ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-267/2014 от 16.04.2014 Острогожского районного суда (Воронежская область)

 Дело № 2-267/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Острогожск.                         ДД.ММ.ГГГГ

 Острогожский районный суд Воронежской области в составе:

 председательствующего судьи: Репина В.В.,

 при секретаре: Сенченко Е.Н.,

 с участием:

 истца ФИО1 ФИО10,

 представителя третьего лица Острогожского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области – ФИО2, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,

 рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 ФИО11 к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области» о регистрации права собственности на два земельных участка и о прекращении регистрации права собственности на один земельный участок,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО3, обратилась в Острогожский районный суд Воронежской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области" о регистрации права собственности на два земельных участка и о прекращении регистрации права собственности на один земельный участок, в котором просит провести государственную регистрацию права собственности на имя ФИО3 на два земельных участка: земельный участок, площадью 1880 кв. м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, и земельный участок, площадью 2700 кв. м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, одновременно прекратить регистрацию права собственности на имя ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3700 кв. м расположенный по адресу: <адрес>.

 Истец ФИО3 в судебном заседании уточнила свои исковые требования и просит присвоить вновь образованному земельному участку, площадью 1880 кв.м, расположенному по адресу: <адрес>, новый кадастровый номер вместо предыдущего кадастрового номера №. Истец просит иск удовлетворить и суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж ФИО4. Наследниками по закону являются ФИО3 и четверо детей наследодателя, однако, дети от принятия наследства отказались в пользу истца. Нотариус нотариального округа Острогожского района Воронежской области ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ выдала истцу свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок с кадастровым номером № кв. м расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО3 принадлежащий ей по свидетельству о праве на наследство по закону земельный участок с кадастровым номером №, был разделен на два отдельных участка: земельный участок, площадью 1880 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, и земельный участок, площадью 2700 кв. м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. ФИО3 обратилась в Острогожский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на данные земельные участки, но ей было отказано в этом. При разделе земельного участка, площадью 3700 кв. м, одному из вновь ванных земельных участков, площадью 1880 кв. м, присвоен кадастровый номер земельного участка, из которого он образован, что противоречит требованиям закона. Согласно ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае образования двух и более объектов недвижимого имущества предоставляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. ФИО3 было выполнено данное требование закона. Однако ответчик зарегистрировал и присвоил кадастровый номер только одному выделенному земельному участку, площадью 2700 кв. м., тогда, как и земельному участку, выделенному из земельного участка, площадью 3700 кв. м с кадастровым номером №, должен быть присвоен новый кадастровый номер. Федеральным Законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено одновременное проведение государственной регистрации прав в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, и прекращении права на исходный участок. Ответчик, осуществивший раздел земельных участков и присвоение вновь образованным участкам кадастровых номеров, отказывается исправить допущенное им нарушение закона, что препятствует государственной регистрации права собственности на данные земельные участки на имя ФИО3. Истец считает, что при этом существенно нарушены ее законные права на государственную регистрацию права собственности, что лишает ее правомочий по распоряжению земельными участками.

 Ответчик Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области», надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду отзыв на исковое заявление ФИО3, в котором указывает, что в соответствии со ст. 38 ГПК РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Стороны являются субъектами спорного материального правоотношения. Ответчик - это лицо, которое по заявлению истца является нарушителем его прав и интересов и вследствие этого привлекается к ответу по иску. Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества осуществляется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (Управление Росреестра по Воронежской области) на основании заявления правообладателя с приложением необходимых документов (в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Считают, что требование о регистрации права собственности на земельные участки и погашении записи о регистрации необоснованно заявлено к филиалу, так как государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости осуществляет Управление Росреестра по Воронежской области. Действия филиала не оспаривались и не обжалуются, права и интересы Истца филиал не нарушал, кроме этого, филиал не имеет никаких имущественных прав на имущество, принадлежащее истцу и не претендует на них, а, следовательно, фактически спор между истцом и органом кадастрового учета отсутствует в принципе, а следовательно, филиал по данному делу является ненадлежащим ответчиком. Вместе с тем, считают необходимым сообщить содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведения о следующих земельных участках: 1-земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, уточненная площадь 1800 кв. м., поставлен на государственный кадастровый учет (далее - ГКУ) ДД.ММ.ГГГГ, описание местоположения границ земельного участка установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления заинтересованного лица (ФИО3) и необходимых для кадастрового учета документов (межевой план) осуществлен учет изменений вышеуказанного земельного участка в части уточнения местоположения границ и площади (площадь изменилась с 3700 кв.м. на 1800 кв.м.). Оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета выявлено не было (согласно ст.ст. 26, 27 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре); 2- земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2700 кв.м., поставлен на ГКУ ДД.ММ.ГГГГ со статусом «ранее учтенный» на основании заявления Истца о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и приложенных документов. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления заинтересованного лица (ФИО3) и необходимых для кадастрового учета документов осуществлен учет изменений вышеуказанного земельного участка в части уточнения местоположения границ и площади. Оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета также выявлено не было (согласно ст.ст. 26, 27 Закона о кадастре). Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области».

 Представитель третьего лица Острогожского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области ФИО2 в судебном заседании просит разрешить дело на усмотрение суда и пояснил следующее: В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ государственная регистрация права проводится по заявительному принципу. Общий заявительный принцип регистрации закрепляется и специальной нормой Закона о регистрации, государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности лица, осуществляется на основании заявления такого лица (пункт 2 статьи 22.2 Закона). Согласно статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ (далее -Закон о регистрации), в отношении представленных документов проводится правовая экспертиза, по результатам которой принимается одно из следующих решений: приостановление государственной регистрации, либо отказ в государственной регистрации, либо внесение регистрационной записи в ЕГРП. При проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено сходность кадастрового номера исходного земельного участка с кадастровым номером вновь образованного земельного участка при разделе первоначального земельного участка на два вновь образованных участка (№). Вышеуказанные обстоятельства не соответствуют требованиям статье 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 №221-ФЗ (далее - Закон о кадастре), каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Согласно пункта 6 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.04.2011г. №144, в случае снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости либо в случае аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости не допускается повторное использование кадастрового номера такого объекта недвижимости в целях присвоения указанного номера иным объектам недвижимости. Согласно статье 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Положение статьи 11.4 Земельного кодекса РФ дублируется в статье 22.2 Закона о регистрации, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки. Рассматривая во взаимодействии вышеуказанные правовые положения, следует, что в результате раздела земельного участка, исходный земельный участок прекращает свое существование, т.е. согласно пункта 3 статьи 24 Закона о кадастре снимается с кадастрового учета и в силу пункта 6 указанного выше Порядка повторное использование кадастрового номера не допускается. Тем более в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона о кадастре, в случае образования двух и более объектов недвижимого имущества предоставляется одно заявление о кадастровом учете всех преобразуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Таким образом, допущенная кадастровым органом ошибка в присвоении сходных кадастровых номеров одновременно в отношении двух земельных участков, являющаяся препятствием для государственной регистрации прав должна быть исправлена органом, допустивший данный изъян, в порядке статьи 28 Закона о кадастре. В целях устранения возникших препятствий, по решению государственного регистратора регистрационные действия были приостановлены, в силу статьи 19 Закона о регистрации и в адрес кадастровой палаты направлен запрос. Ответом кадастровой палаты на запрос не были устранены возникшие препятствия, тем более в кадастровом паспорте отсутствовал предыдущий номер исходного земельного участка. На основании вышеуказанных обстоятельств государственный регистратор вынужден был принять решение об отказе в государственной регистрации по истечению, предусмотренного статьей 13 Закона о регистрации, срока для проведения регистрации, о чем в письменной форме уведомлены заявители. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Из вышеизложенных обстоятельств, истцам для проведения государственной регистрации права необходимо разрешить с кадастровым органом вопрос в отношения сходности кадастровых номеров различных земельных участков и их устранение. Также необходимо обратить внимание, что согласно пункта 2 Положения, Управление состоит из структурных подразделений аппарата Управления и территориальных отделов, осуществляющих полномочия Управления на территориях муниципальных образований. Пункт 7.15 Положения закрепляет право Управления на участие в судах. Вышеуказанные требования Положения устанавливают отсутствие процессуальных прав и обязанностей на привлечение территориального отдела в качестве ответчика или заинтересованного лица при отправлении гражданского судопроизводства, так как отдел является структурным подразделением Управления, что соответствует положениям статей 36 и 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Выслушав доводы истца ФИО3, представителя третьего лица Острогожского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области ФИО2, принимая во внимание отзыв на исковое заявление ответчика Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области», проверив и исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст.2 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)).

 Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Таким образом, настоящее дело подведомственно суду общей юрисдикции и в соответствии со ст. 24 ГПК РФ, подлежит рассмотрению районным судом в качестве суда первой инстанции.

 В соответствии с ч.1 ст.30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

 Требования истца ФИО3 подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела:

 ФИО3, <данные изъяты> что подтверждается паспортом серия №, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

 Согласно кадастровой выписке о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ в собственности ФИО4, на основании свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ года №№, находится земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 3700 кв.м (л.д.16).

 ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4. Наследниками по закону являются ФИО3 и четверо детей наследодателя, однако, дети от принятия наследства отказались в пользу истца. Нотариус нотариального округа Острогожского района Воронежской области ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ выдала истцу свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3700 кв. м расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующим свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

 ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО3 принадлежащий ей по свидетельству о праве на наследство по закону земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3700 кв.м, был разделен на два отдельных участка: земельный участок, площадью 1880 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, и земельный участок, площадью 2700 кв. м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-21, 27-31), межевым планом (л.д.44-55) и кадастровой выпиской о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-26), межевым планом (л.д.32-43)

 При разделе земельного участка, площадью 3700 кв. м, одному из вновь ванных земельных участков, площадью 1880 кв. м, присвоен кадастровый номер земельного участка, из которого он образован, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16) и кадастровой выпиской о земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-26).

 ФИО3 обратилась в Острогожский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на данные земельные участки, но ей было отказано, поскольку при проведении правовой экспертизы установлено, что при разделе земельного участка, площадью 3700 кв.м, одному из вновь образованных земельных участков, площадью 1880 кв.м, право на который заявлено, присвоен кадастровый номер земельного участка, из которого он образован, что противоречит требованиям закона, таким образом документы, представленные на регистрацию по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, что является основанием для отказа в государственной регистрации, что подтверждается уведомлением о приостановлении государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-14), сообщением об отказе в государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-10).

 Согласно справке о местоположении земельных участков № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 числятся земельный участок, расположенный в <адрес> выделенный для ведения личного подсобного хозяйства ФИО4 в размере 4580 кв.м, фактически состоящий из двух земельных участков. Первый земельный участок, площадью 1880 кв.м расположен по адресу: <адрес>, второй земельный участок, площадью 2700 кв.м, расположен в <адрес> (л.д.54).

 Земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2700 кв.м, расположенный в <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО3, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55).

 Понятие «земельного участка» закреплено в ст. 11.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в соответствии с которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

 Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч.1 ст. 11.2 ЗК РФ). Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.2 ст. 11.2 ЗК РФ). Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (ч.8 ст. 11.2 ЗК РФ).

 В соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

 Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (ст.5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости")

 Частью 1 и частью 3 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости" закреплено, что в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Согласно п.2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 №144, кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет.

 В соответствии с п.6 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 №144, в случае снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости либо в случае аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости не допускается повторное использование кадастрового номера такого объекта недвижимости в целях присвоения указанного номера иным объектам недвижимости.

 Ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях). Вышеуказанные ошибки должны быть устранены органом кадастрового учета в соответствии со ст.28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости".

 Статьей 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дублируются положения ст. 11.4 ЗК РФ и закрепляются особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков: Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является: 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков; 3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков. Отсутствие государственной регистрации права на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. В случае если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, зарегистрировано в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременений) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.

 В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

 Статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ предусмотрен порядок проведения государственной регистрации прав. Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

 Согласно ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе. Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением следующих случаев: если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю; если права возникают в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; иных установленных федеральным законом случаев. При этом уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на такой земельный участок также должно содержать рекомендации по устранению причин этого приостановления и к указанному уведомлению должна быть приложена кадастровая выписка о таком земельном участке, содержащая имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о нем.

 В силу ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе; в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона. Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

 Суд приходит к выводу, что орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, при постановке на учет земельного участка, площадью 1880 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, присвоив вновь образованному земельному участку старый кадастровый номер, принадлежащий земельному участку, площадью 3700 кв.м, который подлежал разделу, допустил нарушение норм действующего законодательства, регулирующего порядок и правила постановки на кадастровый учет недвижимого имущества. Государственный регистратор правомерно отказал в государственной регистрации прав на земельный участок, площадью 1880 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

 В соответствии со ст. 34 ГПК РФ лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 настоящего Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.

 Согласно ст. 38 ГПК РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

 Таким образом, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области» является по настоящему делу надлежащим ответчиком.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11.1-11.4 ЗК РФ, ст.ст. 5, 24, 28, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О государственном кадастре недвижимости", п.2 и п.6 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 №144, ст.ст. 13, 16, 19, 20, 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст.ст.22, 24, 30, 34, 38, 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области" присвоить вновь образованному земельному участку, площадью 1880 кв.м, расположенному по адресу: <адрес>, новый кадастровый номер вместо предыдущего кадастрового номера №.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня его вынесения через Острогожский районный суд.

 Председательствующий                     В.В.РЕПИН.