ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2680/2021 от 02.09.2021 Металлургического районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-2680/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 сентября 2021 года г. Челябинск

Металлургический районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Пановой Л.В.,

при секретаре Уфимцево й Е.О.,

с участием старшего помощника транспортного прокурора Миткалевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Челябинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Корипанову К.М. о запрете эксплуатации воздушного судна,

УСТАНОВИЛ:

Челябинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Корипанову К.М. о запрете эксплуатации воздушного судна, регистрационный знак ... до получения сертификата летной годности на данное воздушное судно, страхового полиса ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц, запрете выполнять полеты на воздушных судах до прохождения медицинского освидетельствования и получения действующего медицинского заключения.

В обоснование иска прокурор указал, что 12.06.2021 г. самолет «Корвет», регистрационный номер ... под управлением пилота-любителя Корипанова К.М. осуществил взлет на аэродроме ДОСААФ Челябинск (Калачево). Взлет с аэродрома осуществлен без разрешения администрации (руководителя полетов) аэродрома ДОСААФ, без заявок и разрешений органов ОрВД. Срок действия сертификата летной годности на ВС ... закончился 28.09.2017 г. Кроме того, страховой полис ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами у Корипанова К.М. отсутствует.

Старший помощник транспортного прокурора Миткалева Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик Корипанов К.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица Уральского МТУ Росавиации в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в свое отсутствие. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором полагал требования транспортного прокурора обоснованными.

Суд, изучив письменные материалы дела, выслушав мнение помощника прокурора, считает исковые требования обоснованными.

В соответствии с п.2 ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации, пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Согласно п.1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ, к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Согласно п.1 ст. 53 Воздушного кодекса РФ, к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

В силу п.п.6 п.1 Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат пилоты авиации общего назначения: частные пилоты, пилоты-планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегких воздушных судов, полетные диспетчеры.

Ст. 36 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, а также беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности. Сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности, выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.

В соответствии со ст. 37.1 Воздушного Кодекса РФ, обязательная сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа, беспилотных авиационных систем и их элементов проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок обязательной сертификации. Обязательная сертификация завершается выдачей сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы соответствуют требованиям к летной годности и к охране окружающей среды и конструкция гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признана в качестве типовой.

В судебном заседании установлено, что Корипанову К.М. принадлежит воздушное судно – самолет Корвет-Л, регистрационный номер ... (л.д. 12).

Корипанов К.М. имеет свидетельство пилота-любителя №... (л.д. 16).

12.06.2021 г. самолет Корвет, регистрационный номер ..., принадлежащий Корипанову К.М. под управлением пилота-любителя Корипанова К.М. осуществил взлет на аэродроме ДОСААФ Челябинск (Калачево) без разрешения администрации аэродрома ДОСААФ Челябинск, без заявок и разрешений органов ОрВД.

Из объяснительной Корипанова К.М. следует, что он допустил ошибку, указав неверные координаты точки взлета по причине невнимательности. Перед взлетом Корипанов К.М. запрашивал диспетчера-информатора, но ответа не получил, в связи с чем сделал вывод, что аэродром без управления (л.д. 14).

Срок действия сертификата летной годности у Корипанова К.М. истек 28.09.2017 г. (л.д. 19).

Согласно п. 1 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», экземпляр воздушного судна допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности.

Кроме того, у Корипанова К.М. отсутствует страховой полис ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Челябинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Корипанову Константину Михайловичу о запрете эксплуатации воздушного судна подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации

С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Челябинского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Корипанову К.М. о запрете эксплуатации воздушного судна, удовлетворить.

Запретить Корипанову К.М. (хх.хх.хх года рождения, уроженцу ..., паспорт серия ... номер ...) эксплуатацию воздушного судна, регистрационный знак RA-0142G до получения сертификата летной годности на данное воздушное судно, страхового полиса ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц.

Запретить Корипанову К.М. выполнять полеты на воздушных судах до прохождения медицинского освидетельствования и получения действующего медицинского заключения.

Взыскать с Корипанова К.М. в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 (триста) руб. 00 коп.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Металлургический районный суд г. Челябинска.

Председательствующий Л.В. Панова

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2021 г.

Председательствующий Л.В. Панова