ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-267/2016 от 22.11.2016 Красносельского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-267/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2016 года

Красносельский районный суд Костромской области

в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,

при секретаре Поленовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашиной Г.С. к Пахтушкиной Л.В., ООО «Костромское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие », Смекалову В.Н., Администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о признании недействительными результатов кадастровых работ,

У С Т А Н О В И Л:

Кашина Г.С. обратилась в суд с иском к кадастровому инженеру Пахтушкиной Л.В., ООО «Костромское землеустроительное предприятие », Смекалову В.Н. о признании недействительным результатов кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>; об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об уточненной границе и площади указанного земельного участка.

Требования Кашина Г.С. обосновывает тем, что ей на праве собственности принадлежит 1/2 доля земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и 1/2 доли жилого дома, <данные изъяты> Другая 1/2 доля земельного участка и жилого дома принадлежит К.О.С.

В марте ДД.ММ.ГГГГ года при согласовании с нею схемы расположения земельного участка с кадаст­ровым номером <данные изъяты> который является смежным с её земельным участком, она об­наружила, что были установлены границы земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> который был сформирован за счет захвата части принадлежащего ей земельного участка площадью <данные изъяты>., в результате чего, площадь принадлежащего ей земельного участка была уменьшена и стала составлять <данные изъяты>

Из запрошенных ею документов стало известно, что кадастровым инженером Пахтушкиной Л.В. были проведены кадастровые работы по установлению границ земельного участка, площадью <данные изъяты> кадастровый номер , при этом, данный земельный участок граничит с принадлежащим ей земельным участком и в результате проведенных кадастровых работ произошло наложение земельного участка с кадастровым номером на принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , в результате чего, площадь её земельного участка была уменьшена <данные изъяты>м. до <данные изъяты>.м. При этом согласование границы земельного участка кадастровым инженером с ней как со смежным землепользователем не проведено. Её не уведомляли о проведении согласования смежной границы, объявление в газету о согласовании границы кадастровым инженером так же не подавалось. В силу статьи 70 ЗК РФ, государствен­ный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Феде­ральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимо­сти" (далее - Закон № 221-ФЗ). Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действии уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества, с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Закона № 221-ФЗ).

Частью 1 статьи 16 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существованием либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости. На основании пункта 2 части 1 статьи 22, части 12 статьи 38 Закона № 221-ФЗ при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета предоставляется межевой план, форма и требования к подготовке которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статья 38 указанного Закона).

В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона № 221-ФЗ, если местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Согласно части 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, в т числе, на праве собственности.

Порядок согласования и оформления его результатов установлены статьями 39 - 40 указанного Федерального Закона.

Так, в соответствии с ч.2, 7-11 ст.39 Закона № 221-ФЗ предметом указанного в части настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. В случае согласования местоположения границ посред­ством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согла­совании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под распис­ку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлени­ем о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведения­ми, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для офици­ального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации со­ответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении со­брания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если: 1) в государствен­ном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересо­ванных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отмет­кой о невозможности его вручения; 2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйствен­ного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав обще­го имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны: сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона; сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые ра­боты, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефо­на; кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земель­ных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки; порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим про­ектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения; место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ; сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких гра­ниц на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке, требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан: проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

Как следует из статьи 40 Закона N 221-ФЗ, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии, в акте согласования местоположения границ, личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

В соответствии с Инструкцией по межеванию земель (утв. Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04. 1996 года) п. 1.1, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Из п. 9.1, 9.2 следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителей районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке; после завершения процедуры установления согласования границ земельного участка на местности, производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).

Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм считает, что кадастровым инженером допущены нарушениях вышеуказанных нормативных правовых актов, являющие основанием для признания недействительными результатов данных кадастровых работ.

В соответствии с п.29 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностям подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (ред. 25.01.2012) "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", в случае, если в результате кадастровых работ сохраняются неснятые возражения о местоположении границ земельного участка, межевой план оформляется для передачи заказчику кадастровых работ в целях снятия вышеназванных возражений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда на выполнение кадастровых работ.

Между тем, межевой план с имеющимися документами не был передан кадастровым инже­нером заказчику для решения вопроса об установлении границ смежных земельных участков в порядке ст.64 ЗК РФ, п.5 ст.40 Закона № 221-ФЗ. При таких обстоятельствах, кадастровому инженеру следовало строго придерживаться тре­бования земельного законодательства о разрешении земельных споров в судебном порядке, положений п.29 Требований о передаче заказчику межевого плана для разрешения спора в су­де.

Этого сделано не было, равно как собственникам смежного земельного участка КопровойО.С. и ей - Кашиной Г.С. не предлагалось в письменном виде представить обоснованные письмен­ные возражения относительно согласования границ.

Совокупность указанных нарушений позволяет сделать вывод о недействительности прове­денных кадастровых работ кадастрового инженера Пахтушкиной Л.В., использованных при осу­ществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастро­вым , площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>

Считает, что она (Кашина Г.С.) была лишена гарантированной законом возможности в установленном по­рядке согласовать смежную с участком границу, в результате чего, её площадь земельного участка уменьшилась и так же она (истец) в будущем не сможет установить границы своего участ­ка с иными координатами смежной границы, т.к. такая граница уже была установлена ответ­чиком при межевании участка и новому установлению не подлежала бы.

В ходе судебного разбирательства Кашина Г.С. исковые требования уточнила, привлекла к участию в деле в качестве соответчика Администрацию Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области просит признать недействительными результаты кадастровых работ кадастрового инженера Пахтушкиной Л.В. ООО «Костромское землеустроительное предприятие », по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об уточненной границе и площади данного земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.

В судебном заседании истец Кашина Г.С. и её представитель по доверенности БечинР.С. исковые требования уточнили, просят суд признать недействительными результаты кадастровых работ кадастрового инженера Пахтушкиной Л.В. ООО «Костромское землеустроительное предприятие », по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об уточненной границе данного земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу. Пояснения суду представитель истца дал аналогичные изложенному в исковом заявлении.

Ответчик Смекалов В.Н. и его представитель по устному заявлению ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив суду, что земельный участок в <адрес> он купил в августе ДД.ММ.ГГГГ. В том же году он проводил межевание. При межевании присутствовала представитель администрации. Смежные землепользователи и администрация говорили, что спорная в настоящее время земля принадлежит администрации, поэтому ни у него, ни у кадастрового инженера не возникло сомнений, что это может быть чья-то земля. Землю он не захватывал, приобрел добросовестно. Площадь земельного участка после межевания не увеличилась.

Ответчик по делу кадастровый инженер Пахтушкина Л.В., являющаяся также представителем соответчика ООО «Костромское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив суду, что она выполняла кадастровые работы в отношении земельного участка Смекалова В.Н. Согласование местоположения границ земельного участка с истцом не производилось, поскольку на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной с главой администрации Чапаевского сельского поселения и председателем комитета имущественных и земельных отношений администрации Красносельского муниципального района, земли, расположенные между земельным участком истца и ответчика, были обозначены как земли Чапаевского сельского поселения.

Представитель соответчика по делу- Администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Смирнов В.Н. в судебном заседании требования истца не признал, пояснив суду, что возможно была допущена ошибка при составлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, где земли к югу от земельного участка Смекалова В.Н. были указаны как земли Чапаевского сельского поселения. При составлении данной схемы были использованы сведения технического паспорта домовладения СилинскогоС.М., который имелся в администрации поселения.

Привлеченная судом к участию в деле в качестве соответчика-Администрация Красносельского муниципального района Костромской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание своего представителя не направила, об уважительности причин его неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила, дело рассматривается в отсутствие представителя указанного лица.

Третье лицо по делу, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца К.О.С. в судебном заседании требования истца поддержала по доводам, изложенным истцом в исковом заявлении.

Третье лицо по делу, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО9 и его представитель по доверенности ЗименковаЕ.Д. в судебном заседании требования истца признали обоснованными, пояснив суду, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с расположенным на нем жилым домом в д.<адрес>. Данный земельный участок является смежным с участком истца, поэтому при установлении границ земельного участка истца затрагиваются также его права и законные интересы, поскольку у них имеется общая смежная граница земельных участков. Спорной территорией всегда пользовалась истец и её сестра. Варианты установления границ земельного участка истца, предложенные экспертом в землеустроительной экспертизе, будут нарушать его права, так как при этом будут нарушены СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 (расстояние от жилых помещений до стен дома и хозяйственных построек, расположенных на соседних земельных участка, должно быть не мнее 6 метров, расстояние от границы участка до стены дома должно быть не менее 3 м., до хозпостроек-1м) и нормы пожарной безопасности(ширина проездов для пожарной техники должны быть не менее 6 м).

Третье лицо по делу, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика- ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствует о рассмотрение дела в отсутствие представителя, в отзыве на исковое заявление указали, что сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ как о ранее учтенном объекте недвижимости с декларированной площадью <данные изъяты> В дальнейшем, а именно ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номеров были внесены сведения об описании местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, и уточненной при проведении межевания площади в размере <данные изъяты>. Данные сведения были внесены на основании заявления собственника от ДД.ММ.ГГГГ и приложенного к нему межевого плана, подготовленного в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, установленными приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412. Все уникальные характеристики и дополнительные сведения в отношении вышеуказанного земельного участка, определенные статьей 7 Федеральной закона № 221-ФЗ, были внесены в государственный кадастр недвижимости в точном соответствии со сведениями, содержащимися в документах, представленных в орган кадастрового учета. Действия органа кадастрового учета по осуществлению кадастрового учета в отношении вышеуказанного земельного участка в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в рамках настоящего либо иного дела не обжаловались и предметом судебного разбирательства не являлись. Таким образом, все кадастровые процедуры в отношении земельного участка с кадастровым номером выполнены органом кадастрового учета в соответствии с действующим законодательством, являются обоснованными и законными. В силу статьи 64 Земельного Кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Филиал не совершал действий (бездействий), нарушающих права законные интересы истца, в связи, с чем материально-правовой интерес в споре о признании недействительным результатов кадастровых работ отсутствует.

Выслушав стороны, третьих лиц, заслушав показания свидетеля К.О.С., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании КашинойГ.С., К.О.С. на праве общей долевой собственности принадлежит по 1/2 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года серии <данные изъяты>, , от ( л.д. 6-9).

Собственником земельного участка, общей площадью <данные изъяты>м.., кадастровый , по адресу <адрес> является Смекалов В.Н. (Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серии 44-АБ, ) ( л.д.58).

Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В силу статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что для кадастрового учета необходимо предоставление межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" (с последующими изменениями и дополнениями) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно положению пункта 7 статьи 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В силу правила, содержащегося в пункте 9 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии со статьей 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого, принадлежащего этому заинтересованному лицу, земельного участка.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пользования.

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем за тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

Статьей 40 вышеуказанного Закона предусмотрено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

В соответствии со статьей 40 указанного Федерального закона, статьей 64 ЗК РФ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке.

При этом, согласно части 4 статьи 16 Закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Следовательно, при наличии спора о местоположении границ земельных участков между землепользователями, документом, подтверждающим разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, является судебное решение, которым окончательно будут урегулированы взаимные правопритязания сторон относительно предмета спора.

Из материалов дела следует, что в результате выполненных кадастровым инженером Пахтушкиной Л.В. кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего Смекалову В.Н., ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен межевой план, который был в последующем представлен в орган кадастрового учета недвижимости.

Из акта согласования местоположения указанного земельного участка следует, что местоположение границы земельного участка согласовано с Смекаловым В.Н.( собственник земельного участка, заказчик кадастровых работ) по точкам н1-н1; с и.о. председателя КИиЗО администрации муниципального района по точкам 1-2,4-5; по точкам 5-1 и 2-4 согласование со смежными земельными участками с кадастровыми номерами не требовалось, поскольку сведения о границах указанных земельных участков имелись в государственном кадастре недвижимости( л.д.109).

Согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящейся в межевом деле( л.д.60), смежные земли по точкам 1-2,4-5 межевого плана являются землями Чапаевского сельского поселения.

Каких-либо данных о том, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежащий Кашиной Г.С. и К.О.С., является смежным с земельным участком Смекалова В.Н. с кадастровым номером <данные изъяты>, в межевом плане не имеется.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года по данному делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом- кадастровым инженером ООО «Кадастровые инженеры» З.С.В. земельные участки с кадастровыми номерами являются смежными, т.е. имеют общую границу( л.д.143).

Оценивая заключение эксперта в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд находит данное заключение относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу.

Сомнений в компетенции и объективности экспертов у суда не имеется. Эксперт были предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.

Выводы экспертного заключения эксперт ЗанозинС.В. подтвердил в судебном заседании, его вывод согласуется с другими материалами дела.

Согласно плану на земельный участок, являющийся приложением к свидетельству на право собственности на землю С.С.М.(отца истца) от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок с южной стороны( спорная земля) не граничит с землями Чапаевского сельского поселения(л.д.34,25).

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании ответчиками не представлено доказательств в подтверждение отсутствия необходимости согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с правообладателями смежного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>(Кашиной Г.С., К.О.С.).

При таких обстоятельствах местоположение границ земельного участка ответчика Смекалова В.Н. нельзя считать согласованным со всеми правообладателями смежных земельных участков, поэтому суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

При подаче иска в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, указанная сумма расходов подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в равных долях.

Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кашиной Г.С. к Пахтушкиной Л.В., ООО «Костромское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие », Смекалову В.Н., Администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, Администрации Красносельского муниципального района Костромской области удовлетворить.

Признать недействительными результаты кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>м., расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего Смекалову В.Н., выполненных кадастровым инженером ООО «Костромское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие » Пахтушкиной Л.В..

Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об уточненной границе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Взыскать с Пахтушкиной Л.В., ООО «Костромское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие », Смекалова В.Н., Администрации Чапаевского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, Администрации Красносельского муниципального района <адрес> в пользу Кашиной Г.С. расходы по уплате государственной пошлины в размере по <данные изъяты> рублей с каждого.

Решение в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.

Судья: