ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-267/19 от 17.01.2019 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-267/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Омск 17.01.2019 года

Куйбышевский районный суд г.Омска в составе председательствующего судьи Чекурды А.Г., при секретаре Савченко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» к ФИО1 о возврате выплаты на организацию собственного дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Представитель Казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» обратился в суд с названным иском. В обоснование требований указал, что 17 апреля 2018 года ФИО1 обратился в казенное учреждение Омской области "Центр занятости населения города Омска" и зарегистрирован в целях поиска подходящей работы. В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", ФИО1 признан безработным с 17 апреля 2018 года с одновременным назначением пособия по безработице в размере 977,50 рублей на период с 17 апреля 2018 года по 16 октября 2018 года (Приказы от 27 апреля 2018 года № 117Д06/18, № 117П06/18). В период с 15 июня 2018 года по 14 июля 2018 года, с 15 июля 2018 года по 14 августа 2018 года выплаты пособия по безработице приостановлены, в связи с нарушением безработным гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (приказы центра занятости от 26 июня 2018 года № 177П06/18, от 17 июля 2018 года № 198П06/18 ). Между центром занятости и ФИО1 заключен договор от 19 июня 2018 года № 1-0/2018 о содействии безработным гражданам в организации собственного дела и создания дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. 21 июня 2018 года ФИО1 в соответствии с Порядком и Договором Центром занятости перечислена выплата в сумме 202 860 рублей (платежное поручение от 21 июня 2018 года № 002355). 27 июня 2018 года ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице на этапе с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина, в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона о занятости (приказ от 24.04.2018 года № 205П06/18, приказ от 24.07.2018 года № 205Д06/18). 28 июня 2018 года, согласно листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесена запись о государственной регистрации физического лица ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя. 29 июня 2018 года ФИО1 предоставлены сведения о наличии свободных рабочих мест на вакансию "подсобный рабочий" на 0,1 ставку с заработной платой 740 рублей в месяц. Специалистами центра занятости предложена вышеуказанная вакансия и выдано 6 направлений на работу, но в пяти случаях граждане отказались от работы из-за низкого уровня заработной платы. Кроме этого, 61 гражданину специалистами центра занятости предоставлены сведения о вакансии в перечне вариантов работы. Согласно устным и письменным разъяснениям специалистов центра занятости (ответ центра занятости от 15 июня 2018 года № 2303) подбор подходящей работы для безработных граждан осуществляется в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № П 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы". Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего лета, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях. Учитывая вышеизложенное, подавая сведения о наличии свободных рабочих пест на 0,1 ставку с заработной платой 740 рублей в месяц, ФИО1 установлены требования к вакансии, ограничивающие возможность трудоустройства на нее безработных граждан. В связи с непредставлением указанных выше документов, неисполнением условий Договора и на основании подпункта 4 пункта 29 Порядка, подпункта 4 пункта 3.1. Договора ФИО1 необходимо вернуть в бюджет Омской области сумму в размере 202 860 рублей. На основании изложенного, просит взыскать с ФИО1 перечисленную выплату на организацию собственного дела в бюджет Омской области в размере 202 860 рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала. Пояснила, что 17.04.2017 ответчик обратился в службу занятости, был зарегистрирован в качестве безработного, с соответствующим назначением пособия по безработице на один год. Далее, в целях реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, Центр занятости оказывает в соответствии с данными нормативными документами услуги по организации собственного дела в целях создания дополнительных рабочих мест и выплачивает безработному денежную сумму, в случае с ответчиком - 202 860 рублей. Одним из условий такого порядка является трудоустройство по направлению Центра занятости на созданное дополнительное постоянное рабочие место не менее одного безработного гражданина. То есть, если человек выбирает такую программу, то одним из условий является трудоустройство в его дело одного безработного, должны быть соблюдены все шесть условий, но одно из них, на основании, которого и было подано исковое заявление является, трудоустройство и сохранение трудовых отношений в течении 2-х лет с данным работником. Данные условия ответчиком не были соблюдены, соответственно, это послужило основанием обращения в суд. Кроме того, Центр занятости выдавал безработным направления для трудоустройства на работу к ответчику, однако, ответчиком была подана вакансия на 0,1 ставку с заработной платой 740 рублей в месяц, соответственно никто из безработных не согласился на такие условия, отказы безработных ими зафиксированы.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании требования не признал, возражал против их удовлетворения. Пояснил, что согласно Постановления 11-П, прежде чем защитить бизнес план, комиссия рассматривала его. Была указана заработная плата в размере 80 рублей в час, то есть был проведен мониторинг, при защите бизнес плана это было указано. Основным видом деятельности было оказание услуг населению, то есть уборка города и оказание услуг в сельском хозяйстве. На полученные деньги им приобретен трактор Т-50. Согласно бизнес-плану, он должен был приобрести ряд оборудования для техники за свои средства. На период уборочной он арендовал погрузчик с последующим выкупом, и пытался заниматься уборкой города. Он просил на период уборочной найти рабочего. Согласно п. 2.2.1 он должен был получать от центра занятости организационные услуги, связанные с открытием собственного дела и создания дополнительных рабочих мест, то есть центр занятости должен его консультировать и направлять безработных, однако, этой помощи ему оказано не было.

Представитель ответчика по устному ходатайству ФИО3 в судебном заседании требования не признала, возражала против их удовлетворения. Пояснила, что для того, чтобы участвовать в данной программе ответчик предложил бизнес-план, который был утвержден центром занятости. Что касается размера оплаты, то 740 рублей это - оплата минимально установленная за простой, и оплата 80 рублей в час при работе, она также изначально была согласована. Кроме того, когда человек только открывает деятельность, он устанавливает минимальные заработные платы, так как заранее не знает, как пойдет бизнес, может потом он сможет и больше платить. Что касается трудоустройства граждан, то к ответчику обращался один человек, у которого уже была постоянная работа, и он данную работу рассматривал как дополнительную и он мог выходить на работу один, два раза в неделю, остальные просто до него не доходили. Возможно, люди были не полностью информированы Центром занятости. Понятно, что не для каждого такая работа подойдёт, а ответчик не имел права брать человека с улицы. Ответчик расклеивал объявления, к нему люди обращались, но он им говорил, что необходимо оформление через службу занятости и люди говорили, что они не хотели возиться с документами. Все условия, которые зависели от ответчика, он выполнил. ФИО1 открыл ИП, предоставил все необходимые документы, соответственно оснований для возврата денежных средств не имеется.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Приказом Главного управления государственной службы занятости населения Омской области от 30.03.2012 N 11-п "Об утверждении Порядка оказания содействия отдельным категориям граждан в организации собственного дела и создании дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан" утвержден Порядок реализации дополнительного мероприятия по содействию безработным гражданам в организации собственного дела и создании дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее - Порядок).

Согласно п. 2 указанного Порядка содействие самозанятости осуществляется в целях обеспечения занятости населения, создания дополнительных постоянных рабочих мест, снижения социальной напряженности и уровня безработицы на рынке труда Омской области.

В силу п. 3 Порядка содействие самозанятости осуществляется в виде выплаты на открытие собственного дела в качестве субъекта малого предпринимательства и создание дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее - выплата).

Выплата предоставляется центрами занятости безработным гражданам в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области центрам занятости на реализацию дополнительного мероприятия по содействию безработным гражданам в организации собственного дела и создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Размер выплаты определяется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 14 марта 2012 года N 47-п "Об отдельных вопросах реализации полномочий Правительства Омской области в области содействия занятости населения".

В соответствии с п. 4 Порядка Условиями предоставления выплаты являются:

1) отсутствие в отношении безработного гражданина неоконченного исполнительного производства;

2) неполучение безработным гражданином в предыдущие периоды за счет средств бюджета Омской области предоставляемой центрами занятости финансовой поддержки, направленной на содействие в организации собственного дела;

3) использование выплаты по целевому назначению;

4) осуществление предпринимательской деятельности в течение двух лет со дня ее государственной регистрации по виду экономической деятельности, соответствующему содержанию бизнес-плана;

5) трудоустройство по направлению центра занятости на созданное дополнительное постоянное рабочее место не менее одного безработного гражданина;

6) сохранение с гражданином, указанным в подпункте 5 настоящего пункта, трудовых отношений (за исключением случаев увольнения по собственному желанию или за совершение виновных действий) в течение двух лет со дня государственной регистрации предпринимательской деятельности.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 признан безработным с 17 апреля 2018 года с одновременным назначением пособия по безработице в размере 977,50 рублей на период с 17 апреля 2018 года по 16 октября 2018 года (Приказы от 27 апреля 2018 года № 117Д06/18, № 117П06/18).

В период с 15 июня 2018 года по 14 июля 2018 года, с 15 июля 2018 года по 14 августа 2018 года выплаты пособия по безработице приостановлены, в связи с нарушением безработным гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (приказы центра занятости от 26 июня 2018 года № 177П06/18, от 17 июля 2018 года № 198П06/18).

19.06.2018 года между Центром занятости и ФИО1 заключен договор № 1-0/2018 о содействии безработным гражданам в организации собственного дела и создания дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

21.06.2018 года ФИО1 в соответствии с Порядком и Договором Центром занятости перечислена выплата на организацию собственного дела в сумме 202 860 рублей (платежное поручение от 21 июня 2018 года № 002355).

27.06.2018 года ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина, в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 Закона о занятости (приказ от 24.04.2018 года № 205П06/18, приказ от 24.07.2018 года № 205Д06/18).

28.06.2018 года, согласно листа записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесена запись о государственной регистрации физического лица ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя.

29.06.2018 годы ФИО1 предоставлены сведения о наличии свободных рабочих мест на вакансию "подсобный рабочий" на 0,1 ставку с заработной платой 740 рублей в месяц.

Специалистами центра занятости предложена вышеуказанная вакансия и выдано 6 направлений на работу, но в пяти случаях граждане отказались от работы из-за низкого уровня заработной платы.

Кроме этого, 61 гражданину специалистами центра занятости предоставлены сведения о вакансии в перечне вариантов работы, где имелась и вакансия ИП ФИО1

01.11.2018 года исходящим письмом ИСХ-18/ОМСК_ЦЗН-4585 Центр занятости направил в адрес ФИО1 требование о возврате выплаты на организацию собственного дела в бюджет Омской области, поскольку согласно пп. 5 п. 4 Порядка, а также п. 2.2.7 Договора трудоустройство одного безработного гражданина на созданное дополнительное постоянное рабочее место в течение 60 дней со дня перечисления выплаты является обязательным условием предоставления денежных средств безработному гражданину.

Данное требование до настоящего времени ответчиком не исполнено. Более того, в судебном заседании ФИО1 возвращать выплату на организацию собственного дела в размере 202 860 рублей в бюджет Омской области отказывается, ссылаясь на надлежащее выполнение им условий договора № 1-0/2018 от 19.06.2018 года.

Оценив собранные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу об обоснованности требований Казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» и соответственно, необходимости их удовлетворения, поскольку ответчиком не выполнены принятые на себя обязательства по договору № 1-0/2018 от 19.06.2018 года.

Так, ФИО1, будучи зарегистрированным в качестве безработного в Центр занятости населения города Омска, согласившись на участие в государственной программе оказания содействия отдельным категориям граждан, получил из бюджета Омской области выплату в размере 202 860 рублей для организации собственного дела.

При этом, согласно п. 2.2.7 Договора от 19.06.2018 года одним из обязательных условий являлось необходимость создания одного дополнительного постоянного рабочего место для трудоустройства именно безработного гражданина и прием на работу одного безработного гражданина, направленного центром занятости, в течение шестидесяти календарных дней со дня перечисления выплаты.

В силу п. 2.2.3 Договора гражданин не позднее 60 календарных дней со дня перечисления выплаты предоставляет Центру занятости отчет об использовании выплаты на открытие собственного дела в качестве субъекта малого предпринимательства и создание дополнительных постоянных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан с приложением документов, подтверждающих в соответствии с законодательством произведенные расходы за счет выплаты в соответствии с направлениями расходования выплаты, указанными в бизнес-плане, копий документов, подтверждающих оформление трудовых отношений с безработными гражданами, направленными центрами занятости в соответствии с законодательством (трудового договора, приказа (распоряжения) о приеме на работу).

Согласно представленным в материалы дела документам, Центром занятости на 0,1 ставку с заработной платой 740 рублей в месяц, предоставленную ФИО1, выдано 6 направлений на работу, но в пяти случаях граждане отказались от работы из-за низкого уровня заработной платы. Кроме этого, специалистами центра занятости предоставлены сведения о вакансии в перечне вариантов работы 61 гражданину, которые также не заинтересовались предложенными ФИО1 условиями оплаты труда.

Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан, требования к подбору подходящей работы утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан").

Согласно п.п. 2,3 указанных Требований подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - работодателей.

Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.

Вместе с тем, до настоящего времени ФИО1 не трудоустроен ни один безработный гражданин, направленный Центром занятости, что также не оспаривается сторонами по делу.

Довод ФИО1 и его представителя о том, что именно Центром занятости ему не были направлены безработные граждане по предложенной им вакансии, им же обязательства по договору исполнены в полном объеме, так как вакансия хотя и в размере 0,1 ставки, но все же была им выставлена, судом отвергается как несостоятельный, поскольку правовое значение имеет лишь факт трудоустройства безработного, этого же ФИО1 безусловно сделано не было.

Ссылка ФИО1 на то, что Бизнес-план содержал указание на возможность оплаты работнику 80 рублей в час и был в таком виде принят Центром занятости, так же не может быть судом положена в основу вывода об обоснованности его позиции, по приведенным выше основаниям.

Поскольку обязанности по договору № 1-О/2018 от 19.06.2018 года ФИО1 должным образом не исполнены, суд полагает, что полученная им выплата в общей сумме 202 860 рублей подлежит возврату Казенному учреждению Омской области «Центр занятости населения города Омска» в бюджет Омской области в полном объеме.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 228,60 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Казенного учреждения Омской области «Центр занятости населения города Омска» в бюджет Омской области в счет возврата выплаты на организацию собственного дела денежную сумму в размере 202 860 рублей.

Взыскать с ФИО1 в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 5 228,60 рублей.

Решение может быть обжаловано путем подачи жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в апелляционную инстанцию Омского областного суда в течение одного месяца.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 22.01.2019 г.