РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
22 декабря 2021 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шейко Т.М.,
при помощнике судьи Шефер М.М.,
в отсутствие сторон
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2682/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
Установил:
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что является неработающим пенсионером по старости с 01.04.2021. С 10.06.2021 по 27.06.2021 ездила на отдых в Егпиет. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно составила 41272 рублей. В выплате компенсации отказано по причине отсутствия итоговой стоимости перевозки, кода статуса бронирования, тарифа, а также не представлена справка перевозчика «Азур Айр» о стоимости проезда в пределах территории РФ. Просит признать решения Управления установления социальных выплат ОПФР по Иркутской области от 10.08.2021 № 048-21-001-5119-0513; взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Иркутск -Барнаул-Каир-Каир-Иркутск в размере 31263 рублей.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом своевременно, представили письменные возражения.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные суду доказательства с учетом положений статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.
В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы 01.04.2005 года Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - компенсация) (пункт 1).
Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).
Компенсация производится 1 раз в 2 года (пункт 6).
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (пункт 9).
В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что ФИО1 является неработающим пенсионером - получателем трудовой пенсии по старости, проживает в <...> и имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года. Указанные обстоятельства подтверждаются пенсионным удостоверением, трудовой книжкой, паспортом на имя истца.
Истец находилась на отдыхе в г. Каир (Египет), к месту проведения которого следовала по маршруту: Иркутск-Барнуал-Каир-Иркутск.
Как следует из заявления от 28.07.2021, ФИО1 обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в котором просила компенсировать ей расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. К заявлению были приложены проездные документы по маршруту следования.
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 10.08.2021 № 048-21-001-5119-0513 ФИО1 отказано по причине отсутствия итоговой стоимости перевозки, кода статуса бронирования, тариф, а также не представлена справка перевозчика «Азур Айр» о стоимости проезда в пределах территории РФ
Доводы истца о том, что она имеет право на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации, суд находит обоснованными, возмещению истцу подлежат расходы по оплате стоимости проезда с учетом ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.
Согласно пункту 5 Правил при следовании пенсионера к месту отдыха и обратно с пересадками с одного вида междугородного транспорта на другой может применяться сочетание обоих видов компенсации, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 10(1) Правил при следовании к месту отдыха за пределы территории Российской Федерации компенсация производится до ближайших к месту пересечения государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автовокзала, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
При этом для компенсации представляется копия заграничного паспорта с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.
Компенсация проезда воздушным транспортом международного сообщения производится при представлении пенсионером документа, выданного транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, включенной в стоимость проездного документа (билета).
Указанная в документе, предусмотренном абзацем третьим настоящего пункта, стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно проездному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.
Таким образом, нормативные положения, содержащиеся в Правилах, не исключают возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям страховых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха, в том числе и за пределы территории Российской Федерации.
Исключение такой возможности не согласуется со смыслом статьи 34 Закона № 4520-1 и вопреки требованиям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации при реализации мер государственной поддержки ставит часть проживающих в северных регионах получателей страховых пенсий по старости и по инвалидности в неравное положение с другими, а также приводит к неоправданному ограничению прав пенсионеров, которые при отсутствии регулярного обеспечения их путевками бесплатно или на льготных условиях свободны в выборе вида и места своего отдыха, в том числе и за пределами Российской Федерации.
Таким образом, суд считает, что выплата компенсации должна производиться вне зависимости от места нахождения пенсионера на отдыхе, но в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации.
Факт пребывания истца в месте отдыха в г. Каир (Египет) подтвержден маршрутными квитанциями электронного билета, а также посадочными талонами, справкой туроператора, договором на оказание туристского продукта, подтверждающими факт перелета.
Суд также не может согласиться с доводами ответчика о том, что не подлежит компенсации стоимость проезда истцу к месту отдыха и обратно, поскольку в маршрутной квитанции электронного билета отсутствуют обязательные реквизиты - итоговая стоимость перевозки, код статуса бронирования, тариф.
В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и Приказа Минтранса России от 08.11.2006 года № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 года № 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования, дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки - на русском и английских языках.
Кроме того, согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 год № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Из Информационного сообщения УФНС РФ по Иркутской области от 17.05.2010 года «Об отсутствии необходимости подстрочного перевода электронного авиабилета» следует, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от 08.11.2006 года № 134. При этом фамилия, имя пассажира записываются в билет так, как это предусмотрено Приказом МВД РФ от 26.05.1997 года № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ и выезда из РФ и въезда в РФ», а именно, набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора.
Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 года № 03-03-06/1/11).
Реализация права истца на компенсацию стоимости проезда не может быть поставлена в зависимость от соблюдения перевозчиками правил оформления проездных документов.
Отсутствие в авиабилете обязательных реквизитов (наименование проездного документа, форма оплаты, тариф, сборы, код статуса бронирования, итоговая стоимость) не исключает отнесение проездных документов к доказательствам, подтверждающим расходы истца по проезду к месту отдыха и обратно, что в силу статьи 56 ГПК РФ является юридически значимым обстоятельством по делу.
Определяя размер компенсации понесенных истцом расходов, суд исходит из следующего.
В подтверждение несения расходов на оплату проезда по спорному маршруту истцом представлена справка о стоимости перелета ООО Регион Туризм от 14.07.2021, справка о стоимости перелета ООО «Дом туриста» от 14.07.2021маршрутные квитанции электронных билетов, квитанция об оплате тура в Египет. Из представленных документов установлено, что стоимость перелета 41272 рубля.
Для расчета стоимости перелета по территории РФ суд принимает в качестве доказательства справку авиакомпании ООО «АЗУР эйр» от 07.10.2021 согласно которой ортодромическое расстояние по маршрутам составляет: Барнаул-Каир, общая ортодромия 4903 км, ортодромия по РФ 532 км (10,85%), по маршруту Каир-Иркутск, общая ортодромия 6300 км, ортодромия по РФ 2951 км. (46,84%). Общая ортодромия составляет по всему маршруту следования 11203 (4903+6300).
Таким образом, стоимость участка Барнаул-Каир составляет 1959,90 рублей (532:11203*41272)., стоимость участка Каир-Иркутск составляет 10871,50 рублей (2951:11203*41272).
В удовлетворении требования об оплате перелета по маршруту Иркутск-Барнаул надлежит отказать, поскольку стороной истца не представлено надлежащих доказательств подтверждающих каким конкретно воздушным коридором двигался авиаперевозчик при осуществлении вышеуказанного маршрута.
Согласно Приказу Минтруда России от 18.03.2016 N 118н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176" возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации, указанному пенсионером в заявлении.
Таким образом, суд находит, что к возмещению истцу подлежат расходы на проезд кместу отдыха и обратно по территории Российской Федерации в размере 12831,40 (1959,90+10871,50) руб., что не превышают фактически произведенные ею расходы на оплату стоимости проезда, следовательно, подлежат взысканию в пользу истца в пределах заявленных требований.
В удовлетворении требований в большем размере надлежит отказать.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности с объяснениями сторон представленные доказательства, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.02.2006 № 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, суд приходит к выводу о незаконности отказа Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в выплате компенсации и необходимости взыскания в пользу истца 12831,40 рублей в счет понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать решение Управления установления социальных выплат Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области от 10.08.2021 № 048-21-001-5119-0513 незаконными.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Иркутской области в пользу ФИО1 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 12831 рублей 40 коп.
В удовлетворении исковых требований в размере 18432,60 рублей истцу отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.М. Шейко
Мотивированное решение составлено 30.12.2021