ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-267/2022 от 15.03.2022 Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

УИД:42RS0017-01-2022-000206-51

Дело № 2-267/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новокузнецк 15 марта 2022 года

Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Татарникова В.В.,

при секретаре Москаленко М.Я.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному трамвайно-троллейбусному предприятию Новокузнецкого городского округа об отмене Приказа от 08.12.2021 года «О применении дисциплинарного взыскания и снижении размера премии», взыскании с компенсации моральный вред в размере 5 000 рублей,

У с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МТТП №1 о признании дисциплинарного взыскания недействительным. Просит суд отменить Приказ от 08.12.2021 года «О применении дисциплинарноговзыскания и снижении размера премии»; взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 5 000 рублей.

Заявленные требования мотивирует тем, что она является работником Муниципального трамвайного предприятия №1 (МТП №1) с 01.03.2002 года, в должности - водитель трамвая.

Приказом от 08.12.2021 года «О применении дисциплинарного взыскания и снижении размера премии»: ей, как водителю трамвая объявлен выговор за допущенное нарушение, день 02.12.2021 года считать прогулом. Бухгалтерии снизить размер премии водителю трамвая ФИО1 за декабрь 2021 года на 100%.

С данным приказом она не согласна.

Как указано в приказе от 08.12.2021 года, «ФИО1 таб., водитель трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах, 02.12.2021 года не вышла на работу согласно графика рабочего времени и наряда на 02.12.2021 года.

ФИО1 допустила грубое нарушение правил внутреннего трудового распорядка п.7.1. - отсутствие на работе в течение рабочей смены, а также условия трудового договора».

При этом, график работы Истца установлен 4/2 (4 рабочих смены, 2 выходных дня).

Данный факт, также подтверждается графиком работы водителей на ноябрь 2021 года.

Так, согласно графику работы, за декабрь 2021 года, истцу в выходной день 02.12.2021 года, была поставлена рабочая смена, о которой последняя не была поставлена в известность, что подтверждается отсутствием подписи в графике работы водителей на декабрь 2021 года маршрут .

Для привлечения работников к работе в выходной и в нерабочий праздничный день необходимо соблюдение следующих условий:

наличие законного основания для привлечения к работе в нерабочий праздничный день;

письменное согласие работника, за исключением случаев, когда оно не требуется;

учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в установленном ТК РФ случае;

- письменное распоряжение работодателя.

При этом, с графиком работы на декабрь 2021 года Истец не была ознакомлена, согласие на привлечение к работе в выходной день не давала, письменное распоряжение работодателем не выдавалось, а в случае если такое распоряжение издавалось, под подпись истец ознакомлена не была.

Таким образом, в связи с отсутствием выше указанных обстоятельств, считает приказ от 08.12.2021 года незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.

В силу же ст. 237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Так, после получения Приказа от 08.12.2021 года, истец в силу нравственных страданий обратилась в медицинское учреждение, после посещения которого последней был предоставлен лист временной нетрудоспособности с 09.12.2021 года по 13.01.2022 года.

Считает, что действия ответчика повлекли для истца возникновение нравственных страданий, которые находятся между собой в причинно-следственной связи.

Именно после выдаче приказа от 08.12.2021 года ответчиком, у истца возник психоэмоциональный стресс.

Моральный вред причинен тем, что, рассчитывая на исполнение ответчиком своих обязанностей, истец возлагал определенные надежды, связывая с этим свои личные планы.

Таким образом, в соответствии с действующим трудовым законодательством истец имеет право на компенсацию морального вреда, который, в данном случае, последним оценивается в 5000 рублей.

Таким образом, считает, что поскольку с графиком работы на декабрь 2021 года Истец не была ознакомлена, согласие на привлечение к работе в выходной день не давала, письменное распоряжение работодателем не выдавалось, а в случае если такое распоряжение издавалось, под подпись истец ознакомлена не была, приказ от 08.12.2021 года «О применении дисциплинарного взыскания и снижении размера премии» незаконным и подлежащим отмене.

В суде ФИО1 на заявленных требованиях настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме по доводам иска.

Представитель ответчика Муниципального трамвайно0тролейбусного предприятия Новокузнецкого городского округа Болдырева С.О., действующая на основании доверенности от 10.01.2022г., возражала против заявленных требований. Суду представила письменный отзыв, в соответствии с доводами которого следует, что ФИО1 работает на предприятии в должности водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах с 01.03.2002 года. ФИО1, водитель трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах 02.12.2021г. в 6 часов 48 минут (выезд из депо в 7 часов 08 минут) не явилась на работу согласно графику рабочего времени, а также наряду на 02.12.2021г.

ФИО1, нарушила п. 3.1 Должностной инструкции водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах: «Водитель трамвая обязан явиться на работу не позднее указанного в наряде времени, пройти предрейсовый медицинский осмотр, предъявить начальнику смены удостоверение на право управления трамваем и книжку водителя, получить путевой лист, расписание движения, книгу трамвая, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, экипировку вагона, сигнальный жилет и звукоусилительную установку», допустила грубое нарушение трудовой дисциплины, а именно п.7.1. Правил внутреннего распорядка МТТП - отсутствие на работе в течение рабочей смены, а также условия трудового договора. В связи с чем, в отношении водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах, ФИО1 был издан приказ от 08.12.2021г. о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, и снижение размера премии за декабрь в размере 100 %.

Согласно ст. 104 ТК РФ, порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно ст. 329 ТК РФ, МТТП в своей работе, для установления особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих на трамваях и троллейбусах, руководствуется приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02 октября 2020г. № 404 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» (далее - Особенности).

Согласно п. 3 Особенностей, Особенности являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения трамваев (троллейбусов) должны разрабатываться с учетом норм настоящих Особенностей.

Согласно п. 4 Особенностей, графики работы и графики сменности на линии составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и содержит информацию, предусмотренную ст. 100 ТКРФ.

Согласно п. 7 Особенностей, в случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Согласно п. 8 Особенностей, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с работником. Согласие ФИО1 на работу, превышающую более 10 часов, имеется.

Согласно п. 14 Особенностей, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна составлять не менее 12 часов. В соответствии с графиком работы водителей на ноябрь и декабрь 2021 года, между последней рабочей сменой ФИО1, 30 ноября 2021г. и 03.12.2021г. (датой невыхода на смену), продолжительность отдыха составляла более 12 часов.

Согласно п. 5.3.1.12 правил внутреннего трудового распорядка МТТП, режим рабочего времени водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах - сменная работа с суммированным учетом рабочего времени (учетный период один месяц). Работодатель обязан обеспечить полным балансом выработки времени за месяц (количество водителей заложено в отработку баланса перевозок предприятия, согласно муниципальному заказу (контракта).

Согласно п. 4.2 пп. 4.2.3 коллективного договора МТТП, для водителей трамваев, троллейбусов, кондукторов, работающих на городских регулярных пассажирских маршрутах применять суммированный учет рабочего времени. За работу в сверхурочное время (сверх баланса) производится доплата в полуторном размере тарифной ставки за первые два часа на количество рабочих смен по графику выходов, в двойном размере за последующие часы. Учетным периодом является месяц.

Просит принять во внимание, что ознакомление с графиком работы на декабрь 2021 года, водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах, ФИО1 проводилось 26 октября 2021г. в помещении диспетчерской трамвайного депо сразу по началу полноценного функционирования структурного подразделения МТТП-Трамвайного депо № 1 (по окончании ремонтных работ трамвайных путей на пр. Октябрьский и реконструкции ул. Орджоникидзе).

При этом присутствовали заместитель начальника депо Ф.Л.А., инженер по организации перевозок У.Л.М., секретарь Ш.А.Н., и актом зафиксировали отказ водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах, ФИО1 ознакомиться с графиком работы на декабрь 2021 года. ФИО1 устно запросила предложить ей другой график работы.

03 ноября 2021г. водителю трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах, ФИО1 был предложен иной график работы (5 рабочих 2 выходных), с которым она вновь ознакомиться отказалась.

Исходя из вышеизложенного, МТТП считает свои действия привлечения работника ФИО1 к дисциплинарной ответственности законными и обоснованными.

Выслушав истицу, представителя ответчика, допросив свидетелей П.С.Г., К.В.Н., Ф.Л.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1 работает на предприятии ответчика в должности водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах с 01.03.2002 года (л.д.10).

По условиям трудового договора и дополнительных соглашений к нему водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах ФИО1 установлен суммированный учет рабочего времени и сменный режим работы, учетный период составляет одни месяц (л.д.35,36,37).

Из пояснений сторон следует, что режим рабочего времени и отдыха у ФИО1 - 4 рабочих дня, 2 выходных дня.

ФИО1, водитель трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах 02.12.2021г. в 6 часов 48 минут (выезд из депо в 7 часов 08 минут) не явилась на работу согласно графику рабочего времени, а также наряду на 02.12.2021г.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Директором МТТП ФИО2 издан Приказ от 08.12.2021 года «О применении дисциплинарного взыскания и снижении размера премии», согласно которого водителю трамвая ФИО1 объявлен выговор за допущенное нарушение, день 02.12.2021 года считать прогулом. Бухгалтерии снизить размер премии водителю трамвая ФИО1 за декабрь 2021 года на 100%. (л.д.7).

Как указано в приказе от 08.12.2021г. ФИО1 допустила грубое нарушение правил внутреннего трудового распорядка п.7.1 – отсутствие на работе в течение рабочей смены, а также условия трудового договора.

Основанием издания приказа являются: докладная начальника смены Г.С.Н. от 02.12.2021г., докладная инспектора по проведению профилактических осмотров водителей трамвая, троллейбуса и автотранспортных средств Ф.Н.А. от 02.12.2021г., объяснительная водителя трамвая ФИО1 от 03.12.2021г. (л.д.7, 88,89,87).

Согласно объяснения ФИО1 от 03.12.2021г. следует, что 02.12.2021г. она отсутствовала на рабочем месте с 6-48 до 15-23, вагон 276, так как у нее был выходной день. С одним выходным днем она работать не обязана. График у нее скользящий 4 рабочих и 2 выходных (л.д.87).

Суду представлены графики смен на ноябрь 2021г. и декабрь 2021г. (л.д.8,9.105).

В ноябре 2021г. с 27 по 30 число у ФИО1 – рабочие дни, 01 декабря 2021г. у ФИО1 выходной день, последующие рабочие дни 03,04,05,06 декабря 2021г.

С графиком на ноябрь 2021г. ФИО1 ознакомлена.

С графиком на декабрь 2021г. ФИО1 знакомиться отказалась, о чем составлен акт от 26.10.2021г. (л.д.86).

Так согласно акта об отказе от ознакомления с графиком работы водителей на декабрь 2021г. от 26.10.2021г. следует, что водитель трамвая на регулярных городских и пассажирских маршрутах ФИО1 отказалась знакомиться с графиком работы водителей трамвая на декабрь 2021г. в помещении диспетчерской. Акт подписан Ф.Л.А., У.Л.М., Ш.А.Н. (л.д.86).

С актом об отказе от ознакомления с графиком работы водителей на декабрь 2021г. от 26.10.2021г. ФИО1 знакомиться отказалась. Что также подтверждено подписями Ф.Л.А., У.Л.М., Ш.А.Н..

В соответствии с частью 2 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В соответствии со статьей 103 ТК РФ сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг (часть 1). При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (часть 2). При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору (часть 3). Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие (часть 4).

В соответствии со ст. 104 ТК РФ когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

Использование суммированного учета рабочего времени означает, что установленная для данной категории работников продолжительность рабочего дня и рабочей недели реализуется графиком в среднем за учетный период, при этом ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени по графику может в определенных пределах отклоняться от нормы часов рабочего дня и рабочей недели. В этом случае недоработка или переработка часов балансируется в рамках учетного периода таким образом, чтобы сумма отработанных в этот период часов равнялась норме часов этого периода для данной категории работников.

Согласно ст. 104 ТК РФ, порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно ст. 329 ТК РФ «Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств», МТТП в своей работе, для установления особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих на трамваях и троллейбусах, руководствуется приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02 октября 2020г. № 404 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» (далее - Особенности) (л.д.92-94).

Согласно п. 3 Особенностей, Особенности являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения трамваев (троллейбусов) должны разрабатываться с учетом норм настоящих Особенностей.

Согласно п. 4 Особенностей, графики работы и графики сменности на линии составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и содержит информацию, предусмотренную ст. 100 ТК РФ.

Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 7 Особенностей, в случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Согласно п. 8 Особенностей, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Указанная продолжительность ежедневной работы (смены) водителей может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с работником.

Согласие ФИО1 на работу, превышающую более 10 часов, имеется (л.д.91).

Согласно п. 14 Особенностей, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна составлять не менее 12 часов.

Суду представлены графики смен на ноябрь 2021г. и декабрь 2021г. (л.д.8,9).

В соответствии с графиком работы водителей на ноябрь и декабрь 2021 года, между последней рабочей сменой ФИО1, 30 ноября 2021г. и 02.12.2021г. (датой невыхода на смену), продолжительность отдыха составляла более 12 часов.

Согласно п. 5.3.1.12 правил внутреннего трудового распорядка МТТП, режим рабочего времени водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах - сменная работа с суммированным учетом рабочего времени (учетный период один месяц). Работодатель обязан обеспечить полным балансом выработки времени за месяц (количество водителей заложено в отработку баланса перевозок предприятия, согласно муниципальному заказу (контракта) (л.д.82-84), с которым истица ознакомлена 16.03.2021 (л.д.85).

Согласно п. 4.2 пп. 4.2.3 коллективного договора МТТП, для водителей трамваев, троллейбусов, кондукторов, работающих на городских регулярных пассажирских маршрутах применять суммированный учет рабочего времени. За работу в сверхурочное время (сверх баланса) производится доплата в полуторном размере тарифной ставки за первые два часа на количество рабочих смен по графику выходов, в двойном размере за последующие часы. Учетным периодом является месяц (л.д.77-80), с которым истица ознакомлена 30.12.2020 (л.д.81).

Исходя из анализа представленных суду доказательств, суд приходит к выводу, что согласно графика сменности на декабрь 2021г. второй выходной день - 02 декабря 2021г. являлся для ФИО1 рабочим временем в соответствии с утвержденным графиком сменности и локальными нормативными актами работодателя. Вместе с тем, она без уважительных причин не вышла на работу.

Согласно пояснениям в суде истицы следует, что с графиком сменности на декабрь 2021г. она была знакома, но была с ним не согласна, в соответствии с чем свою подпись подтверждающую ознакомление с графиком не поставила. 30 ноября 2021г. у нее заканчивалась 4 дневная смена и 01 и 02 декабря должны быть выходные. Однако, в графике 02 декабря был указан как рабочая смена.

Данные обстоятельства также подтверждаются представителем ответчика, пояснивим в суде, что ознакомление с графиком работы на декабрь 2021 года, водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах, ФИО1 проводилось 26 октября 2021г. в помещении диспетчерской трамвайного депо №1 сразу по началу полноценного функционирования структурного подразделения МТТП-Трамвайного депо № 1 (по окончании ремонтных работ трамвайных путей на пр. Октябрьский и реконструкции <****>).

При этом присутствовали заместитель начальника депо № 1 Ф.Л.А., инженер по организации перевозок У.Л.М., секретарь Ш.А.Н., и актом зафиксировали отказ водителя трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах, ФИО1 ознакомиться с графиком работы на декабрь 2021 года. ФИО1 устно запросила предложить ей другой график работы.

03 ноября 2021г. водителю трамвая на регулярных городских пассажирских маршрутах, ФИО1 был предложен иной график работы (5 рабочих 2 выходных), с которым она вновь ознакомиться отказалась.

Свидетель Ф.Л.А. в суде подтвердила данные обстоятельства. Кроме того дополнительно пояснила, что ФИО1 накануне 01.12.2021г. звонили и напомнили, что у нее 02.12.2021г. рабочая смена, что нужно выйти на работу. ФИО1 отказалась, сказала, что у нее по графику выходной, и на работу она не выйдет.

Показания свидетеля Ф.Л.А. согласуются с показаниями свидетеля К.В.Н., также подтвердившей в суде, что с графиком работы на декабрь 2021г. ФИО1 знакомили 26.10.2021, однако, она отказалась подписывать, что она ознакомлена. Водители трамваев работают в предприятии по графику 4/2. Так решили сами работники. При этом, поскольку применяется суммированный учет рабочего времени, баланс за месяц при такой сменности, как правило, не вырабатывается, поэтому приходится в графике использовать 1 выходной день как рабочий.

Оснований не доверять свидетелям судом не установлено.

С учетом вышеизложенного и на основании вышеперечисленных норм права, суд приходит к выводу, что в данном этом случае не требуется соблюдение предусмотренного статьей 113 ТК РФ порядка привлечения истца к работе в выходные дни, которые по графику сменности являются для нее рабочими. В соответствии с чем, критически относится к доводам истца в данной части.

Также не имеется оснований для оплаты в повышенном размере работы, приходящейся по графику сменности на выходные дни.

В связи с отсутствием нарушения права истца на оплату работы в ее, как она считает, выходной день, у нее не имелось оснований для невыхода на работу 02.12.2021г., установленный ей в качестве рабочего дня по графику сменности, с которым она фактически была ознакомлена в установленный законом срок, но была с ним не согласна, суд не усматривает оснований согласиться с доводами истицы.

Такой невыход на работу является прогулом без уважительной причины.

Согласно ст. ст. 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а работодатель вправе требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям.

Доводы истца об отсутствии в его действиях дисциплинарного проступка опровергаются исследованными судом доказательствами,

Порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности, установленный ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, не нарушен. При наложении дисциплинарного взыскания работодателем были учтены тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Согласно Положения о премировании работников МТТП НГО, п. 10, директору предприятия предоставляется право принятия решения о начислении премии частично или полностью за упущения в работе: прогул (п.10.2) (л.д.60-62).

Таким образом, судом установлено, что выплата премии является правом работодателя, который дает оценку труду работника, на поощрение работника в рамках ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации, а определение условий выплаты и размера премий его (работодателя) прерогативой; сама премия не является гарантированной частью заработной платы, а ее невыплата не нарушает прав работника на гарантированное вознаграждение за труд в силу ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 129, ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации премия является выплатой стимулирующего характера, определение конкретного размера премии относится к исключительной компетенции работодателя.

Поскольку премирование носит стимулирующий характер и является правом, а не обязанностью работодателя, с учетом положений ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе самостоятельно определять критерии и порядок выплаты премии на основании изданного им локального нормативного акта.

Установленные судом обстоятельства невыхода работником без уважительных причин на работу (совершение прогула), с учетом приведенных положений норм права, правомерно породили у работодателя право на применение к нему мер материального воздействия в виде лишения премии за декабрь 2021 года.

Поскольку нарушение трудовых прав истца не установлено, то исходя из положений ст. ст. 22, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд не усматривает оснований для компенсации ФИО1 морального вреда в размере 5000 рублей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме не имеется.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований к Муниципальному трамвайно-троллейбусному предприятию Новокузнецкого городского округа об отмене Приказа от 08.12.2021 года «О применении дисциплинарного взыскания и снижении размера премии», взыскании с компенсации моральный вред в размере 5 000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной мотивированной форме.

В окончательной мотивированной форме решение изготовлено 18.03.2022г.

Судья: В.В.Татарникова