№2-267/2021
03RS0044-01-2021-000034-95
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 марта 2021 года село ФИО1
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,
с участием помощника прокурора Нуримановского района Республики Башкортостан Ганеева З.Ш.,
представителя ответчика муниципального казенного учреждения Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан ФИО2,
представителей третьих лиц МБОУ СОШ с. ФИО1 муниципального района Нуримановский район РБ ФИО3, МБОУ СОШ с. Павловка муниципального района Нуримановский район РБ ФИО4,
при секретаре Вагизовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нуримановского района Республики Башкортостан к муниципальному казенному учреждению Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Нуримановского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан указывая в обоснование, что прокуратурой района на основании задания прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне на предмет обеспечения сохранности сооружения, поддержания их в состоянии готовности к использованию, соблюдению правил эксплуатации в деятельности МКУ Управление образования муниципального района Нуримановский район РБ. Установлено, что по адресам: РБ, <...>, <...> и Карла Маркса, д. 39 у МКУ Управление образования муниципального района Нуримановский район РБ имеются защитные сооружения гражданской обороны – подвальные помещения. В ходе проверки защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по указанным адресам, выявлены нарушения законодательства о гражданской обороне, допущенные МКУ Управление образования муниципального района Нуримановский район РБ при их эксплуатации.
Так, не приняты меры по поддержанию защитного сооружения гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию (пп. 2 п. 8 раздел III Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее - Порядок), п. 10 Порядка, п.п. 2, 5, 6, 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утверждённого Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, СНиП 11-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны (далее – СНиП).
Отсутствует паспорт убежища (ПРУ) (п. 1.2. Правил).
Не назначено ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных, устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования защитного сооружения (п. 1.3. Правил).
Не создана группа (звено) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны (п.п. 1.4., 7.1., 7.2., 7.3 Правил).
Группа (звено) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны не обеспечено средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации) (п. 1.5. Правил).
Защитное сооружение гражданской обороны не оснащено аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых (п. 1.6., приложение № 3 к п. 1.6 Правил).
Не выполняются правила содержания входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых (п. 3.2.6., 3.2.7., 3.2.8., 3.2.10 Правил, п. 2.7*., 10.4. СНиП).
Не выполняются правила содержания инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны (п.п. 3.2.11, 3.2.14, 3.2.19, 3.2.20, 3.2.21, 3.2.23, 3.2.24 Правил).
Отсутствует система вентиляции (режим чистой вентиляции), водоснабжения и канализации (п. 7.35*, 7.3.7*, 7.38*, 7.41*,5.52*, 5.53 СНиП).
Отсутствует связь (п. 8.26 СНиП).
Не выполняются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (п. 3.5.3., 3.5.4., 3.5.5. Правил).
Не разработана документация защитного сооружения гражданской обороны (п. 1.З., 3.6. Правил).
Не выполняются правила контроля за содержанием защитного сооружения гражданской обороны (п. 4.1.1., 4.1.2., 4.1.3, 4.1.6., 4.1.8. Правил).
Не выполняются правила эксплуатации ограждающих конструкций и защитных устройств защитного сооружения гражданской обороны (п. 4.2.5. Правил).
Не выполняются правила эксплуатации систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств защитного сооружения гражданской обороны (п. 4.5.1 Правил, п. 3.15. СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время»).
Не выполняются правила технического обслуживания и ремонта технических систем защитного сооружения гражданской обороны (п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.1.6, 5.1.7 Правил).
Не проводится плановопредупредительный ремонт строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны (п. 5.2.1. 5.2.2. 5.2.3. 5.2.4. Правил).
Не проводится техническое обслуживание средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны (п. 5.3.1, 5.3.3, 5.3.4 Правил).
Не обозначено защитное сооружение и маршруты движения укрываемых (п. 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.5, 6.2.6. Правил).
Отсутствуют приборы измерения параметров газового состава, микроклимата и инженерно- технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны (п. 6.4.3. Правил).
Нарушены требования к электроосвещению защитного сооружения гражданской обороны (п. 8.9*. СНиП).
Основные помещения ПРУ не оборудованы местами для лежания и сидения (п. 2.47* СНиП).
Ответственным должностным лицом за допущенные нарушения является заместитель начальника МКУ Управление образования муниципального района Нуримановский район РБ ФИО5
С учетом изложенного, выявленные нарушения закона допущены в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей должностными лицами МКУ Управление образования муниципального района Нуримановский район РБ, отсутствия надлежащего контроля со стороны руководства. Прокуратурой Нуримановского района 04.12.2019 в адрес начальника муниципального казенного учреждения Управление образования муниципального района Нуримановский район РБ внесено представление с требованием принять меры по недопущению нарушений вышеуказанного законодательства. Между тем, указанные требования МКУ Управление образования муниципального района Нуримановский район РБ до настоящего времени не исполнены. С учетом изложенного прокурор Нуримановского района РБ, учитывая, что в результате указанных действий нарушены интересы неопределенного круга лиц от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения) просит суд обязать ответчика устранить нарушения законодательства о гражданской обороне.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, окончательно просил суд обязать ответчика устранить следующие нарушения законодательства о гражданской обороне:
- принять меры по приведению защитных сооружений по адресам: РБ, <...>, <...> и Карла Маркса, д. 39 в состояние готовности; к выполнению правил содержания входов в защитные сооружения; к выполнению правил содержания инженерно-технического оборудования защитного сооружения; к выполнению правил эксплуатации ограждающих конструкций и защитных устройств защитного сооружения; к выполнению правил контроля за содержанием защитного сооружения; к выполнению правил технического обслуживания и ремонта технических систем защитного сооружения; к выполнению противопожарных требований при эксплуатации защитного сооружения; по устранению нарушений требований к электроосвещению защитного сооружения;
- провести плановопредупредительный ремонт строительных конструкций защитного сооружения; техническое обслуживание средств связи и оповещения защитного сооружения;
- разработать паспорт убежища; документацию защитного сооружения;
- создать группа (звено) по обслуживанию защитного сооружения;
- оснастить группу (звено) по обслуживанию защитного сооружения средствами индивидуальной защиты; защитное сооружение гражданской обороны аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых; системой вентиляции (режим чистой вентиляции), водоснабжения и канализации; связью; приборами измерения параметров газового состава, микроклимата и инженерно-технического оборудования защитного сооружения; помещения ПРУ местами для лежания и сидения;
- обозначить защитное сооружение и маршруты движения укрываемых.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Нуримановского района Ганеев З.Ш. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представители муниципального казенного учреждения Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан ФИО2, третьих лиц МБОУ СОШ с. ФИО1 МР Нуримановский район РБ ФИО3, МБОУ СОШ с. Павловка МР Нуримановский район РБ ФИО4 с исковыми требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать, ссылаясь в обоснование, что в настоящее время решается вопрос о переводе статуса спорного помещения.
Представитель ответчика администрации муниципального района Нуримановский район РБ на судебное заседание не явился, суду об уважительности причин неявки не сообщил и не просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу требований ч. 1 ст. 9 выше указанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Статьей 6 Закона установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющего фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
В силу п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Как видно из материалов дела, муниципальное казенное учреждение Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан является некоммерческой организацией, учредителем которого является администрация муниципального района Нуримановский район РБ.
На основании договора №10/17/БП о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от 28 февраля 2017 года администрация МР Нуримановский район РБ передала в безвозмездное пользование муниципального казенного учреждения Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан нежилое помещение- здание школы, общей площадью 3997,2 кв.м, расположенное по адресу: РБ, <...>.
На основании договора №10/17/БП о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от 28 февраля 2017 года администрация МР Нуримановский район РБ передала в безвозмездное пользование муниципального казенного учреждения Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан нежилое помещение- школы, общей площадью 3997,2 кв.м, расположенное по адресу: РБ, <...>.
Аналогичный договор заключен в отношении нежилого помещении- здания Павловского ПТУ, общей площадью 4438,1 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <...>.
Кроме того, в безвозмездном пользовании муниципального казенного учреждения Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан находится нежилое помещение- здание школы, расположенное по адресу: РБ, <...>.
Согласно сведениям о защитных сооружениях гражданской обороны, расположенных на территории Нуримановского района РБ здания по адресам: РБ, <...>; РБ, <...>; РБ, <...> входит в перечень защитных сооружений гражданской обороны Нуримановского района РБ.
Прокуратурой Нуримановского района РБ была проведена проверка, в ходе которой установлено, что владельцем нежилого помещения не приняты меры по поддержанию защитного сооружения гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию (пп. 2 п. 8 раздел III Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее - Порядок), п. 10 Порядка, п.п. 2, 5, 6, 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утверждённого Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, СНиП 11-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны (далее – СНиП);
отсутствует паспорт убежища (ПРУ) (п. 1.2.Правил);
не назначено ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных, устройств и внутреннего инженерно- технического оборудования защитного сооружения (п. 1.3.Правил);
не создана группа (звено) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны (п.п. 1.4., 7.1., 7.2., 7.3 Правил);
группа (звено) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны не обеспечено средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации) (п. 1.5.Правил);
защитное сооружение гражданской обороны не оснащено аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых (п. 1.6., приложение № 3 к п. 1.6 Правил);
не выполняются правила содержания входов в защитные сооружения гражданской обороны, защитных устройств и помещений для укрываемых (п. 3.2.6., 3.2.7., 3.2.8., 3.2.10 Правил, п. 2.7*., 10.4.СНиП);
не выполняются правила содержания инженерно-технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны (п.п. 3.2.11, 3.2.14, 3.2.19, 3.2.20, 3.2.21, 3.2.23, 3.2.24 Правил);
отсутствует система вентиляции (режим чистой вентиляции), водоснабжения и канализации (п. 7.35*, 7.3.7*, 7.38*, 7.41*,5.52*, 5.53 СНиП);
отсутствует связь (п. 8.26 СНиП);
не выполняются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (п. 3.5.3., 3.5.4., 3.5.5.Правил);
не разработана документация защитного сооружения гражданской обороны (п. 1.З., 3.6.Правил);
не выполняются правила контроля за содержанием защитного сооружения гражданской обороны (п. 4.1.1., 4.1.2., 4.1.3, 4.1.6., 4.1.8.Правил);
не выполняются правила эксплуатации ограждающих конструкций и защитных устройств защитного сооружения гражданской обороны (п. 4.2.5.Правил);
не выполняются правила эксплуатации систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств защитного сооружения гражданской обороны (п. 4.5.1 Правил, п. 3.15.СНиП 3.01.09-84 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время»);
не выполняются правила технического обслуживания и ремонта технических систем защитного сооружения гражданской обороны (п.п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.1.6, 5.1.7 Правил);
Не проводится плановопредупредительный ремонт строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны (п. 5.2.1. 5.2.2. 5.2.3. 5.2.4.Правил).
не проводится техническое обслуживание средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны (п. 5.3.1, 5.3.3, 5.3.4 Правил);
не обозначено защитное сооружение и маршруты движения укрываемых (п. 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.5, 6.2.6.Правил);
отсутствуют приборы измерения параметров газового состава, микроклимата и инженерно- технического оборудования защитного сооружения гражданской обороны (п. 6.4.3.Правил);
нарушены требования к электроосвещению защитного сооружения гражданской обороны (п. 8.9*. СНиП);
основные помещения ПРУ не оборудованы местами для лежания и сидения (п. 2.47* СНиП).
Прокуратурой Нуримановского района 04 декабря 2019 года в адрес руководителя муниципального бюджетного учреждения «Нуримановская централизованная клубная система» муниципального района Нуримановский района РБ внесено представление с требованием принять меры по недопущению нарушений вышеуказанного законодательства.
Между тем, указанные требования ответчиками до настоящего времени не исполнены.
В ходе судебного заседания представитель ответчика ФИО2 не оспаривала, что имеющееся у них нежилое помещение необходимым защитным сооружением гражданской обороны не оборудовано, ссылалась при этом, что Управление является образовательным учреждение, финансирование на организацию помещений им не выделяется, более того в настоящее время решается вопрос о переводе этих сооружений в другой статус.
Установив, что указанное защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, с учета, как защитное сооружение гражданской обороны, не снят, объект своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратил, пользователем указанного помещения является муниципальное казенное учреждение Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, поскольку бездействие ответчика относительно обеспечения постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороныкак в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени нарушают права неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, заявленные исковые требования прокурора о возложении на муниципальное казенное учреждение Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан обязанности по устранению выявленных нарушений подлежат удовлетворения.
Также обоснованы требования прокурора в части обязания администрации муниципального района Нуримановский район РБ возложить обязанность по финансированию муниципального казенного учреждения Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан по устранению нарушений законодательства о гражданской обороны, поскольку муниципального района Нуримановский район РБ является учредителем данного учреждения, а также фактическим собственником нежилого помещения, в котором располагается спорный объект гражданской обороны.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Нуримановского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение Управление образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан устранить следующие нарушения законодательства о гражданской обороне:
- принять меры по приведению защитных сооружений по адресам: Республика Башкортостан, <...>; Республика Башкортостан, <...> и Республика Башкортостан, Нуримановский район, ул. Карла Маркса, д. 39 в состояние готовности; к выполнению правил содержания входов в защитные сооружения; к выполнению правил содержания инженерно-технического оборудования защитного сооружения; к выполнению правил эксплуатации ограждающих конструкций и защитных устройств защитного сооружения; к выполнению правил контроля за содержанием защитного сооружения; к выполнению правил технического обслуживания и ремонта технических систем защитного сооружения; к выполнению противопожарных требований при эксплуатации защитного сооружения; по устранению нарушений требований к электроосвещению защитного сооружения;
- провести плановопредупредительный ремонт строительных конструкций защитного сооружения; техническое обслуживание средств связи и оповещения защитного сооружения;
- разработать паспорт убежища; документацию защитного сооружения;
- создать группа (звено) по обслуживанию защитного сооружения;
- оснастить группу (звено) по обслуживанию защитного сооружения средствами индивидуальной защиты; защитное сооружение гражданской обороны аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых; системой вентиляции (режим чистой вентиляции), водоснабжения и канализации; связью; приборами измерения параметров газового состава, микроклимата и инженерно-технического оборудования защитного сооружения; помещения ПРУ местами для лежания и сидения;
- обозначить защитное сооружение и маршруты движения укрываемых.
Обязанность по финансированию муниципального казенного учреждения Управления образования муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан по устранению нарушений законодательства о гражданской обороны возложить на администрацию муниципального района Нуримановский район РБ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Р.Р. Сафина
Решение23.03.2021