды не могут быть использованы для коммерческого определения объемов потребленной воды и объем коммунального ресурса будет определяться без учета показаний установленных приборов учета. Позиция Ответчика по поводу эксплуатации установленного по адресу Адрес изъят прибор учета и расчетов по нему содержится во вступившем в законную силу решении Ленинского районного суда г. Кирова от 25 05 2012 г. по делу Номер изъят. При рассмотрении указанного дела представитель Ответчика Черемисинов А П. и свидетель -  ...  ООО «УК Ленинского района г. Кирова» - К., поясняли суду следующее: Начисление платы населению производится в соответствии с законом, а именно по установленным приборам учета. Имеющиеся между Ответчиком и ОАО «Кировские коммунальные системы» отношения качества и полноты работ по монтажу прибора и обустройства узла учета в данном случае не влияют на достоверность показаний приборов учета. Поэтому оснований игнорировать показания вышеуказанных прибора учета не имеется. До сентября 2011 г ООО «УК Ленинского района г Кирова» оплачивало все расходы по холодному водоснабжению и водоотведению, определенные по показаниям общедомовых прибора учета, а жильцы платили по нормативам и индивидуальным приборам учета. Ленинским районным судом г. Кирова по делу Номер изъят установлено следующее: «Вместе с тем, установленные приборы учета опломбированы, зарегистрированы в государственном реестре средств измерений и допущены к применению в Российской федерации монтаж произведен организацией водопроводного хозяйства (совпадающей в лице подрядчика и в присутствие которого при приемке узла учета обязательно), каких-либо доказательств того, что приборы учета работают некорректно, ответчиком при отказе при подписании акта приема в эксплуатацию, не было представлено. Поскольку узлы учета со стороны ООО «УК Ленинского района г.Кирова» не приняты в эксплуатацию в связи с необоснованным уклонением от подписания акта (п.6.4 договора), узел учета считается принятым в эксплуатацию с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором прибор учета был установлен». Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда в силу ст. 61 ГПК РФ, имеют обязательную силу для лиц, участвовавших в деле. Таким образом, ОАО «Кировские коммунальные системы» по заказу ООО «УК Ленинского района г Кирова» в доме Адрес изъят был установлен общедомовой прибор учета холодной воды по договору Номер изъят от 18 02.2011 г., данный прибор был принят в эксплуатацию, показания учитываются при расчетах с населением с сентября 2011 г, что свидетельствует об исправности прибора учета и функционировании его в рабочем режиме.

 Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии с требованиями действующего законодательства под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, определить который невозможно в силу объективных причин. Объективная невозможность определить круг лиц выражается в невозможности их практической индивидуализации и привлечения в качестве сторон (участников) по делу.

 Прокуратурой района проведена проверка по обращению директора ОАО «Кировские коммунальные системы», в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», допущенные ООО «Управляющая компания Ленинского района г. Кирова».

 ООО «Управляющая компания Ленинского района г.Кирова» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу Адрес изъят на территории МО «Город Киров» с Дата изъята на основании договора управления, заключенного с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме.

 В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее - Закон) положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

 На основании п.1 ст.13 Закона производимые, передаваемые потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

 Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в частности, к системам централизованного водоснабжения.

 Согласно п. 2 ст. 13 вышеуказанного Закона расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляется на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

 В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

 В соответствии с подпунктами «и», «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание проверка приборов учета).

 15.08.2013 в адрес ОАО «Кировские коммунальные системы» поступило письмо о том, что с 21.07.2013 установленные в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК Ленинского района г. Кирова», в том числе в доме Адрес изъят общедомовые приборы учета холодной воды не могут быть использованы для коммерческого определения объемов потребленной воды и объем коммунального ресурса будет определяться без учета показаний установленных приборов учета.

 Вместе с тем, установленные общедомовые приборы учета в том числе в доме Адрес изъят опломбированы, зарегистрированы в государственном реестре средств измерений и допущены к применению в Российской Федерации.

 По мере установки общедомовых приборов учета, начисление по ОДПУ, в том числе по дому Адрес изъят для населения производилось с включением в расчеты соответствующих объектов, о чем свидетельствуют копии ответов из МУП «РИЦ». Данное обстоятельство свидетельствует об исправности установленных приборов учета и функционировании их в рабочем режиме.

 По поводу иных замечаний, заявленных ООО «УК Ленинского района г.Кирова» в письме от 15.08.13: «отсутствует проектная документация», «приборы учета нереверсивные (нет обратного клапана)», «нет актов гидравлических испытаний», «несносность фланцев прямых участков преобразователя расхода», «отсутствие паспортов и сертификатов на приборы учета» представитель ОАО «ККС» пояснил следующее:

 1. ОАО «Кировские коммунальные системы» установлены приборы учета ХВС и ГВС, состоящие из теплосчетчика ТС.ТМК-Н, преобразователя расхода электромагнитный МастерФлоу, тепловычислителя ТМК-Н, которые зарегистрированы в государственном реестре средств измерений, допущены к применению в Российской Федерации и обеспечивают учет количества потребляемой (получаемой) питьевой воды и сбрасываемых (принимаемых) сточных вод.

 В соответствии с п.2 ст.740 Гражданского кодекса РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

 В соответствии со ст. 166 Жилищного кодекса РФ к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме относится, в частности, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).

 Следовательно, к отношениям по установке общедомовых приборов учета, в данном случае, по аналогии применяется и п. 4.3 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» застройщик (заказчик) передает исполнителю работ проектную документацию:

 - утверждаемую часть, в том числе проект организации строительства (ПОС);

 - рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ.

 Проектная документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) подписью ответственного лица или путем простановки штампа.

 На основании п. 2.1 договора подряда стороны обязаны исполнить обязательства, предусмотренные договором, надлежащим образом в соответствии с требованиями, установленными договором и законодательством РФ.

 Согласно п. 2.3.1, 2.3.3 договора подряда Заказчик обязан провести перечень мероприятий по технической подготовке своих объектов к установке прибора учета в соответствии с техническими условиями, предоставить Подрядчику всю необходимую документацию и информацию для выполнения работ по настоящему договору.

 Проектная документация, которая в соответствии с техническими условиями к договору подряда должна была быть согласована с ОТКиРСИ ОАО «Кировские коммунальные системы», так и не была предоставлена Заказчиком.

 В результате чего, Подрядчик при выполнении работ руководствовался нормами действующего законодательства РФ и, в частности, установленными СНиП.

 2. В соответствии с п. 9.4. СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 № 189) на вводах водопровода необходимо предусматривать установку обратных клапанов, если на внутренней водопроводной сети устанавливается несколько вводов, имеющих измерительные устройства и соединенных между собой трубопроводами внутри здания.

 Согласно протоколу разногласий к акту выполненных работ подрядной организации ОАО «ККС» от 22. 07.2011г. в доме на Адрес изъят имеется только один ввод, имеющий измерительное устройство, и установка обратного клапана в данном случае не предусмотрена указанными СНиП.

 3. В соответствии с письмом, поступившим от ЗАО  ...  (изготовитель приборов учета) Номер изъят от 15.12.2011 г. на запрос ОАО «Кировские коммунальные системы», отсутствие акта гидравлических испытаний системы не влияет на работу преобразователя расхода, гидравлические испытания самого прибора проводятся на предприятии. Несмотря на данное указание изготовителя приборов учета, гидравлические испытания при приемке работ от субподрядчиков проводились, соответствующие акты были составлены и получены ответчиком 28.06.2013 г.

 4. По вопросу несоблюдения сносности фланцев прямых участков и преобразователя расхода изготовитель ЗАО  ...  сообщает, что при условии монтажа фланцевых преобразователей изготовитель допускает некоторую несносность вызванную зазором между крепёжным элементом и отверстием во фланце. Согласно руководству по эксплуатации преобразователей расхода «МастерФлоу» 4213-003-72744637-2007 РЭ имеются четкие указания по монтажу приборов межфланцевого исполнения, относительно приборов фланцевого исполнения дополнительные требования отсутствуют. Указанное замечание не влияет на показания преобразователя расхода фланцевого исполнения и при коммерческих расчетах показания прибора учёта будут достоверными.

 Кроме того, при повторном осмотре в одностороннем порядке общедомовых приборов учета в июне-июле 2013 г. ООО «УК Ленинского района г. Кирова» не обнаружена несносность фланцев прямых участков и преобразователя расхода.

 5. Паспорта и сертификаты на установленные приборы учета были получены ООО «УК Ленинского района г. Кирова» 28.06.2013 г.

 Таким образом, все замечания, предъявляемые ООО «УК Ленинского района г. Кирова» повторно в письме от 15.08.2013 либо уже устранены, либо не влияют на показания общедомового прибора учета в доме Адрес изъят и не препятствуют его использованию при коммерческих расчетах с населением.

 Кроме того, 26 июля 2013 г. Арбитражным судом Кировской области было вынесено решение по иску ОАО «Кировские коммунальные системы» к ООО «Управляющая компания Ленинского района г. Кирова» о взыскании денежных средств по договору на установку приборов учета воды от 18.02.2011 г. № Номер изъят. Судом было установлено, что доводы ООО «Управляющая компания Ленинского района г. Кирова» относительно имеющихся недостатков в рамках выполнения ОАО «Кировские коммунальные системы» работ по договору подряда не имеют существенного значения для рассмотрения дела.

 Письмом от 05.09.2013 Номер изъят ООО «УК Ленинского района г. Кирова» уведомила ОАО «Кировские коммунальные системы» об отказе в обеспечении доступа к общедомовым приборам учета для снятия показаний.

 Таким образом, в связи с тем, что общедомовой прибор учета в жилом доме, находящемся по адресу Адрес изъят был выключен, в августе 2013 года ОАО «Кировские коммунальные системы» не смогло снять показания данного общедомового прибора учета в доме.

 02.09.2013 в ОАО «Кировские коммунальные системы» поступило письмо от ООО «УК Ленинского района г. Кирова» из которого следует, что из 204 общедомовых приборов учета фактически показания представлены только по 37 приборам учета, остальные 167 приборов учета выключены.

 В результате отключения общедомового прибора учета в многоквартирном доме Адрес изъят нарушаются права потребителей, установленные п.п. 31, 33, 34 Правил № 354 - граждан (собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме) на получение информации о количестве потребленной воды по показаниям общедомовых приборов учета. Незаконным отключением общедомовых приборов учета нарушаются также права потребителей, установленные п. 46, п. 47 Правил № 354 и предусматривающие не начислять коммунальную услугу на общедомовые нужды, а также возможность и обязанность возврата управляющей компанией потребителю денежной суммы в случае, если показания общедомового прибора учета ниже, чем сумма соответствующего вида коммунальной услуги, определенная расчетным способом по показаниям ИПУ и нормативам.

 В силу п. 9 ст. 12 Федерального закона № 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых ресурсов.

 Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета воды до 1 июля 2012 года.

 Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ расчеты за ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых ресурсов. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды.

 Таким образом, все приборы учета были установлены в жилых домах в соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ для учета фактического объема коммунальных услуг.

 В соответствии с ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Согласно п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 потребитель (гражданин) имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.

 В свою очередь, этим правам потребителей, корреспондирует установленная п.п. «е» п. 31 Правил № 354 обязанность Исполнителя (ООО «Управляющая компания Ленинского района города Кирова») при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета в течение не менее 3 лет.

 Кроме этого, согласно п.п. «р» п. 31 Правил № 354 управляющая компания обязана предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии).

 Факт того, что в спорном жилом доме установлен прибор учета по которым велся расчет с сентября 2011 года никем не оспаривается и подтверждается имеющимися материалами дела. В связи с этим довод представителя ответчика о необходимости получить решение собственников жилых помещений для ввода прибора в эксплуатацию следует признать несостоятельным, поскольку прибор был введен в эксплуатацию и использовался еще в 2011 году.

 Согласно п. 34 Правил № 354 потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые) приборы учета.

 Однако, по указанию генерального директора ООО «Управляющая компания Ленинского района г. Кирова» все установленные приборы учета отключены, в связи с чем нарушаются права потребителей - граждан (собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме) на получение информации о количестве потребленной воды по показаниям общедомовых приборов учета.

 Незаконным отключением общедомового прибора учета в доме Адрес изъят нарушаются права потребителей, установленные п. 33 Правил № 354 на получение коммунальных услуг в необходимых объемах; на установленные п. 46, п. 47 Правил № 354 возможность и обязанность возврата управляющей компанией потребителю денежной суммы в случае, если показания общедомового прибора учета ниже, чем сумма соответствующего вида коммунальной услуги, определенная расчетным способом, нарушаются права граждан на оплату фактически потребленного ресурса.

 Так, согласно п. 46 Правил № 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях.

 Однако, в настоящее время, в связи с тем, что управляющая компания незаконно отключила имеющиеся в жилых домах общедомовые приборы учета, не возможно установить фактическое потребление воды по прибору учета, в связи с чем - управляющая компания всем потребителям начисляет плату за коммунальную услугу на общедомовые нужды по нормативам, установленным Распоряжением Департамента ЖКХ Кировской области № 93-р от 28 мая 2013 года в размере 0,04 куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

 То есть при наличии прибора учета, граждане тем не менее лишены возможности, установленной п. 46 Правил № 354 на вычет суммы норматива на общедомовые нужды в случае, если объем воды по общедомовому прибору учета будет равен показаниям индивидуальных приборов учета (ИПУ) и начислениям по нормативу в квартирах, где нет ИПУ.

 Кроме этого, в силу п. 47 Правил № 354 в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан:

 а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды;

 б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период.

 Таким образом, незаконным отключением общедомовых приборов учета нарушаются права потребителей установленные п. 46, п. 47 Правил № 354 и предусматривающие не начислять коммунальную услугу на общедомовые нужды, а также возможность и обязанность возврата управляющей компанией потребителю денежной суммы в случае, если показания общедомового прибора учета ниже, чем сумма соответствующего вида коммунальной услуги, определенная расчетным способом по показаниям ИПУ и нормативам.

 Помимо этого, незаконным отключением приборов учета нарушаются права потребителей на получение информации от исполнителя, установленные п. 69 Правил № 354.

 В соответствии с п. 69 Правил № 354 в платежном документе помимо прочего указываются показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса.

 Однако, в настоящее время такие показания в связи с отключением общедомовых приборов учета не указываются, чем нарушаются права потребителей на получение соответствующей информации по начислениях на коммунальные услуги.

 Таким образом, при отключении прибора учета, в т.ч. от сети напряжения, невозможно определить фактический объем коммунальной услуги водоснабжения, поставленный жителям многоквартирного жилого дома за весь период, пока прибор учета находится в отключенном состоянии, тогда как в ряде случаев, общедомовые приборы показывают, что фактические объемы потребления населением могут быть меньше, чем расчетные.

 Таким образом, показания установленных общедомовых приборов учета напрямую влияют на размер платы граждан за соответствующую коммунальную услуг.

 Согласно решению Ленинского районного суд от 25.05.2012 г. по делу Номер изъят по иску прокурора Ленинского района г.Крова к ООО «УК Ленинского района г.Крова», установленные приборы учета по адресу Адрес изъят, опломбированы, зарегистрированы в государственном реестре средств измерений и допущены к применению в Российской Федерации. Исходя из этого, судом сделан вывод о том, что взимание доначислений за холодное водоснабжение, водоотведение с 01.09.2011 по 31.01.2012, определенных по показания общедомовых приборов учета являются правомерным.

 Согласно экспертного заключения ЗАО  ...  от 07.02.2014 по результатам визуального осмотра, а также произведенных замеров, можно сделать вывод, что монтаж узла учета и прибора учета ХВ в МКД по адресу Адрес изъят, соответствует обязательным нормам (руководство по эксплуатации, СНиП, ГОСТ), установлен без нарушений.

 Таким образом, отключение общедомового прибора учета в доме Адрес изъят ООО «УК Ленинского района г. Крова» является незаконным.

 Отключение установленных общедомовых приборов учета в многоквартирном доме расположенном по адресу Адрес изъят, находящемся в управлении ООО «УК Ленинского района г. Кирова» существенно нарушает жилищные права граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме и может вызвать социальную напряженность.

 В соответствии с п. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета МКД, которые в нарушение требований этого Закона не были оснащены приборами учета в установленный срок Лицо, не исполнившее в срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки счетчиков.

 Таким образом, необходимость оборудования жилых многоквартирных домов коллективными приборами учета холодной воды определена законом и не зависит от решения общего собрания собственников многоквартирного дома принимаемого по вопросам, отнесенным к его компетенции.

 Исковые требования подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора удовлетворить.

 Признать незаконным действия ООО «Управляющая компания Ленинского района города Кирова» по отключению общедомового прибора учета в многоквартирном доме Адрес изъят.

 Обязать ООО «Управляющая компания Ленинского района города Кирова» включить в работу общедомовой прибор учета холодного водоснабжения в многоквартирном доме Адрес изъят.

 Взыскать с ООО «Управляющая компания Ленинского района города Кирова» в доход бюджета МО «Город Киров» госпошлину в сумме  ...  руб.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца.

 В окончательной форме решение изготовлено 28.04.2014 г.

 Судья Новоселов О.Г.