Дело №2-2682/2018
Решение
Именем Российской Федерации
24 мая 2018 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г.Новосибирска
в с о с т а в е:
Судьи Поздняковой А.В.,
при секретаре Мухаревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Октябрьского района г. Новосибирска о признании решения незаконным, обязании выполнить определенный действия, взыскании морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском с требованием признать незаконным решение администрации Октябрьского района г. Новосибирска, об отказе в принятии подготовленного Новосибирским центром инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» технического паспорта на <адрес> для целей ее перепланировки и (или) переустройства. Обязать мэрию г. Новосибирска, в лице администрации Октябрьского района, г. Новосибирска, принять для целей перепланировки и (или) переустройства <адрес> технический паспорт квартиры, подготовленный Новосибирским центром инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». Взыскать моральный ущерб в размере 3 000 тысяч рублей.
Требования обосновывал тем, что он является сособственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области /дата/. Для целей улучшения комфортности проживания истец решил осуществить перепланировку и переустройство данной квартиры. Пунктом 4, части 2, статьи 26 ЖК РФ установлено, что в числе других документов, в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения перепланируемого и (или) переустраиваемого жилого помещение необходимо предоставление технического паспорта данного жилого помещения. Для получения такого документа истец обратился в Новосибирский центр инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ, заключил договор подряда № от /дата/. предметом которого является «техническая инвентаризация объекта с выдачей технического паспорта». Обязательства подрядчиком были выполнены и истец получил указанный документ по акту приемки результатов выполненных работ. /дата/ он обратился в администрацию Октябрьского района г. Новосибирска с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, представив для этого необходимые документы, в числе которых был и технический паспорт <адрес>, подготовленный Новосибирским центром инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». Уведомлением администрации Октябрьского района г. Новосибирска от /дата/. за № ему было отказано в использовании выданного Центром технического паспорта и было предложено предоставить технический паспорт, подготовленный ОГУП «Техцентр НСО». При этом отказ мотивирован тем, что, на основании требований Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от /дата/. № «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. На основании вышеизложенного, осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов жилищного фонда с их паспортизацией, может осуществляться только специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации имеющей, соответствующие архивы инвентарных дел на объекты недвижимости».
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, указав, что полномочиями по осуществлению технического учета жилищного фонда (включая проведение работ по технической инвентаризации и технической паспортизации) обладают только государственные и муниципальные предприятия и учреждения к которым акционерные общества не относятся. ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» преобразовано в акционерное общество, в связи с чем не обладает правом осуществления технического учета жилищного фонда.
Представитель третьего лица АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" в лице Новосибирского центра инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" – ФИО3 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал письменный отзыв.
Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что иск ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что истец является сособственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области /дата/.
Для целей улучшения комфортности проживания истец с женой ФИО4 решил осуществить перепланировку и переустройство данной квартиры.
Пунктом 4 части 2 статьи 26 ЖК РФ установлено, что в числе других документов, в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения перепланируемого и (или) переустраиваемого жилого помещение необходимо предоставление технического паспорта данного жилого помещения.
ФИО1 обратился в Новосибирский центр инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ, заключил договор подряда № от /дата/. предметом которого является «техническая инвентаризация объекта с выдачей технического паспорта».
Обязательства подрядчиком были выполнены и истец получил указанный документ по акту приемки результатов выполненных работ.
/дата/ истец обратился в администрацию Октябрьского района г. Новосибирска с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, представив для этого необходимые документы, в числе которых был и технический паспорт <адрес>, подготовленный Новосибирским центром инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».
Уведомлением администрации Октябрьского района г. Новосибирска от /дата/№ истцу было отказано в использовании выданного Центром технического паспорта и было предложено предоставить технический паспорт, подготовленный ОГУП «Техцентр НСО». В обоснование отказа указано, что на основании требований Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от /дата/. № «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. На основании вышеизложенного, осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов жилищного фонда с их паспортизацией, может осуществляться только специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации имеющей, соответствующие архивы инвентарных дел на объекты недвижимости.
Исходя из положений п.12 Положения о государственном учете жилищного фонда, утвержденного постановлением Правительства РФ от /дата/№, учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда.
Таким образом, технический учет- это ведение реестра, а не подготовка и выдача технических паспортов.
Для реализации указанного постановления п.3 Минстрою России предписано разработать Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в РФ. Такая инструкция Минстроем была подготовлена и утверждена приказом № от /дата/, однако определением Верховного Суда РФ в /дата/ году была признана недействующей.
Согласно абз.2 п.3 Положения основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
При этом, в Постановлении правительства от /дата/№ «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства», утвердившее Положение об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, отсутствует информация о том, кто ведет технический учет, а также не раскрывается ни порядок ведения технического учета, ни порядок ведения государственного технического учета.
Согласно части 2 постановления Правительства РФ от /дата/. № а) государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют «Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы»; б) до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости....».
ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», правопреемником которого является АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», было аккредитовано Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Новосибирской области Свидетельством об аккредитации серии №, выданном на основании приказа Управления от /дата/. №
Таким образом, законодатель данным нормативным правовым актом императивно устанавливает субъекта, который ведет государственный технический учет, а также факт отсутствия на дату его издания (/дата/.) нормативных правовых актов, которые бы определяли порядок ведения государственного технического учета объектов капитального строительства, а, следовательно, с учетом требований абз. 2, п. 3 Положения, и порядок ведения технического учета.
Порядок ведения государственного технического учета объектов капитального строительства впервые был установлен приказом Минэкономразвития России от /дата/. №, которым были утверждены Правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства. Абзацем 4, части 2 этих Правил было определено, что они устанавливают «Порядок предоставления организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства документов и сведений об объектах учета и внесения их в реестр». Данный приказ утратил силу с /дата/ на основании приказа Минэкономразвития России от /дата/№.
Постановление Правительства РФ от /дата/. №, утвердившее Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утратило силу с /дата/. на основании постановления Правительства РФ от /дата/. №.
Частью 8 статьи 47 Федерального закона РФ от /дата/. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом, указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствие с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до /дата/.
Таким образом, нормативный правовой акт, который бы раскрывал понятие «технический учет» и устанавливал порядок его осуществления, на основании которых можно бы было сделать вывод о том, что технические паспорта на объекты жилищного фонда выдаются именно согласно понятия «технический учет», либо «порядка его осуществления», отсутствует.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, отказ ответчика со ссылкой на п. 3 постановления Правительства РФ №, от принятия выданного технического паспорта <адрес> для целей перепланировки и (или) переустройства, не может быть признан законным и обоснованным.
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости ведется в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от /дата/. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Вместе с тем, для переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в составе необходимых для этого документов в уполномоченный орган, на основании п. 4, ч. 2, ст. 26 ЖК РФ должен быть предоставлен его технический паспорт.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятом и введенном в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от /дата/. №-си, (Приложение 6), деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества» кодом 68.32.3 определена в качестве одного из видов экономической деятельности, которая может осуществляться в Российской Федерации физическими и юридическими лицами.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона РФ от /дата/ № №-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Пунктом 4.2.2 Устава АО «Ротехинвентаризация-Федеральное БТИ, а также пунктом 3.1 Положения о Новосибирском центре инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», установлено, что при заключении договора подряда в порядке реализации требований ст. 8 Федерального закона РФ от /дата/. № «О защите прав потребителей», в качестве одного из видов экономической деятельности, которые осуществляют АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и Центр, указан вид экономической деятельности - деятельность по технической инвентаризации недвижимого имущества.
Таким образом, Новосибирский центр инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» осуществляет на законных основаниях техническую инвентаризацию объектов недвижимости, по результатам которой выдает заказчикам технические паспорта данных объектов.
С учетом изложенного, отказ ответчика от принятия выданного Новосибирским центром инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» технического паспорта для целей перепланировки и (или) переустройства <адрес> следует признать незаконным.
Вместе с тем, разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд исходя из положений ст.1069 ГК РФ полагает, что данные требований предъявлены к ненадлежащему ответчику, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Стороны не ставили вопрос о распределении по делу судебных издержек, в связи с чем судом он не разрешался.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации Октябрьского района, г. Новосибирска, об отказе в принятии подготовленного Новосибирским центром инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» технического паспорта на <адрес> для целей ее перепланировки и (или) переустройства.
Обязать администрацию Октябрьского района, г. Новосибирска, принять для целей перепланировки и (или) переустройства <адрес> технический паспорт квартиры, подготовленный Новосибирским центром инвентаризации и технического учета Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ».
В удовлетворении остальной части исковых требований- отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.
Судья Позднякова А.В.