ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-267/2017 от 14.02.2017 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

копия

Дело № 2-267/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2017 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Остольской Л.Б.,

секретаря Белоногова В.Ю.,

с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

представителей третьего лица ассоциация «Томская областная нотариальная палата» ФИО4, ФИО5,

представителя третьего лица ФИО6 ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по результатам конкурса, признании приказа о назначении на должность нотариуса незаконным,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, в котором просит признать незаконными решение конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск» от 05.12.2016; приказ Управления Министерства юстиции по Томской области о назначении ФИО6 на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск».

В обосновании заявленных требований указала, что решением конкурсной комиссии от 05.12.2016 признан состоявшимся конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск», победителем признана ФИО6 Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27.09.2016 решение конкурсной комиссии от 17.02.2016 года о результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск» и приказ Управления Министерства юстиции по Томской области о назначении ФИО6 на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск» признаны незаконными. Управлением Министерства юстиции по Томской области повторно объявлен конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск». Победителем конкурса, набравшим наибольшее количество баллов, не могла вновь быть признана комиссией ФИО6, поскольку нарушения ею правил нотариального производства признаны судом, признаны ответчиками, решение суда не оспорено в предусмотренном законе порядке, вступило в законную силу. Во исполнение решения суда назначен повторный конкурс, нарушения ПНД не устранены до настоящего времени и не могут быть устранены, считает, что решение конкурсной комиссии от 05.12.2016 и приказ о назначении ФИО6 на должность нотариуса нотариального округа город Томск от 08.12.2016, являются незаконными.

В судебном заседании истец ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала по основаниям, в нём изложенным. Дополнительно пояснила, что 05.12.2016 ответчиком должен был быть проведен не новый конкурс, а повторно проведено заседание конкурсной комиссии на стадии оценки допущенных к участию в нем конкурсантов. Конкурсной комиссией допущено существенное нарушение п.1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, поскольку его победитель был выявлен без учета известных комиссии фактов нарушения ФИО6 Правил нотариального делопроизводства, при том, что в отношении других конкурсантов указанные сведения отсутствовали, что также свидетельствует о том, что цель проведения конкурса не достигнута, а гарантированное Конституцией РФ право истца на равный доступ к профессии, нарушено. Оценка профессиональных качеств конкурсантов была не мотивированной, а приведенные в конкурсных бюллетенях основания для выставления конкурсантам соответствующих баллов, сводятся к личным предпочтения членов комиссии, что также свидетельствует о нарушении права истца на равный доступ к профессии. Конкурсант Л.С. не могла быть допущена к участию в конкурсе, по причине не предоставления последней предусмотренной п.4 Положения справки об отсутствии судимости. В качестве расчета трудового стажа использованы формулировки «более 13, 12, 14 лет», что само по себе предполагает наличие у конкурсантов одинакового размера трудового стажа. Более того, в общий размер трудового стажа ФИО6, вновь признанной по результатам конкурса его победителем, конкурсной комиссией включен период ее работы в должности нотариуса. Также дополнила, что не обжалует результаты оценок, а обжалует то, что у кандидатов оценка была выставлена не объективная, не обоснованная, выставленные оценки ничем не мотивированы.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2, полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Дополнительно пояснила, что должно было быть проведено решение комиссии с теми же участниками, а не проведен новый конкурс. Конкурсант Л.С. не могла быть допущена к участию в конкурсе, по причине не предоставления последней предусмотренной п.4 Положения справки об отсутствии судимости. Не высчитан трудовой стаж конкурсантов по месяцам и дням. ФИО6 могла участвовать в конкурсе, но у нее были нарушения в правилах делопроизводства, а у других конкурсантов их не было. Не было учтено это нарушение. Не были объективно выставлены оценки, не было мотивировки оценок. ФИО6 выиграла конкурс, работала нотариусом, решение было признано незаконным и ее лишили статуса нотариуса, этот стаж должен был высчитан из ее общего юридического стажа.

Представитель ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области ФИО3, в судебном заседании полагала, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. Дополнительно пояснила, что по результатам конкурса, проведенного 17.02.2016, ФИО6 приказом Управления Минюста России по Томской области от 25.02.2016 № 17 «О наделении полномочиями нотариуса ФИО6.» была назначена на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», с 10.05.2016. Указанную должность она замещала до 07.10.2016. 07.10.2016 в Управление поступило апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27.09.2016 по делу № 33-3742/2016, что явилось основанием для издания Управлением приказа от 07.10.2016 № 100 «Об отмене приказа от 25 февраля 2016 г. № 17 «О наделении полномочиями нотариуса ФИО6.». В связи с этим 07.10.2016 Управление объявило новый конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск». Распоряжением Управления от 07.10.2016 № 575-р «Об объявлении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», установлена дата проведения конкурса- 05.12.2016. Решением конкурсной комиссии (протокол № 2 от 05.12.2016) победителем вновь была признана ФИО6, которая приказом Управления от 08.12.2016 № 134 была назначена на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», с 12.12.2016. Мероприятия по организации и проведению 05.12.2016 конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», осуществлены Управлением совместно с ТОНП с точным соблюдением установленных процедур. Следовательно, основания для признания решения конкурсной комиссии от 05.12.2016 незаконным и для отмены приказа Управления о назначении ФИО6 на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», отсутствуют.

Третье лицо ФИО6, будучи уведомленная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, причину неявки в суд не сообщила, направила представителя.

Представитель третьего лица ФИО6 - ФИО7, полагали, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. Дополнительно пояснила, что все доводы истца опровергаются протоколом конкурсной комиссии из которого следует, что критерии оценок конкурсантов были строго регламентированы. Права истца не были нарушены, все конкурсанты находились в равных условиях. Каждый член конкурсной комиссии дал оценку кандидату на основе своего внутреннего убеждения. Конкурсанты были ознакомлены со всеми документами. Все доводы истца направлены на вмешательство истца в деятельность конкурсной комиссии. Призывает дать новую оценку конкурсантам.

Представитель третьего лица ассоциации «Томская областная нотариальная палата» ФИО4 в судебном заседании полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Согласно ранее представленного отзыва, указала, что нарушения, выявленные судом апелляционной инстанции к рассматриваемому конкурсу и решениям, принятым по его итогам, отношения не имеют. При проведении конкурса, членами комиссии кандидату ФИО6 задавались вопросы о ведении «двойных реестров». ФИО6 дала исчерпывающие пояснения и указала, что приказ Минюста, действовавший ранее, запрещал одновременное ведение двух специальных реестров, чего она, исполняя обязанности нотариуса Е.Н., никогда не делала. Эти обстоятельства были учтены конкурсной комиссий при исследовании профессиональных качеств кандидата ФИО6 и голосовании. ФИО6 являлась работником нотариуса Е.Н., подчинялась требованиям, установленным нотариусом, и не могла определять правила делопроизводства. Кроме того, при проверке соблюдения нотариусом Е.Н. Правил нотариального делопроизводства в 2012 году нарушений не выявлено, что означает их отсутствие в деятельности самого нотариуса и его помощников. В материалы дела представлены конкурсные бюллетени, из которых установлено, что они подписаны членами конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса, каждым членом комиссии при постановке соответствующей его мнению оценке, изложена мотивировка решения по каждому конкурсанту, т.е. отражены критерии, по которым члены комиссии сделали выводы о том, какой кандидат является наиболее или менее подготовленным, как это и предусмотрено п. 1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса. В ходе рассмотрения повестки дня конкурсной комиссией осуществлялось ознакомление с имеющимися документами конкурсантов, велся обмен мнениями с обсуждением каждой кандидатуры, допущенной к участию в конкурсе, в отдельности, заполнялись конкурсные бюллетени, объявлялись результаты конкурса. По каждому кандидату имеется бюллетени, в каждом из них имеются краткие мотивировки принятого решения об оценке качеств конкурсантов, которые позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для выбора победителя конкурса. Решение конкурсной комиссии было принято в полном соответствии с законом.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие вышеуказанных лиц.

Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

Суд приходит к выводу, что порядок и процедура проведения отбора кандидатов на замещение вакантной должности нотариуса не нарушены и соответствуют положениям Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, Положениям о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований.

Нотариальная деятельность представляет особый вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе, лицами, труд которых регулируется специальным законодательством, в том числе - Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. На нотариальную деятельность распространяются положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие равные условия доступа к этой деятельности.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2015), процедура приобретения статуса нотариуса разделена на несколько последовательных этапов, на каждом из которых совершаются определенные юридически значимые действия: прохождение стажировки; сдача квалификационного экзамена и получение лицензии на право нотариальной деятельности; прохождение конкурса на замещение вакантной должности нотариуса; назначение на должность.

Установление такого порядка и строгое следование ему отвечают публично-правовому назначению и ответственному характеру нотариальной деятельности и предъявляемым высоким требованиям к выполнению профессионального долга нотариуса (пункт 1 раздела I Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации, принятого 18 апреля 2001 года собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации). Процедура приобретения статуса нотариуса применяется и для замещения должности нотариуса, занимающегося частной практикой, и для замещения должности нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе.

В рамках единой процедуры часть третья статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривает порядок наделения - на основании рекомендации региональной нотариальной палаты - всех нотариусов (как частных, так и государственных) полномочиями Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии; порядок проведения конкурса определяется также Министерством юстиции Российской Федерации - совместно с Федеральной нотариальной палатой. Участие в данном процессе Министерства юстиции Российской Федерации обусловлено тем, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата, а также функции по контролю и надзору в сфере нотариата (пункт 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации").

Указанное правовое регулирование, не предусматривающее участия иных органов государственной власти в процедурах отбора кандидатур и назначения на должность нотариусов, с одной стороны, и привлечение к участию в них нотариальной палаты как нотариального сообщества - с другой, призвано гарантировать независимость института нотариата. (Определение Конституционного Суда РФ от 09.12.2014 N 2753-О)

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. N 19-01-19-97 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (далее - Положение), согласно п. 1 которого целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно Положению, конкурс объявляется распоряжением территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается Нотариальная палата. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения №70-р от 18.12.2015 Управлением Министерства Российской Федерации по Томской области был объявлен конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск». 17.02.2016 состоялось заседание конкурсной комиссии на замещение вакантной должности нотариуса, победителем конкурса была признана ФИО6

Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 09.06.2016 ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Томской области о признании решения конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск» от 17.02.2016, незаконным, отмене приказа о назначении ФИО6 на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27.09.2016 решение Октябрьского районного суда г.Томска от 09.06.2016 отменено, принято новое решение, которым иск ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области удовлетворен частично: признать незаконным решение конкурсной комиссии от 17.02.2016 о результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск», и приказ Управления Министерства юстиции по Томской области о назначении ФИО6 на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск»; в остальной части в удовлетворении иска отказано.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения № 575-р от 07.10.2016 Управления Министерства РФ по Томской области был объявлен конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск» (т. 1 л.д. 55).

Доводы истца о том, что конкурс не должен был объявляться повторно, основаны на неверном толковании норм материального права.

По результатам конкурса от 17.02.2016 ФИО6 приказом Управления Министерства Юстиции России по Томской области от 25.02.2016 №17 была назначена на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск». Она занимала эту должность до издании приказа от 7.10.2016 №100 «Об отмене приказа от 25.02.2016» во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 27.09.2016).

Процедура проведения конкурса предусмотрена Положением, устанавливает определенные обязанности для территориальных органов юстиции и нотариальных палат, предусматривает требования к формированию и работе конкурсной комиссии, определенные требованиям к конкурсантам и др.

Вакансия открылась 7.10.2016, следовательно, должен был быть объявлен конкурс.

Согласно п. 3 Положения, для проведения конкурса приказом территориального органа при территориальном органе образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников территориального органа и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Кандидатуры от нотариальной палаты для включения в состав конкурсной комиссии представляются нотариальной палатой в территориальный орган в 15-дневный срок с момента извещения палаты об объявлении конкурса. Если в указанный срок в территориальный орган не поступили сведения о включении в состав комиссии членов нотариальной палаты, руководитель территориального органа вправе утвердить состав конкурсной комиссии с соблюдением условия равенства представителей от территориального органа и нотариальной палаты. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом территориального органа, о чем извещается нотариальная палата.

10.10.2016 Управлением Министерства юстиции РФ по Томской области был издан приказ № 101 «Об образовании конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе «Город Томск».

В адрес Президента Ассоциации «Томская областная нотариальная палата» 07.10.2016 было направлено сообщение о принятом решении об объявлении конкурса, о сроках проведения конкурса. Предложено предоставить кандидатуры в количестве 4 лиц, для включения в состав конкурсной комиссии. Поступило в Ассоциацию «Томская областная нотариальная палата» 07.10.2016 согласно штампу входящей корреспонденции.

20.10.2016 Ассоциацией «Томская областная нотариальная палата» направлен в адрес Управления Минюста РФ по Томской области список нотариусов для включения в состав конкурсной комиссии: Т.Г.Н.В., О.В.К.С. Поступило в Управление Минюста РФ по Томской области 21.10.2016, что подтверждается штампом входящей корреспонденции в экземпляре.

Приказом Управления Минюста РФ по Томской области от 25.10.2016 №112 создана конкурсная комиссия для проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск», в составе: А.Д. – начальник Управления Минюста РФ по Томской области (председатель комиссии), А.Н. (зам. Начальника Управления Минюста РФ по Томской области), И.М. (начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния), И.Г. (заместитель начальника отдела по делам некоммерческих организаций), ФИО5 (Президент Ассоциации «Томская областная нотариальная палата»), Т.Г., О.В.К.С. (нотариусы).

Согласно Распоряжению, заседание конкурсной комиссии по допуску претендентов на участие в конкурсе по замещению вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», назначено на 05.12.2016 09 часов 00 час в здании Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Томской области по адресу: <...>. Срок приема документов установлен с 17.10.2016 по 18.11.2016 включительно. Заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «город Томск», назначено на 24.11.2016 09-00 час в здании Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Томской области по адресу: <...>.

На основании распоряжения № 575-р от 07.10.2016 Управления Минюста России по Томской области 05.12.2016 проведен конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск»; к конкурсу были допущены следующие лица: Б.А., ФИО8 Б.Г.Б.Д.Б.Е., ФИО9 Л.С..; победителем конкурса признана ФИО6, в связи с чем, приказом ответчика от 08.12.2016 №134 последняя назначена с 12.12.2016 на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск».

В соответствии с пунктом 1 Положения целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В соответствии с п. 6 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности.

Оценка кандидатов производится по 10-балльной системе.

По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта.

После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии при открытом голосовании решающим является голос председателя.

Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами конкурсной комиссии.

Из протокола заседания конкурсной комиссии от 05.12.2016 года N 2 усматривается, что в ходе рассмотрения повестки дня конкурсной комиссией осуществлялось ознакомление с документами конкурсантов, проводилось индивидуальное собеседование.

После заслушивания каждого конкурсанта, как следует из Протокола, проходило обсуждение конкурсанта, голосование по нему, бюллетени сдавались, затем только приглашался новый претендент.

Согласно решению заседания конкурсной комиссии от 17.02.2016 в результате рассмотрения и оценки кандидатур, и подсчета набранных конкурсантами баллов, победителем конкурса признана ФИО6 Решение заседания конкурсной комиссии подписано председателем, секретарем и всеми членами комиссии.

Основания градации оценок не конкретизируются ни в Положении о порядке проведения конкурса, ни в Основах законодательства. Поэтому члены комиссии оценивают конкурсантов, руководствуясь своим внутренним убеждением, основанном на субъективном восприятии информации о том или ином участнике конкурса - как ранее известной члену комиссии, так и полученной из документов конкурсанта или из собеседования с ним.

Однако каждая выставленная членом конкурсной комиссии оценка должна быть обоснована. Ее обязательная письменная мотивация является гарантией объективной оценки конкурсанта, хотя и основанной на субъективном внутреннем убеждении членов комиссии.

Из приобщенных к материалам дела бюллетеней по конкурсантам, подписанных членами конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса, усматривается, что каждым членом комиссии отражена краткая мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качества конкурсантов. Сумма всех оценок, выставленных членами конкурсной комиссии по каждому конкурсанту, занесена в протокол. При подсчете баллов арифметические ошибки не выявлены. Количество баллов ФИО1 – 64 балла, ФИО6 – 75 баллов.

Таким образом, имеющиеся в каждом бюллетене краткие мотивировки принятого решения об оценке качеств конкурсантов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии оснований для выбора победителя конкурса, установить критерии, по которым члены комиссии сделали выводы о том, какой кандидат является наиболее или менее подготовленным, как это и предусмотрено п. 1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.

В связи с этим результаты оценки победившего кандидата не вызывают сомнения.

В судебном заседании доводы истца о том, что ФИО6 были допущены нарушения ведения реестров, не были учтены конкурсной комиссией, при выставлении балла не нашел подтверждения.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в 2011 году ФИО6, осуществляя функции нотариуса, ею нарушались существовавшие правила нотариального делопроизводства и разъяснения Федеральной нотариальной палаты, то есть организации, уполномоченной на осуществление координации деятельности и контроля за деятельностью нотариальных палат, обеспечение повышения квалификации нотариусов (статья 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Из приобщенного к материалам дела протокола №2 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе «Город Томск», подписанного членами конкурсной комиссии, ФИО6 задавались вопросы о факте допущенных нарушений.

Соответственно, членами комиссии при изложении мотивировки решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта ФИО6 приведенные выше обстоятельства учитывались.

К доводу стороны истца о том, что конкурсной комиссией не был указан точный стаж работы, суд относится критически. Согласно п. 5 Положения, претендентами обязательно предоставляются трудовую книжку или иные документы, подтверждающие стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Соответственно, учет стажа работы необходим на стадии допуска лиц, желающих участвовать в конкурсе, к участию в конкурсе.

Довод истца, о необходимости выбора победителя конкурса из претендентов принимавших участие в конкурсе 17.02.2016, не учитывается судом. Поскольку конкурс на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе «город Томск» от 05.12.2016 проведен в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса.

Довод истца о допуске кандидата ФИО10 к участию в конкурсе 17.02.2016 в отсутствие предусмотренных пунктом 4 Положения оснований- при отсутствии сведений о судимости судом не принимается во внимание, поскольку не имеет значения для рассмотрения настоящего дела.

Порядок и процедура проведения отбора кандидатов на конкурсной основе не нарушена, соответствует Положению "О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса", права истца при проведении конкурса не нарушены, в связи с чем решение конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области от 05.12.2016 по проведенному конкурсу на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск», является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.

Довод истца, что нарушен порядок изготовления и подписания протокола комиссии, так как оглашенное решение в установленную законом форму не обличено, по аналогии с гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальном законодательством судом также отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права, исходя из следующего.

Согласно п. 6 Положения решение конкурсной комиссией принимается по результатам подсчета набранных конкурсантами баллов, результаты голосования (в случае равенства баллов у нескольких кандидатов) и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами конкурсной комиссии, решение конкурсной комиссии оглашается лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса. Необходимость изготовления решения конкурсной комиссии в виде отдельного процессуального документа Положение не содержит, следовательно, нарушения отсутствуют.

Ссылки на то, что победителем конкурса по замещению вакантной должности нотариуса, было признано менее подготовленное лицо (ФИО6), допускающая нарушения делопроизводства, по существу сводятся к оспариванию обоснованности выставленных членами комиссии оценок.

Право отбора кандидатов и оценки их деловых, профессиональных, личных качеств в силу п. 6 Положения "О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса" принадлежит исключительно членам конкурсной комиссии, суд не наделен полномочиями решать вопрос соответствия кандидата должности нотариуса, на которую он претендует, поэтому при проверке соблюдения порядка и процедуры проведения отбора кандидатов на замещение вакантной должности нотариуса, суд не может вторгаться в обоснованность произведенной оценки данных характеризующих личность кандидата членами комиссии.

Основания градации оценок не конкретизируются ни в Положении о порядке проведения конкурса, ни в Основах законодательства. Поэтому члены комиссии оценивают конкурсантов, руководствуясь своим внутренним убеждением, основанном на субъективном восприятии информации о том или ином участнике конкурса - как ранее известной члену комиссии, так и полученной из документов конкурсанта или из собеседования с ним.

Признание решения конкурсной комиссии от 05.12.2016 года незаконным было бы основанием для признания незаконным и приказа Управления Министерства юстиции по Томской области о назначении ФИО6 на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск» № 134 от 08.12.2016.

Поскольку в удовлетворении иска в части признании решения конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе «Город Томск» от 05.12.2016, незаконным, отказано, приказ от 08.12.2016 Управлением Минюста РФ по Томской области также законен.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения конкурсной комиссии по результатам конкурса, признании приказа о назначении на должность нотариуса незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий (подпись) Л.Б. Остольская

ВЕРНО

Судья: Л.Б. Остольская

Секретарь: В.Ю. Белоногов

Оригинал находится в деле №2-267/2017 Октябрьского районного суда г.Томска.